МБОУ СОШ г. Нестерова
Проект
«Откуда берутся имена…»
Учитель русского языка Дзюбина Е.П.
Откуда берутся имена…
Цель:1. Дать представление о ценности имени человека и рассмотреть его как часть культурного наследия человечества;
2. Познакомиться с историческими этапами появления имён, со значением собственных имен.
Задачи:
1.Познакомить учащихся с историей возникновения имен;
2.Нравственное воспитание школьников посредством семейных традиций, ценностей, культурного наследия прошлого;
3.Провести исследование о значении собственных имён.
Сегодня у нас необычный урок. И начнём мы его с загадки, отгадайте её и поймёте, о чём сегодня мы с вами будем говорить.
Нас не было – оно было
Нас не будет – оно будет
Никто ни у кого его не видел
А у каждого есть.
Ну конечно же это-имя. Мы живём в мире имён. Недаром ещё Гомер в глубокой древности, в своей поэме «Одисея» писал.
«Между живущих людей безымянными
никто не бывает вовсе
В минуту рождения каждый
и низкий и знатный
Имя своё от родителей
в сладостный дар получает…»
Сегодня мы поговорим о ваших именах, познакомимся с толкованием имён, узнаем как появились имена
Что же такое имя?
Имя – личное название человека, которое ему дают при рождении
( Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова)
У каждого из нас есть прекрасное имя, но не каждый знает его значение. Сегодня нам предстоит раскрыть тайну наших имен! Что такое имя: набор звуков, который отличает одного человека от другого или у имени есть свое значение и свой смысл?
С лингвистической точки зрения имя человека, как и любое другое слово, - это набор звуков. Я попрошу вас записать транскрипцию своего имени.
А теперь немного позанимаемся фонетикой.
Кстати, что такое фонетика? (Раздел науки о языке, который изучает звуки речи)
Чьи имена включают только звонкие согласные звуки?
( Ирина, Лиана, Диана, Елена, Иван, Илья, Родион, Андрей, Даниил)
Какие имена включают один глухой согласный звук?
(Александра, Карина, Кирилл)
Чьё имя включает 4 глухих согласных звука?
(Святослав)
Нет человека, который бы хоть раз не задумывался о смысле и происхождении своего имени. Ведь у каждого имени есть своё толкование, каждое имя можно перевести.
Имя – это не просто слово. За каждым именем стоит определённая личность, человек, который отличен от всех других, единственный и неповторимый.
Имена людей – это часть истории народа. В именах людей отражаются быт, вера, надежды, фантазии, творчество народа.
Сейчас нам трудно представить, что может быть человек без личного имени.А когда-то на Руси одни имена были похожи на прозвища: Хромой, Лапоть, Воропай, другие имена отражали отношения к родившемуся ребёнку: Ждан, Неждан, или порядок их рождения: Первуша, Третьяк, Одинец. Считалось, что некоторые имена могли отвести от детей беды и болезни, например: Горе, Захворай.
Христианские имена пришли в 10 веке из Византии вместе с православием. Регистрация новорождённых детей проводилась только церковью, а имена давались по святцам, в которых на каждый день каждого месяца записаны имена святых, почитаемых Русской Православной Церковью. Человек, получивший имя святого, обретал не только его покровительство, но и благодатную близость к нему: «По имени и житие».
После Октябрьской революции родители получили право называть детей как хотели и тогда появились имена созвучные эпохе: Октябрина, Ленина, Маркслен, Тракторина т.д. Вот так история наложила свои отпечатки на появление имён.
Обратим внимание на наши имена. В классе 20 человек, и только одно имя повторяется трижды, а все остальные имена разные. И каждое имя что-то означает. Большая часть имён своими корнями уходят в Древнюю Грецию и Израиль, есть имена латинского происхождения, а есть имена исконно русские, славянские.
В старину говорили, что имя –это не пустой звук. Оно будто бы способно сообщить человеку некоторые особенные качества, точнее говоря достоинства.
Родители старались не называть своё чадо плохим именем. Они всегда желали добра и верили в его жребий. Что же означают наши имена?
Слайд с именами детей.
План сообщения об имени.
Почему так тебя назвали.
Происхождение имени и его формы.
Имя и характер.
Именины , святые покровители.
Известные личности – носители имени.
Произведения искусства, посвящённые людям с этим именем.
Выступление детей с сообщениями о своём имени. ( По ходу выступления учеников ребята записывают основные сведения об именах в тетрадь – это материал для выполнения домашнего задания)
Многие учёные издревле считают, что имя человека влияет на характер и даже на здоровье. Верно это или нет, вы теперь можете понаблюдать сами, ведь сегодня вы познакомились со значением многих имён.
Вот видите, ребята, природа всех одарила хорошими качествами. И какие бы имена мы не носили, что бы ни предопределяли наши имена, мы всегда остаёмся хозяевами нашей судьбы. Только от нас зависит, какой след оставит наше имя на земле.
Статистическое исследование.
Лиана и Алексей помогали мне провести статистическое исследование о том, какие имена встречаются в нашей школе, каких имён больше всего, есть ли среди имён редкие.
(Зачитываются статистические данные по именам школьников)
В нашей школе среди учащихся самое распространённое имя среди девочек - Анастасия, их у нас обучается – 19; Среди мальчиков больше всего – Владиславов, их 22.
22 – Владислав;
14 - Андрей, Максим, Даниил;
13 - Никита;
12 -Александр;
10 -Владимир;
9 – Артём;
8 – Илья, Евгений, Дмитрий;
7 –Алексей, Виталий, Сергей;
6 – Денис;
5 – Игорь, Иван, Павел;
4 – Кирилл, Антон, Егор, Вадим, Ярослав;
3 – Вячеслав, Михаил, Родион, Роман, Валентин, Николай, Константин,
Олег;
2 – Данил, Станислав, Матвей, Давид, Виктор, Эдгар, Эдуард, Руслан.
В единственном экземпляре встречаются такие имена как: Святослав, Геннадий, Данила, Анатолий, Георгий, Равиль, Василий, Ренат, Тимофей, Юрий, Федор, Герман, Пётр, Григорий, Савелий, Ричард, Серафим, Марк.(18)
Девочки:
19 – Анастасия;
15 – Валерия, Екатерина:
11 – Алина, Виктория, Елизавета;
10 – Александра;
9 – Ирина, Анна;
8 – Татьяна, Дарья;
7 – Елена, София;
6 – Юлия, Карина, Евгения;№
5 –Кристина, Алёна, Наталья;
4 – Диана, Ксения, Ангелина, Мария;
3 – Галина, Яна, Светлана;
2 – Сабина, Ульяна, Любовь, Эвелина, Оксана, Олеся, Арина.
В единственном экземпляре встречаются такие имена как: Алла, Алиса, Анжелика, Влада, Зинаида, Инна, Илина, Ольга, Юлиана, Тамара, Ника, Амалия, Кира, Аделина, Вероника, Лина, Стефани, Лариса, Антонина, Розалина, Мелания, Дина, Полина, Виолетта, Снежана, Альвина, Илона, Алеся, Лидия, Вилена, Марина. (31)
Именины.
Ребята, как вы думаете, день рождения и именины - это один и тот же праздник?
Конечно, же нет. Через какое-то время после рождения, ребенка крестили в церкви и там давали ему имя. Называли его обычно по имени святого, память которого отмечала церковь в этот день. Отсюда «именины»- день, в который человек получил свое имя. Значит, слова «именины» и «день рождения» употреблять как близкие по значению, не совсем правильно.
Сегодня именины у Ивана и Кирилла
На день рождения и именины принято писать поздравления.
Поздравить – означает приветствовать по случаю чего-нибудь приятного, радостного.
Люди поздравляют, чтобы доставить приятное другому человеку, чтобы у него осталось что-то приятное об этом дне.
Для поздравлений нужны волшебные слова.
Я предлагаю вам вписать подходящие по смыслу прилагательные в текст поздравления:
«В этот… день в нашем … классе собрались …мальчики и не менее … девочки, чтобы поздравить наших … именинников. Желаем вам …улыбок, … друзей, … успеха и … счастья. Сегодня в честь именинников мы будем петь … песни и дарить … подарки. Пусть наши именинники будут самыми… и …!»
Мини-викторина
Как звали человека, совершившего первый космический полёт? (Юрий Гагарин)
Как звали первую женщину-косманавта? (Валентина Терешкова)
Кто из учёных стал основателем гелиоцентрической теории, согласно которой все планеты вращаются вокруг солнца?(Коперник)
Какого из этих созвезий не существует? Овен, Скорпион, Стрелец, Снайпер?
Кто из литературных героев хотел полететь на Луну? (Незнайка)
Назовите имя женщины-косманафта, которая посещала нашу школу осенью? (Елена Кондакова)
Кто впервые совершил выход в открытый космос? (Алексей Леонов)
Послушайте скороговорки, в которых упоминаются старинные сокращенные имена и, если догадаетесь, то назовите полное имя.
Скороговорки:
У Сени и Сани в сетях сом с усами. (Семен, Александр)
Дали Грише простокваши, а Глаше – каши. (Григорий, Глафира)
Валин валенок провалился в проталинок. ( Валентина)
Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки. ( Тимофей, Трофим)
Сейчас я буду называть мужские имена, а вы должны назвать, похожие на них, женские.
Александр (Александра)
Антон (Антонина)
Валентин (Валентина)
Валерий (Валерия)
Василий (Василиса)
Виктор (Виктория)
Евгений (Евгения)
Федор (Федора)
Юлий (Юлия)
Ян (Яна)
Ребята, понравился вам сегодняшний урок? Узнали ли вы что-то новое?
А теперь запишем домашнее задание.
Сочинение
«Тайна, которую я узнал (а)»
План.
Многообразие имён.( Вступление)
Тайна, которую я узнал. (Основная часть)
Отзыв об уроке. (Вывод)
Имя – самый сладостный звук для каждого человека, и на всех языках мира наши имена звучат одинаково красиво и понятно. Имя дается человеку с рождения, и он несет его через всю свою жизнь. Если мы будем в течение всей своей жизни совершать плохие поступки, то и имя свое «прославим» в плохую сторону. А если мы будем всю жизнь делать добро, то и имя наше станет «добрым». Давайте будем всегда помнить, что имя – самое приятное для человека слово и почаще будем радовать окружающих нас людей, называя человека по имени.