Тема урока: «Мир звезд».
Цели урока: Познакомиться с понятием звезда, Солнце ; дать представление о многообразии звезд, созвездиях, о размерах и природе Солнца.
Задачи:
Обучающая:
- изучая материал по теме урока, расширить представления о строении Вселенной.
Развивающая:
- продолжать формировать умения искать и отбирать необходимый материал в учебниках и справочниках.
Воспитывающая:
- развитие интереса к предмету, коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.
Планируемые результаты:
Предметные:
- формирование представлений о многообразии звезд, созвездиях, о размерах и природе Солнца
Метапредметные:
- формирование навыков выделять главное, работать с текстом и нетекстовыми компонентами, оценивать свою работу и работу одноклассников.
Личностные:
- развитие коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности,
- усвоение новых понятий и терминов,
- повышение собственной самооценки по результатам работы на уроке,
- расширение кругозора
Структура урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний и умений.
3.Мотивация к изучению нового материала(определение темы и цели урока).
4. Изучение нового материала.
5. Закрепление нового материала.
7. Домашнее задание.
Оборудование: учебники, атласа, презентационный материал.
Ход урока.
1.Организационный этап.
Приветствие. Эмоциональный настрой на урок.
Здравствуйте, дети! Проверьте все ли готово у вас к уроку? Давайте улыбнёмся друг другу, настроимся на поиск и творчество и начнём урок.
2.Актуализация знаний
Проверка домашнего задания.
Сегодня мы продолжаем свое путешествие по космическим просторам. Прежде чем продолжить свое путешествие, давайте повторим, с каким космическими телами мы познакомились на прошлом уроке. Проведем небольшую проверочную работу. На доске написаны характеристики небесных тел (слайд 1), вам нужно отгадать каким небесным телам они соответствуют. Ответы пишем в тетрадях.
А теперь меняйтесь своими тетрадями с соседом по парте и проверяйте ответы друг у друга. Правильные ответы на доске ( слайд 2). За правильный ответ ставьте (+) , не правильный-(-)
Молодцы! Большинство из вас очень хорошо справились с заданиями.
слайд 1
слайд 2
3.Мотивация к изучению нового материала
Сейчас я загадаю вам загадку. Посмотрим быстро ли вы отгадаете её.
Сколько их на небе – и не сосчитать!
Вечером, как только отправляется
В свои покои солнце почивать,
Они на службу заступают –
С луною вместе ночной порою
Малышки эти небо освещают. Это (звезды).
-Молодцы. Правильно. Таким образом, какую тему мы сегодня будем изучать?
- Звезды.
- Совершенно верно. Запишите тему урока «Мир звезд».(слайд3) .
слайд 3
-Посмотрите на доску. Там написано три слова "Звезда", "Солнце", "Созвездие". С этими словами связана цель нашего урока. Попытайтесь сформулировать её. (ответы учащихся).
Цель нашего урока (слайд4).
слайд 4
4.Изучение новой темы
-Ребята, а что же такое звезда?(ответы учащихся). А теперь сравните свое определение с определением в на стр.66 и запишите её в тетрадь ( слайд 5).
слайд 5
- А какая самая близкая к Земле звезда ?(Солнце). Что вы знаете о Солнце? (ответы учащихся – это центр нашей солнечной системы).
- А теперь прочтите материал о Солнце на стр. 66,67 и ответьте на следующие вопросы: (слайд 6)
Во сколько раз диаметр Солнца больше диаметра Луны, Земли?
Какова масса Солнца?
Какая температура внутри Солнца, на поверхности Солнца?
Какое расстояние от Земли до Солнца?
Что общего у Солнца и Земли?
Какое значение имеет Солнце для Земли?
Проверяем ответы учащихся (слайд 7).
- Почему другие звезды на небе мы видим как маленькие точки? Правильно ,ребята, они очень далеко находятся от Земли . откройте атласы и посмотрите как далеко от Солнца и от Земли расположены другие звезды.На расстоянии триллион километров.
Невооруженным глазом можно увидеть около 6000 звезд, а с помощью бинокля, телескопа можно увидеть миллиарды звезд, астрономы нашего времени и сейчас делают открытия. Мир звезд очень разнообразен. Все звезды различаются между собой по размерам, цвету, яркости , температуре и другими признаками. Найдите информацию о размерах звезд в учебнике на стр. 68
Заполним схему
-1 ряд- определите какие звезды называются сверхгигантами
-2 ряд- определите какие звезды называются гигантами
-3ряд-- определите какие звезды называются карликами.
Проверка ответов (слайд 8)
-А теперь у нас физминутка.
Физминутка
Кто-то утром, не спеша, (ходьба на месте)
Надувает желтый шар, (дети дуют и разводят руки)
А как выпустишь из рук – (поднять руки вверх, хлопок)
Станет вдруг светло вокруг (поворот).
Что это за шар? (дети хором: «Солнце!».
Продолжаем наш урок. Найдите в учебнике на стр.68 информацию какие бывают звезды по цвету и заполните схему.
.По цвету различают белые , голубые , желтые, красные звезды.
- От чего же зависит цвет звезды? ( ответы учащихся).
-Цвет звезды, ребята, зависит от температуры ( слайд 9).
-Итак, звезды:
имеющие самую высокую температуру 40000 окрашены в голубой цвет.
Звезды, имеющие температуру 15000 – голубовато– белый цвет.
Звезды, имеющие температуру 6000 градусов – желтый цвет.
Оранжевые звезды – 500-4000 градусов.
Красные – 3000 градусов.
А какая по величине, цвету наше Солнце звезда? Правильно. Наше Солнце желтый карлик.
- Посмотрите на карту звездного неба, что вы можете сказать о расположении звезд ? (слайд 10)
Звезды образуют на небе какие-то группы.
Астрономы наблюдая за этими группами и соединяя линиями звезды увидели различные фигуры, дали им названия. Пользуясь 68 стр. сформулируйте понятие – как называются скопление звезд?
Запишите в тетрадь определение.
Созвездие- группа звезд расположенных рядом, образующих определенную фигуру.
-А вы знаете какие-нибудь созвездия? Давайте познакомимся с некоторыми из них ( слайд 11-15).
Все небо разделено на 88 созвездий, из которых на территории нашей страны можно увидеть 54. Название многих созвездий пришли из Древней Греции и связаны с персонажами различных мифов и легенд.
5.Закрепление изученного материала.
Что такое звезда?
Какая звезда самая близкая к Земле?
Как различают звезды по размерам и по цвету?
Что такое созвездие?
6.Рефлексия
Я понял тему урока
Как я оцениваю свою работу на уроке.
У меня были проблемы на уроке.
7.Домашнее задание.
Прочитать §13, подготовить сообщения о любом созвездии, по выбору. Нарисовать рисунок3-4 созвездий.