СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "сила трения. Виды трения"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка  открытого урока по теме "Сила трения. Виды трения .Трение в природе и технике" содержит пподробное описание всех этапов урока: организационный момент, мотивацию урока,актуализацию опорных знаний, изучение нового материала,закрепление, итог урока, домашнее задание .

Просмотр содержимого документа
«Урок "сила трения. Виды трения"»

Тема урока. Сила трения.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Цели урока: сформировать представление учащихся о силе трения покоя, качения и скольжения; экспериментально установить причины возникновения силы трения; выяснить положительную и отрицательную роль силы трения в жизни человека, быту и технике;

развивать умение наблюдать, анализировать, обобщать, делать выводы, формировать представление о процессе научного познания, умение экспериментировать, пользоваться приборами;

создать условия для положительной мотивации при изучении физики, используя разнообразные приемы деятельности, сообщая интересные сведения; формировать умение работать в группах, формировать навыки сотрудничества.

Задачи урока:


Образовательные:

  1. Формирование умения планировать и проводить физические опыты, объяснять физические явления.

  2. Формирование у учащихся умений и навыков, способствующих самостоятельному открытию новых знаний, использованию новых способов поиска информации, развитию проблемного мышления.

  3. Формирование умения систематизировать изученное, раскрывать взаимосвязь между изученным теоретическим материалом и явлением в жизни, формировать умение взаимодействовать при групповой форме работы.

Развивающие:

  1. Развитие логического мышления.

  2. Развитие коммуникативных умений и навыков при работе в классе

  3. Развитие интереса к решению задач.

  4. Повышение интереса к физике.

Воспитательные:

1.Воспитание интереса к предмету

2.Воспитание добросовестного отношения к труду, уважительного отношение друг к другу, толерантности.

Оборудование урока: динамометры, листы бумаги, листы стекла, пипетка с водой , два куска наждачной бумаги, круглые карандаши, брусок, цилиндр, сигнальные карточки, листы для самооценивания, компьютер, презентация.

Методы и приёмы: метод «мозгового штурма», частично поисковый, наглядный, объяснительно – иллюстративный, имитационная игра .

(Эпиграф на доске)

Один опыт я ставлю выше, чем тысячи

мнений, рожденных только воображением

М.В.Ломоносов.

I. Организационный часть.

II. Мотивация урока.

III. Актуализация опорных знаний.

IV.Постановка цели урока.

V. Изучение нового материала.

1. Явление трения и сила трения.

2. Наблюдения силы трения .

3. Сила трения.

4. Причины возникновения силы трения.

5. Направление силы трения.

6. Виды сил трения.

7.Релаксация (просмотр видеофрагмента)

8.Измерение силы трения, формула для вычисления.

9.Положительная и отрицательная роль силы трения.

VI. Закрепление изученного материала.

1.Решение качественных задач.

2.Выполнение тестовых заданий

3. Решение расчётной задачи.

VII. Подведение итогов урока.

VIII. Рефлексия.

IX. Домашнее задание.

ХОД УРОКА.



I. Организационная часть.

Здравствуйте, ребята! Сегодня урок я хочу начать с поэтических строк.

В одном мгновенье видеть вечность,

Огромный мир - в зерне песка,

В единой горсти - бесконечность,

И небо - в чашечке цветка.

( СЛАЙД 1)

Учитель. Как точно в этом стихотворении выражена задача естествоиспытателя. Только мыслящий человек способен такое представить и увидеть в одном мгновенье-вечность. Мы с вами тоже попробуем сегодня развить своё воображение.

II.Мотивация урока.

Сегодня у нас особенный урок. Каждый урок мы открываем для себя что-то новое, изучая науку о неживой природе, физику. Какое поле деятельности для пытливого ума, умелых рук и любознательной натуры! А сколько ещё неопознанного вокруг. Сегодня на уроке мы познакомимся с таинственной силой - силой трения. Мы должны выяснить: трение союзник или враг человека. Нам предстоит открыть ещё одну тайну природы. Но вначале необходимо повторить полученные знания.

III.Актуализация опорных знаний.

Учитель. Для этого вам надо ответить на вопросы:

(СЛАЙД 2)

1.Что такое сила?

2.От чего зависит результат действия силы?

3.По какой формуле можно вычислить силу тяжести?

5.По какой формуле вычисляется сила упругости?

4.Напишите формулу для вычисления веса тела.

6.Чему равна равнодействующая сила?

7.Как вычислить равнодействующую двух сил направленных вдоль одной прямой в одну и ту же сторону?

8. Как вычислить равнодействующую двух сил направленных вдоль одной прямой в противоположные стороны?

9.Как называется прибор для измерения силы ?

Решение задач. Работа в парах (взаимоконтроль)

(СЛАЙД 3)


IV. Постановка цели урока.


Учитель. Тема нашего урока: «Сила трения. Виды сил трения. Трение в природе и технике». (СЛАЙД 4)

Запишите в тетрадях число и тему урока. Теперь нам необходимо изучить, на мой взгляд, одну из самых важных сил - силу трения, которая сильнее бурь, ветров и непогоды. И я думаю, вы со мной в конце урока с этим согласитесь. Поэтому целью нашего урока является следующее: знакомство с силой трения, выяснить действительно ли сила трения сильнее бурь, ветров и непогоды, экспериментально установить причины возникновения силы трения, какие существуют виды силы трения, записать формулу для расчета силы трения, выяснить положительную и отрицательную роль силы трения в природе и технике.

V. Изучение нового материала

Учитель. С явлением трения и силой трения мы знакомы с детства. Первые исследования силы трения были проведены великим итальянским ученым Леонардо да Винчи более 400 лет назад, но эти работы не были опубликованы. Законы сухого трения были описаны французскими учеными Гийомомом Амонтоном и Шарлем Кулоном. (СЛАЙД 5)

Очень красочно о роли трения пишет французский физик
Гийом (СЛАЙД6 )

"Всем нам случалось выходить в гололедицу: сколько усилий требовалось, чтобы удерживаться от падения, сколько смешных движений приходилось нам проделывать, чтобы устоять! Это заставляет нас признать, что земля, по которой мы ходим, обладает драгоценным свойством, благодаря которому мы сохраняем равновесие без особых усилий. Та же мысль возникает у нас, когда мы едем на велосипеде по скользкой мостовой или когда лошадь скользит по асфальту и падает. Изучая подобные явления, мы приходим к открытию тех следствий, к которым приводит трение. Инженеры стремятся устранить его в машинах - и хорошо делают. В прикладной механике о трении говорится, как о крайне нежелательном явлении, и это правильно, однако лишь в узкой специальной области. Во всех прочих случаях мы должны быть благодарны трению: оно дает нам возможность ходить, сидеть и работать без опасения, что книги и чернильница упадут на пол. Трение представляет настолько распространенное явление, что нам, за редким исключением, не приходится призывать его на помощь: оно является к нам само.

Учитель. Трение способствует устойчивости. Плотники выравнивают пол так, что столы и стулья остаются там, куда их поставили. Блюда, стаканы, поставленные на стол, остаются неподвижными без особых забот с нашей стороны, если только дело не происходит на пароходе во время качки.

Вообразим, что трение может быть устранено совершенно. Тогда никакие тела, будь они величиной с каменную глыбу или малы, как песчинки, никогда не удержатся одно на другом. Не будь трения, Земля представляла бы шар без неровностей, подобно жидкой капли.

(СЛАЙД 7 )

Учитель. Исходя из жизненного опыта, попробуйте сформулировать определение этому явлению. Что такое трение? (ответы учеников)

Учитель. А теперь мы с вами побываем в роли естествоиспытателей.

Опыт1. Наблюдение явления трения.

На столе лежит деревянный брусок. Толкните его и наблюдайте за его движением. Прикрепите к нему динамометр и тяните равномерно. Замените брусок цилиндром и проделайте то же самое. Что вы можете сказать о скорости тела? Как она изменялась в опытах?

Какая сила возникает при движении тел? В результате чего она возникает?

Выводы:

Трение возникает при соприкосновении поверхностей взаимодействующих тел: при соприкосновении одного тела с другим возникает взаимодействие, препятствующее их относительному движению, которое называют трением. А силу, характеризующую это взаимодействие, называют силой трения

( СЛАЙД 8)

Учитель. Сила трения - это сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого. Она обозначается Fтp. Направлена сила трения всегда противоположно движению тела.

Учитель. Каковы причины возникновения силы трения? Какие виды сил трения существуют? Попробуем ответить и на эти вопросы, для этого проведём опыт.

Опыт 2. Возьмите 2 стеклянные пластины, прижмите их друг к

другу, а затем сдвиньте одну пластину относительно другой. Что

вы наблюдаете? Почему пластины трудно сдвинуть? Капните пипеткой на одну пластину 2-3 капельки воды и повторите опыт. Почему стало еще труднее сдвигать пластины?

Опыт 3. Возьмите 2 кусочка наждачной бумаги. Рассмотрите поверхность этих тел. Сложите их и попробуйте сдвинуть относительно друг друга.

Назовите причины возникновения трения. (СЛАЙД 9)

Выводы: Причины возникновения силы трения: шероховатость поверхности соприкасающихся тел, молекулярное взаимодействие (по основным законам MKT)

Учитель. При контакте твёрдых тел можно выделить три вида сил трения:

(СЛАЙД 10)

трения скольжения, трения качения, трения покоя. Существует жидкое трение (сила сопротивления) при движении тел в жидкости или газе

Релаксация. ( просмотр видеофрагмента)

(СЛАЙД 11)



7.Измерение силы трения. (СЛАЙД 12)

Учитель. А теперь внимательно посмотрите на известную картину Василия Григорьевича Перова "Тройка". (СЛАЙД 13)

Какой вид трения имеет здесь место? Как вы думаете, почему так тяжело везти детям сани? (ответы учеников)

Учитель. Значит, если бы груз не был таким тяжелым, то сила трения была бы меньше? Следовательно, сила трения зависит ещё и от груза. Как?

Учитель. Для вычисления силы трения запишем формулу (СЛАЙД 14)

Учитель. Жизненный опыт подсказывает нам, что трение очень важно в нашей жизни и играет как положительную, так и отрицательную роль

(СЛАЙД 15)

Наше отношение к трению противоречиво: с одной стороны - ведется борьба: трущиеся поверхности машин шлифуются, простые подшипники скольжения заменяются шариковыми или роликовыми, применяется обильная смазка, создаются смазочные материалы. С другой стороны: лианы, хмель, вьюны и другие растения благодаря трению цепляются за находящиеся поблизости опоры, удерживаются на них и тянутся к свету. (СЛАЙД 16)

Трение помогает при ходьбе, не могли бы тронуться без трения поезда, машины. (СЛАЙДЫ 17,18)

Не будь трения, предметы выскальзывали бы из рук. (СЛАЙД 19, 20)

Без трения не играла бы скрипка, так как при движении смычка по струнам не издавался бы звук (СЛАЙД 21)

Учитель. Нужно ли избавляться от трения?

При отсутствии трения гвозди, винты выскальзывали бы из стен, не могли бы удержать в руках ни одну вещь, вихрь никогда не прекратился, звуки не умолкали, дети не могли попасть в объятия любимых родителей, невозможно было дождаться автобуса, потому что тормоза не работали, машины ездили без остановки (СЛАЙДЫ23 ,24)

Мудрость и жизненный опыт любой народ заключает в поговорки. Например: (СЛАЙД 25)


  • угря в руках не удержишь;

  • что кругло - легко катится;

  • лыжи скользят по погоде;

  • из навощенной нити сеть не сплетешь;

  • колодезная веревка сруб перетирает;

  • ржавый плуг только на пахоте очищается;

  • ловкий человек и на дынной корке не поскользнется;

Интерактивное упражнение: имитационная игра «Тяжёлая бутылка». Учитель. Какую оценку можно дать роли трения в жизни? Учитывая отрицательную роль трения, необходимо его уменьшить. Для этого необходимо:

  • подбирать материалы с низким коэффициентом трения;

  • повысить качество обработки трущихся поверхностей;

  • заменить трение скольжения трением качения;

  • использовать смазку.

VI. Закрепление изученного материала

1.Решение качественных задач.

1. Зачем зимой дорожки посыпают песком?

  1. Зачем зимой на задние колеса автомобилей надевают цепи?

  2. Зачем на обуви, шинах автомобилей наносят протектор?

  3. Зачем в двигатель автомобиля наливают масло?

  4. Зачем спортсмены-лыжники на лыжи наносят особую смазку?

  5. Зачем подшипники колес и педалей велосипедов смазывают солидолом?

  6. Как устроен вездеход на воздушной подушке? Что для него является смазкой?

  7. Зачем легкоатлеты надевают спортивную обувь с шипами?

2.Выполнение тестовых заданий. (СЛАЙД 26)

Учащиеся выполняют тестовое задание. Ответы показывают с помощью сигнальных карточек по команде учителя.

1. Какая сила не позволяет сдвинуть с места тяжелый шкаф?

A. Силы трения скольжения.
Б. Сила трения покоя.

B. Сила тяжести.

2. Парашютист, масса которого 70 кг, равномерно опускается. Чему
равна сила сопротивления воздуха?

А.700 Н. Б. ОН. В. 70 Н.

3. При смазке трущихся поверхностей сила трения ...

A. не изменяется.
Б. увеличивается.

B. уменьшается.

4. Как направлена сила трения, когда брусок движется по столу
вправо?

A. Вправо.
Б. Влево.

B. Вертикально вниз.

5. В гололед тротуары посыпают песком. При этом трение подошв
обуви о лед ...

A. не изменяется.
Б. уменьшается.

B. увеличивается.

Самопроверка выполнения тестовых заданий (СЛАЙД 27)

3. Решение расчётной задачи. (СЛАЙД 28)

VII. Подведение итогов урока.

Ребята мы с вами сегодня рассмотрели силу трения - силу знакомую, но таинственную, которая сильнее бурь, ветров и непогоды. Трение союзник или враг человека?

Что такое трение?
Трение-явление.

Враг оно нам или друг?

Это знают все вокруг.

Если б трение пропало

Что со всеми нами стало?

Мы ходить бы не смогли,

Оттолкнувшись от Земли.

Если б взяли, что-то вдруг

Оно выпало б из рук.

Помогает трение

Начинать движение

Всем машинам, тракторам,

Мотоциклам, поездам.

…Но при том приносит вред

И не мало разных бед.

В станках, приборах трутся части,

И это-главное несчастье.

Ну и все автомашины

Быстро снашивают шины!

И поэтому вопрос

Не настолько уж и прост:

Тренье - друг наш или враг?

Ответ двоякий: так и так

VIII. Рефлексия.

Самой интересной информацией была …

Для меня было открытием …

Я, считаю, что прошедший урок был …


IX . Домашнее задание. Выучить§25,26 ; (задания для оценивания уч. дост.) стр.17 №30(р.з.), стр.15 №8,9 ( к.з.) (СЛАЙД29)

Творческое задание на выбор:

Найти 3 поговорки или пословицы о трении и дать им объяснение. Нарисовать рисунок на тему: «Если бы не было силы трения» Написать сказку на тему: «Если бы не было силы трения»

Спасибо вам за хорошую работу. (СЛАЙД30 )


Список использованной литературы.

1.Буров и др. Фронтальные экспериментальные задания по физике, М., Просвещение, 1984г.

2. Л.А.Кирик, разноуровневые самостоятельные и контрольные работы по физике, М:Илекса 2006 г.

3. В.И.Лукашик, сборник задач по физике 7-9, М:Просвешение 2009г.;

4.Тарасов Л.В. Физика в природе, Москва: издательство «Просвещение», 1988г.

5. Перельман Я.И., Знаете ли вы физику? 1992г.

6. Физика. 7 класс. Задания для оценивания учебных достижений учащихся / сост. Охрименко Н.А., Литвиненко И.Н., Сачек В.Л. – 2-е издание, доработанное. ‒ ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018г.

7. Физика : 7-9 кл. : программа основного общего образования для общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики / сост. Охрименко Н.А., Литвиненко И.Н., Лысенко М.М., Остапенко А.В., Поступаев А.А., Свичкарь Л.Л., Щебетун Л.В. – 2-е издание, доработанное. ‒ ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018г.

8. Физика. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций / В.В. Белага, И.А. Ломаченков, Ю.А. Панебратцев. – 4-е изд. – М.: Просвещение,

2016г.

9.http://iralebedeva.ru/physic11.html

10.http://class- fizika.narod.ru/7_tren.htmhttp ://class-fizika.narod.ru/7_tren.htm

11.class-fizika.narod.ru

































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!