СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок: Обобщение знаний по теме «Глагол».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок: Обобщение знаний по теме «Глагол».»

Тема: Обобщение знаний по теме «Глагол».

Класс – 4.

Дата проведения - 20.04.2022г.

УМК - «Школа России»

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений.

Цель урока: обобщение, повторение и систематизация знаний учащихся о глаголе.

Задачи:

Образовательные:

- обобщить знания учащихся по теме «Глагол»;

- повторить морфологические и грамматические признаки глагола;

- закрепить навыки правописания глаголов.

Развивающие:

- развивать умение применять теоретические знания на практике;

– развивать умение работать в группах, активность обучающихся;

– развивать мышление и внимание.

Воспитывающие:

– воспитывать дружеские отношения между детьми и самостоятельность.

Планируемые результаты: предметные и метапредметные (УУД), на формирование которых направлена работа на данном уроке.

Предметные:

  • систематизировать знания о глаголе, как части речи;

  • формировать умение определять грамматические признаки глагола,

  • способность контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное.

Метапредметные (УУД)

Познавательные УУД:

  • уметь правильно употреблять глаголы в устной речи и безошибочно их писать, определять их морфологические и грамматические признаки;

Регулятивные УУД:

  • уметь планировать свою деятельность: формулировать тему урока, ставить перед собой цель, контролировать свои действия и делать выводы;

Коммуникативные:

  • разные мнения, умение сотрудничать;

  • уметь формулировать собственное мнение и позицию;

  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Личностные:

  • развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в парах и группах;

  • развитие самостоятельности;

  • развивать внимание, восприятие, умение наблюдать и делать выводы.


Технологии: игровая технология, технология сотрудничества, ИК-технологии.

Формы организации работы на уроке: индивидуальная, парная, фронтальная.

Ход урока.

1. Организационный момент.

– Сегодня у нас много гостей и, как гостеприимные хозяева, поприветствуем их.

2. Разбор и проверку домашнего задания мы с вами провели вчера в группе продлённого дня.


3. Формулировка темы и целей урока.

- Откройте тетради, положите правильно. Оформите работу.

Начнем наш урок с каллиграфической минутки. Я буду задавать вам вопросы. Ваша задача: прослушав вопрос, аккуратно соблюдая нормы каллиграфического письма записать ответ в тетрадь.

  • Первая буква алфавита.

  • В слове «малина» этот звук мягкий.

  • Звук парный звуку (к).

  • Безударная гласная в слове «вокзал».

  • Последняя буква слове «берег».

  • Удвоенный согласный в слове аллея.

Проверьте (на слайде), такие ли буквы вы записали. Попробуйте составить из этих букв слово (глагол). Пропишем это слово на следующей строке, обращайте внимание на соединение букв (верхнее соединение используется только между буквами аг).

- Как вы думаете, как связано это слово с темой нашего урока? Давайте сформулируем тему и цели нашего урока. Тема урока «Обобщение по разделу «Глагол».

Давайте вместе поставим цели урока.

Цель – обобщим все изученные правила написания глаголов, повторим правописание безударных падежных окончаний глаголов.


4. Актуализация знаний.

Для достижения нашей цели мы составим кластер признаков глагола в виде робота. Он будет служить для нас памяткой.

- Давайте вспомним, что такое глагол?

Глагол – самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? и другие.

Тот из детей, кто рассказывает правило – начинает собирать кластер.

- Что еще мы помним про глагол – коротко повторить правила.


5. Работа по теме урока.


1) Проведём словарную работу. Обратите внимание на слова, записанные на доске. Вспомним, как они пишутся:

Скор_, эл_ктр_в_з, па_аж_рский, в_кзал.

- Скажите, к каким частями речи относятся эти слова? (существительные и наречие).

- Можем ли мы из них составить предложение? (нет).

- Какую часть речи необходимо добавить, чтобы составить предложение? (глагол)

- Составьте предложение. Запишем его на доске (один из детей).

Скоро на вокзал прибудет пассажирский электровоз.

- давайте выделим грамматическую основу предложения. Какую роль играет глагол в предложении?

Зафиксируем вывод в нашем кластере.

2) У глагола есть постоянные и непостоянные признаки. Чтобы познакомиться с постоянными признаками выполним следующее задание.

Работа с пословицами (работа в паре):

Жизнь прожить – не поле перейти.

Волков бояться – в лес не ходить.

- Объясните, как вы их понимаете. Найдите и выпишите глаголы в тетрадь, давайте дадим им характеристику (это глаголы неопределённой формы, в первой пословице глаголы совершенного вида, а во второй несовершенного)

- Вспомним, что такое неопределённая форма глагола?

Неопределённая форма глаголаформа, в которой нельзя определить число, лицо, род. Отвечает на вопросы что делать? что сделать? Является начальной формой глагола. Неопределённая форма глагола чаще всего оканчивается на -ть или -ти: рисовать, лепить, нести, идти. Есть также глаголы, которые оканчиваются на -чь: стеречь, прилечь.

Зафиксируем наш вывод в кластере.

3) Чтобы вспомнить, какие еще у глагола есть признаки, выполните задание на карточке. У вас на столе лежат карточки под №3. На каждой парте своё задание. Слова в карточке объединены по одному признаку. Определите признак и допишите еще 3 своих глагола. Объясните.

УКРЫТЬ

КОРМИТЬ

ГЛЯНУТЬ

УЧИТЬ

НАБЛЮДАТЬ

ВИДЕТЬ

СТЕЛИТЬ

ДЕЛИТЬ

УКОЛОТЬ

СПОРИТЬ







Слова объединены в группе по принадлежности к 1 и 2 спряжению.

- Расскажите, по какому признаку глаголы делятся на 1 и 2 спряжение?

В русском языке два спряжения: первое и второе. К первому спряжению относятся глаголы, которые имеют личные окончания -у (-ю), -ешь (-ёшь), -ет (-ёт), -ем (-ём), -ете (-ёте), -ут (-ют). Например, прихлынут. Глагол имеет окончание -ут, Значит относится к 1 спряжению. Ко второму спряжению относятся глаголы, которые имеют окончания -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят).

Давайте внесём это правило в кластер.

4) Ребята, а для чего нам нужно знать, к какому спряжению относится глагол? (Для определения безударных окончаний)

На доске вы видите алгоритм определения безударного окончания. Соберите его, пожалуйста вместе.


Алгоритм написания безударных личных окончаний

В опре­де­ле­нии без­удар­но­го лич­но­го окон­ча­ния гла­го­ла дей­ству­ем пошагово:

  1. ста­вим гла­гол в неопре­де­лен­ную форму;

  2. выяс­ним, какая глас­ная бук­ва обо­зна­ча­ет суф­фикс гла­го­ла перед окон­ча­ни­ем -ть ( а ть, о ть, у ть, и ть и пр.);

  3. по этой глас­ной опре­де­ля­ем I или II спря­же­ние, учи­ты­вая глаголы-исключения;

  4. выби­ра­ем глас­ную бук­ву «е» или «и», «а»/»я» или «у»/»ю» в без­удар­ном окончании.


И давайте закрепим этот алгоритм на деле. Открываем учебник на странице 116, выполним упр. 247. Выполняем упражнение самостоятельно, в упражнении над глаголами указываем спряжение и выделяем окончания. Будьте внимательны, не забывайте про слова-исключения.

Фронтальная проверка выполнения задания.


6. Физкультминутка.


7. Продолжение работы по теме.

5) А теперь давайте вспомним непостоянные признаки глагола, приведём примеры и вспомним изученные орфограммы.

Каждый из вас получает домик с заданием, в котором необходимо проспрягать глаголы и выделить окончания. Что значит проспрягать? (изменить глагол по лицам и числам).

- Проверьте друг друга. Если есть ошибки, исправьте карандашом и поставьте минус в строке с ошибкой. (эталон для проверки в презентации)

Зафиксируем в кластере, признаки, которые мы повторили. (Глаголы спрягаются (изменяются по лицам и числам) только в настоящем и будущем времени.)

- С какой орфограммой вы столкнулись выполняя это упражнение? (В окончаниях глаголов в форме 2-го лица единственного числа после шипящей Ш всегда пишется мягкий знак. Это окончания -ешь/-ишь. Например: гуляешь, прочитаешь, приходишь. Такие глагольные окончания встречаются в форме 2-го лица настоящего и будущего времени.)

Дополним наш кластер этой информацией.

6) - А как еще изменяются глаголы? (по временам).

Давайте вспомним, что такое настоящее, прошедшее и будущее время глаголов, приведём примеры.

Прошедшее время глагола – это время, которое указывает на то, что называемое глаголом действие происходило или произошло до момента речи.

Настоящее время глагола – это время, которое показывает, что называемое глаголом действие происходит в момент речи.

Будущее время глагола – это время, которое указывает на то, что называемое глаголом действие будет происходить или произойдет после момента речи, в будущем.

Посмотрите задание на следующей экране. Вам необходимо вспомнить правило, списать в тетрадь словосочетания, вставляя букву.

Украс_ла комнату

услыш_ла новость

выл_ли воду

радов_лся погоде

выполн_ли задание

ненавид_л врага


Давайте проверим, всё ли у вас получилось (самопроверка – слайд презентации).

- Какие признаки можно определить у этих глаголов? Глаголы в прошедшем времени не спрягаются (не изменяются по лицам), однако изменяются по родам и числам: он взял, она взяла́, оно взяло, они взяли.

Добавим это в на кластер.


8. Подведение итога урока.

Посмотрим, что у нас в итоге получилось. Как мы можем назвать всю информацию, которую мы собрали в нашем роботе-кластере?

– Это морфологические признаки глагола.

– Где мы можем им воспользоваться? (для морфологического разбора).


9. Рефлексия.

Это может станет нашей памяткой – помощницей. Каждый из вас по записанному алгоритму проведите морфологический анализ слова «присыплет из упр. 247 и проверим по образцу.


10. Оценивание.


11. Домашнее задание – упр. 248 с. 116