СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "Кодирование информации"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Кодирование информации"»

Колледж сферы услуг



Утверждаю:

Руководителю филиала ГПОБУ КСУ

_______________ М.А. Муртузалиева

«____» ___________________ 2020г.


Открытый урок

в группе

«Мастер по обработке цифровой информации»

на тему:


"Кодирование текстовой информации"





















Провела:

Мастер п/о Лачинова М.Б.





2020 г.

Тема: Кодирование текстовой информации

Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом. (см. Презентация, слайд 1)

Цели урока: (см. Презентация, слайд 2)

Обучающие:

  • познакомить студентов со способами кодирования и декодирования текстовой информации с помощью кодовых таблиц и компьютера;

  • развивать логическое и алгоритмическое мышление обучающихся, познавательные интересы студентов;

  • воспитывать умение слушать и слышать, самооценку у студентов.

Развивающие:

  • развитие коммуникативно-технических умений,

  • развитие умения применять полученные знания при решении задач различной направленности,

  • развитие умения пользоваться предложенными инструментами.

Воспитательные:

  • воспитывать добросовестное отношение к труду, инициативность,

  • уверенность в своих силах.

Задачи урока: (см. Презентация, слайд 3)

  • формировать знания студентов по теме “кодирование текстовой информации”;

  • развить навыки анализа и самоанализа;

  • формировать умения планировать и оценивать свою деятельность.

Оборудование:

  • рабочие места студентов (персональный компьютер с ОС Windows);

  • рабочее место преподавателя;

  • таблицы кодировок;

  • мультимедийный проектор;

  • мультимедийная презентация;

  • карточки с заданиями.

Ход урока

I. Инициация.

Сообщение темы, целей и задач урока. (см. Презентация1,2,3)

Преподаватель: Сегодня на уроке вы узнаете, как представляется текстовая информация в компьютере. Научитесь кодировать и декодировать текстовую информацию с помощью кодовых таблиц и ПК.

II. Формирование новых понятий и убеждений студентов

Преподаватель: Сегодня на уроке мы с вами разберём понятия: текстовая информация, кодовая таблица. Будем кодировать, и декодировать текстовую информацию.

Начиная с конца 60-х годов, компьютеры получили возможность работать с текстовой информацией.

(см. Презентация, слайд 4)

Текстовая информация – это информация, выраженная в письменной форме

Определение текстовой информации записать в тетрадь.

В процессе восприятия, передачи и хранения информации человеком и техническими устройствами происходит её кодирование.

Преподаватель: Ребята, давайте вспомним: Что такое кодирование?

(см. Презентация, слайд 5)























Ответ: Кодирование – это процесс преобразования информации в форму, воспринимаемую компьютером, т.е. двоичный код.

Преподаватель: Декодирование?

ОтветДекодирование – это процесс обратный кодированию, который заключается в том, что происходит преобразование данных из двоичного кода в форму, понятную человеку.

Записать в тетрадь.

Преподаватель: При вводе в компьютер текстовой информации происходит её двоичное кодирование, изображение символа преобразуется в его двоичный код. Пользователь нажимает на клавиатуре клавишу с символом, и в компьютер поступает определённая последовательность из 8 электрических импульсов (двоичный код символа). Код символа хранится в оперативной памяти компьютера, где занимает одну ячейку.

В процессе вывода символа на экран компьютера производится обратный процесс – декодирование, т.е. преобразование кода символа в его изображение.

Историческая справка (см. Презентация, слайд 6)

Преподаватель: Криптография - это тайнопись, система изменения письма с целью сделать текст непонятным для непосвященных лиц

Преподаватель: Азбука Морзе или неравномерный телеграфный код, в котором каждая буква или знак представлены своей комбинацией коротких элементарных посылок электрического тока (точек) и элементарных посылок утроенной продолжительности (тире)

Преподаватель: Сурдожесты - язык жестов, используемый людьми с нарушениями слуха

Код Цезаря (см. Презентация, слайд 7)

Преподаватель: Существует ещё один код называемый Кодом Цезаря

Замени каждую букву шифруемого текста на другую путем смещения в алфавите от исходной буквы на фиксированное количество символов!

Закодируем Б А Й Т – сместим на 2 символа вправо

(см. Презентация, слайд 8)

Преподаватель: Человек различает знаки по их начертанию. Для предоставления текста в памяти компьютера необходимо представить его в виде двоичного кода.

Ребята, как представлен двоичный код в компьютере? (В виде каких символов?)





























Ответ: в виде последовательности  из 0 и 1

Для представления текстовой информации (прописные и строчные буквы русского и латинского алфавитов, цифры, знаки и математические символы) достаточно 256 различных знаков. По формуле можно вычислить, какое количество информации необходимо, чтобы закодировать каждый знак:

N = 2i 
256 = 28 
i = 8 бит

N – мощность алфавита
i – информационный вес символа





(см. Презентация, слайд 9)


(см. Презентация, слайд 10)

Преподаватель: Таблица, в которой всем символам компьютерного алфавита поставлены в соответствие порядковые номера (коды), называется таблицей кодировки.

Определение таблицы кодировки записать в тетрадь.

Преподаватель: Международным стандартом для ПК стала таблица ASCII (читается аски) (Американский стандартный код для информационного обмена).

(см. Презентация, слайд 11)

Таблица кодов ASCII делится на:

1) Функциональные клавиши (принято называть управляющими) Символы с номерами от 0 до 31. Их функция – управление процессом вывода текста на экран или печать, подача звукового сигнала, разметка текста и т.п.

( Приложение 1)

Символ 32 – пробел, т.е. пустая позиция в тексте.

2) Коды 32 – 127 – входят буквы латинского алфавита, цифры, знаки препинания, скобки и некоторые другие символы.

3) Коды 128 – 255 – национальный алфавит.

Учитель: Рассмотрим кодовую таблицу MS – DOS (СР(кодовая страница)866) подробнее.

Кодовая таблица MS – DOS (СР(кодовая страница)866) (называемая кодовой страницей) включает в себя:

  • прописные русские буквы:

– имеют номера со 128 по 159 — (с " А " по " Я "),

– буква " Ё " стоит особняком под номером 240 .

  • строчные русские буквы (чтобы сохранить символы псевдографики) разбросаны:

– буквы с " а " по " п " имеют номера со 160 по 175 ,

– с " р " по " я " занимают позиции с 224 по 239 ,

– буква " ё " снова на отшибе и имеет номер 241 .

(см. Презентация, слайд 12)

Понятие кодировки Unicode

В мире существует примерно 6800 различных языков. Если прочитать текст, напечатанный в Японии на компьютере в России или США, то понять его будет нельзя. Чтобы буквы любой страны можно было читать на любом компьютере, для их кодировки стали использовать 2 байта (16 бит).

N = 2i 
2i = 216 = 65536
N = 65536

N – мощность алфавита символов в кодовой таблице Unicode.
i – информационный вес символа

(см. Презентация, слайд 13 – 14)

Для разных типов ЭВМ используютcя различные кодировки:

В настоящее время существует 5 кодовых таблиц для русских букв: Windows (СР(кодовая страница)1251), MS – DOS (СР(кодовая страница)866), KOИ – 8 (Код обмена информацией, 8-битный) (используется в OS UNIX), Mac (Macintosh), ISO (OS UNIX).

Тексты, созданные в одной кодировке не будут правильно отображаться в другой.

(см. Презентация, слайд 15)

На данном слайде вы видите сравнение кодов в различных кодировочных таблицах.

(см. Презентация, слайд 16)

Примеры:

1. Давайте с помощью кодовой таблицы ASCII (аски) декодируем текст: С помощью последовательности десятичных кодов: 99 111 109 112 117 116 101 114 (computer)

(см. Презентация, слайд 17)

III. Практическая работа

Цель: научиться определять числовые коды символов и вводить символы с помощью числовых кодов.

(см. Презентация, слайд 18)

Преподаватель: Работа в текстовом редакторе MS Word. Запустите текстовый редактор MS Word. Удерживая клавишу “ALT”, наберите коды на дополнительной цифровой клавиатуре:

170 174 171 171 165 164 166 колледж

Преподаватель: Какое слово получили?

Ответ: колледж

Выполнение практической работы студентами самостоятельно

( Приложение 2)

Проверка выполнения практической работы.

( Приложение 3)

IV. Подведение итогов урока

Преподаватель: Сегодня на уроке вы научились кодировать и декодировать текстовую информацию при помощи кодировочной таблицы MS – DOS (СР(кодовая страница)866).

V. Домашнее задание (см. Презентация, слайд 17)

Произвести кодирование стихотворения из 4– строк (до 100 символов).

До свидания, спасибо за урок.





































































( Приложение 1)

CP866 (MS DOS).


Стандартная часть кодировочной таблицы ASCII

Номер

Символ

Номер

Символ

Номер

Символ

Номер

Символ

32


56

8

80

P

104

h

33

!

57

9

81

Q

105

i

34

58

:

82

R

106

j

35

#

59

;

83

S

107

k

36

$

60

84

T

108

l

37

%

61

=

85

U

109

m

38

&

62

86

V

110

n

39

63

?

87

W

111

o

40

(

64

@

88

X

112

p

41

)

65

A

89

Y

113

q

42

*

66

B

90

Z

114

r

43

+

67

C

91

[

115

s

44

,

68

D

92

\

116

t

45

-

69

E

93

]

117

u

46

.

70

F

94

^

118

v

47

/

71

G

95

_

119

w

48

0

72

H

96

`

120

x

49

1

73

I

97

a

121

y

50

2

74

J

98

b

122

z

51

3

75

K

99

c

123

{

52

4

76

L

100

d

124

|

53

5

77

M

101

e

125

}

54

6

78

N

102

f

126

~

55

7

79

O

103

g

127

 





( Приложение 2)

Практическая работа

«Кодирование текстовой информации»

Цель работы. Научиться определять числовые коды символов, вводить символы с помощью числовых кодов и осуществлять перекодировку русскоязычного текста в текстовом редакторе.

Задание: В текстовом редакторе Блокнот ввести с помощью числовых кодов последовательность символов в кодировках Windows и MS-DOS.

Ввод символов с помощью числовых кодов в тексто­вом редакторе Блокнот

  1. Запустить стандартное приложение Блокнот командой [Программы-Стандартные-Блокнот].

  2. С помощью дополнительной цифровой клавиатуры при нажатой клавише {Alt} ввести число 0224, отпустить клавишу {Alt}, в документе появится символ «а». Повторить процедуру для числовых кодов от 0225 до 0233, в документе появится последовательность из 12 символов «абвгдежзий» в кодировке Windows.

  3. С помощью дополнительной цифровой клавиатуры при нажатой клавише {Alt} ввести число 224, в документе появится символ «р». Повторить процедуру для числовых кодов от 225 до 233, в документе появится последовательность из 12 символов «рстуфхцчшщ» в кодировке MS-DOS.

Задание №1

  • 143 174 162 239 167 160 171 160 32 174 225 165 173 236 32 175 165 225 226 224 235 169 32 228 160 224  226 227 170

  • 136 32 162 165 164 165 224 170 168 32 225 32 170 224 160 225 170 160 172 168 32 162 167 239 171 160 46

  • 144 160 173 168 172 32 227 226 224 174 172 44 32 175 224 174 229 174 164 239 32 175 174 32 175 160 224 170 227 44

  • 138 168 225 226 236 239 32 175 174 167 174 171 174 226 174 169 32 174 161 162 165 171 160 46

Задание №2

  • 135 173 160 165 226 32 164 165 162 174 231 170 160 32 168 32 172 160 171 236 231 168 170 44

  • 136 32 167 165 171 165 173 235 169 32 175 174 175 227 163 160 169 44

  • 133 225 171 168 32 164 162 168 166 165 226 225 239 32 226 224 160 172 162 160 169 231 168 170

  • 144 165 171 236 225 235 32 173 165 32 175 165 224 165 161 165 163 160 169 46

Задание №3

  • 141 160 172 32 173 165 32 164 160 173 174 32 175 224 165 164 227 163 160 164 160 226 236 44

  • 138 160 170 32 225 171 174 162 174 32 173 160 232 165 32 174 226 167 174 162 165 226 225 239 44 32 45

  • 136 32 173 160 172 32 225 174 231 227 162 225 226 162 168 165 32 164 160 165 226 225 239 44

  • 138 160 170 32 173 160 172 164 160 165 226 225 239 32 161 171 160 163 174 164 160 226 236 46 46 46







Рабочий лист № 1

Тема урока_______________________________________________________

Ф.И.О.____________________________________________________

Алфавит:

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Расшифруйте фразу персидского поэта Джалаледдина Руми. Каждая буква исходного текста заменяется третьей после неё буквой

«кгнусм ёогкг фесл тцфхя фзужщз фхгрзх ёогксп»

Запишите результат в ячейках:




















































Количество символов: 1.____________________________________



Рабочий лист № 2

Тема урока_______________________________________________________Ф.И.О.____________________________________________________

Закодируйте «Cтипендия» используя кодовые таблицы КОИ8 и СР1251

КОИ8















СР1251













КОИ8

СР1251

Рабочий лист № 3

Т ема урока_______________________________________________________

Ф.И.О.____________________________________________________

Unicode =

Раскодировать фразу по таблице Unicode

193 235 224 227 238 228 224 240 254

194 209 197 213 231 224

226 237 232 236 224 237 232 229



















































( Приложение 3)

Ответы к практической работе

«Кодирование текстовой информации»


Задание №1

Повязала осень пестрый фартук

И ведерки с красками взяла.

Ранним утром, проходя по парку,

Листья позолотой обвела.

Задание №2

Знает девочка и мальчик,

И зеленый попугай,

Если движется трамвайчик

Рельсы не перебегай.

Задание №3

Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовется, —

И нам сочувствие дается,

Как нам дается благодать...