Русская православная церковь
Московский Патриархат
Полномочный представитель Президента Российской Федерации
в Московской области
Министерство образования и науки Российской Федерации
Ежегодный Всероссийский конкурс в области педагогики, воспитания
и работы с детьми и молодёжью до 20 лет
«За нравственный подвиг учителя»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования №62»
город Старая Купавна
СЕНИЧКИНА НАТАЛЬЯ СЕРГЕЕВНА
Название работы:
«Разработка урока по Основам православной культуры и светской этики с использованием презентации по теме «Милосердие и сострадание»
Номинация: «Лучшая методическая разработка по предмету «Основы религиозных культур и светской этики»
Московская область
2023год
Тема урока: «Милосердие и сострадание»
Цель:
- Ознакомление с понятиями милосердие и сострадание. Осмысление понятия «милосердие» как основополагающего нравственного постулата; начала, облагораживающего и улучшающего жизнь человека и общества.
Задачи урока:
Предметные:
- формировать у детей милосердное и сострадательное отношение к людям;
-создавать условия для нравственного развития личности;
- формировать умение рассуждать на тему морали;
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к предмету;
- развивать коммуникативные навыки и культуру выражения мысли;
- развивать логическое мышление, воображение, эмоциональную сферу;
- развивать творческие способности.
Воспитательные:
- формировать положительное отношение к нравственным поступкам;
- формировать навыки милосердия, ответственности, доброжелательности, уважения к другому человеку, адекватной самооценки;
воспитывать добропорядочность, неравнодушное отношение к окружающим людям.
Ожидаемые результаты:
- учащиеся задумаются над понятиями «милосердие» и «сострадание»;
- узнают, что одно из дел милосердия – милостыня;
- познакомятся с тем, что говорится в Библии о милосердии, с притчей о добром самарянине;
- обогатят словарный запас (на новом для них содержательном и мировоззренческом уровне)
Основные термины и понятия: милосердие, сострадание, любовь к «ближнему», прощение врагов, милостыня.
Оборудование: Учебник «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» 4 класс: учебное пособие для общеобразовательных учреждений / А.В. Кураев. — М. Просвещение, 2020, презентация, индивидуальные листы для работы в парах, видеоролик песни Е. Плотниковой «Добрые краски», карточки с текстами для групповой работы,
Ход урока:
-
Организационный момент.
Урок начинается эпиграфом, в качестве которого представлено стихотворение А. Дементьева «Жизнь нуждается в милосердии…»
Читает обучающийся класса:
Жизнь нуждается в милосердии.
Милосердием мы бедны.
Кто-то злобствует,
Кто-то сердится,
Кто-то снова
В тисках беды.
Жизнь нуждается в сострадании.
Наши души –
Как топоры…
Слишком многих мы словом
Ранили,
Позабыв, что слова остры.
Во время прочтения на экране отображается текст стихотворения. (Слайд 1)
-
Мотивация.
Учитель обращает внимание на текст и спрашивает:
- В чём же, по словам автора, нуждается человеческая жизнь?
Учащиеся: - В милосердии и сострадании.
Учитель: - Как вы понимаете эти слова?
Дети высказывают мнения о значении данных слов.
Учитель: Ну а для более точного толкования данных слов, к каким источникам мы обратимся?
Учащиеся: К толковому словарю.
Учитель: Токовых словарей в русском языке несколько, разных авторов. Вот мы сейчас проведем исследование толкования этих слов в различных словарях. Работать будете в парах.
Учащиеся получают карточки такого вида:
МИЛОСЕРДИЕ | СОСТРАДАНИЕ |
Толковый словарь Ожегова |
Готовность помочь кому-нибудь, или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. | Жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем. |
Толковый словарь Ефремовой |
Готовность помочь кому-либо из чувства сострадания, человеколюбия; снисхождение, помощь кому-либо, вызванные такими чувствами. | Чувство жалости, вызываемое чьим-либо несчастьем, горем; сочувствие. |
Толковый словарь Ушакова |
Готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается. | Сочувствие чужому страданию, участие, возбуждаемое горем, несчастьем другого человека. |
Толковый словарь Кузнецова |
Готовность оказать помощь, проявить снисхождение из сострадания, человеколюбия; сама помощь, снисхождение, вызванные такими чувствами. | Сочувствие, жалость, вызываемые чьим-либо страданием, несчастьем. |
| |
Задание: Изучив толкование данных слов, в последние ячейки таблицы вынести ключевые слова, которые помогут вам более точнее понять смысл данных понятий.
Работа в парах. В результате данной работы учащимися должно быть вынесено:
МИЛОСЕРДИЕ Сострадание Человеколюбие Снисхождение Помощь кому-либо Прощение | СОСТРАДАНИЕ Жалость Сочувствие |
На экране те же слова (Слайд №2)
Учитель: Ребята, как вы думаете, как связаны эти два понятия, что из чего вытекает?
Учащиеся: Сострадание, т. е. жалость и сочувствие к чужому страданию, рождает в человеческом сердце милосердие, побуждает принять участие, помочь кому-нибудь, простить обидевшего тебя когда-то, проявить любовь к ближнему.
Учитель: Давайте, опираясь на данные слова, определим тему нашего урока и попробуем построить план нашей работы.
-
Целеполагание, постановка цели и задач урока.
На сегодняшнем уроке мы будем говорить о милосердии и сострадании, о том, как они связаны между собой. Обратимся к Евангелие, узнаем, что говорил Иисус Христос о милосердии и сострадании, рассмотрим различные жизненные ситуации, будем учиться сами совершать поступки, наполненные добром, милосердием и любовью к ближним.
-
Работа по теме урока, реализация поставленных задач.
Учитель: А начнём мы нашу работу с самой главной книги для христианина. Какая это книга?
Учащиеся: Библия.
Учитель: Да, конечно. Давайте обратимся к Библии. Сейчас вы увидите на экране слова Ветхого завета, и Нового завета о милосердии. Попытаемся разобраться, чему же они учат нас.
(Слайд № 3)
По мере появления цитаты, учащиеся высказывают своё мнение о прочитанном, учитель подводит их к той формулировке, которая появляется позже.
- Итак, будьте милосерды, как и Отец Ваш милосерд. Лк.6,36
(Господь Бог и Спаситель наш есть сущее милосердие и источник милосердия, поэтому человек милосердный становится подобен Ему, Который весь есть любовь)
- Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Мтф5:7
(Милостивый Бог требует от людей милосердия – добродетели, которой достигают искренне стремящиеся жить по Его воле)
- Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся. Мтф5:42
(Человеку, который обращается к нам с просьбой, мы всегда должны стремиться помочь, хоты бы это было и трудно. Ни под каким предлогом нельзя отказывать человеку в помощи.)
- И кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает Мф. 18:5; Мк. 10:13-16; Лк. 9:48
(Учение Господне нужно воспринимать, как дитя, ребёнок, не прекословить, не оправдываться пред учителями, но верно и покорно принимать уроки.)
- Милосердием и правдою очищается грех, и страх Господень отводит от зла. Притч. 16,6.
(Истинная любовь и верность сделают тебя чистыми от греха. Почитай Господа, и будешь ты вдали от зла.)
- Не ленись посещать больного, ибо за это ты будешь возлюблен. Сир. 7,38.
(Человеколюбивыми поступками, участием в страданиях ближнего, попечением о больных и другими подобными делами любви человек привлекает к себе все сердца и приобретает уважение.)
… не отказывай угнетённому, умоляющему о помощи, и не отвращай лица твоего от нищего. Сир.4,4.
(Как творение Божие, бедный имеет всё право на твоё внимание и на твою помощь. Если ты отказываешь ему в том и в другом, то Творец его примет это за оскорбление Ему Самому)
Учитель: Работать мы будем, опираясь на текст учебника. Открываем страницу: урок 12 «Милосердие».
- Что мы должны узнать на сегодняшнем уроке?
Учащиеся: - Чем милосердие отличается от дружбы?
- Кого называют ближним?
Работа ведётся параллельно с учебником и со словами Евангелия, вынесенными на экран.
Дети читают вступительные слова по теме, от слов «Одно из самых красивых...», заканчивая словами «…что он твой друг.»
Учитель: - Что говорится про любовь?
Учащиеся: - Что она бывает разной.
Учитель: О какой любви мы говорим сегодня на уроке? Прочитайте.
Учащиеся зачитывают абзац о любви с заплаканным лицом.
Учитель: Какую фразу из Библии мы могли бы применить к данным словам?
Учащиеся: … не отказывай угнетённому, умоляющему о помощи, и не отвращай лица твоего от нищего. Сир.4,4.
Учитель: Как вы думаете, в каких словах этого отрывка содержится основное, то, чем мы должны руководствоваться в нашей жизни?
Учащиеся: Чужой беды не бывает!
Учитель: Правильно. Теперь вам предстоит самостоятельная работа с дальнейшим текстом. Читаем материал до заголовка «Милостыня»
После прочтения вам предстоит такая работа: к данным на экране иллюстрациям подобрать нужную ситуацию из учебника, и выбрать формулировку, которая подойдёт к ней. Т. е, какую бы подпись вы сделали под каждым изображением. (самостоятельная работа)
Изображения на слайде (слайд №4)
-
«Люби ближнего как самого себя». Ближний – тот, кто нуждается в твоей помощи.
-
«А я говорю: любите врагов ваших»
-
«В ту минуту Хритос забыл обо мне».
По данному материалу учащиеся должны сделать выводы (примерно такие):
-
В каждом человеке мы должны видеть своего ближнего. И неважно, на каком языке он говорит, и какая у него вера или цвет кожи. Важно в трудную минуту протянуть руку помощи тому, кто в ней нуждается.
-
Нужно заставлять себя переступать через свои обиды, пусть даже и справедливые. Научиться не радоваться несчастьям тем, кто тебя обидел когда-то, а нужно помочь им в беде. От этого и тебе станет на душе намного легче.
-
Когда мы совершаем неправильные поступки, говорим глупости, спорим по пустякам, говорим, не подумав, обидные слова, Божья благодать отходит от нас, Христос забывает о нас. Нужно всегда думать, прежде чем что-то сказать. Тем более, если эти слова могут ранить душу другого человека.
Учитель: Как вы думаете, почему авторы учебника привели пример про устройство лягушачьих глаз?
Учащиеся: Лягушка видит окружающий мир только тогда, когда движется. Мы тоже должны двигаться в своем развитии, придерживаться таких правил, о которых мы говорили, постоянно думать о других, чтобы быть милосердными и видеть смысл в своей жизни.
Учитель: Ребята, как вы думаете, если бы все люди на Земле стали милосердными, в какие бы цвета раскрасился окружающий мир?
Учащиеся: В яркие.
Учитель: Каких бы красок не было в нём?
Учащиеся: Серых и чёрных.
Учитель: Вот сейчас мы как раз и отдохнём немного под весёлую песенку. В ней как раз и говорится о цветном мире, который мы можем создать своими руками, если будем милосердны.
-
Физкультминутка.
(Слайд 5) Физкультминутка под песню Е. Плотниковой «Добрые краски»
Учитель: А теперь, чтобы продолжить наш урок, мы прослушаем стихотворение Георгия Адамовича «Он милостыни просит у тебя»
Читает обучающийся класса. Одновременно текст появляется на экране (Слайд 6)
Он милостыни просит у тебя,
Он – нищий, он протягивает руку.
Улыбкой, взглядом, молча, не любя
Ответь хоть чем-нибудь на эту муку.
Учитель: О ком идёт речь в этом стихотворении?
Учащиеся: О нищем, который просит милостыни.
Учитель: Как вы понимаете, что такое милостыня?
Дети отвечают на поставленный вопрос, учитель подводит детей к тому, что милостыня – не только добровольная раздача денег, но также и пищевых продуктов, одежды, различных бытовых предметов и других ценностей нуждающимся.
Учитель: Давайте вернёмся к стихотворению. Внимательно прочитайте строки и подумайте, что по мнению автора может ещё оказаться милостыней? К чему призывает автор?
Учащиеся: Автор призывает хоть улыбкой, хоть взглядом ответить на прошение. Добавить сердечного участия и тепла.
Учитель: Да, потому что милостыня – тоже одно из дел милосердия.
Давайте снова обратимся к учебнику, к главе «Милостыня» Нужно прочитать два первых абзаца и попробуйте подумать и порассуждать над вопросами:
- В процессе подаяния милостыни только одна сторона получает, а другая отдаёт?
- Имеет ли что человек, совершающий милостыню?
Учащиеся должны понять, что тот, кто подаёт, имеет, скорее всего, намного больше, чем тот, кто получил милостыню.
Давайте же обозначим, что же имеет дающая сторона (работа с текстом, вынос слов на экран): (слайд №7)
- умножил количество добра в мире;
- твоя душа стала светлее;
- сердце дающего смягчается;
- за тебя помолятся;
- прибавилось добра в людских отношениях;
Учитель: Отлично. Оказывается, милостыня не просто так подаяние, а двухсторонняя человеческая помощь друг другу.
-
Творческая работа в группах.
А теперь нам с вами предстоит творческая работа в группах. Нам надо разделиться на три группы. (группы создаются по усмотрению учителя).
Каждая группа получает карточку, на которой короткий рассказ о различных человеческих добродетелях. На подготовку вам даётся 5 минут. Потом каждая группа покажет нам свою работу.
(Опираясь на творческие данные детей и зная свой класс, в целях экономии времени на уроке, можно эту работу подготовить заранее, а на уроке только обыграть данные ситуации.)
Карточка 1. «Потушить пожар»
Жил один мужчина с дочерью. За год они вырастили хороший урожай, много скотины. И отец решил устроить пир. Они наготовили много всякой всячины, и отец сказал дочери:
Отец: - Дочь, позови наших родственников, друзей и соседей поесть с нами. Будем пировать!
Его дочь вышла на улицу и начала кричать.
Дочь: - Пожалуйста, помогите нам потушить пожар в доме моего папы!
Через несколько мгновений вышла небольшая группа людей, а остальные вели себя так, будто не слышали крика о помощи. Дочь всех их усадила за стол.
Пришедшие ели и пили допоздна.
После всего ошеломленный отец повернулся к дочери и сказал ей.
Отец: - Люди, которые пришли, я их почти не знаю, некоторых я никогда раньше не видел. Так где же наши родственники, друзья, соседи?
Дочь: - Те, кто вышел из своих домов, пришли помочь нам потушить пожар в нашем доме, а не на вечеринку. Это те, кто заслуживает нашей щедрости и гостеприимства.
Карточка 2. «А на улице – весна…»
Яркое майское утро. У парка стоял мужчина, просивший милостыню. Рядом с ним стоял плакат, представлявший надпись от руки на обломке доски: «Я слепой». Люди проходили мимо, его мольба явно не трогала сердца жителей и туристов большого города. В миске для сбора подаяния было лишь несколько монеток.
Случайно проходивший прохожий подумал о том, чего лишён этот несчастный молодой человек в такой чудесный день, и подошёл к нему.
Прохожий: - Я не могу дать вам денег, потому что сам несколько месяцев без работы. Но, если вы не против, я могу помочь вам другим способом. Я бы хотел внести кое-какие изменения в вашу просьбу о помощи.
Нищий: - Ладно, делайте, что хотите. Но должен вам сказать, что вряд ли найдутся слова, способные пробудить жалость у жителей этого города к очередному попрошайке.
Молодой мужчина извлёк из кармана маркер, приписал на плакате несколько слов и продолжал свой путь.
В течение дня мимо проходили люди, со вниманием читали надпись на плакате, доставали из кошелька не только мелкие монеты, на даже и бумажные банкноты, и клали их в миску.
К концу дня молодой мужчина опять возвращался через парк и заметив, что миска полна денег, обратился к нищему.
Прохожий: - Дела у вас пошли гораздо лучше!
Нищий: - Точно… Можно узнать, что вы сделали с моим плакатом?
Прохожий: - Я всего лишь добавил несколько слов. Но ничего такого, что было бы неправдой. Там теперь написано: «Я – слепой… А на улице – весна…»
Для зрителей окончательная надпись «Я – слепой… А на улице – весна…» должна появится в конце постановки.
Карточка 3: «Дарите радость!»
На тротуаре сидел старичок в потёртом пальто. Рядом с ним стояла картонная коробка с надписью: «Подарите мне радость».
К старику подошёл ребёнок. В его кулачке была зажата монета. Он хотел подать милостыню, на, приблизившись, изумлённо остановился. В коробке не было денег. Там лежали конфеты, самодельные игрушки, детские книги и много всякой всячины.
Старичок: - Доброго дня1
Мальчик: (смущённо) - Здравствуйте! А у меня только деньги.
Старичок: - Так бывает. Ты любишь сладости?
Мальчик: Нет. Мне нельзя.
Старичок: А читать?
Мальчик: - Я пока не умею.
Старик: - Тогда, может, тебе нравится надувать шарики?
Мальчик кивнул – вот это он действительно любил! Тогда старичок достал из коробки горсть разноцветных воздушных шаров и протянул ему.
Мальчик: Что я за это вам должен?
Старик: - Эй! Это я твой должник! Ведь ты подарил мне радость. Сделать кому-то приятное – чудесная возможность. И её, знаешь ли, никогда не стоит упускать!
Учитель: Давайте теперь попытаемся коротко, но как можно точнее сформулировать главную мысль каждой истории.
Примерные выводы из данной работы:
«Потушить пожар» - божьей благодати в первую очередь достоин тот человек, который в трудную минуту готов первым прийти на помощь
«А на улице – весна…» - иногда одним словом можно изменить ситуацию в лучшую сторону, а также отношение людей к кому-либо или чему-либо
«Дарите радость!» - никогда не надо упускать чудесную возможность: сделать кому-то приятное
-
Систематизация знаний.
Учитель: А сейчас обратите внимание на экран. Из данных высказываний мы с вами должны убрать то, что не относится к милосердию и состраданию, и объяснить свой выбор.
На экране высказывания (Слайд №8)
- сделать доброе дело для того, чтобы тебя похвалили;
- навестить больного человека;
- поделиться последним куском хлеба, или вовсе отдать его;
- взять дома игрушку брата и отдать другому ребёнку;
- подать милостыню;
- простить очень сильную обиду;
- дать что-то человеку, чтобы тебя не посчитали жадным;
- подарить вещь только потому, что она не нужна тебе самому;
- накормить голодного;
- предупредить об опасности;
- утешить плачущего ребёнка, обиженного человека;
- дать только в обмен на что-то;
- напоить жаждущего, одеть бедного;
- накормить бездомное животное;
Исчезают надписи:
- сделать доброе дело для того, чтобы тебя похвалили;
- взять дома игрушку брата и отдать другому ребёнку;
- дать что-то человеку, чтобы тебя не посчитали жадным;
- подарить вещь только потому, что она не нужна тебе самому;
- дать только в обмен на что-то;
Обращается внимание на то, что в данных поступках мысли человека направлены на самого себя, на свою выгоду, а милосердие подразумевает отдачу без корысти. Либо желание отдать чужое, не своё.
Учитель: Из того, что осталось на экране, что мы с вами ещё не обсуждали сегодня? К кому ещё мы должны проявлять милосердие?
Учащиеся: К животным.
Учитель: Расскажите, какие человеческие поступки милосердны по отношению к животным?
Примерные ответы детей:
К братьям нашим меньшим стоит относиться с добротой.
Некоторые люди относят в приюты для животных корм. Некоторые берут шефство над бездомными кошками и собаками, дают им пищу и корм.
Можно просто смастерить скворечник, чтобы птицам было где укрыться во время зимней стужи. Или повесить на дереве кормушку и регулярно подсыпать туда семечки и хлебные крошки. То есть, любая помощь животным, даже самая маленькая, будет считаться проявлением милосердия.
Учитель: Как вы, ребята думаете, сейчас, в наше время, у человека больше стало возможностей проявлять милосердие и сострадание? Что даёт нам их проявлять более обширно?
Учащиеся: Конечно же, Интернет.
Учитель: Правильно. Каким образом?
Учащиеся: Существует множество благотворительных сайтов, волонтёрских движений, фондов взаимопомощи и т. д., которые помогают людям творить милосердие.
Учитель: Да, подобных сайтов в интернете огромное количество. Я расскажу вам об одном. Это официальный сайт комиссии по церковной социальной деятельности при Епархиальном совете г. Москвы и называется «Милосердие.ru». (Слайд№9). Создатели сайта призывают желающих вступить в общество «Друзья милосердия» и провозглашают лозунг «Начни день с милосердия». Сайт объединяет неравнодушных людей, которые хотят помогать друг другу. Одна из важнейших задач сайта – публикация просьб о помощи и сбор средств для тех, кому они срочно понадобились. В тематических разделах «Дети без родителей», «Больные», «Старики и инвалиды», «Семья», «Армия», «Наркоманы и алкоголики», «Бездомные», «Заключённые» публикуются статьи, помогающие понять, как организовать работу с этими социальными группами, как им лучше помочь. В разделе «Летопись милосердия» публикуются новости о церковной социальной деятельности, об инициативах волонтёрских организации, благотворительных фондов помощи, новости законодательства. Сфера деятельности сайта «Милосердие» постоянно расширяется, что говорит о важности милосердия в наши дни.
-
Рефлексия
Учитель: А теперь наша работа подходит к завершению. Хочу, чтобы каждый из вас сейчас просто сказал всего одно слово, будь то существительное, прилагательное, глагол, не важно. Но главное, чтобы оно отражало суть нашего сегодняшнего разговора.
Существительные: сострадание, доброта, справедливость, благотворительность, великодушие, справедливость, смирение, терпимость и т. д.
Прилагательные: милосердный, бескорыстный, прощающий, ласковый и т. д.
Глаголы: сжалиться, помочь, пощадить, подарить, обласкать и т. д
-
Итог урока.
Учитель: В завершении я хочу вам прочитать стихотворение Алёны Карасенко
«Все нужно пережить на этом свете!»
Все нужно пережить на этом свете!
Все нужно испытать и оценить:
Несчастье, боль, измену, горе, сплетни -
Все нужно через сердце пропустить!
Но главное - во тьме безумной века,
Что б ни случилось в жизни, устоять!
Быть чутким к горю, оставаться Человеком,
И теплоту сердец не потерять!
И что-то в жизни этой бессердечной
Вам суждено исправить, изменить…
Во имя счастья, жизни бесконечной
Вам суждено спасать, добро творить!
И, может быть, когда-то Вы поймете,
Что для кого-то счастье принесли,
И со спокойной совестью вздохнете-
Вы не напрасно жизнь свою прошли!
Все нужно пережить на этом свете!
Все нужно испытать и оценить…
И лишь тогда, вставая на рассвете,
Вы сможете смеяться и любить.
Можно прослушать «Песню о доброте» (Слайд 10)
Учитель: Теперь закончен наш урок, думаю, что будет он вам впрок!
ДЗ: (на доске)
В учебнике изучить оставшийся материал: статью про Иулианию Муромскую, отрывок из произведения В. Марцинковского, выполнить задания 1-4.
Творческая работа: составить кроссворд по теме, 8-10 слов.
Литература:
-
Кураев А. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /А.В.Кураев – М.: Просвещение, 2019г/
-
Дементьев А. Стихотворения. Библиотека всемирной литературы.
-
Адамович Г. Стихи. Проза. Переводы. /Г. Адамович - Изд.: Алетейя/
-
Никитина М. Ю. Концепт милосердие в русском языковом сознании. Статья. Известия Саратовского университета, 2012 (Сер. Филология. Журналистика. Вып.1)
Используемые ресурсы интернета:
-
https://bible.by/commentaries/
-
https://xn----8sbauh0beb7ai9bh.xn--p1ai/%D0%BC%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B4%D0%B8%D0%B5
-
https://youtu.be/i8jALuxmvt8
-
http://georgievka.cerkov.ru/voskresnaya-shkola/pravoslavnye-resursy-internet-dlya-detej/
-
http://happy-school.ru/
-
http://www.prosv.ru/umk/ork/default.aspx