Урок по окружающему миру по теме "Правила вежливости"
во 2 классе (УМК "Школа России")
Цели урока:
•учить детей вежливому обращению, уважению к человеку любого возраста;
•ознакомить с миром вежливых слов и речевых оборотов.
•Способствовать воспитанию в детях чувства собственного достоинства, бережного отношения друг к другу;
•формировать духовно и нравственно развитую личность.
Задачи урока:
-способствовать приобщению нравственности;
-способствовать развитию внутренней культуры детей;
-содействовать развитию умения общаться, находить правильный выход из ситуации;
-способствовать расширению активного словарного запаса и кругозора детей;
-содействовать выработке особого мнения о вежливом человеке и правилах вежливости;
Подготовительная работа:
Оборудование:
мультимедийный проектор;
презентация «Вежливые слова» );
индивидуальные карточки для групповой работы;
конверты с пожеланиями Её Величества Вежливости.
Планируемые результаты учащихся:
Предметные
Научатся использовать «вежливые» слова в общении с другими людьми
Получат возможность применять правила вежливости на практике.
Метапредметные
Регулятивные УУД
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
Познавательные УУД
Устанавливать причинно-следственные связи; обобщать и делать выводы.
Коммуникативные УУД
Задавать вопросы, контролировать себя и товарища.
Личностные
Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Добрый день всем!
- Мы будем на уроке думать?
- Мы будем рассуждать?
- А в облаках летать?
- Пожелаем друг другу удачной работы.
2. Актуализация знаний.
- Вспомните, о чем мы говорили на прошлом уроке?
_ Что такое семья? (Семья – самое близкое окружение человек. В семье важны добрые отношения и взаимная помощь).
- Начали работать над проектами «Моя родословная»
2. Самоопределение к деятельности.
- Ребята, как вы думаете, какому человеку легко жить на свете: доброму или злому?
- Кто по вашему добрый человек?
- Что нужно для того, чтобы быть добрым?
- Для чего нужно знать правила вежливости?
- Что нужно делать для того, чтобы быть добрым? (Вежливость облегчает нашу жизнь. Весь секрет в том, что только к вежливому, воспитанному и доброму человеку окружающие люди относятся всегда по-доброму. Только такого человека все любят и уважают.
- Предположите, о чем мы будем говорить на уроке? (О вежливости)
- Прочитайте тему урока. (2 слайд)
- Какие учебные задачи мы поставим перед собой?
- Прочитайте, что об этом нам говорит Муравишка?
- Сегодня на уроке мы с вами будем знакомиться с правилами вежливости. - Вам это интересно? Хотите быть вежливыми?
- Почему же нам не быть внимательными, вежливыми и добрыми друг к другу? Ведь это не так уж трудно
И поможет нам в этом сама ЕЁ ВЕЛИЧЕСТВО ВЕЖЛИВОСТЬ. Она пришла не с пустыми руками, а с пожеланиями, которые спрятались в конвертах.
3. Работа над новой темой урока.
1) Образование слова «Вежливость».
- Я беру у Её Величества ВЕЖЛИВОСТИ первый конверт и читаю, какое первое её желание нам надо исполнить.
Запись в конверте: «Хочу, чтоб вы знали, как образовалось слово «Вежливость»?»
- А вам, ребята, интересно, откуда появилось слово «Вежливость»?
Внимание на экран!
(3-й слайд: обозначение слова Вежливость.)
Вежливость – это знание и соблюдение правил приличия, формы выражения доброго отношения к людям.
- До 6-го века в русском языке широко употреблялось слово «ВЕЖЕ»:
«ВЕЖЕ» ------------ знаток.
«ВЕЖЕ» ------------- ведать, знать.
«ВЕЖЕ» – это человек, который знает, как вести себя в той или иной ситуации.
«ВЕЖЕСТВО» – превратилось в «вежливость».
«ВЕЖЕСТВО» – качество ценное и обязательное.
2) Использование в речи «волшебных» слов.
-Как еще называют вежливые слова?
- Давайте возьмём у Её Величества Вежливости конверт под номером 2 и исполним её второе желание. Открываем конверт.
Запись в конверте: «Хочу, чтобы вы все были вежливыми детьми и чаще употребляли в своей речи «волшебные» слова.» 3 слайд, 4слайд, 5 слайд
Учитель: В обиходе вежливого воспитанного человека всегда присутствуют слова, которые мы называем «волшебными». С помощью этих слов можно даже грубому и обиженному человеку помочь вернуть хорошее расположение духа, поднять настроение.
3) Значение слова здравствуйте.
Он кричит «ку-ка-ре-ку!»
Солнце, речке, ветерку!»
И летит на всю округу:
«Добрый день! Ку-ка-ре-ку!»
- Кто так приветствует по утрам солнце, речку, ветерок? (Петух)
А какие слова приветствия употребляют люди?
4) Из истории происхождения правил вежливости.
- Давайте возьмём у Её Величества Вежливости третий конверт и узнаем о следующем её желании.
Запись в конверте: «Хочу, чтобы вы знали, откуда произошли правила вежливости, а также познакомились с ними.»
Учитель: Интересно вам это знать? Тогда слушайте:
- Миллиарды раз в жизни людей повторялись некоторые обычные повседневные ситуации: люди встречались, расставались, знакомились, оказывали друг другу услуги, просили о чём-либо, выражали сочувствие. Люди находили и передавали из поколения в поколение самые удобные, экономные, разумные способы действий в подобных ситуациях. Так возникли правила поведения или правила вежливости.
6, 7, 8 слайды
А когда люди прощаются, какие слова говорят? 9,10,11 слайды
Физкультминутка.
- А какие слова благодарности вы знаете?
5)История слова спасибо.
- Кто знает, что обозначает это слово? ( Спаси Бог – этой фразой на Руси выражали благодарность. Теперь – это слово обозначает «Я вас благодарю и желаю всех благ».
Слово спасибо известно в русском языку с 18 века.
11 января Всемирный день спасибо. (Самый вежливый день в году)
5) Работа в группах.
Выбрать слова в каждую группу. (Приветствия, слова – извинения, слова благодарности, слова просьбы, слова прощания). 4 слайд
О вежливых словах. 13,14, 15 слайды.
5) Работа в парах. Разговор по телефону. 16,17,18, 19 слайды.
Учебник с. 53.
Ситуации:
- Петя приглашает на День рождения друга Сашу.
- Катя приглашает подругу Нину пойти в кино.
- Саша спрашивает домашнее задание у учительницы Елены Николаевны.
- Кристина приглашает подругу Таню в гости.
- Аня интересуется, почему подруга Аня не пошла в школу.
6) Разбор случаев кто поступает правильно. 20,21,22 слайды.
7) Работа по учебнику с. 54.
- Какие еще существуют правила? Чтение текста.
- О каких правилах мы еще узнали?
Учитель: В древнем Китае, например, насчитывалось около 30 тысяч церемоний: как постучаться в дом, как войти, как встать, как сесть, как взять чашку с чаем – всё это было определено и строго расписано.6)- Давайте и мы с вами познакомимся с правилами вежливости, которые преподносит вам Её Величество Вежливость. 23 слайд.
Не спеши первым сесть за стол.
Не разговаривай во время еды.
Не забывай закрывать рот, когда жуёшь.
Не чавкай.
Не рвись первым выскакивать в двери.
Не перебивай говорящего.
Не кричи и не повышай голоса, если перед тобой не глухие.
Не размахивай руками.
Не показывай пальцем на кого бы то ни было.
Не вмешивайся в чужой разговор, не произнеся «простите»
Не забудь извиниться, если кого-нибудь толкнул.
Не делай вид в троллейбусе или автобусе, что ты не замечаешь стоящего старика.
Не держи руки в карманах.
- Ребята, а зачем человеку нужны эти правила? Неужели нельзя без них обойтись?
Учитель обобщает ответы детей: правила вежливости нам с вами нужны везде и всегда. Иначе люди бы не смогли общаться друг с другом, помогать, уважать друг друга. И вообще были бы на уровне пещерного человека.
7) Игра «Дополни словечко»
- Растает даже ледяная глыба от слова тёплого ... (Спасибо.)
- Зазеленеет старый пень, когда услышит ... (Добрый день.)
- Если больше есть не в силах, скажем маме мы ... (Спасибо.)
- Когда нас бранят за шалости, говорим мы ... (Прости пожалуйста.)
- Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь ... (Здравствуйте.)
- И во Франции и в Дании на прощанье говорят ... (До свидания.)
Ребёнок читает стихотворение о вежливых словах.
Слова: «До свиданья!»,
«Спасибо», «Простите»,
«Пожалуйста», «Здравствуйте» -
Щедро дарите!
Дарите прохожим,
Друзьям и знакомым.
В троллейбусе, в парке
В школе и дома.
Слова эти очень и очень важны.
Они человеку как воздух нужны.
Без них невозможно на свете прожить.
Слова эти надо с улыбкой дарить.
- Сколько раз в году надо быть вежливыми? (Каждый день)
- Давайте в учебнике с 55 прочитаем, что такое культура поведения? Для чего она нужна?
-Вежливые слова и поступки нужно говорить и делать каждый день – это и есть культура поведения. Культура поведения украшает человека, помогает людям общаться друг с другом.
8. Обыгрывание ситуаций из учебника.
- Открываем учебник на странице 55, прочитаем задание. Придумайте к каждой картинке ситуацию, используя «волшебные» слова.
4. Домашнее задание.
Повторить, что такое культура поведения с.55 учебника, р.т. с
6. Подведение итогов. Релаксация.
- Подводя итог всему выше сказанному, давайте мы с вами продолжим предложения:
На доске:
Я пользуюсь вежливыми словами тогда, когда ... .
Мне помогают правила вежливости тогда, когда ... .
Мне бы хотелось видеть окружающих людей вежливыми потому, что ... .
- Оцените свою работу с помощью смайлика.
Я очень хочу, чтобы вы выросли настоящими хорошими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. А этому надо учиться. И поступки ваши должны быть разумными, добрыми, чтобы никогда за них вам не приходилось краснеть, стыдиться.
Учитель: Спасибо за урок. Мне понравилось, как вы работали (особенно … и думаю наш урок пойдёт вам на пользу.
-Урок окончен. Давайте еще раз поприветствуем наших гостей.