Муниципальное общеобразовательное автономное
«Средняя общеобразовательная школа №31»
Конспект открытого урока по биологии
Тема: «Питание животных»
(6 класс)
Подготовила
Учитель биологии
Иванова Е.Г.
г.Оренбург
Тема: Питание животных.
Цель :образовательная: раскрыть особенности питания животных, расширить знания учащихся о разнообразии способов получения пищи животными.
развивающая: показать усложнения пищеварительных систем животных в ходе эволюции.
воспитательная: создать условия для увлеченного учения, воспитывать чувство ответственного отношения к природе, своему здоровью.
Оборудование: учебник Биология 6 класс. Живой организм, Сонин Н.И., рисунки животных, таблицы, презентация, мультимедийный диск биология 6 класс.
Структура урока.
Актуализация знаний.
Особенности питания животных.
Разнообразие способов получения пищи животными.
Закрепление знаний.
Подведение итогов урока.
Ход урока.
I Оргмомент.
II Актуализация знаний.
Восстановите текст, найденный в выброшенной на берег бутылке.
В л…. происходит процесс ф……..а. Они зеленые, так как в них находится х…ро…л, через прозрачную к…..цу проникает солнечный ……. В кожице есть з…..ные клетки, они входят в состав ……..ц. Через них внутрь листа поступает ……….ый газ, необходимый для …….синте…. В результате обра……. ор……..ческие ……….ва.
2. Словарь. Объяснить значение термина.
Устьице, хлорофилл, хлоропласт, фотосинтез.
III. Изучение нового материала.
Ввод в проблему – стадия вызова.
Вспомнить и отразить в виде схемы все, что известно о питании.
Питание
1.свойство живых организмов
2.процесс получения пищи и энергии
3.бывает воздушное
4.бывает почвенное.
1. Питание – свойство живых организмов
- Типы питания.
Автотрофный тип(растения), гетеротрофный тип (животные, грибы)
Питание – процесс получения веществ и энергии
- Группы животных по способам питания.
Растительноядные, хищники, трупоеды, симбионты, паразиты.
- Приспособления к поглощению пищи.
Жевательные органы, хоботок, реснички, китовый ус, зубы.
2.Осмысление
А) Ответьте на вопрос. Почему растения называют производителями? Что они производят? Кем это используется?
Рассказ об автотрофном и гетеротрофном способах питания живых организмов. Группа организмов, производящая органические вещества из неорганических, называется автотрофами. К ним относятся зеленые растения. В процессе фотосинтеза зеленые растения планеты образуют 16 млрд.т органического вещества в год.
Группа организмов, потребляющая готовое органическое вещество, называется гетеротрофами. К ним относятся бактерии, грибы, животные.
Б) Физкультминутка. Упражнение для глаз. Если названы гетеротрофы – глаза закрыты, автотрофы – открыты.
Белка - береза волк – вишня
Аист – абрикос кабан – каштан
Еж – ель
В) Особенности питания животных. Группы животных по способам питания.
Совершим небольшую заочную экскурсию в мир природы. Познакомимся с животными, относящимися к разным группам по способу питания. Послушаем, кто какую пищу предпочитает.
Работа с мультимедийным диском слайды:
+1. Сущность питания +2. Солнце – источник энергии -3. -4. -5. -6. -7. +8. растительноядные животные +9. хищники +10. животные-трупоеды +11. симбионты +12. организмы-паразиты +13. раффлезия – растение-паразит -14. +15. питание животных (амеба) -16. -17. | +18. пищеварение у дождевого червя. +19. пищеварительная система позвоночных. -20. -21. -22. +23. приспособления животных для поглощения пищи -24. +25. Л.р. действие слюны на крахмал +26. л.р. действие желудочного сока на белок -27. |
IV. Закрепление знаний.
1 вариант.
Выпишите правильный ответ.
Питание - это процесс: а) переваривания пищи; б) поступление в организм питательных веществ и энергии; в) образование кислорода и углекислого газа.
Мертвыми организмами и их остатками питаются: а) змеи; б) осины; в) гиены; г) мыши
К паразитам относятся : а) амеба; б) блоха; в) росянка; г) таракан
Растениями питаются :а) белки; б)клещи; в) совы; г) божья коровка
К хищникам относится :а) дождевой червь; б) клещ; в) лиса; г) мышь
2 вариант.
Закончите предложение.
Процесс получения организмом необходимых ему веществ и энергии, называют -___________.
Животное, питающееся плодами, семенами и другими органами растений, называется _____________.
Организмы, питающиеся сообща, называются _____________.
Лисы, волки, совы по способу питания ___________.
Организмы, существующие за счет другого организма – хозяина, называются _____________.
Ответы. 1 вариант. 1 –б; 2 – в; 3 – б; 4 – а; 5 – в.
2 вариант. 1 – питание; 2 – растительноядные; 3 – симбионтами; 4 – хищники; 5 – паразитами.
V. Подведение итогов. Рефлексия.
Лабиринт « Питание».
Ц Растения производят органическое вещество | Да | Е Животные потребляют готовые органические вещества | Н ет | А Только среди животных встречаются паразиты |
Нет | | Да | нет | Да |
К Корневые волоски поглощают из почвы воду и минеральные вещества | Нет | Д Питание – процесс приобретения пищи и энергии | д а | О При фотосинтезе выделяется углекислый газ |
Да | | Нет | д а | Нет |
М Фотосинтез протекает днем | Нет | О Росянка – растение –хищник | Нет | Л Волк – трупоед |
Да | | Нет | да | Да |
Н Грибы – симбионты | Да | И Растительноядные животные питаются плодами и семенами | Да | М У растений есть почвенное и воздушное питание |
VI. Домашнее задание.
§ 10, с.66
VII. подведение итогов урока
См. итоговые слайды
1 вариант.
Выпишите правильный ответ.
Питание - это процесс: а) переваривания пищи; б) поступление в организм питательных веществ и энергии; в) образование кислорода и углекислого газа.
Мертвыми организмами и их остатками питаются: а) змеи; б) осины; в) гиены; г) мыши
К паразитам относятся : а) амеба; б) блоха; в) росянка; г) таракан
Растениями питаются :а) белки; б)клещи; в) совы; г) божья коровка
К хищникам относится :а) дождевой червь; б) клещ; в) лиса; г) мышь
2 вариант.
Закончите предложение.
Процесс получения организмом необходимых ему веществ и энергии, называют -___________.
Животное, питающееся плодами, семенами и другими органами растений, называется _____________.
Организмы, питающиеся сообща, называются _____________.
Лисы, волки, совы по способу питания ___________.
Организмы, существующие за счет другого организма – хозяина, называются _____________.
Лабиринт « Питание».
Ц Растения производят органическое вещество | Да | Е Животные потребляют готовые органические вещества | Н ет | А Только среди животных встречаются паразиты |
Нет | | Да | нет | Да |
К Корневые волоски поглощают из почвы воду и минеральные вещества | Нет | Д Питание – процесс приобретения пищи и энергии | д а | О При фотосинтезе выделяется углекислый газ |
Да | | Нет | д а | Нет |
М Фотосинтез протекает днем | Нет | О Росянка – растение –хищник | Нет | Л Волк – трупоед |
Да | | Нет | да | Да |
Н Грибы – симбионты | Да | И Растительноядные животные питаются плодами и семенами | Да | М У растений есть почвенное и воздушное питание |
1 вариант.
Выпишите правильный ответ.
Питание - это процесс: а) переваривания пищи; б) поступление в организм питательных веществ и энергии; в) образование кислорода и углекислого газа.
Мертвыми организмами и их остатками питаются: а) змеи; б) осины; в) гиены; г) мыши
К паразитам относятся : а) амеба; б) блоха; в) росянка; г) таракан
Растениями питаются :а) белки; б)клещи; в) совы; г) божья коровка
К хищникам относится :а) дождевой червь; б) клещ; в) лиса; г) мышь
2 вариант.
Закончите предложение.
Процесс получения организмом необходимых ему веществ и энергии, называют -___________.
Животное, питающееся плодами, семенами и другими органами растений, называется _____________.
Организмы, питающиеся сообща, называются _____________.
Лисы, волки, совы по способу питания ___________.
Организмы, существующие за счет другого организма – хозяина, называются _____________.
Лабиринт « Питание».
Ц Растения производят органическое вещество | Да | Е Животные потребляют готовые органические вещества | Н ет | А Только среди животных встречаются паразиты |
Нет | | Да | нет | Да |
К Корневые волоски поглощают из почвы воду и минеральные вещества | Нет | Д Питание – процесс приобретения пищи и энергии | д а | О При фотосинтезе выделяется углекислый газ |
Да | | Нет | д а | Нет |
М Фотосинтез протекает днем | Нет | О Росянка – растение –хищник | Нет | Л Волк – трупоед |
Да | | Нет | да | Да |
Н Грибы – симбионты | Да | И Растительноядные животные питаются плодами и семенами | Да | М У растений есть почвенное и воздушное питание |
1 вариант.
Выпишите правильный ответ.
Питание - это процесс: а) переваривания пищи; б) поступление в организм питательных веществ и энергии; в) образование кислорода и углекислого газа.
Мертвыми организмами и их остатками питаются: а) змеи; б) осины; в) гиены; г) мыши
К паразитам относятся : а) амеба; б) блоха; в) росянка; г) таракан
Растениями питаются :а) белки; б)клещи; в) совы; г) божья коровка
К хищникам относится :а) дождевой червь; б) клещ; в) лиса; г) мышь
2 вариант.
Закончите предложение.
Процесс получения организмом необходимых ему веществ и энергии, называют -___________.
Животное, питающееся плодами, семенами и другими органами растений, называется _____________.
Организмы, питающиеся сообща, называются _____________.
Лисы, волки, совы по способу питания ___________.
Организмы, существующие за счет другого организма – хозяина, называются _____________.
Лабиринт « Питание».
Ц Растения производят органическое вещество | Да | Е Животные потребляют готовые органические вещества | Н ет | А Только среди животных встречаются паразиты |
Нет | | Да | нет | Да |
К Корневые волоски поглощают из почвы воду и минеральные вещества | Нет | Д Питание – процесс приобретения пищи и энергии | д а | О При фотосинтезе выделяется углекислый газ |
Да | | Нет | д а | Нет |
М Фотосинтез протекает днем | Нет | О Росянка – растение –хищник | Нет | Л Волк – трупоед |
Да | | Нет | да | Да |
Н Грибы – симбионты | Да | И Растительноядные животные питаются плодами и семенами | Да | М У растений есть почвенное и воздушное питание |