СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 08.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "Непредельные углеводороды. "

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Непредельные углеводороды. "»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Починковский сельскохозяйственный техникум»














Открытый урок

«Непредельные углеводороды»








Выполнила:

Преподаватель ООД

Т.А. Могина
















с.Починки

2022 г.

Цель урока:

  • выработка умений самостоятельно применять знания об алканах, применять их в новых условия.

  • изучить строение алкенов; выявить их существенные отличия от алканов; рассмотреть виды изомерии алкенов; основываясь на особенностях строения, спрогнозировать химические свойства алкенов.

Задачи урока:

Образовательные:

  • формирование знаний студентов о непредельных углеводородах и об алкенах как самостоятельном классе этих веществ, а также об особенностях их электронного строения, изомерии, номенклатуры, физических свойств;

  • показать место и значение алкенов среди углеводородов и в жизни человека;

Развивающие:

  • развивать умение обучающихся на основе теоретических знаний сравнивать, анализировать, обобщать, логически рассуждать, устанавливать взаимосвязь строения и свойств веществ.

  • развивать внимание, познавательный интерес обучающихся к предмету путем формирования мотивов деятельности и использования разнообразных форм работы (коллективная, индивидуальная, парная).

Воспитательные:

  • воспитывать желание учиться активно, с интересом, прививать сознательную дисциплинированность, четкость и организованность в работе.

Форма проведения: урок-игра.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Презентация: «Непредельные углеводороды и их свойства» .

Ход урока

Любой человек, невзирая на возраст любит путешествовать. Вот и я Вас приглашаю совершить вместе со мной путешествие на прекрасном лайнере. Я – «капитан», Вы – пассажиры. Нам нужен штурман, который будет моим помощником. Его мы можем выбрать по количеству жетонов за отгаданный кроссворд.
Итак, начинаем. Чтобы определить- кто поведёт карабль? Необходимо ответить на вопросы кроссворда:

  1. Процесс выравнивания S и P электронных облаков

  2. Гомолог метана, формула которого C4H10.

  3. Основной компонент болотного газа

  4. Вещества относящиеся к одному классу, но отличающиеся друг от друга на одну или несколько групп -CH2

  5. Вещества имеющие одинаковое число атомов, одну и ту же молекулярную массу, но различное химическое строение

  6. Ученый, который получил этан из галогеннопроизводных предельных углеводород с металлическим натрием:

По итогам назначается Штурман.____________

Преподаватель: Итак корабль готов к выходу в плаванье. Отдать швартовый !

Преподаватель ставит перед штурманом задачу: на протяжении всего нашего плаванья следить за курсом, и за порядком на корабле.

Преподаватель:

Штурман, что у нас по курсу?
Штурман:

1. Форватор основных понятий.

Как нам его преодалеть?

Преподаватель: Чтобы выйти из бухты необходимо ответить на вопросы.

Работа обучающихся на местах:

1. Вопрос на доске.

- Из перечисленных веществ, выпишите формулы предельных УВ и дайте им названия:

C4H8, CH4, C5H12, C2H4, C3H6, C7H16, C8H18, C8H16, C5H10 .

!!!! Один учащийся тем временем записывает все возможные изомеры пентана.

Все вещества которые вы отметили относят к классу алканов. Давайте дадим характеристику класса, ответив на вопросы.

2. Вопрос на доске.

Заполните таблицу отвечая на вопросы:

  1. Какова общая формула алканов?

  2. Как называется первый представитель класса алканов?

  3. В какой тип реакции не вступают алканы?

  4. Виды связи?

  5. Виды изомерии?

  6. Как по-другому называется класс алканы?


Признаки

Предельные УВ

(насыщенные, алканы)

1. Общая формула

CnH2n+2

2. Первый представитель класса

CH4 (метан)

3. В какой тип реакции не вступают алканы

присоединения

4. Виды связей

σ - связь

6. Виды изомерии

Изомерия углеродного скелета

7. Второе название класса алканы

Парафины


Преподаватель: Штурман, что у нас дальше по курсу?


2. Море классов органических соединений

Преподаватель: Давайте вспомним с Вами реакцию дегидрирования алканов.

    1. Будет ли углеводород, который получился в ходе реакции , относиться к предельным углеводородам (УВ)?

Почему? - Не отвечает общей формуле алканов

    1. Является ли данный углеводород насыщенным? - Данный УВ не является насыщенным.

Для чего же он нужен?

Данный УВ используют широко для обработки фруктов и овощей, чтобы ускорить их созревание. Сегодня его широко применяют для получения многих видов пластмасс. Это, как уже написано было на слайде, этилен.

Преподаватель: Как вы думаете, какую тему урока мы сегодня будем изучать?

Записать тему в тетрадь.

Тема: «Алкены. Общая характеристика. Получение алкенов и их свойства.

Цель нашего сегодняшнего урока изучить класс непредельных углеводородов. Дать краткую характристику.

Сообщение учащегося об истории открытия и истории названия этилена.

Впервые этилен был получен в 1669 г. немецким химиком Иоганном Иоахимом Бехером (1635–1682)… случайно! В одном из опытов он вместо добавления к нагретому купоросному маслу (концентрированной серной кислоте) еще одной его порции в рассеянности прилил винный спирт (этанол), который находился рядом в стакане. Бехер увидел сильное вспенивание раствора с выделением неизвестного газа, похожего на метан СН4. В отличие от метана новый газ горел коптящим пламенем и обладал слабочесночным запахом. Бехер установил, что его “воздух” более химически активен, чем метан. Так был открыт этилен С2Н4.

Бехер не только синтезировал новый углеводород, но и впервые применил химический катализатор в процессе реакции. До этого в научной практике применялись только биологические катализаторы природного происхождения – ферменты. Этилен более 100 лет после его открытия не имел собственного названия.

В конце ХVIII века выяснилось, что при взаимодействии с хлором “газ Бехера” превращается в маслянистую жидкость; после чего его назвали олефином, что значит рождающий масло. Затем это название распространилось на все углеводороды, которые имели подобное этилену строение. И только в середине XIX в. “газ Бехера” получил название “этилен”, которое дал ему А.М. Бутлеров. Это название и осталось в химии до наших дней.

Преподаватель: Алкены (этиленовые углеводороды, олефины) - непредельные алифатические углеводороды, молекулы которых содержат двойную связь. Общая формула ряда алкенов - CnH2n.

Мы видим, что в соединении встречается двойная связь.

а) двойная связь является сочетанием сигма- и пи-связей, различающихся своей прочностью.

б) наличие пи-связи (более слабой) объясняет высокую химическую активность алкенов.

Преподаватель: Ну, что ж, кое-что мы уже узнали. Штурман, что у нас дальше по курсу?

3. Рифы химических формул

Задание группе:

Гомологический ряд алкенов.

Составить молекулярные формулы первых семи представителей ряда этена у себя в тетради.

Существует ли алкен с одним атомом углерода?

Номенклатура алкенов.

2. Назовите непредельный углеводород.

СН2

||

СН3 – СН2 – СН2 – С– СН2 – СН3 (2- этилпентен-1)

Преподаватель: Давайте запишем с вами правило названия алкенов.

Главная цепь выбирается таким образом, чтобы она обязательно включала в себя двойную связь (т.е. она может быть не самой длинной).

Нумерацию углеродных атомов начинают с ближнего к двойной связи конца цепи. Цифра, обозначающая положение двойной связи, ставится обычно после суффикса –ен.


Запомни!!!

Названия одновалентных радикалов алкенов: -СН=СН2 (винил) –СН2–СН=СН2 ( аллил )

Изомерия. (Предложить учащимся ответить на вопросы)

1. Какие виды изомерии характерны для алкенов?

- изомерия углеродного скелета.

- изомерия положения двойной связи.

- межклассовая изомерия.

Алкены изомерны цикло-алканам. Это еще один класс углеводородов, но уже циклический.

Эти изомеры отличаются физическими и химическими свойствами атомов.

Физические свойства алкенов.

Изменение физических свойств происходит вслед за возрастанием Mr веществ.

По физическим свойствам алкены близки к алканам, т.к. их молекулы также практически неполярны. С воздухом этилен образует взрывоопасные смеси. Жидкие алкены имеют неприятный специфический запах.

Распространение в природе. В отличие от предельных УВ алкены в природе, как правило, не встречаются, что объясняется их высокой химической активностью. Этилен может входить в состав природного и попутного газов, правда содержание его невелико (0,5- 4%). Газообразные алкены выделяют из газов нефтепереработки, а также из газов коксообразования угля.

Преподавательь: Штурман, что у нас дальше по курсу?

4. Залив знаний

Чтобы преодолеть это испытание нам необходимо познакомится с химическими свойствами алкенов.

Полимеризация алкенов

1. Полимеризация – реакция образования высокомолекулярного соединения (полимера) путем последовательного присоединения молекул низкомолекулярного вещества (мономера) по схеме:

Число n называется степенью полимеризации. Реакции полимеризации алкенов идут в результате присоединения по кратным связям:


Получение алкенов.

  1. Дегидрогалогенирование моногалогеналканов при действии спиртового раствора щелочи

  1. Дегидратация спиртов при температуре менее 150°C в присутствии водоотнимающих реагентов

Реакции элиминирования идут в соответствии с правилом Зайцева:
Отщепление атома водорода в реакциях дегалогенирования и дегидратации происходит преимущественно от наименее гидрогенизированного атома углерода.


Преподаватель: Капитан, что дальше по курсу?

Капитан:


5. Порт

Преподаватель:

Итак, мы подошли в конечный пункт нашего путешествия – порт.


Давайте подведём итог нашему путешествию, ответив вопросы :

  1. Что мы узнали в ходе путешествия?

  2. Где встретились затруднения на нашем пути?

  3. С каким настроением Вы вернулись в Порт? (поднимите смайлик)

Обучающиеся отвечают на вопросы, преподаватель выставляет оценки за урок.

Домашнее задание

Преподаватель: Домашнее задание я вам скинула в нашу общую беседу в социальной сети в ВКонтакте.

    1. Хамитова, А. И. Органическая химия для студентов СПО : учебное пособие / А. И. Хамитова, Т. Е Бусыгина, Л. Р. Сафина. — Казань : Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2016. — 172 c.

Стр. 12-15

2. Стр.15 Задания для самостоятельной работы № 1,2,3.

Спасибо за внимание!




Впервые этилен был получен в 1669 г. немецким химиком Иоганном Иоахимом Бехером (1635–1682)… случайно! В одном из опытов он вместо добавления к нагретому купоросному маслу (концентрированной серной кислоте) еще одной его порции в рассеянности прилил винный спирт (этанол), который находился рядом в стакане. Бехер увидел сильное вспенивание раствора с выделением неизвестного газа, похожего на метан СН4. В отличие от метана новый газ горел коптящим пламенем и обладал слабочесночным запахом. Бехер установил, что его “воздух” более химически активен, чем метан. Так был открыт этилен С2Н4.

Бехер не только синтезировал новый углеводород, но и впервые применил химический катализатор в процессе реакции. До этого в научной практике применялись только биологические катализаторы природного происхождения – ферменты. Этилен более 100 лет после его открытия не имел собственного названия.

В конце ХVIII века выяснилось, что при взаимодействии с хлором “газ Бехера” превращается в маслянистую жидкость; после чего его назвали олефином, что значит рождающий масло. Затем это название распространилось на все углеводороды, которые имели подобное этилену строение. И только в середине XIX в. “газ Бехера” получил название “этилен”, которое дал ему А.М. Бутлеров. Это название и осталось в химии до наших дней.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!