СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок на тему: « Вода ее роль в природе»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок на тему: « Вода ее роль в природе»

Цели: закрепить  понятие «вода», «состояния воды», «вода в природе»; расширять знания учащихся о широко распространенном в природе веществе, о важности воды; развивать мышление, умение обобщать и делать выводы, способности выступать с докладами на публике; воспитывать интерес к предмету, взаимоуважение, терпимость к товарищам.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок на тему: « Вода ее роль в природе»»

Предварительная подготовка: поскольку это заключительное занятие по теме «Вода», учащимся дается задание повторить пройденный материал, определения. Учащиеся готовят доклады по теме « Проблема загрязнения водоемов».

Цели: закрепить понятие «вода», «состояния воды», «вода в природе»; расширять знания учащихся о широко распространенном в природе веществе, о важности воды; развивать мышление, умение обобщать и делать выводы, способности выступать с докладами на публике; воспитывать интерес к предмету, взаимоуважение, терпимость к товарищам.

Оборудование: Химические реактивы для выполнения опытов; стаканы с дистиллированной, минеральной газированной, водопроводной, «живой» ( щелочной), «мертвой» ( кислой), морской водой; Аппарат для получения «живой» и «мертвой» воды; глобус; плакат с изображением загрязненного водоема; схема « Круговорот воды в природе».

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Ход урока

  1. Работа над новым материалом



Сегодня мы заканчиваем изучение раздела «Вода». Но все ли мы знаем об этом удивительном веществе? Давайте попробуем представить, как бы выглядела Земля, если бы с нее внезапно исчезла вода. Моря и океаны бы пересохли и покрылись толстым слоем солей, раньше растворенных в воде. Горные породы бы разрушались, в них состав тоже входит вода. Погибли бы все растения и животные. Так давайте поговорим о воде!



Вопросы

  1. Назовите свойства воды, которые вам уже известны.( Прозрачная, бесцветная, без вкуса и запаха, обладает текучестью.)

  2. В каких состояниях может быть вода? ( В твердом, жидком и газообразном.)

  3. Почему мы должны беречь воду? ( 96% воды – соленая, ее нельзя пить. Ей нельзя поливать растения. Пресной воды всего 4%.)

  4. Как называется водная оболочка Земли? ( Гидросфера.)

  5. Что входит в состав гидросферы? ( В состав гидросферы входит воды Мирового океана, суши, атмосферы, 96% всей воды на планете приходится на Мировой океан. Он подразделяется на отдельные океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый, Южный.)

  6. Что называется морем? ( Часть океана, которая вдается в сушу.)

  7. Что относим к водам суши? ( Реки, озера, болота, ледники, подземные воды.)

  8. Расскажите об атмосферной воде. ( В атмосфере содержится водяные пары, капельки воды, кристаллики льда.)

- Посмотрите на мой стол, на нем стаканы с водой. Но вода в них разная. Кто может рассказать, чем вода в этих стаканах различается?

( Учащиеся с помощью учителя определяют воду в стаканах: минеральная вода газированная, дистиллированная- очищенная и т.д.)

Вы все знаете русскую народную сказку об Иване- царевиче, Жар – птице и Сером волке. В сказке рассказывается о «живой» и «мертвой» воде. А вы знаете, что такая вода может существовать? «Живую» и «мертвую» воду можно получить на уроках химии. « Живая» вода- щелочная, «мертвая» - кислотная.



Посмотрите на глобус. Голубым цветом изображается вода. Вы видите. Что водоемы занимают в два раза больше места, чем суша. А вот какие интересные факты я могу вам рассказать. Самый большой из четырех океанов- Тихий океан. В Тихом океане находится до 10 тысяч подводных гор. Филиппинское море- самое глубоководное море, его площадь больше 5,7 млн км. Самое мелководное море- это Желтое море, его глубина не превышает 100 метров. Красное море является самым теплым и соленым

Морем на планете, в него не впадают реки. Море Уэдделла ( у берегов Антарктиды) славится своей самой прозрачной морской водой. Белый предмет, брошенный на глубину 79 м, остается видимым невооруженным глазом. Самое большое содержание золото в морской воде было обнаружено в Балтийском море. Нил – самая большая в мире река, ее протяженность- 6671 км. Каспийское море является озером мира. Его площадь составляет 371 тыс.км, что равно территории Греции и Великобритании. Самое глубокое озеро в мире – Байкал, его глубина – 1620 м.

- Вы уже знаете, что и в нашем организме есть вода. Без пищи человек может прожить 2 месяца, а без воды не более 3 дней. Даже верблюд, « корабль пустыни» , не может прожить без воды больше 8 дней. А теперь вспомните. Какое значение имеет вода? ( Вода кормит и поит все живые организмы. Вода работает на гидроэлектростанциях, вырабатывает электрический ток.)

Я покажу вам интересный опыт. Алюминий и йод в сухом виде между собой не взаимодействуют. Когда на смесь попадает вода, сначала появляется дым, а потом разгорается пламя с кубиками фиолетового дыма( возгонка йода). Вода здесь играет роль катализатора, вещества, ускоряющего химическую реакцию.

Вода окружает по всюду. Она вокруг нас: в морях и океанах, озерах и реках, снеге и дожде, в еде и питье, в льдинках и водопроводных трубах. Мы сами на 2/3 состоим из воды. Вся жизнь на Земле не может существовать без воды. Загрязнение воды несет гибель всему живому. И каждый из нас должен бороться за чистоту воды. К сегодняшнему уроку один из нас подготовил доклад, посвященный охране водоемов. Давайте послушаем.



Докладчик. Человек с каждым годом оказывает все большее влияние на природу. Вода загрязняется промышленными стоками, удобрениями и прочими вредными веществами. Каждый год в атмосферу выбрасываются азот, углерод, сера. Часть этих выбросов возвращаются на землю в виде кислотных дождей. Люди поняли, что такая ситуация опасна. Ведь загрязнение воды оказывает вредное влияние на весь живой мир Земли. Возникла необходимость в охране природы. Человечество принимает меры по ее охране. К ним относятся безотходных технологий, сооружений по очистке водоемов, ограничения в использовании вредных веществ. Благодаря принимаемым природоохранным мерам удалось восстановить чистоту и качество воды в Великих озерах в Канаде.





Проверим ваши знания, ответьте на ряд вопросов.

  1. Какое озеро самое глубокое в мире? ( Байкал)

  2. Какое озеро самое большое по площади в мире? ( Каспийское море.)

  3. Какая река самая полноводная в мире? ( Амазонка.)

  4. Какая самая длинная река в мире? ( Нил.)

  5. Какая самая длинная река в России? ( Обь с Иртышем.)

  6. Какой океан самый большой?( Тихий.)

- Посмотрите на схему и расскажите мне о круговороте воды в природе.

( Схема – на доске)

Итак, на этом уроке мы повторили тему «Вода». Теперь мы знаем, как важна вода для жизни на Земле. Давайте подумаем, что мы с вами можем сделать, чтобы сохранить водоемы в чистоте.

- Посмотрим на картинку и расскажите, что на ней неправильно. ( Демонстрируется картинка с изображением реки, в которой плавают бутылки и прочий мусор. Ученики рассказывают о необходимости содержать водоемы в чистоте.)

2. Подведение итогов.

На этом уроке мы узнали, как важна вода для жизни на Земле, какая бывает вода, как следует беречь воду.

Домашнее задание

Написать рассказ о том, как были спасены речка, озеро или море от вредного воздействия человека.













Филиал МБУО Токаревской СОШ №1 в селе Сергиевка













Открытый урок на тему: « Вода ее роль в природе»

















учитель биологии:

Мешалкина В.И.









2013 учебный год


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!