СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 13.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "Меры времени. Сутки. Работа с часами"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Меры времени. Сутки. Работа с часами"»

Открытый урок по математике на тему:

«Меры времени. Сутки. Работа с часами» 

Цель урока: - систематизировать знания о мерах времени;

- совершенствовать знания, умения работы с часами;

- закрепить изученный материал.

Задачи: Образовательная:

- повторить меры времени, их соотношения и преобразование;

- сформировать представление о сутках, как единица времени;

- расширить знания детей о времени.

Коррекционно-развивающая:

- коррекция мышления через анализ основы, пошаговое следование правилу, коррекция мыслительных операций;

- развивать математическую речь, способности, внимательность, наблюдательность, память, мышление;

- корригировать мелкую моторику.

Воспитательная:

- воспитывать интерес к учёбе, прививать любовь к предмету, самостоятельность и умение доводить начатое до конца;

- воспитывать бережное отношение к времени.

Оборудование: запись на доске, ручки, тетради, цветные карточки, модель часов, плакат единицы времени, индивидуальные циферблаты, индивидуальные карточки, иллюстрации часов, пословицы.


Ход урока.

 

1.Организационный момент.

Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к уроку.

Отметка учащихся. Психологический эмоциональный настрой.

- Добрый день ребята! Рада вас видеть! Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу. Я желаю вам работать дружно, открыть что-то новое. У нас сегодня не обычный урок, к нам пришли гости, давайте встретим их радушно с улыбкой и порадуем своими ответами, повернитесь, поприветствуйте их. Присаживайтесь за свои места.


Начинаем наш урок.

Мы уложим его в срок.

Все примеры мы решим и задачи тоже.

Дружно вместе отдохнём.

Своё время сбережём.


- На уроке вам предстоит хорошо потрудиться, быть внимательными, активными и усердными.

– Ну, а для того чтобы на нашем уроке время не тянулось, я подготовила для вас интересные задания.

2. Актуализация знаний.

- Любите ли вы сказки?

- Сейчас, я включу вам отрывок из одной замечательной сказки, а вы постарайтесь отгадать название и автора сказки. (Видеоролик)

«… – Поезжай, моя милая! Ты это заслужила! – воскликнула фея. – Но помни, ровно в полночь сила моих чар кончится: твое платье снова превратится в лохмотья, а карета – в обыкновенную тыкву. Девушка обещала волшебнице уехать из дворца до полуночи и, сияя от счастья, отправилась на бал»

- Это сказка Шарля Перро «Золушка»

- Вспомните, что произошло с Золушкой после бала. (Потеряла хрустальную туфельку, платье снова превратилось в лохмотья, лощади превратились в мышей, а карета – в обыкновенную тыкву). (Золушка должна была уехать в 12 часов ночи, но опоздала.)

- А как вы думаете, если бы она хорошо ориентировалась во времени, такого бы не случилось? (Нет)

 - Так что же важно знать и уметь? (Ориентироваться во времени)

- С помощью чего же люди ориентируются во времени? (С помощью часов)

- Может быть, кто-то догадался, о чём мы сейчас поговорим? (Ответы учащихся)


3. Основная часть материала.

 - На уроке мы будем говорить. О времени. О часах. О сутках.

- Откройте свои тетради.

- Запишите число и тему урока.

- Какое сегодня число?

- Какой месяц? -А по счёту какой?

- Какой сегодня день недели?

- Какой он по счёту?

- Какой день недели предшествует вторнику?

- Какой наступает после него?

- Давайте выполним задание.


а) Соедините стрелками примеры с одинаковыми ответами:
5 * 6=30                              6 * 4=24                24 – (М)
42 / 7=9                          10 * 3=30                30 – (Я)
3 * 8=24                             45 / 9=5             5 – (В)
40 / 8=5                            3 * 3=9                  9 – (Е)
27 / 3=9                            48 / 8 =6            6 – (Р)

- Расположите цифры в порядке возрастания. Какое слово получилось? (ВРЕМЯ)

- А что же такое время? Сложно ответить. Не огорчайтесь, на этот вопрос ещё никому точно не удавалось ответить.


Время – единственное, что нельзя остановить, вернуть, повторить или изменить. Это вечная загадка для человека.

- Ребята, а почему иногда говорят: потерял время?

- Разве можно потерять время, например, как ручку или карандаш? (Можно)

- Можно ли время остановить? (Нет).

(Обратите внимание над доской пословица, прочитайте, пожалуйста).

 

«Потерял минуту – потеряешь и час»

- Итак, эта пословица будет эпиграфом нашего урока.


  Если умеешь жить по часам,

Время тебе послушно,

Не опоздаешь никогда и сделаешь что нужно.

- Назовите единицы измерения времени. (Секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век.)

- Назовите наименьшую единицу измерения времени. (Секунда.)

- Назовите наибольшую единицу измерения времени? (Век)


Нужно расставить эти названия временных понятий в порядке убывания.

Век - промежуток времени, равный ста календарным годам.

Век - 100лет. Сейчас идет XXI век.

Год - промежуток времени, равный 12 месяцам.

Месяц - промежуток времени, равный 30 или 31 дней.

Неделя - промежуток времени, равный 7 суткам.

Сутки - единица времени, равная 24 часам.

Час - единица времени, равный 60 минутам.

Минута - единица времени, равная 60 секундам.

Секунда - самая маленькая единица времени.

- Запишите в тетради и запомните единицы измерения. (запись в тетрадь)

1 мин=60сек 1неделя=7 суток

1 час=60 мин 1год=12мес

1 сутки=24 часа 1век=100лет

- Повторим ещё раз несколько единиц времени.

- Закончите фразу:

В году = 12 месяцев. В январе начинает, а в декабре год кончает.

В году = 365, 366 дней.

1 месяц = 30 или 31 дней.

- Какой месяц составляет исключение? (Февраль) - Почему? 

- Потому, что самый короткий месяц в году = февраль.

- Сколько дней в феврале? (28, 29 дней)

- Год, в котором 366 дней, называют високосным, то есть в этот год в феврале 29 дней.

- Високосный год наступает через три года на четвёртый.

Например:

(2020год-високосный, значит 2024год високосный)                                             

- Подсчитайте, какие года после 2024 года будут високосными.

(2028, 2032, 2036 года-високосные). 

- Сколько дней будет в феврале этого года? (28 дней)

- А в 2024 году? (29 дней) – Почему? (Ответы учащихся)                                       

б) Работа с карточками «Единицы измерения времени».

(Коллективная работа у доски)

- Назовите, только меры времени. (запись на доске и в тетрадях)

-Убрать лишнее. Почему лишнее?

20 груш, 7 яблок, 10 мин., 24 огурца, 22 ч., 17 чашек, 4 сут., 8 мес., 1 будильник, 4 тарелки, 21год, 15 сек., 4 недели.

Вывод:- Потому, что они не относятся к мерам времени.


Сутки.

Время, за которое Земля делает полный оборот вокруг своей оси, называют сутками (сут). Сутки, то есть 24 часа. Часто мы вместо суток говорим «день».

Условно сутки делят на четыре части: утро, день, вечер и ночь.

Сутки принято делить на равные части, одна такая часть — это час (ч).

- Когда начинаются новые сутки? (0 часов 0 минут - полночь). (Показать на модели часов). Более подробно с часами мы поработаем чуть позже.
Час – небольшая единица измерения времени. За час человек может пообедать, машина - проехать километры, а вы - получить полезные знания на уроке математики.

Каждый час делят на равных временных промежутков, их называют минутами (мин). Это совсем небольшой временной промежуток, за который, например, можно выпить стакан сока. 

Самой мелкой из часто употребляемых единиц измерения времени является секунда (с).

Мы продолжаем работу с единицами времени.


Работа у доски.

в) Переведите меры времени:

100 мин = 1ч 40 мин.

48 ч = 2 суток

2 сут. 10ч.= 58 часов.

120 мин. = 2 часа.

1 мин. 60 сек. = 120 секунд.

1 сут. 5 ч. 60 мин = 30 часов.

- А сейчас игра на внимание.
Дидактическая игра «На внимание»

- В какой строке только единицы измерения времени?

а) т, г, кг, ц.

б) км, м, дм, мм, см.

в) час, сутки, мин, месяц, сек.

г) коп, руб.


Работа с часами. Открытие новых знаний.

  «Это интересно»

- Давайте вспомним, что такое часы?

Правильно,  Часы – это прибор для измерения времени.

Зачем нам нужны часы? Правильно, чтобы не опоздать. 

(- Что происходит в точно назначенный час? Занятий в школах, отправление поездов, вылет самолетов, начало рабочего дня, спортивных соревнований и передач по телевидению).

- Давайте рассмотрите макет часов.

Часы имеют циферблат - часть часов, на которой изображены минутные деления и указан каждый час. Время показывают стрелки.

Для определения времени существует три вида стрелок:

- Как называется маленькая тонкая стрелка? (секундная) - обычно длинная и тонкая, самая быстрая.
- Большая длинная стрелка на часах? (минутная) - длиннее часовой, движется быстрее;
- А короткая стрелка на ваших часах? (часовая) - самая короткая и медленная; 

Практическая работа

Работа с моделью, циферблатами.  (У всех детей на столах модель часов)

- Что за прибор перед вами? (Часы) - Для чего служат? (Ответы учащихся). (Чтобы знать время и не опоздать).

Потренируемся.

- Покажите на часах путем передвижения стрелок:

- Скажите, сколько времени на моих часах? (12 часов 40 минут)

- С чем связано эта время?

- В это время у вас начинаются предметные занятия.

- Во сколько начинается 2-й урок? (-Покажите на часах)

- 13 часов 50 минут (или без десяти два)

- А 3-й урок во сколько начинается? (-Покажите на часах)

- 14 часов 40 минут (или пятнадцать минут девятого)

- 4 часа 45 минут (без пятнадцати три)                                                                

 - Покажите, как показать, что прошел час.

- Покажите, как прошла 1 минута.

- А в котором часу заканчиваются занятия?

- 15 часов 20 минут (или двадцать четвёртого).

Тренировочные задания в рабочих листах:

- Какое время показывают часы? Отметьте.

- А какие бывают ещё часы? Я буду показывать вам картинки с часами, а вы мне ответьте, как называются эти часы. (Ответы учащихся)

  Сейчас существует много разных часов.

 - А теперь мы раскроем и подробно поговорим о разновидности часов.

- А как раньше люди жили без часов? 

- У нас необычный урок, урок путешествия в прошлое.

- Как ориентировались во времени Древние люди?

 - Это мы сейчас с вами узнаем.

Сначала был «живой» будильник (петух).

А что же делать, если нет петуха? А что делать, если мне нужно куда-то не утром, а в обед? Стоит придумать что-то иное.   

Древние люди ориентировались во времени по Солнцу. Первые часы были солнечными. Они были в виде палочки, прикрепленной вертикально на дне чаши. Солнце встало - утро, Солнце прямо надо головой - день, Солнце садится - вечер. Удобно, конечно. Но всегда ли на небе солнышко? Нет. А как быть в пасмурную погоду?
Когда идет дождь, трудно определить, какая сейчас часть суток. Кроме того, древнему человеку трудно было точно определить время так, как определяют его в наши дни. Выходит, что ориентироваться по Солнцу тоже не очень-то неудобно.

  Солнечные часы

Люди стали думать и гадать, что же делать, как изобрести прибор для измерения времени. В Древнем Египте и Вавилоне придумали и изобрели песочные и водяные часы.

Песочные вы уже видели, даже у кого-то они есть.

Песочные часы

 А водяные часы – это что такое? Воду наливали в высокий узкий сосуд с отверстием около дна. Особые люди, приставленные к часам, на восходе солнца наполняли сосуд водой. Когда вся вода выливалась, они громкими криками извещали об этом жителей города и снова наполняли сосуд. Так они поступали несколько раз в день.

 

Водянные часы

 Но всегда появится изобретатель, который что-то новенькое да придумает. Так были выдуманы: огненные часы (свеча определенного размера с нанесенными на нее делениями). Их делали из разных материалов (например из воска). Они появились в Индии и Китае.

  Огненные часы

            Механик из Голландии Христиан Гюйгенс изобрел первые часы в 17-м веке. Это были самые точные часы. Первыми точными часами были маятниковые часы. Маятник - грузик на конце длинного стержня - качается.

Маятниковые часы

Чуть позже люди изобрели электрические и электронные часы.

Электрические и электронные часы.

 Они были очень точные и самые надежные по сравнению с другими часами. Электронные часы вполне доступны и есть у каждого.
- С помощью чего же люди ориентируются во времени? (С помощью часов). 

- А у вас дома, какие часы?
- А вы умеете определять время по часам? - Поднимите руку, кто умеет?

- Вы получили много полезной, интересной информации и чуть подустали, а чтоб снять усталость проведём физкультминутку. (Встаньте ребята)



4.Физкультминутка №1.

Тик-так, тик-так,
Все часы идут вот так.

По моргали глазами, влево и вправо.
Тик-так, тик-так. (Наклоны головы к плечам).
Смотри скорей, который час.
Тик-так, тик-так. (Раскачивание туловища).
Налево — раз, направо — раз,
Тик-так, тик-так. (Наклоны туловища влево — вправо).
Мы тоже можем так.

Физкультминутка №2. «Петрушка»

Исходное положение: руки опущены, расслаблены. Одновременно хаотичным встряхиванием рук и ног достичь расслабления мышц до чувств тепла и покраснение ладоней.

- Продолжаем работу над темой ребята.


Коллективная работа у доски.

Решаем примеры, записанные на доске. (решение в столбик).

- 4ч 54 мин - 15ч 24 мин + 3 мин 12 сек - 3 мин 76 сек

2ч 13 мин 7ч 01 мин 2 мин 26 сек 3 мин 46 сек


+ 8 ч +

56 мин 17 мин


- Сейчас предлагаю вам выполнить следующее задание – решить задачу. 


Решение задачи.

Задача. Машенька встала в 7 ч утра, оделась, позавтракала и в 8 ч побежала в детский садик. Туда она пришла в 8:30. В детском саду она играла с детьми, пообедала и в 12:30 легла спать. Поспала 2 ч, встала и спросила, сколько времени.

– Сколько времени стало? (14:30.)

– День или ночь? (День.)

В 17:45 ее забрала мама и через полчаса Машенька с мамой были дома. Во сколько они были дома? (18:15.)

– День или вечер? (Вечер.)

– Мы вспомнили естественное определение времени, единицы измерения времени и их соотношения. Данные знания применили при решении задач.

 Предлагаю вам решить примеры ровно за одну минуту с помощью песочных часов.

(Время замеряется по песочным часам).

 - Задание на время.- Кто быстрее?

Соотношение мер времени. (, =) (Запись на доске)


1 сут  3 ч … 2 сут 1 ч                    1 сут 4 ч …  1 сут 6 ч
2 сут 5 ч … 1 сут 30 ч                  2 сут 5 ч … 1 сут 13 ч

1 сут 2 ч … 26 ч 1 сут 3 ч … 27 ч

- Сколько успели решить примеров? (Ответы учащихся)

«Это интересно»

Всё в нашем мире зависит от времени.

Минута - это совсем не маленькая единица измерения времени, если ее использовать разумно.  Вот несколько интересных фактов о том, что происходит в мире за одну минуту или 60 секунд.

258 детей рождается во всем мире.

107 людей умирает, 2 из них в автокатастрофе.

116 людей женятся

144 человека переезжают в новый дом.

5 землетрясений происходит во всем мире.

2 468 177 килограмм мусора создается.

58 самолетов взлетают по всему миру.

 - Когда мы говорим о какой-нибудь лёгкой работе, применяем выражение: 

«Минутное дело».

- Для врачей - это спасённая жизнь, да и пожарные, и сапёры совсем по-другому относятся к минутам.

Минуты бегут друг за другом, а догнать их или вернуть нельзя.

-Вы бережете своё время? (Ответы учащихся)

- О времени есть много пословиц и поговорок.

– А какие вы знаете? (Ответы учащихся)

 - Без ног и крыльев оно,

Быстро летит, не догонишь его.

- Минутка час бережёт.

- Делу время – потехе час.

 - Век живи – век учись.

- В молодости не научился – жизнь потерял.

- Поздно поднялся - день потерял.


6. Закрепление. (Самостоятельная работа)

Тест №2.

1. Указать «лишнюю» единицу измерения:

1 секунда;

1 месяц;

1 век;

1 метр.

2. Вставить пропущенные названия единиц измерения времени:

1 мин = 60 сек;

1 мин 60 … = 2 мин;

500 лет = 5 веков;

в году 365 или 366- дней.


3. Указать правильное произнесение фразы: 20 часов вечера или…

8 часов утра;

8 часов вечера;

7 часов вечера.

4. Указать время, которое длятся летние каникулы:

три месяца;

три недели;

меньше месяца.

Ответы:

1. 1 метр.

2. 1 мин = 60 сек; 1 мин 60 сек = 2 мин; 500 лет = 5 в.; в году 365 или 366 дней.

3. 8 часов вечера.

4. Три месяца.


7.Подведение итогов урока (рефлексия достижения цели).

- Итак, подведем итог. (Ответы детей)

 - Над какой темой работали? - Что было для вас новым?

 - Что интересного вы узнали? - Что на уроке было самым сложным, простым?

- Что вам больше всего понравилось на уроке? - Что не понравилось на уроке?

- Что мы сегодня повторяли? (Меры времени.)

- Назовите единицы измерения времени. (Секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век.)-

- Назовите наибольшую единицу измерения. (Век.)

- Назовите наименьшую единицу измерения времени. (Секунда.)

- Как называют год, в котором 366 дней? (Високосный.)

- Как человек ориентируется во времени? (При помощи часов.)


Прошу ответить на вопросы:

1. Для чего нужны часы? (по ним определяют время)

2. Помогает ли нам время? Для чего оно вообще нужно?
3. Когда мы были маленькими, мы ориентировались во времени?
4. Что такое время?
5. Почему мы часто говорим, что время дороже золота? (потому что время нельзя вернуть назад)
6. Должны ли мы ориентироваться во времени? (Да)

Много времени мы тратим бесцельно. Торопимся, спешим, страшно перегружены. А ведь если тщательно просмотреть, проанализировать свой режим дня, то мы обязательно обнаружим, что часть времени мы тратим беспорядочно, бесцельно на необязательные и ненужные дела. В то же время так не хватает времени на хорошие, полезные дела: сходить в библиотеку, помочь маме и т.д. Поэтому учитесь ценить и экономить время.

 - Всем спасибо! Молодцы! Урок окончен.

---------------------------------

Начинаем наш урок.

Мы уложим его в срок.

Все примеры мы решим и задачи тоже.

Дружно вместе отдохнём.

Своё время сбережём.

---------------------------------

---------------------------------

Если умеешь жить по часам,

Время тебе послушно,

Не опоздаешь никогда и сделаешь что нужно.

---------------------------------







ОЦЕНИ СЕБЯ





 

Я справился                     Я сомневаюсь            


        


      

 

Я не справился




 

Водяные часы








Песочные часы

Водяные часы

Электрические и электронные часы

Маятниковые часы

Масляные часы

Огненные часы


-------------------------------------------------------------------------------------

 

Задание на время. Кто быстрее? (, = )
Соотношение мер времени.


1 сут 3 ч … 2 сут 1 ч                    1 сут 4 ч …  1 сут 6 ч
2 сут 5 ч … 1 сут 30 ч                  2 сут 5 ч … 1 сут 13 ч

1 сут 2 ч … 26 ч 1 сут 3 ч … 27 ч


-------------------------------------------------------------------------------------


Задача. Машенька встала в 7 ч утра, оделась, позавтракала и в 8 ч побежала в детский садик. Туда она пришла в 8:30. В детском саду она играла с детьми, пообедала и в 12:30 легла спать. Поспала 2 ч, встала и спросила, сколько времени.

– Сколько времени стало? (14:30.)

– День или ночь? (День.)

В 17:45 ее забрала мама и через полчаса Машенька с мамой были дома. Во сколько они были дома? (18:15.)

– День или вечер? (Вечер.)

– Мы вспомнили естественное определение времени, единицы измерения времени и их соотношения. Данные знания применили при решении задач.



-------------------------------------------------------------------------------------------------------------















Солнечные часы


«Единицы измерения времени».


1. Найди верное утверждение

а) 1час = 50 мин
б) 1 год = 12 месяцев
в) 1 сутки = 12 часов


2.Найди ошибки, если  они есть:

а) самый короткий месяц – февраль;
б) декабрь – первый месяц в году;
в) Луна вращается вокруг Солнца за 1 месяц.


3.  Самая крупная единица измерения времени из данных:
а) месяц;
б) час;
в) год.

4. В какой строке только единицы измерения времени?

а) т, ц, кг, г.

б) км, м, дм, мм, см.

в) час, сутки, мин, месяц, сек.

г) коп, руб.

……………………………………………………………………………………….........

«Единицы измерения времени».


1. Найди верное утверждение

а) 1час = 50 мин
б) 1 год = 12 месяцев
в) 1 сутки = 12 часов

  1. Найди ошибки, если  они есть:

а) самый короткий месяц – февраль;
б) декабрь – первый месяц в году;
в) Луна вращается вокруг Солнца за 1 месяц.


3.  Самая крупная единица измерения времени из данных:
а) месяц;
б) час;
в) год.

4. В какой строке только единицы измерения времени?

а) т, г, кг, ц.

б) км, м, дм, мм, см.

в) час, сутки, мин, месяц, сек.

г) коп, руб.

………………………………………………………………………………………….....


Тест

1. Указать «лишнюю» единицу измерения:

1 секунда;

1 месяц;

1 век;

1 метр.


2. Вставить пропущенные названия единиц измерения времени:

1 мин = 60…….;

1 мин 60 …....= 2 мин;

500 лет = 5……;

в году 365 или 366- …….


3. Указать правильное произнесение фразы: 20 часов вечера или…

8 часов утра;

8 часов вечера;

7 часов вечера.


4. Указать время, которое длятся летние каникулы:

три месяца;

три недели;

меньше месяца.

………………………………………………………………………………

Тест

1. Указать «лишнюю» единицу измерения:

1 секунда;

1 месяц;

1 век;

1 метр.


2. Вставить пропущенные названия единиц измерения времени:

1 мин = 60……;

1 мин 60 …… = 2 мин;

500 лет = 5…….;

в году 365 или 366- …….


3. Указать правильное произнесение фразы: 20 часов вечера или…

8 часов утра;

8 часов вечера;

7 часов вечера.


4. Указать время, которое длятся летние каникулы:

три месяца;

три недели;

меньше месяца.

…………………………………………………………………………………………….






Тренировочные задания в рабочих листах:

- Какое время показывают часы? Отметьте.




-------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Тренировочные задания в рабочих листах:

- Какое время показывают часы? Отметьте.






-------------------------------------------------------------------------------------------------------------


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс