Тема урока: МИР ЗВЕЗД
Цель:
дать представление о многообразии звезд, созвездиях, о размерах и природе Солнца.
Задачи:
Обучающая:
- изучая материал по теме урока, расширить представления о строении Вселенной
Развивающая:
- продолжать формировать умения искать и отбирать необходимый материал в учебниках и справочниках
Воспитывающая:
- развитие интереса к предмету, коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.
Планируемые результаты:
Предметные:
- формирование представлений о многообразии звезд, созвездиях, о размерах и природе Солнца
Метапредметные:
- формирование навыков выделять главное, работать с текстом и нетекстовыми компонентами, оценивать свою работу и работу одноклассников.
Личностные:
- развитие коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности,
- усвоение новых понятий и терминов,
- повышение собственной самооценки по результатам работы на уроке,
- расширение кругозора
Структура урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний и умений. Постановка цели и задач урока.
3. Изучение нового материала.
4. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
5. Рефлексия.
Технологии, применяемые на уроке:
-сотрудничества,
-игрового обучения,
-взаимообучения,
-развитие познавательного интереса,
-здоровьесберегающая,
-ИКТ,
-личностно ориентированный подход
Используемые ресурсы:
-Учебник И.И. Баринова, А.А.Плешаков, Н.И.Сонин «География.5 класс» М, Дрофа, 2012;
- Ноутбук, проектор;
- Дополнительная литература
Оборудование: презентация, творческие работы учащихся, рисунки, иллюстрирующие внешний вид Солнца; фотографии звезд.
Ход урока.
Организационный этап (2 минуты)
Учитель. Здравствуйте те, кто весел сегодня,
Здравствуйте те, кто грустит,
Здравствуйте те, кто общается с радостью,
Здравствуйте те, кто молчит.
Улыбнитесь, пожалуйста, те, кто готов сегодня трудиться и получать знания! Сегодня на уроке нам предстоит большая работа. Но я думаю, что у нас всё получится. Однако для успеха нам необходимо собрать всю силу ума, внимание, фантазию. Вы готовы? Тогда в путь!
Актуализация опорных знаний и умений. Постановка цели и задач урока (8 минут).
Учитель. Как заманчиво
Стать астрономом,
Со Вселенною близко знакомым!
Необыкновенная
Вокруг Земли Вселенная!
Ребята! Как вы думаете, почему я начала урок с этого четверостишия.
Ученики. Мы изучаем тему «Земля во Вселенной».
Учитель. Предлагаю ответить на вопросы-загадки о планетах Солнечной системы и определить положение планет в Солнечной системе.
Отгадывают вопросы-загадки и определяют положение планет в Солнечной системе.
Игра «Найди лишнее» - работа в парах.
Учитель. Какие небесные тела ещё можно увидеть в Солнечной системе? (астероиды, кометы, метеоры, метеориты)
Возьмите карточки, которые лежат на парте. Я вам буду называть характеристики небесных тел, а вы поднимаете нужную карточку с написанным на ней небесным телом.
1. При приближении к Солнцу у неё появляется хвост
2. Существует гипотеза, что когда он упал на Землю, вымерли динозавры и 100 лет не светило Солнце
3. Они неправильной формы
4. Ядро состоит изо льда
5. Он сгорает в атмосфере
6. Их называют малые планеты
7. Челябинский, тунгусский
8. Хвостатая
9. Звездоподобный
10. Падающая звезда
11. Оставляют кратеры
12. Находятся между орбитами Марса и Юпитера
Учитель. Вы молодцы. Продолжаем наш урок.
Мы вспомнили все составные части Солнечной системы, а о чем мы умолчали? Давайте попробуем определить небесное тело, которое станет объектом изучения сегодня.
Для этого вспомним, какие космические странники уже попадали в орбиту нашего
внимания.
Изучение нового материала
На доске высвечивается звездное небо (слайд 2).
Учитель. Однажды мне в руки попалось стихотворение маленького мальчика о звездах. Я предлагаю его вашему вниманию.
Что такое звезды?
Если спросят вас
Отвечайте смело-
Они - замерзший газ.
А еще запомните
Дети навсегда
Маленькая очень
Каждая звезда
- Найдите ошибки в стихотворении и исправьте их (в парах).
Во время работы используйте материал учебника с.66.
Попробуем исправить стихотворение вместе (фронтально).
Что такое звезды?
Если спросят вас
Отвечайте смело-
Раскаленный газ.
А еще запомните
Дети навсегда
Что большая очень
Каждая звезда.
Запишите в тетрадях предложения, заполнив пропуски:
Звезды - …………..ОГРОМНЫЕ, ……….РАСКАЛЕННЫЕ,…………… ГАЗОВЫЕ шары.
Учитель. А почему мы сегодня будем говорить о звездах?
Ученик. А они также небесные тела, часть Вселенной.
Учитель. Тема нашего урока – «Мир звезд».
План нашего урока. (Слайд 3).
1). Представления о звездах в древности.
2). Многообразие звезд.
3). Солнце – ближайшая к нам звезда.
4). Созвездия.
Используя план, попробуйте определить цель нашего урока.
Ученики: иметь представление о многообразии звезд, созвездиях, о размерах и природе Солнца.
Учитель. Скажите, а как вы обо всем этом узнаете?
Ученики. Высказывают предположения, что узнают у учителя, из учебника.
Учитель. Нет, сегодня я вам много рассказывать не буду. Материал, в основном, будете добывать самостоятельно. Вы будете учиться работать с текстом, выбирать главное, составлять схемы.
Вы работаете в «Листах успеха» (Приложение 1).
1) Представления о звездах в древности.
Учитель. А начнем мы наш урок с представлений о звездах в древности. (Слайд 7).
Человек связывал со звёздным небом свою судьбу, настоящее, прошлое и будущее.
Древние египтяне считали, что, когда люди разгадают природу звезд – наступит конец света. Еще у древних людей возникла необходимость в умении ориентироваться на местности, передвигаясь к своему жилищу или к местам охоты.
Мы уже знаем, что Вселенную на схемах Аристотеля, Птолемея, Аристарха Самосского и Николая Коперника замыкала сфера неподвижных звезд.
Представление о звездах изменил Джордано Бруно. Он высказал мысль, что звезды огромны, как солнце, что они с громадными скоростями несутся в различных направлениях, окруженные «Свитами» планет.
Древние греки любовались созвездиями, имеющими практически такой же вид, как и в наше время. Они вырисовали в небе фигуры из звезд. Значит, история наименования созвездий началась десятки тысяч лет назад.
2). Многообразие звезд.
Учитель. Звезд на небе великое множество. Они расположены очень далеко от нашей планеты, поэтому кажется на ночном небе лишь мерцающими точками.
Невооруженным глазом люди могут увидеть примерно 6 тысяч звезд (Слайд 9), но в телескоп и бинокль (Слайд 10) значительно больше.
(Слайд 11) Ученым известны многие и многие миллиарды звезд.
Ребята, в 1 половине 20 века французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери написал повесть «Маленький принц». Вы читали эту сказку.
Ученики. Отвечают.
Учитель. О чем это произведение?
Эта повесть о мальчике - Маленьком Принце. Он жил на планете, у которой не было названия, а только номер. Так уж была мала эта планета. И этот мальчик всегда задавал один-единственный вопрос: «Если звезды зажигают – значит, это кому-нибудь нужно?»
Учитель. А что, звезды, действительно, кто-то зажигает?
Вика
Звезды рождаются и умирают. Но только жизненный путь звезды длится несколько миллиардов лет. И, конечно же, человек в течение только своей жизни не в состоянии проследить за звездой - от рождения и до ее конца.
В далеком холодном космическом пространстве, в течение многих миллионов лет частицы пыли и газа, притягиваясь друг к другу и находясь в постоянном движении, образовали пылегазовые облака. Постепенно они уплотнялись, сжимались и начинали вращаться быстрее, и в итоге происходило рождение новой звезды. Звезда «умирает», когда «выгорает» весь водород – топливо. Звезда остывает и гаснет.
Учитель. Что же такое звезды?
Ученики. (Слайд 13). Звезды – это огромные пылающие раскаленные газовые шары большой массы.
Учитель. Как вы думаете, как различаются звезды?
Ученики. Звезды различаются по цвету и по размерам.
Учитель. По предложенному тексту заполните схему «Температура и цвет звезд» (Слайд 14). Обозначьте температуру. Красить нужно аккуратно, это также будет оцениваться.
Текст. Красные звезды самые холодные. Температура на поверхности таких звезд достигает 30000. Температура на поверхности Солнца достигает 60000. Оно имеет желтый цвет. Более холодные звезды имеют белый цвет и температуру 100000. Звезды, имеющие самую высокую температуру, окрашены в голубой цвет – температура поверхности таких звезд достигает 400000.
Красные
3 000º
Жёлтые
6 000º
Белые
10 000º
Голубые
40 000º
Проверяем выполнение работы (Слайды 15)
Учитель. Итак, на какие типы делятся звезды по цвету.
Учитель. А сейчас мы с вами составим схему «Различие звезд по размерам».
Приклейте маленькие схемы себе на Листы успеха.
По материалу на 68 странице учебника (3 абзац) составьте схему « (Слайд 16).
Я не знаю, как выполнять эту схему. У вас имеется изображение Солнышка. Зачем-то я просила принести клей. Предлагаю вам самим совершить открытие.
ЗВЁЗДЫ
сверхгиганты
гиганты
карлики
Учитель. Вручает «интересную звездочку» за самую интересную схему.
Учитель. А какие интересные факты о звездах вы нашли.
Ученик.Катя Самая близкая звезда – Проксима Центавра. Она находится от Солнца на расстоянии 4, 25 световых лет. Световой год равен 10 триллионам километров. Если бы до нее лететь на космической ракете, то путешествие заняло бы 70 тысяч лет.
Самая яркая звезда из ближайших звезд – Сириус (с греческого – «опаляющий») в созвездии Большого Пса. Температура на ее поверхности – 10000 градусов.
Самая большая звезда Мю Цефея (диаметр – 1,6 миллиарда километров). Помещенная в центр Солнечной системы эта звезда поглотила бы все планеты по Сатурн включительно.
Радиус звезды Бетельгейзе (созвездие Ориона) - в 400 раз больше радиуса Солнца.
Физкультминутка
3). Солнце – ближайшая к нам звезда.
Жил когда-то в лесу одноглазый тролль. Задумал он построить себе дом - такой же, как у людей, Но не на Земле на Солнце. Оно маленькое, аккуратненькое, места мне как раз хватит. Сидит, мечтает. Вот залезу на самую высокую гору. Отсюда до Солнца рукой подать. Согреюсь хоть, покупаюсь, позагораю. В чем ошибка Тролля?
Аргументы и факты
Солнце – огромное Факт: в 400 раз больше Луны, в 109 раз больше Земли
Солнце – массивное Факт: в 750 раз тяжелее всех планет Солнечной системы
Солнце – раскаленное Факт: температура внутри него 15 млн.градусов
Откройте учебник и найдите в тексте факты, подтверждающие эти аргументы
Учитель. А почему люди называют Солнце «солнышком?»
Ученик. Солнце - величайший источник света и тепла, дающий жизнь и развитие всему живому на Земле.
Учитель. С древних времен люди выделяли Солнце среди других небесных светил. Наши далекие предки прятались от своих врагов в пещерах и выходили из них только при свете Солнца. По Солнцу путешественники находили свой путь среди бескрайних просторов суши и океана. В Древней Греции Солнцу поклонялись как божеству, называя его Гелиос. Египтяне бога Солнца называли Ра, наши предки славяне – Ярило. В честь Солнца слагали гимны.
Учитель. А сейчас мы посмотрим фрагмент. Вам необходимо сказать, к какому типу относится Солнце по размерам и по цвету.
Солнце – ближайшая к нам звезда. Это единственная звезда, которую мы можем наблюдать днем, в то время как остальные звезды видим только ночью. Солнце – это центр нашей солнечной системы. На небе Солнце выглядит круглым, и почти такого же размера как полная Луна. Но диаметр Солнца примерно в 400 раз больше диаметра Луны и в 109 раз больше земного диаметра. Масса Солнца в 750 раз больше всех планет. Расстояние от Земли до Солнца -150 млн. км. Температура на поверхности Солнца 60000, а внутри Солнца достигает 15 млн0. Наше Солнце сформировалось примерно 5 млрд. лет из межзвездного облака. В течение еще 5 млрд. лет оно будет сжигать свой газ, пока резервы последнего не истощаться. Но перед тем как умереть, Солнце увеличиться в размерах, а потом начнет уменьшаться и совсем исчезнет
Ученики. Солнце – это желтый карлик.
Учитель. Я тоже готовилась к уроку. И нашла следующую загадку о Солнце. Чем-то она мне не понравилась.
Голубой платок,
Красный клубок.
Гигант катается,
Людям улыбается.
Ученик. Солнце – желтый карлик, а не красный гигант.
4). Созвездия (Слайд 22).
Учитель. Наблюдая за звездным небом, люди обратили внимание, что звезды образуют на небе какие-то фигуры. Человек объединил некоторые из них и дал им названия.
-Как называются такие фигуры?
Ученики. Созвездия. (Слайд 23).
Учитель. Названия очень многих созвездий пришло к нам из Древней Греции,
связаны они с персонажами различных мифов и легенд. (Слайд 24).
Летела ночь над грешною землей,
Величие равнин так вдохновляет,
И млечный путь сиял своей звездой,
Она меня всегда так впечатляет…
Вот вижу я Полярную звезду
И малый ковш, повешенный за ручку,
Медведица Большая, я иду…
Учитель. Созвездие, которое чаще всех видно на нашем северном небе - созвездие Большой Медведицы. Греческий миф повествует, что Зевс превратил прекрасную девушку по имени Каллисто в Медведицу, чтобы спасти её от мести богини Геры. Малую Медведицу он превратил в служанку. С тех пор служанка все время сопровождает свою госпожу. Поэтому на небе Малая Медведица всегда находится рядом с Большой Медведицей.
Учитель. Как найти Полярную звезду на небе? Ваши наблюдения.
Ученики. Высказывают предположения.
Учитель. (Слайд 27). На небесном своде находим созвездие Большой Медведицы. Затем отрезок между звездами «донышка ковша» мысленно продолжаем и откладываем его пять раз по прямой. Полученная точка укажет положение Полярной звезды, которая входит в созвездие Малой Медведицы.
Учитель. А кто знает, какое направление указывает Полярная звезда. (Слайд 28).
Ученик. Всегда находится в направлении на север, если встать к ней лицом.
Учитель. Температура на поверхности Полярной звезды – 70000, она в 46 раз больше Солнца.
К какому типу звезд она относится?
Ученик. Желтоватый гигант.
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
(5 минут)
Учитель. А сейчас мы попробуем составить Созвездия Большой и Малой Медведицы на доске. Для этого у нас есть звездочки-помощницы (их вы получали за правильные ответы в течение всего урока). У меня начало работы сделано, у вас также. Дорисовываем созвездия Малой и Большой Медведицы, приклеиваем поочереди магнитами «звездочки». А один ученик «прикрепляет» Полярную звезду (ее он также получил за один из ответов).
Учитель. Ждут нас быстрые ракеты,
Чтоб и к звездам и к планетам,
На какую захотим,
На такую полетим.
Долго в космосе летали,
Но нам времени не жаль,
Мы к вопросу прилетели,
Чтоб ответить всем на пять.
Проверка изученного материала. Игра «Сигнальные карточки» - «да», «нет» (Слайд 29)
Звезды – это раскаленные газовые шары большой массы (Да)
Диаметр Солнца в 109 раз больше диаметра Земли (Да)
Температура белых звезд – 3000 градусов. (Нет, 10000 градусов))
Солнце – это красный карлик (Нет, желтый карлик)
Полярная звезда находится в созвездии Большой Медведицы.(Нет, Малой Медведицы)
Радиус звезды Бетельгейзе в 400 раз больше Солнца. (Да)
Рефлексия (2 минуты)
Учитель подводит итог урока.
Все понятно – показали жест – во!
Кое-что не понятно – помахали рукой
Ничего не поняли и не запомнили – скрестили руки на груди
Хотел бы я знать, зачем звезды светятся. Наверно, затем, чтобы рано или поздно каждый мог вновь отыскать свою.
Антуан де Сент-Экзюпери, "Маленький принц".
Отыщите свою звезду, с которой вы сегодня уходите с урока.
МИР ЗВЕЗД (Лист успеха________________________________________)
Задание 1. По предложенному тексту заполните схему «Различие звезд по температуре и цвету.
- Подпишите типы звезд
- Разукрасьте их в соответствующие цвета
- Обозначьте в схеме температуру звезд.
Текст. Красные звезды самые холодные. Температура на поверхности таких звезд достигает 30000. Температура на поверхности Солнца достигает 60000. Оно имеет желтый цвет. Более холодные звезды имеют белый цвет и температуру 100000. Звезды, имеющие самую высокую температуру, окрашены в голубой цвет – температура поверхности таких звезд достигает 400000.
Задание 2. Заполните схему «Различие звезд по размерам».
ЗВЁЗДЫ
Задание 3. Перед вами – Большая Медведица. Обозначьте на схеме Полярную звезду