Глагол как часть речи
5 класс
Слово учителя, слайд-презентация.
1. Организационный момент.
Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня у нас особенный урок, присутствуют гости. Ребята, с утра сразу сложно включиться в работу, так давайте поприветствуем друг друга и заодно разбудим наш мозг! Поднимите руки и поприветствуем друг друга, только мальчики! А теперь поднимите руки, только девочки! А теперь - только пятиклассники! И - только учащиеся 5б! Все, наш мозг заработал? Спасибо!
2. Проверка домашнего задания.
Для начала проверим домашнюю работу. По индивидуальному заданию Ольга Казакова подготовила нам историческую справку по теме нашего урока.
Ольга Казакова:
Ребята, попробуем угадать тему сегодняшнего урока. Посмотрите, пожалуйста, на экран.
(Учитель показывает 1й слайд - глаголицу). Кто знает, как называется наш первый славянский алфавит?
(Учитель показывает 2-й слайд - букву "глагол" из глаголицы). А как называется эта буква из первой азбуки?
Теперь вставьте пропущенное слово (3-й слайд – «Устами младенца... истина» пропущено слово «глаголет»).
(Учитель показывает 4-й слайд).Угадайте, какое слово описывает картинка? («разглагольствовать») .
Итак, какова тема урока? («Глагол»).
Правильно! Ведь само слово «глагол» в древнерусском языке означало «слово, речь», «глаголить» - «говорить». Это одна из основных частей речи, по частоте употребления глаголы стоят на 2-м месте.
Да, сегодня на уроке мы поговорим о такой части речи, как глагол. Запишите в тетради число и тему урока. Вы вспомните, что уже знаете о глаголе, а я расскажу, что вам предстоит узнать в этом году, в последней четверти этого учебного года.
Перед вами на экране текст уже знакомой нам замечательной писательницы Людмилы Петрушевской из ее книги "Лингвистические сказки". Это необычная сказка - текст написан по-русски, но кроме предлогов и союзов, мы не поймем здесь ни одного слова, потому что корни слов специально лишены смысла. Мы уже работали с такими текстами, когда изучали другие части речи - имя существительное и имя прилагательное. Хотя слова лишены смысла, мы тем не менее, смогли определить в этих текстах существительные и прилагательные. Теперь попробуйте найти в таком тексте глаголы. Для начала прочитаем текст. (Текст у каждого на парте).
Л. ПЕТРУШЕВСКАЯ
ПУСЬКИ БЯТЫЕ
Сяпала Калуша с Калушатами по напушке. И увазила Бутявку, и волит:
- Калушата! Калушаточки! Бутявка!
Калушата присяпали и Бутявку стрямкали. И подудонились.
А Калуша волит:
- Оее! Оее! Бутявка-то некузявая!
Калушата Бутявку вычучили.
Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.
А Калуша волит калушатам:
- Калушаточки! Не трямкайте бутявок, бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся.
А Бутявка волит за напушкой:
- Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!
Кто понял, хотя бы приблизительно, в чем сюжет этой сказки?
Какик глаголы вы нашли в тексте? ( Сяпала, увазила, волит, присяпали, стрямкали, подудонились, вычучили, вздребезнулаь, сопритюкнулась , усяпала, (не) трямкайте, дудонятся )
Кто правильно находит глагол, выходим к доске и доказываем, что это действительно данная часть речи. Разберем как часть речи каждое слово.
1. Поскольку эти слова лишены смысла, на значение мы опираться не можем. Давайте рассуждать по порядку: что означает глагол как часть речи? (Действие предмета) Сяпала - действие какого предмета? От какого слова мы задаем вопрос? (Калуша). Значит, калуша - какая часть речи?Далее: какие вопросы мы можем задать к этим словам от существительного? Калуша что сделала? Сяпала. Что сделала? Увазила. Что делает? Волит.
2. Обратите внимание, работая с глаголом, мы постоянно обращаемся к существительному. Мы с вами знаем, что глагол согласуется с существительным - вспоминаем, как именно? Калуша сяпала, а калушата вычучили - выделите окончания, по какому признаку здесь согласуются существительное и глагол? (Глагол стоит в том же числе, что и существительное). Бутявка вздребезднулась - что еще мы можем определить по окончанию глагола в единственном числе? Женский род, как у существительного.
Вспомним, как еще изменяется глагол? По временам! Вздребезднулась - в каком времени стоит глагол? Прошедшее. Определяем время каждого слова. Волит - настоящее. А можно ли определить лицо и как мы это делаем? Опять же по существительному -в 3 лице.
А вот вопрос: в чем разница глаголов "сяпали - присяпали" (отвечают на вопросы?..) То есть сяпали - действие происходит, оно еще совершается, а присяпали уже совершилос. Ребята, на следующих уроках мы познакомимся с таким признаком глагола, как вид - совершенный присяпала и несовершенный сяпали. Но об этм подробнее позже.
3. Мы поговорили о значении и о морфологических признаках глаголов в тексте. А по синтаксической роли в предожении можно определить глагол? Вспомним, каким членом предложения чаще всего бывает глагол? (Сказуемым).Определите роль слов в предложении "Калушата Бутявку вычучили". А какими членами предложения являются глаголы в предложении "Учиться всегда пригодится"? (Разбор у доски) На следующих уроках мы также подробнее познакомимся с неопределенной формой глагола, которая может играть роль не только сказуемого, но подлежащего и дополения.
Посмотрите, хотя лексика в этом тексте лишена своей смысловой нагрузки, все правила грамматики и синтаксиса соблюдаются, и поэтому мы с вами как носители русского языка легко узнаем здесь части речи.
А вот задание посложнее: разобрать глаголы стрямкали вычучили подудонились вздребезнулась сопритюкнулась усяпали по составу. Мы уже поговорили о морфологических признаках слов, поэтому сразу выделяем личные окончания, суффиксы -а, -л. Выделим условные корни. А что вы можете сказать о приставки по-, с-, при-, вз-? Они так же, как и корень лишены значения? Или?. Ищем одноструктурные слова с такими приставками! (Ответы учащихся)
Напоследок вспомним орфограммы с глаголами:
Не трямкайте - почему раздельно? А как же тогда быть со словами недоумевать ненавидеть нездоровится неможется? Запишем их в тетрадь, эту загадку мы разгадаем на следующих уроках.
Вспомним также правописание -тся -ться в глаголах: дудонятся или дудоняться? Как определить? (Ответы учащихся)
3.Итоги урока. Ребята, давайте сделаем выводы: что характеризует глагол как часть речи? Что вы узнали нового на уроке? Что вам понравилось сегодня? Какие трудности возникли?
Всем спасибо за работу! Особенно хочу выделить работу следующих учащихся (фамилии с отметками)
4. Д/з: попробуйте перевести текст Л. Петрушевской, сохраняя все грамматические значения.