СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок на тему "Сила трения".

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок на тему "Сила трения".

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок на тему "Сила трения".»

I. Организационная часть.        

Здравствуйте ребята, готовы ли вы к уроку? Сегодня мы с вами будем экспериментировать. У вас на столах находится необходимое оборудование для работы на уроке. Я вижу, что у вас хорошее настроение. Я предлагаю вам сохранить его до конца нашего урока. Всем желаю удачи.

II. Целеполагание и мотивация.

Ребята, посмотрите видеофрагмент. Как вы думаете, почему движущееся тело останавливается? (Учащиеся выдвигают свои предположения. Подходят к тому, что причиной остановки во всех случаях может быть трение)

Совершенно верно, трение.  И соответственно, тема нашего урока  «Сила трения. Трение в природе и   технике». Тогда согласно теме, какие цели мы будем преследовать в ходе урока? Задаю вопрос: «Что необходимо знать о силе трения?»

После обсуждения определяем алгоритм изучения:

  • Определение силы трения

  • Причины возникновения

  • От каких факторов зависит сила трения?

  • Виды силы трения

  • Применение силы трения в природе и технике

Я предлагаю вам обратиться к  материалу, который лежит у вас на парте.

Возьмите наждачную бумагу и проведите одной по поверхности другой. Что вы наблюдали? (Бумаги трутся друг о друга, но очень плохо).

Теперь возьмите бумагу обратной стороной  и повторите действия.

Что вы наблюдали теперь?  (Трутся легче) Почему? Какова же причина возникновения трения?(шероховатость поверхностей).

Задаю вопрос: «Что вы предлагаете для уменьшения трения?» Ответ учащихся: «Хорошо обработать поверхности тел, сделать их гладкими».

Теперь возьмите стекло  и проведите по поверхности другого стекла.

Что вы наблюдали теперь? (Трутся очень плохо)

Капните несколько капель воды на стекло и повторите действия.(Трутся еще хуже.) Почему?(Между молекулами соприкасающихся тел возникают силы взаимного притяжения)

Скажите, какой процесс с точки зрения физики вы наблюдали? (Трение)

Дайте, пожалуйста, определение, что такое трение.

(Трение – взаимодействие при соприкосновении одного тела с другим, которое препятствует их относительному движению)

А что вы назовете силой трения?

(Сила, характеризующая взаимодействие соприкасающихся тел, называется силой трения)

А как вы думаете, куда направлена сила трения? ( в сторону, противоположную движению тела относительно другого)

Следует сказать, что сила трения обозначается также буквой F с индексом:  Fтр . Единица измерения: Ньютон.

Давайте обобщим, каковы причины возникновения силы трения? (Шероховатость поверхностей взаимодействующих тел и взаимное притяжение молекул)

Давайте ещё поэкспериментируем. С помощью наклонной плоскости и цилиндра проведем несколько опытов, в которых исследуем, что происходит с телом на наклонной плоскости в разных случаях взаимодействия:

1.тело лежит на наклонной плоскости, что удерживает тело-сила трения покоя.

2.тело скользит по наклонной плоскости - сила трения скольжения.

3.тело катится по наклонной плоскости – сила трения качения.


Во всех трех случаях между цилиндром и наклонной плоскостью возникает сила трения.

Сила трения

        скольжения                               качения                       покоя


А сейчас посмотрим еще примеры действия силы трения.

Демонстрация видео.



У вас на партах есть маршрутные листы, в которых указан ход ваших действий. В результате выполнения указаний в листе вы должны сформулировать вывод согласно заданию. На работу отводится 5-7 минут.

Группы определяют зависимость силы трения от веса, от площади движущейся поверхности, от вида поверхности, сравнивают силу трения и силу качения.(См.приложения)


Зависит ли сила трения от веса тела?

(Да, зависит, чем больше вес, тем больше возникающая сила трения)

Зависит ли сила трения от вида поверхности?

(Да, чем больше шероховатость, тем больше сила трения)

При сравнении силы трения скольжения и силы трения качения,  какие получены выводы?

(Сила трения качения меньше силы трения скольжения



После исследования, отчет групп.

Вывод: сила трения зависит от рода поверхностей, от веса тела.

Сила трения качения меньше силы трения скольжения и меньше силы трения покоя.

Мультфильм «Барбоскины».

Ребята, а как вы считаете сила трения приносит пользу или вред?

Давайте рассмотрим примеры из различных областей жизни.

«Шевели мозгами» вопросы в презентации.



Работа по готовым рисункам и схемам

Давайте обратимся к литературе, истории и изобразительному искусству.

  1. Картина «Зимние забавы»

В зимние сумерки нянины сказки

Саша любила. Поутру в салазки

Саша садилась, летела стрелой,

Полная счастья, с горы ледяной.

 (Н.А.Некрасов)

Какая сила присутствует?         (сила трения скольжения)        

  1. Вдоль опушки Вова едет

На своем велосипеде

И везет варенье

Всем на угощенье.

(сила трения качения)

  1. Кошка за Жучку,

Жучка за внучку,

Внучка за бабку,

Бабка за дедку,

Дедка за репку

Тянут-потянут, вытянуть не могут…Почему не могут?

(сила трения покоя между репкой и почвой очень большая)

  1. Объясните смысл пословицы с точки зрения физики:

Баба с возу, кобыле легче.

(сила трения с уменьшением веса тела уменьшается, следовательно, меньше противодействует движению телеги)

  1. Не подмажешь, не поедешь.

(для уменьшения трения применяют смазку)


Учитель: Сегодня на уроке мы познакомились ещё с одной силой, которая называется силой трения. Эта сила очень важна для нас. Благодаря силе трения мы можем ходить, лежать, стоять, принимать пищу, держать предметы в руках, т.е. жить той жизнью, к которой мы привыкли. Сила трения возникает при соприкосновении одного тела с другим и препятствует его движению. Молодцы ребята, очень хорошо потрудились, хорошо решали задачи, внимательно слушали и принимали активное участие в работе. Как для каждого прошел урок, мы сейчас увидим по результатам самодиагностики.







VIII. Рефлексия.

Мы с вами прошли трудный путь от предположения о существовании трения до выяснения зависимости силы трения от разных факторов. Цели нашего исследования достигнуты. В ходе нашего исследования вы показали себя хорошими наблюдательными экспериментаторами, способными не только подмечать вокруг себя все новое и интересное, но и самостоятельно проводить научное исследование.

Наш урок подошёл к концу. Ответьте на вопрос: «Что вы узнали нового, что  понравилось на уроке? Может быть, не понравилось». V. Домашнее задание.

-Наша жизнь немыслима без трения. Представьте, что трение исчезло. Пофантазируйте на эту тему и напишите ваши размышления по теме «Мир без трения».


СПАСИБО ВСЕМ ЗА УРОК!!!

Жизненный опыт подсказывает нам, что трение очень важно в нашей жизни и играет как положительную, так и отрицательную роль слайд (слайд 13).

Наше отношение к трению противоречиво: с одной стороны – ведется борьба: трущиеся поверхности машин шлифуются, простые подшипники скольжения заменяются шариковыми или роликовыми, применяется обильная смазка, создаются смазочные материалы.

С другой стороны—если бы трение исчезло? Трение помогает при ходьбе, не могли бы тронуться без трения поезда, машины. (слайд14)

Нужно ли избавляться от трения?

При отсутствии трения гвозди, винты выскальзывали бы из стен, не могли бы удержать в руках ни одну вещь, вихрь никогда не прекратился, звуки не умолкали.

Мудрость и жизненный опыт любой народ заключает в поговорки. Например:

не подмажешь, не поедешь;

пошло дело как по маслу;

угря в руках не удержишь;

что кругло – легко катится;

лыжи скользят по погоде;

из навощенной нити сеть не сплетешь;

колодезная веревка сруб перетирает;

ржавый плуг только на пахоте очищается;

ловкий человек и на дынной корке не поскользнется;

нет такого человека, который бы хоть раз не поскользнулся на льду.

Как же можно использовать изученное явление в жизни? Приведите свои примеры. Явление трения используют в технике: (слайд15).

для передачи движения;

при обработке металлов и других материалов;

при сварке трением;

при заточке инструментов;

для скрепления материалов, деталей конструкций;

при шлифовке, полировке материалов и т.д.

Какую оценку можно дать роли трения в жизни? Учитывая отрицательную роль трения, необходимо его уменьшить. Для этого необходимо:

- подбирать материалы с низким коэффициентом трения;

- повысить качество обработки трущихся поверхностей;

- заменить трение скольжения трением качения;

- использовать смазку.

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экранана доске:

  • сегодня я узнал…

  • было интересно…

  • было трудно…

  • я выполнял задания…

  • я понял, что…

  • теперь я могу…

  • я почувствовал, что…

  • я приобрел…

  • я научился…

  • у меня получилось …

  • я смог…

  • я попробую…

  • меня удивило…

  • урок дал мне для жизни…

  • мне захотелось…