СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок на тему "Способы размножения растений"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урока на тему "Способы размножения растений" с элементами прапктической работы.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок на тему "Способы размножения растений"»

Урок биологии по ФГОС в 6 классе.


ТЕМА: Способы размножения растений.


Цель урока: сформировать знания о размножении растений, о биологическом значении полового и бесполого размножения, о способах размножения, особенностях бесполого размножения.


Планируемые результаты обучения:

Предметные: учащиеся знакомятся с размножением растений как важнейшим их свойством, его ролью в пре­емственности поколений, способами размножения организ­мов — бесполым размножением растений.

Метапредметные: учащиеся продолжают осваивать основы исследовательской деятельности, фикси­ровать, анализировать и объяснять результаты опытов.

Личностные: учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению жизнедея­тельности организмов.


Основные понятия урока: размножение — бесполое, половое, вегетативное.


Деятельность учащихся: работа с текстом учебника, с заданиями в рабочей тетради, работа по карточкам, выполнение лабораторной работы, сотрудничество с одноклассниками при обсуж­дении вопросов.

Ход урока


1. Организационный момент. Приветствие, проверка наличия учебников, рабочих и классных тетрадей, тестовых заданий, карточек с заданиями.(1 мин)

Давайте вспомним чем мы занимались на последнем уроке. Для этого мы поиграем.

Игра «светофор»

Даны утверждения, необходимо поднять зеленую карточку если утверждение верное, в случае если утверждение неверное-красную.

Семя- это растение в зачаточном состоянии +

Для прорастания семян не требуется вода –

Если семена высеивать в сухую почву они погибнут +

В семени зародыш не дышит –

Семена прорастают независимо от глубины заделки –

Зародыш превращается в стебель –

Для прорастания семян разных растений требуется одинаковая температура -


2. Мотивационно-ориентационный этап.(5-7 мин)

Вступительное слово учителя:

«Каждую секунду на Земле гибнут десятки тысяч организмов. Одни от старости,

другие из-за болезней, третьих съедают хищники... Мы срываем в саду цветок, наступаем случайно на муравья, убиваем укусившего нас кома­ра, ловим на озере щуку.

Каждый организм смертен, поэтому любой вид должен заботиться о том,

чтобы его численность не уменьшалась.

Смерт­ность одних особей компенсируется рождением других»


Константин Георгиевич Паустовский сказал

«Это процесс, с помощью которого Жизнь умудряется обвести вокруг пальца Время»

( К.Г. Паустовский)

Ребята, скажите о каком процессе идет речь?


Все живое рождается, растет, развивается, оставляет потомство, стареет и умирает.

Жизнь каждого отдельного существа ограничена, но жизнь на Земле

продолжается уже миллионы лет.

Мозговой штурм.

Ребята подумайте пожалуйста и ответьте на следующие вопросы:

-Травоядные животные питаются растениями. Почему же все растения не уничтожены?

-Растения это неподвижные организмы, почему же они заселили весь земной шар?


Итак, давайте вместе сформулируем тему сегодняшнего урока




Тема урока: Размножение организмов (запись темы урок в тетрадь)

Зная тему давайте скажем, что мы должны сделать для ее изучения(идет беседа о задачах урока)..

Задачи урока урока:

  1. раскрыть сущность понятия…

  2. расширить представления о…

  3. научиться выделять … размножения.

Учащиеся добавляют в строки нужные слова



  1. Изучение новой темы.

Для того чтобы выявить сущность этого процесса мы обратимся к учебнику…

Работа в парах.(5 мин)

  • Изучите текст учебника на с. 117.

  • Дайте определение термину размножение!

  • Составьте схему: Способы размножения растений! (Дети обсуждают в парах, после чего идет ответ 2-3 пар. Так возможны вариации.)

Проверка правильности выполнения задания

Работа с рисунком

Определите, что это изображено на фотографии. Подсказку можно получить из текста учебника на стр. 118, первый абзац.

Итак, на фотографии мы видим споровые растения-папоротники. Споры находятся в спорангиях. К споровым растениям относят папоротники, водоросли, мхи, хвощи и плауны.

Спорообразование это бесполое размножение.

Работа в парах.

  • Прочитайте второй абзац в учебнике на с.118.

  • Какое размножение называют вегетативным?(Идет обсуждение и взаимопроверка)

Слайд. Вегетативное размножение.(части растения, дети называя их дают определение вегетативному размножению) Одному ребенку предлагается дать отзыв на ответ другого ребенка.

Таким образом, растения могут размножаться черенком, луковицей, усами, черенком, т.е своей частью, при этом получаются организмы как две капли воды похожие на материнский организм.

А сейчас мы с вами на узнаем на практике, что такое вегетативное размножение.

Слайд «Лабораторная работа»

Но перед тем, как заняться таким важным делом как вегетативное размножение растений, давайте немного отдохнем.

Физкультминутка.(1.5 мин)


Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.

Наши глазки отдыхают,

Упражнения выполняют.

А теперь мы их откроем, 

Через речку мост построим.

Нарисуем букву о, получается легко.

Вверх поднимем, глянем вниз,

Вправо, влево повернем,

Заниматься вновь начнем.


Перед тем как начать лабораторную работу, которую вы будете выполнять в группах, обязательно ознакомьтесь с правилами техники безопасности. (Какой-нибудь учащийся вслух зачитывает инструкцию по ТБ)


Правила поведения и техники безопасности во время проведения лабораторной работы:

1.Содержать в чистоте свое рабочее место.

2. Не раскидывать землю

3.Аккуратно обращаться с режущими предметами.

4.После завершения работы руки аккуратно протереть влажной салфеткой


Учащиеся распределяются на 3 группы.(сидят в готовых группах)

Каждой группе даётся задание на карточках и лабораторное оборудование. (5 мин)

1.Возьмите картофель, найдите у клубня почки. Разрежьте клубень таким образом, чтобы на каждой части оставалась неповреждённая почка. Посадите частичку картофеля с почкой в стаканчик с почвой. Подпишите дату посадки. Полейте.

Сделайте вывод (пользуясь учебником стр. 118: таким образом вегетативное размножение осуществляется_______________________________________________.Новая особь наследует все признаки и свойства___________________________________.

2. Возьмите чеснок, разделите его на дольки. Каждую дольку посадите в стаканчик с землёй. Подпишите дату посадки. Полейте.

Сделайте вывод (пользуясь учебником стр. 118: таким образом вегетативное размножение осуществляется_______________________________________________.Новая особь наследует все признаки и свойства___________________________________.

3.Перед вами фиалка узамбарская. Поучимся размножать фиалку с помощью листа. Для этого с помощью ножа отделите лист фиалки и посадите в землю. Для лучшего укоренения листа укройте лист целлофановым пакетом. Подпишите дату посадки. Полейте.

Сделайте вывод (пользуясь учебником стр. 118: таким образом вегетативное размножение осуществляется_______________________________________________.Новая особь наследует все признаки и свойства___________________________________.

Формулируем выводы вместе с учащимися (выводы формируют дети по карточкам)

Таким образом, вегетативное размножение осуществляется с помощью частей растений. Новая особь наследует все признаки и свойства материнского организма.

Сейчас предлагаю самостоятельно поработать по карточкам. Время на работу 7 мин.



Карточка ученика_________________________ класса__________

Прочитайте текст учебника на с.118 до конца.

Ответьте на вопросы:

Какое размножение называют половым?_________________________________________________________

Что такое гамета?_____________________________________________________

Какие бывают гаметы?_________________________________________________

Что такое зигота?_____________________________________________________

Что такое оплодотворение?____________________________________________


Расскажите по схеме о половом размножении растений (устно)


Вывод Проверка правильности заполнения карточки. Зачитывание вывода.

По желанию учащийся выходит к доске и по схеме рассказывает о половом размножении.

5.Первичное закрепление знаний

Задание «Верю, не верю».(5 мин) В некоторых предложениях включу обоснования своего мнения.


Выберите те предложения которые верны:(будут макеты растений, показывая их дети говорят о готовности). После один ребенок говорит о верности/неверности ответа

1.Размножение заключается в уменьшении числа особей.

2.Размножение может быть половым и бесполым.

3.Спермии-неподвижные половые клетки.

4.При вегетативном размножении новая особь совершенно не похожа на родительскую.

5.При половом размножении новый организм образуется в результате слияния половых клеток (гамет).

Проверка. Выставление в тетрадь баллов. Максимум 3 балла.

Достигли ли мы поставленных в начале урока целей?



7.Итоговая рефлексия


Лестница, на которую дети помещают смайлы


Ответы учащихся.


8.Домашнее задание

§ 21 – проанализировать текст, вопросы.

Задание для любознательных. Вырастить комнатное растение любым из изученных способов. Сделайте рисунки, фотографии.




Используемая литература.

1. Биология 5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией В.В. Пасечника, М.: Просвещение, 2012г.

2. В.В. Пасечник «Уроки биологии 5-6 класс»методическое пособие, М.: Просвещение, 2012г.

3. Диск « Кирилл и Мефодий» биология 6 класс, урок

4. Высказывания - http://maksimovaei.ru/zips/pedagog/ispolz epigraf.doc























Коммуникативные ууд


Способы размножения растений.


Определение цели, функций участников, способов взаимодействия.

Постановка вопросов- сотрудничество в поиске ответов

Травоядные животные питаются растениями. Почему же все растения не уничтожены?

-Растения это неподвижные организмы, почему же они заселили весь земной шар?


Итак, давайте вместе сформулируем тему сегодняшнего урока


Постановка с детьми задач урока:


Задачи урока урока:

  1. раскрыть сущность понятия…

  2. расширить представления о…

  3. научиться выделять … размножения.


Актуализация знаний: карточки с вопросами. Идет беседа с взаимопроверкой.


Изучение новой темы:

Работа в группах: составление в парах схемы способов размножения. После чего идет обсуждение(ответ 2-3 пар).


Работа со слайдом. Работа в группах. На слайде органы вегетативного размножения. Дети их называют и составляют определение данному процессу.


Лабораторная работа. Работа в группах. Детям объясняются правила работы в группах. Один ребенок читает технику безопасности. После чего дети сами формируют выводы в группах (предварительно разделяя обязанности) при помощи карточек.


На слайде схема полового размножения и при помощи учебника. Дети в группах записывают свое определение. После чего один ученик объясняет всем.


Закрепление. Верно/неверно. Детям на слайде выводятся суждения. По готовности поднимая буклет цветка. Дети отвечают устно.

Идет проверка выполненных задач. Дети сами сравнивают поставленные задачи и свои результаты.








1.Возьмите картофель, найдите у клубня почки. Разрежьте клубень таким образом, чтобы на каждой части оставалась неповреждённая почка. Посадите частичку картофеля с почкой в стаканчик с почвой. Подпишите дату посадки. Полейте.

Сделайте вывод (пользуясь учебником стр. 118: таким образом вегетативное размножение осуществляется_______________________________________________.Новая особь наследует все признаки и свойства___________________________________.







2. Возьмите чеснок, разделите его на дольки. Каждую дольку посадите в стаканчик с землёй. Подпишите дату посадки. Полейте.

Сделайте вывод (пользуясь учебником стр. 118: таким образом вегетативное размножение осуществляется_______________________________________________.Новая особь наследует все признаки и свойства___________________________________.



























3.Перед вами фиалка узамбарская. Поучимся размножать фиалку с помощью листа. Для этого с помощью ножа отделите лист фиалки и посадите в землю. Для лучшего укоренения листа укройте лист целлофановым пакетом. Подпишите дату посадки. Полейте.

Сделайте вывод (пользуясь учебником стр. 118: таким образом вегетативное размножение осуществляется_______________________________________________.Новая особь наследует все признаки и свойства___________________________________.


8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!