МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ № 103 Г. МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ
Урок по биологии
5 класс (ФГОС)
по УМК линии Пономарёвой И.Н.
«Многообразие живых организмов»
тема:
"Царства живой природы"
Подготовила
учитель биологии
МБОУ гимназии №103
г. Минеральные Воды
Коробова Елена Евгеньевна
2017г.
Цель: познакомить учащихся с основными царствами живой природы.
Задачи:
дать начальные представления о классификации живых организмов, царствах живой природы.
повторить и закрепить знания о клетке;
развивать у учащихся словесно-логическое мышление, способности сравнивать и анализировать;
продолжить развитие навыков работы с учебником, тестовыми заданиями, опорными схемами;
воспитывать у учащихся бережное отношение к природе, умение слушать учителя и своих одноклассников.
Оборудование: компьютер; проектор; интерактивная доска; мультимедийная презентация “ Разнообразие живых организмов”, карточки с картинками живой и неживой природы.
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие учителем учащихся.
Объявление темы, целей, формы проведения урока
II. Повторение пройденного материала.
Мультимедийная презентация “Разнообразие живых организмов”
Слайд 1.
1. Блиц-опрос. Слайд 2.
Из чего состоят все живые организмы?
Назовите признаки живых организмов.
Назовите один из органоидов клетки, в котором храниться наследственная информация.
назовите один из органоидов клетки, в котором происходит фотосинтез
Чем отличаются растительные клетки?
2. Перечислите и покажите на слайде особенности растительной клетки. Слайд 3.
- Что такое природа? (Все, что нас окружает и не сделано руками человека.)
Природу классифицируют или распределяют по группам на живую и неживую.
Работа с карточками: раздели на живую и неживую природу
Как отличить живую природу от неживой?
3. Как называется наука, которая изучает живую природу?
(Биология.)
III. Изучение нового материала.
Существует множество классификаций живых организмов. Познакомимся с некоторыми из них.
1. Классификация живых организмов Слайд 4. Рассказ учителя о классификации, наименьшей единицей классификации, царства. Записать схему и определение "вид" в тетрадь:

Перед учеными всегда стояла непростая задача: как отыскать нужные сведения среди информации в таком гигантском многообразии живых организмов. Упорядочить знания о живых существах помогает классификация. Классификация организмов - распределение их по группам. При этом учитывается сходства внешнего и внутреннего строения, а так же родственные отношения живых существ. Основная и наименьшая единица классификации - это вид. К одному виду относятся родственные между организмы, близкие по строению и особенностям жизнедеятельности, способные скрещиваться между собой и давать жизнеспособное потомство, похожие на родителей.
Физминутка
2. Характеристика царств живой природы. Назвать, показать, дать пояснения.
- В некотором царстве, в некотором государстве жили – были….Нет – нет, не царь с царицей….Каждое из этих царств особенное. Они находятся не за тридевять земель, а рядом с нами, вокруг нас…. Это пять царства живой природы.
Слайд 5. Записать схему в тетрадь.

Сообщение ученика.
Сообщение ученика.
Сообщение ученика
Сообщение ученика
Картинка культурного растения - руки вверх , машем в стороны. Картинка дикорастущего растения - руки на пояс наклоны вправо - влево.
Сообщение ученика
Учитель: Вирусы самые маленькие обитатели нашей планеты. От латинского слова "вирус" - яд. Устроены вирусы очень просто - это молекулы органического вещества, которые хранят наследственные признаки. Вирусы доставляют людям много неприятностей.
Среди чрезвычайно интересных фактов о вирусах отметим и забавные. Куры породы араукана способны нести необычные яйца – они голубоватые или салатные. А виной всему ретровирус, которым заражены эти куры. Он встраивает в хозяйскую ДНК ген, вызывающий повышенную концентрацию в скорлупе яиц биливердина – желточного пигмента. Интересно, что при этом не меняется качество яиц, они не становятся более вредными либо полезными, если сравнивать с обычными яйцами.
Минутка релаксации. Гимнастика для глаз (делается стоя у своих рабочих мест).
– Крепко зажмурить глаза на 5 секунд, затем открыть. (Повторить 10 раз..)
– Посмотреть в окно, выбрать самую дальнюю точку за окном и самую ближнюю в классе. Попеременно смотреть на эти точки по 10 секунд. ( Повторить 10 раз.)
3. Многообразие живых организмов. Выставка творческих работ (по домашнему заданию)
IV . Закрепление изученного материала.
1. Выполнение заданий в рабочих бланках. Работа с тестами, схемами, вопросами.
Распределить их по царствам живой природы.
Подписать рисунки.
2. Задание-игра. “Веселая компания”. Слайд 11.
К трем лягушкам у болота
Прибежали два енота,
Прискакала тетя жаба,
И пришла наседка Ряба,
Вскоре к ним приплыл тритон,
Следом сетчатый питон,
Три веселые подружки –
Мышки – серые норушки.
Сколько в камышах болотных
Оказалось земноводных?
Рассмотрите рисунки и подберите предложение, соответствующее этому рисунку.
Слайд 12
Природа охраняет наше здоровье.
Природа восхищает нас своей красотой.
Природа дает нам тепло, свет, воздух, воду и пищу.
Природа дает нам разные материалы для хозяйства.
Природа дарит нам радость открытий.
Природа учит нас доброте.
V. Домашнее задание: параграф 8, стр. 35 – 38 пересказ, ответить на вопросы стр. 38.
VI. Рефлексия.
Я узнал
Мне было интересно
Хочу узнать
Выставление отметок за урок с комментариями.
Список используемой литературы:
Учебник «Природоведение» 5 класс, И.Н. Понамарева , И.В.Николаев.
Учебник «Природа» 5 класс, Т.С.Сухова, В.И. Строганов.
Энциклопедия для детей том 2 «Биологи»
Интернет ресурсы:
http://открытыйурок.рф/статьи/567427/
https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2013/10/02/urok-po-fgos-v-5-klasse-na-temuraznoobrazie-zhivoy-prirody
https://znanija.com/task/14608431

__________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________
Царство растений. Общая характеристика
Царство растений включает более 500 тысяч видов.
растения способны к фотосинтезу;
клетки растений покрыты плотной целлюлозной оболочкой;
у растений наблюдается высокая расчлененность тела;
существуют некоторые ограниченные движения, но в целом неподвижны;
размножаются при помощи спор, семян и вегетативных органов;
запасным питательным веществом растений служит крахмал;
в жизни любого растения происходит чередование поколений.
Делится на подцарства: Багрянки, Настоящие водоросли, Высшие растения.
Низшие растения (Багрянки и Настоящие водоросли):
не имеют органов и тканей;
обитают чаще всего в воде;
размножаются неподвижными спорами или подвижными зооспорами.
Высшие растения - это:
наземные растения;
тело их расчленено на органы и ткани;
вегетативные органы выполняют функции обмена веществ и питания;
у голосеменных и покрытосеменных особый орган полового размножения – семя.
Роль растений в природе и жизни человека
Обогащают атмосферный воздух планеты кислородом.
Ими питаются многие живые организмы.
Они являются строительным материал и энергетическим ресурсом, сырьем для производства лекарств, тканей.
Очищают воздух от пыли и вредных газов, влияют на микроклимат.
Приглушают вредные индустриальные шумы, снимают нервное напряжение.
Убивают бактерии.
В зарослях растений живут многие животные.
Наука, изучающая растения, называется ботаникой.
Царство животных. Общая характеристика
Все животные имеют общие признаки: клеточное строение и способность к питанию, дыханию, росту, развитию и размножению.
Животные отличаются от растений и грибов тем, что:
питаются готовыми органическими веществами;
не способны к фотосинтезу;
подавляющее большинство способно перемещаться и совершать различные активные движения;
имеются системы органов: пищеварительная, дыхательная, нервная, выделительная, опорно-двигательная.
Животные бывают
одноклеточные,
многоклеточные.
Размножаются многоклеточные в основном половым путем, у примитивных многоклеточных – вегетативное и бесполое размножение. У некоторых животных происходит партеногенез (однополое, девственное размножение).
По признаку отсутствия или наличия внутреннего скелета, животные подразделяются на две группы: беспозвоночные и позвоночные.
Самыми высокоорганизованными животными являются птицы и млекопитающие.
Мир животных велик и разнообразен. К настоящему времени описано более 1,5 млн. видов животных, приспособленных к жизни на поверхности суши, почве, пресной и морской воде, в воздушной среде.
Значение животных в природе огромно. Как потребители готового органического вещества, они являются важнейшими звеньями цепей и сетей питания. Велика роль животных (в особенности насекомых) как опылителей цветковых растении, распространителей семян и плодов. Значительная роль животных ъ жизни человека связана прежде всего с использованием многих видов в качестве объектов питания и поставщиков разнообразных форм сырья. Многие животные незаменимы для человека как средство передвижения и на физических работах (лошадь, верблюд, олень, буйвол, слон). Некоторые представители животного мира используются в качестве лабораторных объектов при проведении учебных и экспериментальных работ, являются объектами научных исследований.
Вирусы
Вирусы – это паразиты, они могут жить и размножаться только в живых клетках
Если вирусы выделить в чистом виде, то они существуют в форме кристаллов (у них нет собственного обмена веществ, размножения и других свойств живого). Из-за этого многие ученые считают вирусы промежуточной стадией между живыми и неживыми объектами.
Вирусы – это неклеточная форма жизни. Вирусные частицы – это не клетки:
• вирусы на порядок меньше клеток
• вирусы гораздо проще клеток по строению
Вирусы открыты Д.И.Ивановским (1892 г., вирус табачной мозаики).
Изучением вирусов занимается наука вирусология.
Вирусы, поражающие организм человека и животных, имеют способность мутировать очень быстро размножаться. Этот факт делает вирусные болезни предельно устойчивыми для лечения.
Царство грибов. Общая характеристика.
Грибы – одна из крупных и процветающих групп организмов. Это эукариоты, у которых нет хлорофилла, и, следовательно, они питаются готовыми органическими веществами, как животные, а запасным питательным веществом является гликоген. Вместе с тем у них есть жесткая клеточная стенка, они не способна передвигаться, как и растения, поэтому их выделили в особое царство.
Широко известны шляпочные грибы – лисички, мухоморы, белые, грузди. Их плодовые тела представлены ножкой и шляпкой, состоят из плотно прилегающих нитей грибницы.
Плесневые грибы – мукор и пеницилл, развиваются на пищевых остатках, в почве, навозе, на плодах. Пеницилл вырабатывает вещества, губительно действующие на бактерии. Их выделяют и используют для лечения воспалительных заболеваний.
Паразитические грибы живут и питаются за счет живых организмов (растений, животных и человека).
Полезное значение грибов:
Сапрофитные грибы вместе с почвенными бактериями оказывают влияние на формирование почвы, так как разлагают органические вещества до неорганических.
Вместе с бактериями сапрофитные грибы применяются для очистки точных вод.
Одним из самых древних способов применения грибов является бродильное производство.
Самые знаменитые сорта сыра – это продукт одновременной работы бактерий и различных видов грибов.
Получение антибиотиков – например, пенициллин.
Некоторые грибы являются наиболее удобными объектами для генетических исследований и генной инженерии.
Являются дешевым источником кормового белка.
Вредное значение грибов:
Сапрофитные грибы, поселяясь на продуктах питания и различных органических материалах, могут вызвать их порчу.
Возбудители различных заболеваний.
Царство бактерий. Общая характеристика
Известно около 2500 видов. Имеют клеточное строение, но не имеют ядра, отделенного мембраной от цитоплазмы. Бактерии по форме бывают: шаровидные (кокки), палочковидные (бациллы), изогнутые (вибрионы), спиральные (спириллы), в виде цепочки (стрептококки), в виде гроздей (стафилококки).
Большинство не содержит хлорофилла и питается готовыми органическими веществами.
Освоили все среды обитания. Живут практически везде: в почве, в пыли, в воздухе, в воде, на теле животных, внутри живых организмов.
Размножаются каждые 20–30 минут.
Имеют очень важное значение для человека:
При жизнедеятельности почвенных бактерий происходит образование гумуса, который представляет собой разложившееся органическое вещество, содержащее все необходимые вещества для жизни растений.
Для очистки сточных вод применяются микроорганизмы.
В кишечнике многих животных и человека обитает микрофлора, которая способна переваривать потребляемую организмом пищу и синтезируют.
Путем брожения человек может получать различные вещества, например, уксусная кислота, кисломолочные продукты.
Производство антибиотиков.
Биологические методы борьбы с вредителями, различные бактерии могут заражать и вызывать гибель вредителей сельского хозяйства.