Открытый урок по чтению. Обучение грамоте.
Тема урока: «Звуки [б ] и [ б’ ], буква Б,б».
Тип урока: изучение нового материала.
Формы: фронтальная, групповая, работа в парах, индивидуальная.
Цель урока: познакомить учащихся с буквой Б,б и со звуками, которые обозначает эта буква[б], [б’].
Задачи урока:
Образовательные:
- Создать условия для овладения техникой чтения слогов, слов и предложений с новой буквой;
- Формировать умение выполнять звуковой анализ слов, использовать схемы и модели звукового состава слова;
Развивающие:
-Развивать фонематический слух и навык проведения звукобуквенного анализа слов /Познавательные УУД/
- Развивать наблюдательность, умение оценивать свою работу и работу коллектива;
-Развивать умение контролировать свой результат/Регулятивные УУД/
- Развивать монологическую речь учащихся.
Воспитательные:
-Прививать интерес и любовь к чтению.
-Воспитывать стремление к успеху в учёбе /Личностные УУД/, умение адекватно оценивать свой труд. /Регулятивные УУД/
-Воспитывать чувство взаимопомощи, поддержки; учить детей сотрудничать. /Коммуникативные УУД/
Оборудование: ПК; мультимедийный проектор; картинки со словами на букву В, презентация «Буква В»; учебник «Азбука» авторы В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л; карточки с заданиями для работы в парах; звуковые карточки на каждого; наборное полотно букв и карточек для звуко-буквенного анализа; лента букв;
1. Организационный момент.
-Самое главное явление в жизни - это человеческая доброта. И я желаю, чтобы вы всегда помогали друг другу, чтобы вы всегда, все вместе решали возникшие проблемы, чтобы вы открывали для себя что-то новое и интересное. И пусть этот урок принесёт нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами.
– Человеческая улыбка – одно из самых удивительных явлений в мире. С помощью улыбки человек может знакомиться и прощаться. Улыбка позволяет передать наши чувства. Давайте с вами начнём наш урок с улыбки. Повернитесь, посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Улыбнитесь мне и нашим гостям, которые пришли к нам на урок. Они посмотрят, чему вы научились, много ли нового узнали.
Пусть вас гости не пугают,
Здесь нам стены помогают.
Все, кто здесь сидят – друзья.
И бояться их нельзя.
Мы волнуемся, конечно,
День сегодня необычный.
Но урок начать пора,
Всем ни пуха, ни пера.
-Ребята, какое у вас настроение? +Отличное!
-Сейчас мы с вами отправимся в путешествие в Страну Букв._
-Где наши паровозики? Готовы?
+ Слышен гром издалека,
Тучек в небе нет пока
Это, разгоняя пух,
Поезд мчится: чух- чух- чух!
Вот промчался в поле чистом
Поезд скорый, поезд быстрый,
Под весёлый стук колёс
На урок он нас привёз.
2. Поиграем в игру
- Я называю любое слово, а вы начинаете слово на последнюю букву моего слова.
+ Рюкзак, компас, спички, иголка, арбуз, зебра, аист, торт, трактор, рыба, ананас………………
3. Чтение пословицы. Монгольская пословица - "Хочешь ехать далеко- начинай с близкого, хочешь делать большое- начинай с малого"
-Какими качествами обладают путешественники?
+Выносливость, выдержка, взаимопонимание, взаимовыручка, смелость, находчивость, рассудительность, упорство, сила воли.
4. Повторение пройденного материала.
а) Но прежде мы соберём рюкзачок знаний, вспомним, что уже изучили.
- Для чего людям нужна речь? (один из главных способов общения людей друг с другом)
- Какие виды речи вы знаете? (устная и письменная)
- Что значит устная? (говорим и слышим)
- Что значит письменная? (видим и пишем)
- Из чего состоит наша речь? (предложений)
- А предложения? (слов)
- Из чего состоят слова? (из звуков)
- Как звуки обозначаются на письме? (буквами)
- На какие две группы делятся все звуки? (гласные и согласные)
- Как отличить гласный звук от согласного?
- Сколько гласных звуков в русском языке?
- Как обозначаются согласные и гласные звуки на схемах?
б) Игра с корзинками.
«Ребята, я к вам шла, шла, шла.
Буквы все с собой несла.
Из корзинки растерялись.
В кучу все в одну собрались.»
- Давайте посмотрим на доску. На доске две корзинки и вразброс буквы -
- А, О, И, У, Ы, Е -В, Р,Л,Т,К,С,Н, М,
- Как правильно их теперь в две корзинки разложить?
- Какие буквы в корзинке с красной лентой?
+Это буквы гласных звуков. Гласные звуки произносятся голосом и при произношении не встречают преград. Образуют слог
+ Бывают ударные и безударные.
- А какие буквы в корзинке с синей ленточкой?
+Это буквы согласных звуков. При произношении встречают во рту преграду или издают шум.
5. Новая тема. Постановка учебной задачи.
- Чтобы узнать, какая тема сегодняшнего урока, давайте отгадаем загадки
и составим звуковые схемы слов-отгадок:
1. Ярко-рыжий хвостик
Мелькает между веток,
Кто орешки носит
В дупла своим деткам? (Белка)
- Догадайтесь, какая схема подходит к каждому слову? Почему?
(работа со схемами)
+согл., твердый, звонкий
- Произнесите слово ветка и выделите первый звук. Дайте ему полную характеристику.
+согл, мягкий, звонкий.
- Какой буквой обозначим эти звуки? (Б б).
2. Очень пышная, большая,
Ну а вкусная какая.
Позови своих друзей
И отведайте скорей. (Булка)
- Сколько звуков в слове булка? (5)
- Назовите первый звук: [б],
- Какой этот звук: гласный или согласный? Докажите!
Ученики характеризуют каждый звук, проговаривая его чётко,
и составляют модель слова.
-Чем отличаются первые звуки в словах-отгадках?
+В слове белка звук [ б’ ] -мягкий, а в слове булка[ б ] – твёрдый.
6. Первичная проверка понимания изученного.
а) Придумайте слова, в названии которых есть звук [ б ], [ б’ ],
б) найди в классе букву Б,б.
Учитель: Назовите её адрес в алфавите.
- Почему 4 буквы Б?
+Заглавные, строчные; печатные, письменные.
- Для чего нужны заглавные буквы?
Буква Б,б – 2- я буква русского алфавита.
Буква Б,б обозначает два звука:
[б] – согласный, звонкий, твёрдый.
[б’] – согласный, звонкий, мягкий.
в) На что похожа буква Б,б?
г) ИГРА «Поймай звук»
Я называю слова, если есть звуки [б] – хлопаем в ладоши, и [б,] – топаем ногами. Слова: белка, бант, кран, баран, сапоги, пакет, белый, бочка, папоротник, бабушка, барабан, пуговица, сапоги, парают, работа, барометр, бархат, портрет, пароход, барабанщик.пень, банка, пирожок, белка, пух, букет, палатка, пыль, бинокль, пена, булавка. бегун, дудка, букет, билет, люди, труба, топор, абрикос. Барабан, труба, балалайка.
г) Электронное приложение.
-Посмотрите мультфильм и запомните слова с буквой б. .
7. Работа с учебником.
а) Чтение слогов с буквой б.
-
Чтение слогов «по цепочке»
-
Чтение слогов громко (хором)
-
Чтение слов радостно (девочки)
-
Чтение слов вопросительно (мальчики)
-
Чтение слов торжественно (один)
б) Чтение текста.
- Прочитайте рассказ про себя.
- Прочитайте рассказ вслух по предложению.
- Почему рассказ так назван?
- Правильно, ребята: название рассказа - это то, о чём говорится в тексте.
- Назовите главных героев. (Вова, Иван, кот Барсик)
- Что случилось с Барсиком?
- Как поступили ребята?
- Как выдумаете, это хороший поступок или плохой?
- Конечно этот поступок хороший. Животные - братья наши меньшие и мы в ответе за тех, кого приручили!
в) Мы ехали, ехали и вдруг перед нами река. Мост разрушен. Чтобы мост восстановить, нужно слова соединить.
ба | | кс |
быс | | атлон |
бу | | ран |
бе | | рёза |
би | | нан |
бо | | тро |
г) Я задаю вопрос, вы отвечаете. Но в ваших ответах-словах обязательно должна быть буква б.
- Выступающая из стены здания площадка с перилами, решёткой?
+Балкон.
-Музыкальный инструмент с двумя палочками?
+Барабан.
-Символ России ?
+Берёза.
-Самая крупная ягода?
+Арбуз.
-Украшение на шее женщины?
-Бусы.
- Испугавшись зимних вьюг, унеслись на теплый юг
Утки, гуси, журавли, звери в норах залегли.
Только крошечка-пичужка, наша серенька подружка,
Безобидный воробей, не страшась морозных дней,
Не покинул нас, друзья! Уважайте воробья!
+Воробей.
- Воробьи спокойно переносят холод. Когда им холодно, они прячут одну лапку в пушистое оперение своего брюшка, а на другой ноге стоят. Чаще воробьи сидят, прижавшись друг к другу, нахохлившись. Воробьи чистоплотные, постоянно охорашиваются, охотно купаются зимой в снегу.
9. Подведение итогов.
Весь урок мы трудились
И совсем не утомились.
Букву «Б» учили дружно,
Было нам совсем не грустно.
– Удалось ли вам сохранить ту улыбку, которая была в начале урока?
- Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. Давайте подведём итог нашего урока.
- С какой новой буквой мы познакомились сегодня?
- Какие звуки обозначает эта буква?
- Дайте характеристику этих звуков.