СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок на тему: Непроизносимые согласные

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан для обобщения темы: Непроизносимые согласные.На уроке используется дифференцированный подход.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок на тему: Непроизносимые согласные»

Русский язык. 2 класс

Тема: Непроизносимые согласные.

Учитель начальных классов Зяблицева Е.А.                

Второй урок по теме – расширяющий и конкретизирующий представление об орфограмме “непроизносимые согласные  в корне слова”

Цель:

  • предметный уровень – формирование представления о непроизносимой согласной как орфограмме, возникающей в месте  стечения согласной, о способах проверки написания слов с такой орфограммой. Развитие орфографической зоркости.

  • метапредметный уровеньсовершенствование умений анализировать языковой материал, наблюдать за изменением слов, сравнивать звучание и написание слов с орфограммами, составлять транскрипцию слов, давать характеристику звуков; работать с текстом, формулировать вопросы и высказывания, находить и давать толкование незнакомым словам, расширять значение известных слов, организуя общении со сверстниками и с учителем. Развитие речи, мышления и памяти.

  • личностный уровень – самоопределение средствами предмета “Русский язык”: «Я – человек – носитель родного языка –исследователь многообразия слов русского языка», «Я – ответственный человек: отвечаю за свои слова, бережно и уважительно отношусь к речи, к слову», стремление  к расширению своих знаний по предмету “Русский язык”; формировать представление об учителе и одноклассниках как о помощниках в решении учебных задач, как источнике информации по предмету, развитие ощущения своей успешности как  ученика и исследователя русского языка, использование возможности уточнить и расширить свой кругозор. Воспитание патриотических чувств, соревновательного духа и исследовательского азарта.

Задачи:

  • работать с;

  • наблюдать за изменением слов, изменять слова, выбирать нужную букву при написании, обосновывать выбор;

  • организовывать общение с учителем-экспертом, обращаться к учителю как к помощнику в решении учебных задач, как источнику информации;

  • Составлять транскрипцию, давать характеристику звукам;

  • использовать правильную, научную терминологию в обозначении орфограмм

  • работать с текстом: читать и делать выводы,, находить, выделять и давать определение незнакомым словам;

  • учиться обращаться к орфографическому и толковым словарям;

  • составлять «умные» вопросы по тексту и по теме беседы, составлять сообщения, речевые высказывания;

  • оценивать свою работу и работу своих одноклассников

Оборудование:

  1. Учебник «Русский язык. 2 класс» (Авт. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина), рабочие  тетради, рефлексивные карточки, распечатка из словаря.

  2. Кубики с буквами (1-й кубик с гласными, 2-й кубик с четырьмя согласными из ряда непроизносимых (т, л, д, в));

  3. Проектор, компьютер, презентация - слайды, документ камера, смарт-доска..


Деятельность учителя начальных классов

Роль учителя

Деятельность детей

Опорные знаки, материал, техника


t

Мотивационный этап



– Здравствуйте, сегодня у нас на уроке гости…

– И они вместе с нами отправятся в разведку.

– Сегодня мы разведчики и должны продемонстрировать свои умения быть внимательными, добывать информацию, работать с ней, наблюдать, самостоятельно думать и делать выводы, докладывать командиру, оценивать свою работу и исправлять ошибки, если понадобится.

Командир

Координатор

Эксперт

Даёт задания (отдаёт приказы)









Активное слушание, контроль посадки за партой и порядка на столе


2

Этап актуализации известных понятий



Орфографическая разминка:

Слова с безударной гласной проверяемой ударением:

з.мля, л.са, г.ра, м.сты, р.ка, сн.га, х.лмы, тр.па, н.жи, сл.ды, гл.за, с.ло, н.чной, л.дяной, м.роз (! ловушка - словарное слово)

Слова с безударной гласной, непроверяемой ударением:

м.роз, в.тер, м.тель, п.года, р.кета, с.лдат, д.кабрь, д.ревня, г.рой, т.варищ, х.рошо

Слова с орфограммой “парные согласные”. Игра “Топ-хлоп” (если звонкий - хлопают, если глухой - топают)

гла., шала., сосе., гос.ь, наро., самолё., гру., цвето., бере., молото., овра, квадра., доро.ка

Речевая разминка.

На какие группы можно разделить эти слова?

Какое сообщение (донесение) можно составить с использованием данных слов

Какое слово вы точно не стали бы использовать в донесении? Почему?

В яблочко ! А что означает эта поговорка?

- Разведчик должен быть молчалив, а если докладывает - точен, краток, убедителен. Молча показываете сигнал, если я показываю на вас - называете букву, говорите проверочное слово

Эксперт, участник обсуждения,

переключает слайды, организовывает работу у доски






Показывают кубики с нужной буквой, по указке учителя - проговаривают проверочное слово.





Топ- хлоп” (хлопают, если считают, что в слове пишется звонкий согласный, топают - если глухой)





Отвечают, используя названия орфограмм.

Составляют предложения-донесения по типу “Высадились в нужный квадрат. Всё хорошо. Груз доставлен”.

Не по теме.

Точное попадание


2

Определение темы и цели.

Мотивация учебной деятельности.

-Начнём фиксировать журнал нашего продвижения (записываем число, классная работа)

Мозговая атака:

Главная часть слова (корень)

Опасное место в слове (орфограмма)

Звуки, которые могут “свистеть, звенеть, шуметь, но не хочется им петь…” (согласные)

Несколько согласных букв подряд в слове (стечение согласных)

Третья буква русского алфавита (буква в)

Буква, обозначающая последний звук в слове парад (буква д)

Буква, следующая за буквой К (буква л)

С этой буквы начинается третий слог в слове лопата (буква т)

Минутка чистописания

-Какие буквы сейчас назвали? (в, д, л, т)

Определите порядок следования букв в цепочке и отгадайте следующую последовательность

Вдлт, Влдт, …  (Вдтл)

Пропишите эти цепочки в указанной последовательности до конца строки.

Что общего в  звуках, которые  обозначаются этими буквами? (все звуки согласные)

Что ещё? Посмотрите на эти буквы внимательно. (это четыре буквы, которые в словах могут быть непроизносимыми, при произнесении пропадать)


Давайте определим тему нашей работы

Какая будет наша боевая задача?



Дети открывают тетради и отступив две строчки, записывают число, и слова “Классная работа”



Скоростные ответы












Аналитическая работа. Логические последовательности (восстанавливают логическую цепочку).

Работа в тетрадях









Непроизносимые согласные в корне слова

Научиться проверять. Запоминать как пишутся такие слова…


3

Постановка учебной задачи

В каких словах они пропадают? Давайте определим надо или нет писать букву, если при произнесении мы её не слышим?

Обратимся к вашей домашней работе:

звёз?ный, опас?ный, ужас?ный, чес?ный, ненас?ный, грус?ный, прекра?сный, лес?ница, здра?ствуй, праз?ник

Работа с кубиками (пишу - не пишу)

На какие два столбика можно разделить эти слова? (Где пишутся и где - не пишутся согласные)


Сколько слов получилось в левом столбике?

Запишем слова в столбик подбирая  проверочные слова. На старт! внимание! марш!












Цепочка” (подбираем проверочные слова)


Слова лестница, праздник, здравствуй требуют обращения к словарю



Вывод

Итак, у нас была проблема! В словах при произнесении пропадают звуки.

Уточним боевую задачу


Найти способы и научиться пользоваться разными способами проверки правописания непроизносимых согласных



5

Открытие дополнительного способа проверки. При помощи словаря

Рассыпалось слово (или “Собери словечко”)

т у в в о с ч

Какое слово рассыпалось?

Давайте составим транскрипцию этого слова

Что интересного мы наблюдаем при произнесении и написании  слова?

Письмо по памяти:

Великое чувство любви к Родине звало воинов на подвиг.



чувство

[ ч у с т в а  ]

Исчезает при произнесении согласная “в”

Слышим, не так как пишем



12

Рефлексивный этап














соЛнце
грусТный
радосТный
здраВствуйте
прелесТный
серДце

чуВство
весТник
позДний
звезДное
празДник
капусТные
извесТный
месТность
чесТность
тросТник
окресТный
ненасТный

соЛнце
грусТный
радосТный
здраВствуйте
прелесТный
серДце

чуВство
весТник
позДний
звезДное
празДник
капусТные
извесТный
месТность
чесТность
тросТник
окресТный
ненасТный





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!