1.Орг. момент, приветствие, чтение стихотворения
Посмотрите-ка на нас,
Вот какой хороший класс!
Приготовились учиться,
Ни минутки не лениться.
Не болтать, не отвлекаться,
А стараться заниматься!
2.Разделиться на группы по цвету
3.Повторение пройденного
Какой раздел мы начали с вами изучать? (мы и наше здоровье)
-Какую тему прошли на прошлом уроке?(Организм человека)-Из чего он состоит?
А что такое «системы органов»?(Органы, выполняющие общую работу, образуют системы органов)
-Какие системы органов вы знаете?
-Что такое анатомия(наука, изучающая строение организма), физиология(наука, изучающая работу органов органов), гигиена(наука о сохранении и укреплении здоровья)?
4.Индивидуальное задание по карточкам
5.Собрать человека из частей тела
-Чего не хватает у нашего человечка? (слайд 2,3)
6.Начинаем исследование. Кстати, кто такие исследователи?
Ребята, закройте глаза. С закрытыми глазами скажите, какой предмет появился у меня на столе? (выставляется на стол игрушка)
Откройте глаза. Почему же вы не смогли ответить на мой вопрос?
Потому, что мы не видели.
. Сейчас мы узнаем, что нам помогают определять глаза. Каждая группа получит своё задание.
1-я - конверт с листами картона одинакового размера, но различных цветов. И с геометрическими фигурами одного цвета, но разной формы и размера. Рассмотрите фигуры и разбейте их на группы.
2-я – игрушки (машинки). Рассмотрите игрушки, покатайте.
3-я – журналы. Рассмотрите журналы.
- Проведите исследование с помощью этих предметов и сделайте вывод.
- Благодаря глазам мы видим окружающие нас предметы их цвет, форму, величину, можем читать, смотреть телевизор. При помощи глаз мы познаём красоту окружающего мира.
В) - А рассматривали вы когда-нибудь свои глаза?
-Повернитесь друг к другу и рассмотрите глаза соседа. Какой они формы? (слайд4)
Дополнительная информация о глазах (слайд5)
Сообщение о глазах.
7. Не лишился друг чтоб слуха,
Не кричи ему ты в ...
Игра «Угадай голос».
-Сейчас мы с вами опять немножко поиграем. Игра называется «Угадай голос соседа». Один из вас выходит и поворачивается спиной к классу, а остальные по очереди будут говорить слово - ПРИРОДА. Водящий должен определить, чей голос он слышит. (Участвуют 3-4 человека)
- Что помогало ведущим угадывать?
Слух – это способность человека воспринимать звуковые волны.(слайд7,8)
Сообщение об органе слуха.
8.Физминутка.(слайд9)
9.- Проведём опыт. Вы должны с закрытыми глазами определить по запаху предметы.
/Приглашаются представители от групп. Дети закрывают глаза и определяют по запаху чеснок, апельсин, лук, кофе/.
- Что? Как узнали?
-Вы хорошо справились с заданием.
Какой орган чувств помогает услышать запах?
- Как называется этот орган чувств? (слайд10)
- О самом любопытном органе, который вы любите совать куда надо и куда не надо, расскажет Лена.
10. - Какой орган мы будем исследовать дальше, вы узнаете, отгадав загадку:
Всегда во рту, а не проглотишь. / Язык /
- Эксперименты с языком вы проводите каждый день, когда принимаете пищу.
- А для работы на уроке нам нужны стаканчики. Лаборанты, возьмите их. /Стаканчики стоят на отдельном столике./
- Посмотрите, понюхайте, послушайте. Что вы почувствовали? /Затруднение в ответе/
-Значит, нам необходимо ещё одно исследование – попробовать.
- А можно ли пробовать неизвестные вам вещества на вкус? /Нет/
- Воду я разрешаю вам попробовать. /Дети определяют воду по вкусу/
- Что вы ощущаете? Что помогло вам почувствовать вкус воды? /Язык/
- Язык - это орган ...вкуса.
- А знаете ли вы, что язык весит около 50 граммов? За минуту он может совершить до 80 движений.
Сообщение о языке. (слайд11, 12)
11. - И ещё одна загадка:
Зимой бывает вся в мурашках,
А летом загаром бронзовым покрыта. (Кожа)
Игра «Узнай, что это?»
Сейчас я попрошу подойти ко мне 2 человек. Одному я завяжу глаза, а второй будет дотрагиваться до его руки различными предметами. Тот, кто с закрытыми глазами должен угадать, чем к нему прикоснулись. (Иметь надо вату или кисточку для рисования, колючий предмет (расческу), теплый предмет (нагретый), тяжелый(грузик, гиря).
- Что чувствуешь? (Тепло, боль, холод)
-Что помогает определить, какой это предмет?
-С помощью кожного покрова вы смогли определить свойства предметов: температуру, их тяжесть. Кожа помогает осязать различные прикосновения. Кожа – орган осязания. (слайд13)
Сообщение о коже
12. Вот и подходит к концу наше исследование. Теперь мы можем ответить на вопрос, кто же они, наши верные помощники?
Теперь дадим им общее название. (Опора на таблицу) Это органы (глаза, уши, нос, язык, рука). А это чувства (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание). Какое название отсюда следует? (Органы чувств)
(слайд14)
13. - Где же объединяются органы чувств? Есть одна особенность, которой обладает человек. Учёные говорят: «Не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает, а мозг».
Как же это понять?
На слайде 15
Всеми органами чувств руководит головной мозг. Все сведения, которые получают органы чувств, они посылают в головной мозг. Мозг анализирует полученную информацию, а потом даёт приказ на исполнение.
Сообщение Бжиева
14.Тест (если успеваем)
15.- Урок хочу закончить словами мудрецов:
Одному мудрецу задали вопрос: Что для человека важнее – богатство или слава?
Он ответил «Ни то, ни другое, а здоровье. Здоровый нищий счастливее больного короля».
А другой мудрец предупредил: «Мы замечаем, что самое ценное для нас –это здоровье, только тогда, когда у нас его уже нет»
Прислушайтесь к словам мудрецов и твердо запомните, что надежнее всех о своем здоровье можешь позаботиться только ты сам.
16. Рефлексия:
-Мысленно положите на правую ладонь знания, с которыми пришли на урок, на левую – те, что получили на уроке. По моей команде ваши ладошки соединятся в хлопке (знания объединились), и вы хором скажите «Спасибо» себе и окружающим за работу на уроке.