СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок на тему "Созвездия" 5 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок на тему "Созвездия" 5 класс»

Тема урока: «Мир  звезд».


Цели урока:  Познакомиться с понятием звезда, Солнце ; дать представление о многообразии звезд, созвездиях, о размерах и природе Солнца.
Задачи:
Обучающая:
- изучая материал по теме урока, расширить представления о строении Вселенной.
Развивающая:
- продолжать формировать умения искать и отбирать необходимый материал в учебниках и справочниках.
Воспитывающая:
- развитие интереса к предмету, коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.


Планируемые результаты:

Предметные:

- формирование представлений о многообразии звезд, созвездиях, о размерах и природе Солнца

Метапредметные:

- формирование навыков выделять главное, работать с текстом и нетекстовыми компонентами, оценивать свою работу и работу одноклассников.

Личностные:

- развитие коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности,

- усвоение новых понятий и терминов,

- повышение собственной самооценки по результатам работы на уроке,

- расширение кругозора

Структура урока:

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний и умений.

3.Мотивация к изучению нового материала(определение темы и цели урока).

4. Изучение нового материала.

5. Закрепление нового материала.

7. Домашнее задание.

Оборудование: учебники, атласа, презентационный материал.

Ход урока.

1.Организационный этап.

Приветствие. Эмоциональный настрой на урок.

Здравствуйте, дети! Проверьте все ли готово у вас к уроку? Давайте улыбнёмся друг другу, настроимся на поиск и творчество и начнём урок.

2.Актуализация знаний

Проверка домашнего задания.

Сегодня мы продолжаем свое путешествие по космическим просторам. Прежде чем продолжить свое путешествие, давайте повторим, с каким космическими телами мы познакомились на прошлом уроке. Проведем небольшую проверочную работу. На доске написаны характеристики небесных тел (слайд 1), вам нужно отгадать каким небесным телам они соответствуют. Ответы пишем в тетрадях.

А теперь меняйтесь своими тетрадями с соседом по парте и проверяйте ответы друг у друга. Правильные ответы на доске ( слайд 2). За правильный ответ ставьте (+) , не правильный-(-)

Молодцы! Большинство из вас очень хорошо справились с заданиями.







слайд 1


слайд 2


3.Мотивация к изучению нового материала

Сейчас я загадаю вам загадку. Посмотрим быстро ли вы отгадаете её.

Сколько их на небе – и не сосчитать!
Вечером, как только отправляется
В свои покои солнце почивать,
Они на службу заступают –
С луною вместе ночной порою
Малышки эти небо освещают. Это (звезды).

-Молодцы. Правильно. Таким образом, какую тему мы сегодня будем изучать?

- Звезды.

- Совершенно верно. Запишите тему урока «Мир звезд».(слайд3) .

слайд 3


-Посмотрите на доску. Там написано три слова "Звезда", "Солнце", "Созвездие". С этими словами связана цель нашего урока. Попытайтесь сформулировать её. (ответы учащихся).

Цель нашего урока (слайд4).

слайд 4


4.Изучение новой темы

-Ребята, а что же такое звезда?(ответы учащихся). А теперь сравните свое определение с определением в на стр.66 и запишите её в тетрадь ( слайд 5).

слайд 5

- А какая самая близкая к Земле звезда ?(Солнце). Что вы знаете о Солнце? (ответы учащихся – это центр нашей солнечной системы).

- А теперь прочтите материал о Солнце на стр. 66,67 и ответьте на следующие вопросы: (слайд 6)


  • Во сколько раз диаметр Солнца больше диаметра Луны, Земли?

  • Какова масса Солнца?

  • Какая температура внутри Солнца, на поверхности Солнца?

  • Какое расстояние от Земли до Солнца?

  • Что общего у Солнца и Земли?

  • Какое значение имеет Солнце для Земли?

Проверяем ответы учащихся (слайд 7).


- Почему другие звезды на небе мы видим как маленькие точки? Правильно ,ребята, они очень далеко находятся от Земли . откройте атласы и посмотрите как далеко от Солнца и от Земли расположены другие звезды.На расстоянии триллион километров.

Невооруженным глазом можно увидеть около 6000 звезд, а с помощью бинокля, телескопа можно увидеть миллиарды звезд, астрономы нашего времени и сейчас делают открытия. Мир звезд очень разнообразен. Все звезды различаются между собой по размерам, цвету, яркости , температуре и другими признаками. Найдите информацию о размерах звезд в учебнике на стр. 68

Заполним схему





-1 ряд- определите какие звезды называются сверхгигантами

-2 ряд- определите какие звезды называются гигантами

-3ряд-- определите какие звезды называются карликами.

Проверка ответов (слайд 8)

-А теперь у нас физминутка.

Физминутка

Кто-то утром, не спеша, (ходьба на месте)

Надувает желтый шар, (дети дуют и разводят руки)

А как выпустишь из рук – (поднять руки вверх, хлопок)

Станет вдруг светло вокруг (поворот).

Что это за шар? (дети хором: «Солнце!».

Продолжаем наш урок. Найдите в учебнике на стр.68 информацию какие бывают звезды по цвету и заполните схему.



.По цвету различают белые , голубые , желтые, красные звезды.

- От чего же зависит цвет звезды? ( ответы учащихся).

-Цвет звезды, ребята, зависит от температуры ( слайд 9).


-Итак, звезды:

имеющие самую высокую температуру 40000 окрашены в голубой цвет.

Звезды, имеющие температуру 15000 – голубовато– белый цвет.

Звезды, имеющие температуру 6000 градусов – желтый цвет.

Оранжевые звезды – 500-4000 градусов.

Красные – 3000 градусов.

А какая по величине, цвету наше Солнце звезда? Правильно. Наше Солнце желтый карлик.

- Посмотрите на карту звездного неба, что вы можете сказать о расположении звезд ? (слайд 10)

Звезды образуют на небе какие-то группы.

Астрономы наблюдая за этими группами и соединяя линиями звезды увидели различные фигуры, дали им названия.  Пользуясь 68 стр. сформулируйте понятие – как называются скопление звезд?

Запишите в тетрадь определение.

Созвездие- группа звезд расположенных рядом, образующих определенную фигуру.

-А вы   знаете какие-нибудь созвездия? Давайте познакомимся с некоторыми из них ( слайд 11-15).



Все небо разделено на 88 созвездий, из которых на территории нашей страны можно увидеть 54. Название многих созвездий пришли из Древней Греции и связаны с персонажами различных мифов и легенд.

5.Закрепление изученного материала.

  • Что такое звезда?

  • Какая звезда самая близкая к Земле?

  • Как различают звезды по размерам и по цвету?

  • Что такое созвездие?

6.Рефлексия

  • Я понял тему урока

  • Как я оцениваю свою работу на уроке.

  • У меня были проблемы на уроке.

7.Домашнее задание.

Прочитать §13, подготовить сообщения о любом созвездии, по выбору. Нарисовать рисунок3-4 созвездий.