Тема урока:
«Организация самостоятельных занятий дома»
Тип урока: комбинированный
Цель урока: показать формы и методы самостоятельной работы учащегося дома. Задачи урока:
Образовательные:
- закрепить изученные теоретические знания (штрихи, лад, темп, ритм, мелодия, динамика).
-продолжить формирование практических навыков (игра штрихами legato, staccato; работа с динамическими оттенками, исполнение произведения в заданном темпе);
Развивающие:
- развитие слуха,
- координация движений,
-активизировать образное музыкальное мышление через различные виды деятельности.
-осознанное восприятие музыкального произведения. Воспитывающие:
- воспитывать любовь к музыке,
- воспитывать эстетический вкус,
-воспитывать усидчивость, собранность.
- развитие навыков самостоятельного изучения музыкальных произведений.
Методические приемы:
-словесный, наглядный, практический;
-активизация слуха, обращение к музыкальному восприятию ученика;
-прямая и наводящая формы воздействия.
-развитие мышления
Оборудование: фортепиано, 2 стула, ноты. Применение педагогических технологий:
Здоровьесберегающая:
- развиваются мышцы пальцев, что положительно влияет на память, которая будет интенсивнее развиваться.
- рациональная организация урока: физкультминутка, включение игровых моментов, гимнастика для глаз. Упражнения на расслабление мышц, упражнение «Веер», «Лесенка».
- чередование различных видов учебной деятельности (игра гамм, упражнений сменяется с работой над пьесами, физкультминуткой). Предварительная подготовка:
- разучивание музыкальных произведений;
- работа над гаммой
- работа над упражнениями.
Репертуарный план урока:
1. Гамма До мажор
2.Е. Гнесина «Песня»
3. Украинская народная песня.
План урока:
1.Организационный момент
2.Разминка. Упражнения, направленные свободу двигательного аппарата, пальчиковая гимнастика
3. Работа с музыкальным материалом
4.Закрепление пройденного материала
5. Итог урока
Ход урока:
1. Организационный момент. Приветствие. Озвучивание темы урока, задач. Посадка за инструментом
2. Разминка.
Упражнение «Веер»
Сначала рисуй правой рукой, потом левой. 3. Работа с музыкальным материалом.
Педагог: Какое произведение ты нам сейчас исполнишь?
Ученица: Е. Гнесина « Песня»
Педагог: Скажи, какой характер у пьесы?
Ученица: Характер в этой пьесе грустный, печальный, взволнованный немного.
Педагог: Какие средства музыкальной выразительности передают характер этой пьесы? Ученица: Пьеса написана в миноре, в медленном темпе, звучит в основном тихо или не очень громко, используется legato, мелодия двигается в низ. Педагог: Ты сейчас начнёшь учить это произведение, какая у тебя цель? Над чем ты сейчас будешь работать? Ответы ученицы: Моя цель выучить сегодня первое предложение в этом произведение. Вначале и нужно повторить текс отдельно каждой рукой.
Педагог: А что значит повторить текст?
Ученица: Это значит сыграть верные ноты, нужный ритм, точные пальцы, правильным штрихом.
Педагог: Надя, скажи мне, пожалуйста, ты будешь играть всё произведение?
Ученица: Нет. Я буду играть только первое предложение.
Педагог: А первое предложение ты, будешь играть сразу целиком, или частями?
Ученица: Я его буду играть по фразам.
Ученица проговаривает нотный текст первой фразы в правой руке, затем простукивает ритм правой рукой, проговаривает пальцы, затем играет первую фразу с названием нот, следующее проигрывание со счётом. Играем 1 фразу пять шесть раз, следим за верным текстом и точным выполнением штриха – legato.
Педагог: Надя, ты молодец. Скажи мне, пожалуйста, куда двигается мелодия, к какой ноте, и как мы играем окончание фразы? (Работа над звуковедением, динамикой, фразировкой) Ученица: Первая фраза двигается к ноте « », конец фразы надо играть тише.
Педагог: Молодец, а теперь это, пожалуйста, сделай на инструменте. Обязательно играй и пой.
Ученица играет и поёт.
Педагог: Хорошо, Надя, а теперь поработаем над левой рукой. (Разбор левой руки). Чтение нот, разбор пальцев, игра на инструменте.
Педагог: Ну, а теперь соединяем руки, и играем двумя руками первую фразу.
Ученица играет.
Педагог: Хорошо, А теперь слушай внимательно правую руку, веди фразу.
Ученица играет несколько раз, пока не получит нужный результат.
Педагог: Надя, ты хорошо постаралась. А теперь немного отдохни.
Физкультминутка.
Упражнение для глаз: подвигать глазками (вправо, влево, вверх, вниз)
Упражнение на раскрепощение мышц шеи, рук, плечевого пояса: поднимаясь на носки, медленно и плавно, вместе со вздохом, поднять ненапряженные руки вверх. Затем легко развести руки в стороны и вместе с выдохом, свободно наклонившись вперед, тяжело уронить расслабленные руки вниз. Руки свободно раскачиваются, пока не остановятся.
Упражнение: свободные повороты головы (вправо, влево, вверх, вниз).
Педагог: Надя, над, чем ты будешь работать сейчас? Ученица: Над гаммой До мажор.
Педагог: А над чем ты будешь работать в этой гамме? Ученица: Я буду, учить правую руку, следить за правильными пальцами, и за тем, чтобы каждый палец играл с одинаковой силой, и после игры расслаблялся.
Ученица играет гамму До мажор.
Педагог: Ну, что же ты молодец, справилась с поставленной задачей.
Что ты будешь делать дальше?
Ученица: Я буду учить «Украинскую народную песню».
Педагог: Какой характер у этого произведения?
Ученица: Спокойный, напевный, немножко грустный.
Педагог: Надя, как ты думаешь, сколько человек поёт эту песню?
Ученица: Я думаю два человека, правая рука это девушка, левая рука это юноша.
Педагог: А как ты думаешь, они перебивают друг друга, или поют вместе, или как то по-другому?
Ученица: Они поют по очереди, один продолжает петь то, что пели до него.
Педагог: Давай подробнее рассмотрим, какими красками, т.е. какими средствами музыкальной выразительности композитор передал характер в произведении.
Далее делаем небольшой анализ произведения: определяем лад, темп, динамику, штрихи и т. д.
Педагог: Надя, какие картинки возникают у тебя, когда ты играешь «Украинскую народную песню» (Ответ ученицы).
Далее идет работа над произведением, выразительным исполнением.
4. Закрепление пройденного материала.
Педагог: Надя, а сейчас давай подведём итог твоего занятия.
Ты сейчас исполнишь всё над чем, ты работала и посмотрим, что у нас получилось.
Ученица исполняет упражнения, гамму До мажор, пьесы.
5. Итог урока:
Педагог: Надя, как ты думаешь, справилась ли ты с поставленными целями и задачами, всё ли у тебя получилось?
Ответ ученицы в зависимости от результата проигрывания.
Педагог: А над чем ты будешь работать завтра.
Ученица: Буду работать над левой рукой в До мажоре, над упражнением на подкладывание пальца, в произведениях буду работать над второй фразой.
Педагог: Спасибо, Надя, ты сегодня хорошо поработала, хочу тебе пожелать , что бы у тебя дальше всё так хорошо получалось. На этом наш урок закончен. Какие у вас есть вопросы?
Используемая литература:
1. Смирнова Т. И. «Фортепиано. Интенсивный курс: методические рекомендации»; М.: РИФ «Крипто-логос», 1992г.
2. А. Шмидт-Шкловская «О воспитании пианистических навыков»; М.: «Классика XXI», 2013г.
3. А. Щапов «Фортепианный урок в музыкальной школе и училище»; М.: «Классика XXI», 2009г.
4. Е. М. Тимакин «Воспитание пианиста»; М.: «Советский композитор», 1984г.