Учитель- Кузьмина В.Ю.
Класс- 4 «Б»
Дата урока- 10 марта 2022.
Тема урока – Мягкий знак после шипящих на конце наречий.
Тип урока- открытие новых знаний.
Образовательные ресурсы- проектор, интерактивная доска, флипчарт, учебник, рабочая тетрадь, карточки.
Цель урока- организовать деятельность учащихся по знакомству правописания мягкого знака на конце наречий; систематизировать знания по теме: ь на конце слов разных частей речи.
Задачи:
сформировать знания о правописании мягкого знака после шипящих на конце у имен существительных, кратких прилагательных, глаголов;
учиться писать мягкий знак после шипящих на конце наречий.
Основные термины и понятия- наречия.
Формируемые УУД:
предметные: изучить орфографическое правило об употреблении мягкого знака после шипящих на конце наречий; уметь находить в словах изучаемую орфограмму и правильно писать их; выработать стойкие навыки написания мягкого знака после шипящих на конце наречий; повторить употребление мягкого знака после шипящих в разных частях речи.
личностные: осознание алгоритма учебного действия; формулирование собственного высказывания, мнения; положительное отношение к процессу познания; применение правила делового сотрудничества.
познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы; формирование умений самостоятельно строить и применять новые знания.
регулятивные: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, планировать решение учебной задачи, оценивать и корректировать деятельность
коммуникативные: участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания; формировать умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; принимать на себя ответственность за результат своих действий; наблюдать за действиями партнёра.
Ход урока (этапы урока)
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. Организационный этап. Психологически настрой на урок. (2 минуты) 9:42 | Сегодня у нас открытый урок русского языка, на котором присутствуют гости. Поприветствуем наших гостей и улыбнёмся друг другу. На экране психологический настрой Страница № 1 - помогает настроится на урок. | Подготовка класса к работе. |
2. Актуализация знаний. (8 минут + 5 минут) 9:55 | Открываем тетради. Записываем число, классная работа. Минутка чистописания: ч ж ш (что это за буквы?) Сегодня на уроке я предлагаю организовать работу в группах, парах и индивидуально. Для открытия новых знаний нам понадобятся знания, которые мы открыли для себя на предыдущих уроках. Повторение ранее изученного материала (работа в группах) Учитель раздаёт карточки с заданием. Прочитайте вопрос, найдите правильный ответ и возле № вопроса запишите букву, соответствующую вашему ответу. Страница № 2 Ребята, я вам предлагаю выполнить задание. Страница № 3 Записать слова в 2 столбика (с написанием «ь» и без написания «ь»). Давайте систематизируем наши знания, сделаем вывод. Страница № 4. | Учащиеся пишут в тетради. Отвечают на вопрос - Шипящие Учащиеся выполняют задание на карточке. На ИД пишут ответ «Мягкий знак» Дети выполняют задания самостоятельно, затем выполняют на ИД с проверкой. Работа с ИД. |
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (3 минуты) 9:58 | Давайте выведем тему урока (опираемся на минутку чистописания, выполненного задания): «Мягкий знак после шипящих на конце наречий». Наши задачи на урок? | - Вспомнить написание «ь» в изученных частях речи; - Научиться писать «ь» на конце наречий. |
Физкультминутка (2 минуты) 10:00 | ИД Страница № 5 | Физкультминутка (2 минуты) |
5. Первичное закрепление. (5 минут) 10:05 | Работа с ИД Страница № 6 Ребята, выпишите из стихотворения наречия. -Что вы, ребята, заметили у этих наречий. - А как вы думаете всегда это происходит? Ребята, давайте откроем учебник на стр. 75 и прочитаем правило. | Дети выписывают наречия: настежь, прочь, вскачь, точь-в-точь. Делают проверку ИД с помощью лупы-волшебные чернила. - После шипящих на конце наречий пишется «ь». Дети выдвигают предположения. Ученики читают правило. |
Применение новых знаний. (7 минут) 10:12 | Ребята давайте попробуем применить наши знания. Открываем Раб. тет. стр. 15 упр. 2. Страница № 7. А сейчас я вам предлагаю задание посложнее. Учитель предлагает разгадать кроссворд в парах, использую полученные знания. Предлагаю фразу заменить соответствующим наречием. Страница № 8 | Дети выполняют упражнение, сверяясь с правилом. Работают на ИД. Проверяют (три наречия без «ь») Дети выполняют задание. Проверка на ИД. |
Подведение итогов занятия. Вывод. (5 минут) 10:17 | Ребята, давайте попробуем подвести итог нашего урока. Все ли поставленные задачи мы решили? Составить алгоритм действий при написании «ь» в различных частях речи, который нам понадобится на следующем уроке. Страница № 9 | Дети составляют алгоритм |
8. Рефлексия. (3 минуты) 10:20 | Страница № 10. | |
Приложения
- Прочитайте вопрос, найдите правильный ответ и возле № вопроса запишите букву, соответствующую вашему ответу.
1. В какой строчке правильно записаны слова? л) мячь, печь;
м) дочь, съешь; н) ноч, камыш.
2. К какому спряжению относятся глаголы: гнать, переходить, вертеть? ю) I спр., я) II спр.
3. Глагол говоришь в форме какого времени? в) прошедшего; г) настоящего; д) прошедшего.
4, 10. Укажи у какой части речи после шипящих в конце слова всегда пишется «Ь»: к) глагол; л) существительное, м) прилагательное.
5. Глагол сказал бы в каком наклонении? ж) изъявительное,
з) повелительное, и) условное.
6. Буква «О» на конце наречий пишется:
и) в наречиях с приставками из-, до-, с-;
й) в наречии с приставками в-, на-. за-;
к) в наречиях с любыми приставками.
7. Какой частью речи являются слова: однажды, издалека?
з) наречие, и) глагол, й) существительное.
8. Наречие чаще всего в предложении является:
м) определением, н) обстоятельством, о) дополнением.
9. Наречие изменяемая часть речи? а) нет, б) да
- Из получившихся букв соберите слово.
Нестись галопом.
Дерево усыпано плодами.
Уйти в сторону.
Распахнуть окно (по горизонтали).
Невыносимо терпеть (по вертикали).
Слова для справок: настежь, прочь, вскачь, невтерпёж, сплошь.