Тема урока | Дециметр |
Тип урока | Урок «открытия» новых знаний |
Цель урока | путём наблюдения и сравнения познакомить учащихся с современной единицей измерения длины – дециметром; способствовать развитию практических навыков по использованию полученных сведений на уроке в реальных жизненных условиях. |
Основные термины и понятия | Сантиметр, дециметр, величина, длина, мерка, инструмент «линейка». |
Информационно- образовательная среда | Ресурсы | Межпредметные связи |
Информационный материал (УМК «Школа России) Демонстрационный материал наглядные пособия: презентация, модели веточек ; раздаточный материал- полоски, линейки Диагностический материал Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика. 1 класс, 2 ч. (стр.51). Моро М.И., Волкова С.И. Математика. 1 класс. Рабочая тетрадь. 2 ч., с.25. | (наименование предмета и темы) Окружающий мир «Дикие животные» Русский язык «Словарные слова» Технология (инструменты) |
Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Ученик научится: Знания: -знать единицу измерения длины – дециметр; -понимать и пользоваться понятиями «длиннее», «короче». Умения: -уметь измерять отрезки при помощи линейки; -уметь измерять отрезки и выражать их длины в дециметрах; -уметь чертить отрезки заданной длины (в дециметрах); Ученик получит возможность научиться: находить алгоритмы, удобные способы решения и проверки заданий, осуществлять самоконтроль. | Ученик научится: Познавательные УУД. Находить способы решения проблемных ситуаций; под руководством учителя осуществлять действия подведения под понятие; научится использовать знаково-символические средства для выражения единиц длины; Регулятивные УУД. Принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий; научится следовать при выполнении задания инструкциям учителя и других источников информации: учебник, анализировать, сравнивать, делать выводы; Коммуникативные УУД Научится формулировать и обосновывать свою точку зрения; принимать участие в работе группы Ученик получит возможность научиться: находить алгоритмы, удобные способы решения и проверки заданий, осуществлять самоконтроль, а так же применять изученные алгоритмы работы, учиться строить речевые высказывания в устной форме. | Будут созданы условия для формирования у ученика: устойчивого интереса к решению познавательных задач в области математики; формирование адекватной самооценки; личностной и социальной активности в достижении поставленной цели. |
Этапы урока |
Формы и приемы организации учебной деятельности учителем (краткое содержание предлагаемых учебных ситуаций, заданий, основных вопросов). | Деятельность учащихся |
1. Мотивационно-ориентировочный этап |
Создание мотивационной основы учебной деятельности (актуализация знаний, постановка учебной задачи/проблемного вопроса/ ситуация затруднения и др.). ( слайд 1) Мотивация учебной деятельности - Ребята, у нас на уроке сегодня гость. ( слайд 2) Когда идешь в гости, надеешься, что тебе не будет там скучно, а будет интересно. Я желаю вам быть радушными хозяевами и работать так, чтобы всем было интересно! -Что бы узнать новое и интересное мы сначала повторяем то, что знаем: Устный счёт 1. Число, предыдущее числу 13; 2. Число, следующее за числом 18; 3. В этом числе 1 десяток и столько же единиц; 4. Число больше 10 на 7; 5. Число меньше 10 на 1 6. Я задумала число. Из него вычла 5 и получила 3. Какое число я задумала? 7. Какое число стоит между числами 12 и 14? 8. 1 слагаемое 3, 2 слагаемое 2, найти сумму чисел? | Принимают участие в работе класса. Вспоминают таблицу сложения. Считают, думают, рассуждают, слушают. Ведут диалог с учителем. Принимают практическую задачу. |
1.2. Целевая основа деятельности (выдвижение гипотезы, предположений, выявление причины затруднения, формулирование учебной задачи, цели учебной деятельности). Цель УД: выявить место затруднения; УЗ: организовать формулирование проблемы и темы урока обучающимися. Сколько веточек у бобра ( рисунок ) (6) Но вот беда. (слайд 3) Бобёр собрал веточки, а не знает пронесёт ли он их в свою хатку. - Сегодня на уроке математики нам предстоит выполнить важное поручение. Бобёр просит нас ему помощь. (слайд 4) -Поможем ему? Почему бобёр собирает веточки в своём домике? Бобр — грызун, приспособленный к полуводному образу жизни. Часть веток поваленного дерева бобры поедают на месте, другие сносят к своему жилищу или к месту строительства плотины. Наш бобёр ещё маленький поэтому он несёт маленькие веточки.(слайд 5 и 6) -Что нужно знать нам чтобы ему помощь? | Формулируют цель учебной деятельности. |
2. Поисковый этап |
2.1. Планирование деятельности (выдвижение гипотезы, предположений поиск способов выхода из затруднения, коллективный план решения учебной задачи с опорой на имеющийся опыт детей и др.) Как мы будем проверять –войдут веточки в хатку или нет?(слайд 7) (измерять) Какие величины вы знаете? (закрыты на слайде 8 по щелчку) Единица длины – сантиметр Литр - вместимость сосудов или емкость Килограмм-масса предметов Один не открыла, как вы думаете почему? Итак, с чем будем знакомиться сегодня на уроке? -Сегодня на уроке мы поговорим о единицах измерения длины, познакомимся с новой единицей измерения. | Отвечают на вопросы. Предлагают свои варианты ответов. Дети повторяют известные величины и единицы измерения. Предположение детей Учащиеся анализируют ситуацию и делают вывод. У детей возникает затруднение, т.к. сантиметр слишком маленькая единица измерения. |
2.2. Фиксация плана (графическая, устная, письменная и др.) 1/Знать единицу длинны- дециметр 2/Уметь измерять длину с помощью линейки 3/Уметь чертить отрезки заданной длины | При помощи учителя составляют план |
3. Практический этап |
3.1. Открытие «нового» знания. - Возьмите линейку. Вы видите знакомый вам числовой ряд и деления. Как называется расстояние от одного числа до другого? ( 1см). Проведём практическую работу. -У вас на партах лежат две мерки. Длина маленькой – 1 сантиметр. Попробуйте измерить длину палочки этой меркой (жёлтой). Один накладывает мерку, другой отмечает границу пальцем. Удобно? (нет) -Возьмите другую мерку(синюю) и измерьте длину палочки этой меркой. Удобно? (да) -Узнайте, сколько маленьких мерок укладывается в большой. (10) Значит, большая мерка равна 10 см. Такая единица измерения называется ДЕЦИМЕТР. Дециметр по латыни [decem] – десять( слайд 9) -Значит сколько в 1 дециметре сантиметров? (10см) Слово «дециметр» длинное, сокращенно дм. (по щелчку дм) - Кто знает, как можно измерить длину отрезков? - Какие есть инструменты для измерения длины? Учитель предлагает выбрать предметы, с помощью которых можно измерить длину. (слайд 10) -Рулетка, линейка, треугольник- это нужные нам инструменты (слайд 11) Введение понятия «дециметр» - Умнички, вот мы и пришли к выводу. Чтобы точно измерять длину, нужно выбирать единую мерку для измерения длины. Сегодня на уроке мы будем использовать единицу измерения- дециметр. Демонстрирует как с помощью линейки производить измерения. Физкультминутка | Делают вывод о размере своих полос. Отвечают на вопрос, приходят к выводу, что нужен инструмент! Нужна линейка. Рассматривание линейки. Знакомятся со шкалой на линейке. Дети называют виды инструментов для измерения длины (рулетка, сантиметр), говорят, где их применяют. Узнают, что такое 1 дм. Совместить начало отрезка с "0" и посмотреть, на какой цифре заканчивается. Отвечают хором "Дицеметр" С помощью линейки чертить и находить длину отрезков. Повторяют движения за учителем. Слушают объяснение, следят за демонстрацией. Отвечают на вопросы. |
3.2. Применение знания, умений, формирование предметных способов действий, создание алгоритма и проверка и др. Работа с учебником стр. 51 №2-читает ученик и все выполняют №3 у доски два ребёнка №5 самостоятельно -У нашего бобрёнка вход в хатку не больше 5 дм. Давайте измерим теперь веточки у бобра. Пронесёт наш бобрёнок веточки? | Измеряют и сравнивают предметы. Дети повторили известные способы сравнения (наложением, на глаз).Обучающиеся самостоятельно нашли нужную информацию для решения задачи, все выполнили сравнение предметов. Выполняют измерения, сообщают свои результаты. Работают самостоятельно |
3.3. Применение знаний и умений для решения учебных, учебно-познавательных и учебно-практических задач, выполнения творческих заданий и др. А сейчас мы продолжим нашу работу. - Наши знания необходимо применить на практике. 1)Задание: от нитки нужно отрезать часть длиной 2 дм. Покажи соседу по парте, где нужно сделать разрез. - У каждого на парте лежит нить. От нее надо отрезать часть длиной 2 дм. - Сравните свой результат с результатом соседа по парте. 2) Начертить отрезок 1 дм. 3) Работа с рабочей тетрадью с.25 №1 (в парах проверка) | Дети обсуждают и рассказывают, где надо сделать разрез, используя линейку. Дети выполняют практическую работу. Дети в парах сравнивают полученные результаты, поднимают руки вместе, если они пришли к общему мнению и отрезали часть нитки одинаково. Дети повторяют, как пользоваться линейкой и сделать необходимое отмеривание. Работают в рабочей тетради Чертят в тетради отрезок 1 дм. |
4. Рефлексивно-оценочный этап |
Оценка (самооценка) достижения результатов – Что вы можете сказать о своей работе на уроке? – У вас на столе кружочки. Оцените цветом свою работу на уроке. | Оценивают урок и свою работу, поднимают кружочки |
4.1. Рефлексия достижения цели _Продолжи -Сегодня я узнал | |
4.2. Рефлексия способов деятельности Продолжи -Было трудно…. | |
4.3. Рефлексия эмоционального состояния и настроения Закрасьте пустые смайлики цветом подходящим под ваше настроение | |