СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок на тему: "Органы цветковых растений"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок на тему: "Органы цветковых растений"»

МКОУ «Самурская СОШ»

Конспект открытого урока по биологии 7 класс фгос



.

Составила: учитель биологии

Кенберова З.А.



2023г

Цель урока: обобщение и систематизация знаний обучающихся об органах растений и их взаимосвязи ;

формирование представлений о целостности растительного организма .


Задачи урока:

Образовательные: обобщить и систематизировать знания о строении органов цветковых растений и их взаимосвязи , создать условия для осознанного применения знаний.

Коррекционно – развивающие: продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, делать выводы;

развивать умения учащихся работать самостоятельно и в группах, объективно оценивать знания;

коррекция памяти на основе упражнений в припоминании изученного;

развивать умения применять предложенный учителем способ получения и воспроизведения информации из учебника , дополнительного материала .

Воспитательные: воспитывать культуру общения, основанной на взаимопомощи и взаимной поддержке;

воспитывать бережное, гуманное отношение к природе.


Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, авторская презентация, карточки, таблица «Органы цветкового растения».

Ход урока.


  1. Организационный момент. Психологический настрой.

Здравствуйте ребята, садитесь.

Обратите внимание на наше одинокое дерево. У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и прикрепить его на дерево, помочь ему покрыться разноцветной листвой. (ребята укрепляют по одному листику).

Тех, кто выбрал зеленый лист, ожидает успех на сегодняшнем уроке.

Те, кто выбрал красный, — желают общаться.

Желтый — проявят активность.

Синий — будут настойчивы.

Помните, что красота дерева зависит от вас, ваших стремлений, стараний и успехов.

Сегодня на уроке мы обобщим свои знания об органах цветковых растений и их взаимосвязи между собой.


Актуализация знаний. Мотивация.


Скажите ребята, что относится к растениям?( травы, кустарники , деревья ).

Что общего у всех этих растений? ( они имеют одинаковые органы ).

Теперь отгадайте загадку: Один в земле копается ,

Другой в свету купается,

И хотя они друзья –

Поменяться им нельзя.

О каких друзьях идет речь ?( об органах растений : корне и листе ).

Почему они друзья ? ( потому что они связаны друг с другом).

Какой орган помогает им дружить, поддерживать их взаимосвязь ?( стебель ).

Можно сказать , что эти органы взаимосвязаны друг с другом ? (да ).

Да , корень , стебель , листья , цветки и плоды образуют единый организм. Значит организм растения – единое целое.

  1. Изучение нового материала.


Итак , тема нашего урока « Общая характеристика царства Растения» ( запись даты и темы в тетрадь ).

А так ли это ? Мы сейчас попробуем выяснить . Чтобы в этом убедиться , что мы должны вспомнить об этих органах ? ( их строение и работу) .

Для этого наш класс превращается на несколько минут в научное учреждение , где работают 4 лаборатории , изучающие органы растения .

Произвольно разделились на группы .


1 .Организация деятельности по группам .

1 группа : обучающимся предлагается загадка .

Не рыли , не бурили ,

А воду добыли. ( корни )

Следовательно , ваша лаборатория получит название « Лаборатория изучения корня » и вы будете обобщать информацию о корне.

2 группа : обучающимся предлагается загадка.

Вверх по стене крутой ,

По бетонке литой ,

Многоножка ползет ,

С собой листья везет . (стебель ).

Следовательно , ваша лаборатория получит название «Лаборатория изучения стебля» и вы будете обобщать информацию о стебле .

3 группа : обучающимся предлагается загадка .

Из почек появляются ,

Весною распускаются ,

Летом шелестят ,

Осенью летят . ( листья ).

Следовательно , ваша лаборатория получит название « Лаборатория изучения листьев» и вы будете обобщать информацию о листьях.

4 лаборатория изучает цветы и плоды: предлагается загадка .

Он в саду моем расцвел,

В удивленье всех привел-

Лепестки атласные,

Пестики овальные .

А внутри на ниточках –

Туфельки хрустальные. ( цветок).

Следовательно , ваша лаборатория получит название « Лаборатория изучения цветка».

Группы получают листы с заданиями и различные источники информации.


2. Осуществление деятельности.

Задание для 1 – ой группы . Лаборатория изучения корня «Корень»


1 . Используя дополнительный материал, изучите строение и функцию корня. Ответьте на вопрос : Что такое корень?

2. По таблице составьте рассказы по вопросам :

- строение корня;

- типы корневых систем;

- значение корня.


Орган растения

Строение корня

Типы корневых систем

Значение корня


Корень


Главный корень


Боковые корни


Придаточные корни


Корневые волоски


Стержневая корневая


система


Мочковатая корневая


система

1.Удерживает растение .


2 .Всасывает воду и минеральные соли из почвы для всех органов.


3 .Запасает питательные вещества (корнеплод).


Участвует в размножении.

3. На гербариях найти растение со стержневой корневой системой и растение с мочковатой корневой системой .

Задание для 2 –ой группы . Лаборатория изучения стебля « Стебель

  1. Используя дополнительный материал , изучите строение стебля и его значение для растения . Ответьте на вопрос : Что такое стебель ?


  1. Используя таблицу составьте рассказы по вопросам :

- строение древесного стебля;

-разнообразие стеблей;

- значение стебля.

Орган растения


Строение древесного стебля



Разнообразие стеблей



Значение стебля




Стебель


Кора




Камбий



Древесина



Сердцевина




Укороченные


Прямостоячие


Вьющиеся.


Ползучие .


Цепляющиеся.



Опорная


Проводящая



Запасающая


Молодые зеленые стебли на свету образуют органические вещества

3

Задание для 3-ей группы. Лаборатория изучения листа «Лист»

1.Используя дополнительный материал , изучите строение и значение листьев для организма растения . Ответьте на вопрос : Что такое лист ?



2. Используя таблицу , составьте рассказы по вопросам :

- строение листьев ;

- типы жилкования листьев ;

- значение листьев для растения.







Орган растения

Строение листа

Разнообразие листьев

Значение листа



Лист



Листовая пластинка

Жилки

Черешок Прилистники

Основание листа

Простые листья

Сложные листья

Фотосинтез

Дыхание

Испарение воды

Листопад



4 . Задание для 4 группы . Лаборатория изучения цветка « Цветок»

1.Используя дополнительный материал , изучите строение цветка и его значение в жизни растения . Ответьте на вопрос то такое : Что такое цветок?

2. По таблице составьте рассказ о строении и значении цветка.

Орган растения

Строение цветка

Виды соцветий

Значение цветка





Цветок

Цветоножка

Цветоложе

Чашечка из чашелистиков

Венчик из лепестков

Пестик и тычинки –главные части



Кисть

Зонтик

Колос

Корзинка




Цветок – орган размножения

Из пестика образуется плод с семенами



3. Защита результатов деятельности.

Защита 1 и 2 задания. Представители от каждой группы по очереди представляют результаты .

  1. Защита сотрудников лаборатории «Корень» : Слайды

Проблемные вопросы задаются классу :

Почему растение погибнет , если у него поврежден корень ?

  1. Защита сотрудников лаборатории «Стебель»: Слайды

Почему растение погибнет , если у него поврежден стебель ?

  1. Защита сотрудников лаборатории «Лист»: Слайды

Что произойдет с растением , если на нем погибнут зеленые листья ?

4)Защита сотрудника лаборатории « Цветок».

Что произойдет , если погибнет цветок ?

Мы заслушали отчеты по 1 и 2 заданиям .

А какой из органов важнее?

Я предлагаю совместно разыграть сценку « Спор органов растения» , а я вам помогу в роли автора. Сценка «Спор органов растения»

Заспорили как-то органы растения: кто из них самый главный. Первым выступил Корень.

– Я здесь самый главный! Я укрепляю растение в почве, я пою его водой и кормлю минеральными солями. Да что растение – я и людей, и животных кормлю. Да ещё и лечу иногда. Бывает, мастера такую красоту из меня делают, что и на международные выставки попадаю! Одно то, что я первым из семени появляюсь, говорит о моей важности! Иногда я так изменяюсь, что надо быть очень внимательным и любознательным, чтобы меня узнать. Называют меня тоже по–разному: корнеплоды, корневые клубни. В общем, уважаемые части растения, я самый важный среди вас!

Возмутились листья: «Подумаешь! Ты, корень, живёшь в темноте, да ещё и за наш счёт! Это мы готовим растению питательные вещества, умело, используя солнечную энергию! Это мы подсказываем людям, когда растение нужно полить, подкормить, укрыть. Могут жители нашего царства листьев кормить, лечить и животных, и людей. Да и дышится рядом с нами легко».

– Позвольте! – вступил в разговор стебель. А кто держит листья? цветы? плоды? Кто поставляет питательные вещества от корня к другим частям растения и наоборот от листьев к корню?

– Друзья! Не надо так кричать. Бесспорно самый важный – это Я! – сказал цветок. Потому что я образую, плоды и семена, что бы растение могло размножаться.

А кроме того я самый красивый из Вас…

А какой чудесный аромат исходит от меня…

– Интересно… – вступил в спор плод. Да если бы не я, все растения перевелись бы, не смогли размножаться. Кроме этого, без меня животные и люди умерли бы от голода, потому что я один из главных источников питания.

Начавшийся спор между частями растения неразрешимый. Он бы продолжался до сегодняшнего дня , если бы вовремя не вмешался в разговор человек .

Как вы думаете , что сказал человек корням , стеблям , листьям и цветку?

« Все вы важны и необходимы растениям: и корень, и листья, и стебель, и цветы, и плоды. Ведь все вы части одного организма».

4.Подведение итогов групповой работы .

  1. Обобщение. Выводы. Рассказ с демонстрацией схемы « Взаимосвязь частей растения» .

Живет растение как единый целостный организм . Ведь все части растения связаны между собой . Корень переходит в стебель . К стеблю прикреплены листья . От стебля растут цветки .

Каждая часть растения выполняет свою работу . Корни берут из почвы воду и минеральные соли , которые используют другие части растения .Листья образуют органические вещества , необходимые для питания корням , цветкам , стеблям .Стебли проводят эти вещества во все части растения . В разных частях растения – накапливаются питательные вещества , которые расходует на дыхание , рост ,питание .Связь всех частей растения друг с другом показана на схеме на доске .( демонстрация схемы « Взаимосвязь частей растения».

Зарисуйте в тетрадь схему, подписать название органов, стрелками обозначить движение веществ по растению .





Задание для формирования функциональной грамотности.

Прочтите текст и выполните задание.

Комнатные растения

Таня решила украсить свою комнату комнатными растениями. Она пошла с родителями в магазин, чтобы подобрать растения для своей комнаты. Продавец магазина задал несколько вопросов родителям Тани, чтобы посоветовать с выбором растений.

Какие из вопросов, заданных продавцом, касаются условий жизни комнатных растений?

Отметьте все верные варианты ответа.

1.Сколько окон имеется в комнате?

2.На какую сторону света выходят окна в комнате?

3.Застелен ли ковром пол в комнате?

4.Какое место в комнате будет выбрано для растений?

5.Какие окна в комнате, пластиковые или деревянные?



  1. Задание на дом: выучить тему «Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения»

  2. Объявление оценок.

  3. Рефлексия: Представим себя лучиками солнца. Разместите лучики на солнце согласно своему настроению.