Открытый урок
«Толерантность»
Цель: Цель: построение эмоционально-доверительных взаимоотношений,
способствующих приобщению детей к социокультурным нормам, развитие
коммуникативных навыков, чувства толерантности к сверстникам и ко всем
окружающим людям, закрепление знаний детей о положительных и
отрицательных качествах характера человека. Научить детей определять
достоинства и недостатки себя и других людей, понимать причины их
поступков.
- дать детям представление о толерантности. Формировать у детей понятия дружбы между людьми разных национальностей.
-научить сопереживать, замечать боль других совершать по собственной воле добрые поступки для тех, кто в этом особенно нуждается.
Задачи:
- познакомить детей с понятием толерантность, толерантное отношение;
- формировать у детей представление об окружающем мире, о его многообразии, разных странах, России как о родной стране;
- воспитывать в детях гражданско-патриотические чувства, уважения и доброго отношения к другим людям.
Гимн РФ
Вед. 1.Добрый день дорогие ребята, учителя и гости!
Сегодня мы начнем наш урок с песни "Я русский" (слайд)
Ребята, в какой стране мы живем?
Дети :-В России.
Учитель. Да,ребята мы с вами живем в прекрасной,красивой стране,где есть высокие горы и реки,бескрайние поля и березовые рощи.
На нашей необъятной земле живут люди разных национальностей,с разным цветом кожи,а так жерасположено огромное количество стран на нашей планете Земля.
Каждая страна особенная и жители тоже особенные.
(слайд)
Мы – разные, совсем не похожие друг на друга.
У нас разный цвет кожи, мы говорим на разных языках,
У нас разные обычаи и традиции.
Но все мы едины в одном.
Мы все здесь собравшие, кто ребята, одним словом назовите
Дети: люди
Учитель: Да, мы люди.
А почему нас всех называют одинаково — «люди»?
Чем все люди похожи?
( Ответы детей: люди имеют голову, ходят на двух ногах, имеют две руки; разговаривают, играют, ходят на работу, в школу, детский сад, питаются, носят одежду, умеют писать, читать, поют песни, танцуют и т. п).
Учитель :Правильно
Люди говорят на разных языках, имеют свои национальные традиции и верят в разных богов, но общее у них и у нас с вами - это любовь к нашей России.
Россия - Родина моя! Эти слова могут сказать люди
разных национальностей, которые живут в России.
Многие из них сегодня живут в своих национальных государствах, но здесь, в России, продолжают жить их родные и близкие, и никакие границы не смогут помешать нам, дружить, общаться и любить.
Ребята, а теперь внимание на экран
Слайд :
темнокожие живут в Африке,
Желтокожие в Китае и Японии,
со светлой кожей в России, Европе,Америке
Есть белые дети,
Есть черные дети,
Есть желтые дети
На нашей планете.
Но дело не в цвете,
А в том, что на свете
Друг другу всегда
Улыбаются дети!
Наш красивый,таежный Приморский край населяют разные народности татары,казахи,грузины,армяне,русские ,немцы и многие другие .
Самая главная ценность народов любой национальности- это его жители, их дружелюбие, радушие и гостеприимство
Ребята ,давайте познакомимся,как люди приветствуют друг друга в разных странах мира
(слайд) Игра "Всемирные приветствия"
Китай-легкий поклон со скрещенными на груди руками
Индия -легкий поклон,ладони вытянуты перед лбом
Япония-легкий поклон,руки и ладони вытянуты по бокам
Новая Зеландия-потереться носами
Великобритания-пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии от друг друга
Тибет-показать язык
Германия-очень крепко пожать друг другу руки,стоя близко друг к другу
Россия -крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки
Русский народ тоже славится своим гостеприимством.
Есть такая замечательная традиция встречать дорогих гостей хлебом, да солью.
(выход девочки и мальчика в русских народных костюмах с караваем)
Мальчик :Штабной С.
Мы всегда гостей встречаем
Круглым ,пышным караваем
Он и в блюдце расписном
С белоснежным рушником
(преподносят гостям)
Я рада видеть всех вас здоровыми, с хорошим настроением.но мы продолжим наш урок
Ребята, на столе у вас лежат геометрические фигуры
На каждойфигуре цифра и буква, ваша задача расположить фигуры в порядке числового ряда от 1 до 1
(дети располагают фигуры по порядку).
Прочитайте, какое у нас слово получилось
– ТОЛЕРАНТНОСТЬ (произнесем хором.)
Это красивое по звучанию слово имеет не менее красивое и нужное значение, и сегодня мы узнаем, что оно обозначает.
Ребята ,сегодня наш урок посвятим добру, уважению, милосердию и пониманию, как к себе, так и к окружающим, т.е. теме толерантности
(слайд)Девиз нашего урока "Мы разные, но мы вместе"
Как понимаете наш девиз? Давайте вместе разберемся.
Я прошу встать девочек.
Какие вы красивые,нарядные
А теперь ,встаньте пожалуйста мальчики.
Какие вы сильные,мужественные
Прошу ребят подняться со светлыми волосами.Садитесь пожалуйста
А теперь с темными волосами.
Подумайте и скажитекакие мы все?
(Мы все разные, но мы вместе .
Мы все равные и уважаем тех,кто не похож на нас)
Вы заметили, мы с вами отличаемся друг от друга. У нас разные вкусы, привычки, интересы, разные мнения ,а еще мы разного роста, разного возраста (кто-то старше, кто-то младше),
А теперь откройте конверты и составьте у себя на столе цветок из лепестков.
Какие красивые цветы получились у нас ,посмотрите ребята на каждом лепестке и в середине цветка написаны слова,
Давайте познакомимся и прочитаем их
Лепестки означают разные качества человека, они собраны все вместе, потому что живем рядом, дружим и помогаем ,которыми должен обладать толерантный человек .
Слова, которые написаны в лепестках цветка помогут нам понять смысл этого очень интересного слова толерантность.
(Читают по очереди)
Толерантность-это милосердие
(забота помощь о пожилых людях,маленьких детях ,больных ,инвалидах)
Толерантность-это доброта души
Толерантность -это сострадание
( к больным, инвалидам, а так же сочувствие к людям )
Толерантность -это дружба
(доверие,взаимовыручка,отзывчивость,правдивость,верность,надежность)
Толерантность -это терпение
(проявлять терпимость,восприятие,такого человека ,какой он есть)
Толерантность-это прощение
(прощать ошибки
Толерантность -это уважениечеловеческих качеств
(честность,ответственность,трудолюбие,скромность,дисциплинированность,чуткость)
История происхождения понятия толерантность
Чтобы люди всегда помнили об этих словах и совершали хорошие поступки, во многих странах мира 16 ноября отмечают международный день Толерантности.
По-другому, мы можем назвать этот праздник:
( Слайд)
день взаимопонимания,
взаимопринятия,
взаимодоверия.
(дети высказывают свое мнение, как понимают).
(слайд)- Когда то, давным-давно во Франции жил князь Талейран. Был он очень талантлив во многом, но ценили его за умение учитывать настроение окружающих, за уважительное отношение ко всем без исключения, за умение всегда найти выход из любой ситуации. Отсюда и происхождение слова толерантность, которое означает терпимость, сочувствие, понимание.
Чтобы других вы смогли понимать, нужно терпенье в себе воспитать
Ведь планета наша дорогая
Любит всех нас, белых и цветных
Будем жить друг, друга уважая
Толерантность -слово для живых
Ребята перед вами листок бумаги, что вы видите
А теперь послушайте притчу «О добре и зле»
Притча о добре и зле
Однажды мудрец собрал своих учеников и показал им обычный листок бумаги ,где нарисовал маленькую черную точку.
Он спросил их ;Что вы видите?
Все хором ответили ,черную точку.
Ответ был не верным.
А разве вы не видите этот белый лист бумаги-он так огромен,больше,чем эта черная точка!
Вот так и в жизни -мы видим в людях первым делом что-то плохое,хотя хорошего намного больше. И лишь единицы видят сразу "белый лист бумаги"
Как вы понимаете ,в чем смысл притчи?
Эта притча говорит нам о том, что человек должен стремиться к тому, чтобы видеть в людях больше хорошего, чем плохого .
Ребята, мы с вами общаемся, живем рядом, но действительно мы отличаемся друг от друга характером, ростом , весом, желаниями.
учитель:
- Ребята, а люди все одинаковые?
Дети: Нет.
- Конечно, нет.
Как нам стать толерантными?
Оставаться самим собой, видеть свои ошибки
Принимать людей такими, какие они есть
Уважать чувства и интересы других людей.
Будь добрым, милосердным, отзывчивым, помогать в беде, проявлять сострадание
Быть толерантным, значит:
Уважать другого.
Любить ближнего своего.
Не злиться.
Быть добрым, терпимым
Сострадать
Ребята перед вами незаконченные пословицы, надо их дополнить из второй колонки.Как понимаете пословицу.
Доброе слово лечит | , а злое убивает |
Друг познается | в беде |
Знакомых много, | а друзей нет |
Лучше умереть возле друга, | чем жить у своего врага. |
Нет друга, так ищи, а нашел, | так береги. |
Добро потеряешь – опять наживешь ,друзей потеряешь- уже не вернешь |
Вместе тесно, | а врозь скучно |
А теперь ребята внимание на экран
Видеоролик «Все оставляет след»
Вывод:Ребята , путь к доброте и пониманию нелегкий.
Это долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы.
Поэтому человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих поступках
Ребята теперь мы вместе создадим "Дерево дружбы"
Крона дерева пока пуста,но мы сейчас украсим.ее с помощью ваших ладошек,вырезанных из бумаги.
Прикрепите пожалуйста их к тем веточкам ,которые понравились вам.
Ребята смотрите, у нас получилоськрасивое, необычное деревос шикарной кроной ,украшенное вашими ладошками.
В народе говорят "Дерево живет корнями ,а человек друзьями"
Мы вместе создали дерево дружбы.
Разноцветные ладошки белые,желтые, темные означают разным людям, с разным цветом кожи, волос, глаз.
«Дерево дружбы»означает,что мы живем рядом, дружим и помогаем друг другу,а значит все люди на планете Земля разные, но они все равны, имеют равные права на жизнь!
Все дети Земли любят свой дом, свою семью, Родину.
Они хотят жить весело, радостно и мирно!
Чтобы сохранить этот мир, надо жить дружно, терпимо относиться ко всем, даже к очень непохожим на нас людям.
Все мы должны жить в мире и согласии друг с другом, любить и уважать традиции, культуру и быт других народов. Быть толерантными друг другу.
А теперь прочитаем ,что же такое дружба (веер карточек)
По одной берем и читаем предложение ……
Дети читают стихи каждый по строчке
1. Дружба – это тёплый ветер.
2. Дружба – это светлый мир.
3. Дружба – солнце на рассвете.
4. Дружба – это счастье.
5. Дружба – у людей одна.
6. С дружбой не страшны ненастья…
7. С дружбой – жизнь всегда полна.
8.Будем уважать любых:
9.Черных, желтых, белых.
10.Будем вместе все дружить,
Учитель:
(слайд)
Пусть будет небо голубое
А солнце-ясным!
Пусть человек не будет злым,
И станет мир прекрасным
Танец "Обетованная земля"
Ах,Россия,ты Россия
Да родная сторона!
Пусть хранит тебя Мессия!
Будь свободна и сильна!
Не влекут другие страны,ни к чему мне край чужой
Краше русские поляны
И криницы за межой
И как будто,все отлично;
Всходит солнце на заре,
Воздух теплый ,земляничный,
Дремлет речка в серебре
Только многое тревожит
Хоть и чисты облака
Что обидеть тебя может
Чья -то алчная рука
Человек рождается и живет на земле для того,чтобы делать добро. Символом добра и мира считается белый голубь.
И каждому из вас я хочу подарить маленького белого голубя, чтобы вы росли добрыми и счастливыми детьми.
Пожалуйста ребята ,подарите красивых голубей своим друзьям.
Итог занятия:
-Какое новое слово вы сегодня узнали?
(слайд) Толерантность
(прочитаем еще раз, чтобы запомнить как оно пишется)
Ребята,а вот и сейчас проверим толерантны вы или нет.
Я задам вам вопрос,а вы говорите "да", если так поступает толерантный человек.
И"нет" так поступает нетолерантный человек.
Слушаем внимательно и отвечаем «да « или «нет».
Поздороваться при встрече?
Толкнуть или извиниться?
Говорить "спасибо" за подарок?
Обозвать обидным словом соседа
Так есть среди нас толерантные?
Молодцы, мы оказывается все толерантны
Так какими человеческими качествами должен обладать толерантный человек.
Ответы детей.
Быть добрыми, умными, улыбчивыми, сильными, честными, жить в мире и спокойствии.
Учитель:Правильно
(слайд)
Толерантность - это любовь, доброта, радость, щедрость, удача,красота, дружба по отношению к другим людям.
Наша земля - земля людей, земля языков и культури мы должны любить друг друга, соблюдать традиции и продолжать историю жизни толерантности.
Ребята и мы всегда должны 4помнить о том, что все мы разные, но мы равные ,все мы живем вместе на одной планете и должны научиться жить не обижая друг друга
Ребята ,а сейчас мы вместе прочтем старинную легенду
(чтение детьми )
(слайд)
Встретились раз белый человек и чернокожий.
Белый сказал:-Как ты уродлив, негр! Как будто весь сажей вымазан!
Черный презрительно сощурился и сказал:- Как ты уродлив, белый!
Как будто тебя всего обернули белой бумагой!
Спорили они, спорили, никак не могли прийти к согласию.
И решили пойти к мудрецу.
Выслушал их мудрец и сказал белому:
- Посмотри, как красив твой черный брат .Он черен, как южная ночь , и в ней подобно звездам, сияют глаза его…
Затем мудрец обратился к чернокожему:
- А ты, друг ,посмотри ,как красив твой белый брат. Он красив,как сверкающий белый снег, что лежит на вершинах наших гор,а волосы его-цвета солнца….
Негр и белый устыдились своего спора и помирились.
А мудрец думал о будущем .И представилась ему такая картина…
Кружатся в веселом хороводе, танцуя и распевая песни, белые, черные, желтые люди.С любовью смотрят они друг на друга.
И перекрывает звуки музыки и песен чей-то молодой голос:-Как хорошо,что все мы разные!
А то жить было бы так скучно!
Учитель:Вот такую старинную легенду мы с вами прочитали ,в ней говорится, что мы должны принять другого человека таким, какой он естьНужно научиться признавать многообразие людей разных национальностей, их мнения, религию, убеждения ,традиции.
Ведь это один из принципов толерантности.
Мы разные-в этом богатство,
Мы вместе-в этом наша сила!
Пусть эти слова станут для вас жизненным девизом.
В завершении нашей с вами встречи попрошу всех встать и хором прочитать фразу, которую вы все видите на экране:
Слайд
«Если каждый друг к другу будет терпим,
То вместе мы сделаем толерантным наш мир!
Ребята,если вам понравился урок , покажи вот так ,если нет то так (учитель показывает)
Ребята я раздам вам памятку,чтобы вы всегда помнили
«Как вести себя в конфликтной ситуации»
( Слайд )чтение построчно
Памятка
«Как вести себя в конфликтной ситуации»
Сохраняй спокойствие, когда сердишься.
Имей выдержку (умение сдерживать свои чувства, когда это требуется).
Имей терпение выслушать собеседника.
Спокойно объясни свою точку зрения.
Подумай, из-за чего возник спор.
Разреши конфликт мирным путем.
Спасибо большое всем вам за участие и присутствие на нашем уроке!
Желаем всем вам счастья, здоровья, взаимопонимания, добра и мира!
Я приглашаю всех ребят подняться на сцену, кто принимал участие на уроке для общего фото на память.
Песня «Большой хоровод»