СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок построен на основе проблемно - развивающей технологии. Учащиеся сами могут делать выводы, учитель только координирует работу.

Просмотр содержимого документа
«ТЕМА УРОКА (Автосохраненный)»

ТЕМА УРОКА: «Главные направления эволюции».
ЦЕЛЬ: . Ознакомление учащихся с главными направлениями эволюции:

  • ароморфоз;

  • идиоадаптация;

  • общая дегенерация.

Рассмотреть основные направления эволюционного процесса и выявить соотношения направлений эволюции по А.Н.Северцову. 


Задачи направлены на достижение следующих планируемых результатов:
1. Познавательные УУД:

  • Приобретать элементарные навыки работы в сети Интернет, находить нужную информацию, выбирать главное, создавать презентации.

2. Личностные УУД:

  • Развивать умение справедливо оценивать свою работу и работы одноклассников

3. Регулятивные УУД:

  • Уметь организованно выполнять заданий учителя.

  • Анализировать изученный материал, формулировать цели урока и делать выводы.

4. Коммуникативные УУД:

  • Обмениваться информацией с одноклассниками
    Оборудование:  мультемедийный проектор , раздаточный материал.

Презентация

Тип урока: комбинированный, проблемно - развивающий
Вид урока: урок формирования и систематизации знаний.
Методы: беседа, объяснение, конспектирование в ходе презентации, заполнение сводной таблицы, лабораторная работа с раздаточным материалом, работа с учебником.

Ход урока:
1.Организационный этап :
Развитие — не прямая линия, а восходящая спираль, напоминающую египетскую улитку, спираль, которая поднимается вверх, но медленно, шаг за шагом, виток за витком.

течение жизни — это не просто непрерывная восходящая линия эволюции, где сегодня лучше, чем вчера, а завтра лучше, чем сегодня
сообщение темы, цели и задач урока


2.Изучение нового материала:

Эти животные были когда-то на земле, а теперь мы можем видеть на черных страницах Красной книги? Почему они исчезли

( версии ребят)

Биологический регресс. А каковы причины биологического регресса?

Биологический регресс: абиотический фактор и антропогенный фактор.

Характеристики регресса: маленький ареал, преобладание смертности, низкая численность.



Но если одни организмы сокращаются в численности, то другие процветают на Земле как среди растений так и среди животных т. Е. наступает биологический прогресс. Каковы пути его достижения? ( версии ребят - расширение ареала, высокая численность преобладает рождаемость)

Сравнение в таблице

Биологический прогресс и биологический регресс

Признаки

Биологический прогресс

Биологический регресс

Численность вида

Высокая

Низкая

Количество популяций вида

Большое, образуются новые популяции

Небольшое, происходит сокращение числа популяций

Соотношение рождаемости и смертности в популяциях

Преобладает рождаемость

Преобладает смертность

Ареал вида

Расширяется

Сужается

Состояние надвидовых таксонов

Таксон высшего ранга включает в себя большое число таксонов низшего ранга: род включает большое число видов, семейство – много родов и т. д.

Таксон высшего ранга включает в себя небольшое число таксонов низшего ранга: род включает мало видов, семейство – один, два рода и т. д.




Выполнение задания 16 ЕГЭ


__________________________________________________________________


^3.Основные направления эволюции по А.Н.Северцову

Ответ на этот вопрос дает академик, крупнейший русский зоолог и теоретик-эволюционист, живший в XIX веке, Алексей Николаевич Северцов. Он назвал три пути. А какие, вы узнаете из доклада.











Задание: дать определение ароморфозу, идиоадаптации и общей дегенерации (работа по рядам)

Учащиеся находят эти понятия в учебнике и объясняют, как они поняли эти термины. После обсуждения записывают вместе определения терминов. ( стр 234)
Ароморфоз – это направление эволюции, ведущее к повышению уровня организации, к образованию новых классов, отделов, типов

Выполнение лабораторной работы ( приложение 1)

Назовите ароморфозы животных

Ну если ароморфоз у млекопитающих схож, то почему они такие разные?

( версии)

Работа с раздаточным материалом.
Идиоадаптация – это направление эволюции, ведущее к частным приспособлениям организмов к определенному образу жизни, к появлению видов, родов, семейств (определение в учебнике)

Всегда ли организмы способны повышать уровень организации
Общая дегенерация – это направление эволюции, ведущее к упрощению организации и биологическому прогрессу


К чему приводят: ароморфоз, идиоадаптация и дегенерация? 

приводит к биологическому прогрессу 
приспособленности 
выживаемости организмов


Д/з: § 63

Выставление оценок


















Приложение 1

Лабораторная работа

Тема: Выявление ароморфозов у растений.

Задачи: сформировать умение использовать знания о направлении эволюции для анализа черт строения растений; умение выявлять ароморфозы у организмов.

Оборудование: таблицы, иллюстрирующие главные направления прогрессивной эволюции, «Ароморфозы растений»;

Ход работы:

Рассмотрите гербарные образцы растений: водоросль, мох, , веточку сосны (ели), цветкового растения; выявите изменения во внешнем (появление новых органов) и внутреннем строении (появление новых тканей).

Внесите данные в таблицу


признаки

водоросли

мхи

голосеменные

покрытосеменные

корень






стебель






листья






Способ размножения
















3. Сделать вывод о роли ароморфных изменений в эволюции растений.







Правила эволюции

  1. Неограниченность эволюции (пока существует жизнь на земле)

  2. Необратимость эволюции (невозможность возврата к состоянию своих предков)

  3. Направленность эволюции – естественный отбор направляет развитие вида в сторону большей приспособленности к конкурентным условиям среды.

  4. Происхождение от неспециализированных предков

  5. Прогрессирующая специализация (совершенствование приспособлений к определённым условиям жизни)

  6. Адаптивная радиация – филогенетическое развитие группы идёт дивергентно в разных направлениях, в результате чего один ствол распадается на несколько дочерних, осваивающих разные экологические условия.

  7. Чередование главных направлений эволюции – для всех групп животных и растений свойственно чередование ароморфозов, сопровождающихся выходом группы в новую среду, и идиоадаптацией (освоение новых условий среды)





































Просмотр содержимого презентации
«Направления органической эволюции»

Главные направления органической эволюции

Главные направления органической эволюции

Цели

Цели

  • Изучить основные направления эволюции органического мира и выявить соотношения эволюции по А.Н. Северцову.
Сумчатый волк     Хохлатый  толстоклювый голубь

Сумчатый волк  

Хохлатый

толстоклювый голубь

Стеллеров баклан   Стеллерова корова

Стеллеров баклан

Стеллерова корова

Гвоздика песчанная ятрышник шлемоносный :

Гвоздика песчанная

ятрышник шлемоносный :

Биологический регресс (лат. «движение назад») Эволюционный упадок данной группы организмов, которая не смогла приспособиться к изменениям условий внешней среды или не выдержала конкуренции с другими группами.

Биологический регресс

(лат. «движение назад»)

Эволюционный упадок данной группы организмов, которая не смогла приспособиться к изменениям условий внешней среды или не выдержала конкуренции с другими группами.

ФАКТОРЫ, ВЕДУЩИЕ К РЕГРЕССУ

ФАКТОРЫ, ВЕДУЩИЕ К РЕГРЕССУ

Биологический регресс — эволюционное упрощение уровня организации живых систем, выражающееся в снижении разнообразия. В геологическом прошлом в результате биологического регресса вымерли трилобиты, гигантские ракоскорпионы, среди растений —древние папоротникообразные. В настоящее время на пути биологического регресса находятся почти все реликтовые формы. Среди растений это гинкго, секвойя, древовидные папоротники; среди животных — кистеперые и двоякодышащие рыбы.

Биологический регресс — эволюционное упрощение уровня организации живых систем, выражающееся в снижении разнообразия.

В геологическом прошлом в результате биологического регресса вымерли трилобиты, гигантские ракоскорпионы, среди растений —древние папоротникообразные.

В настоящее время на пути биологического регресса находятся почти все реликтовые формы. Среди растений это гинкго, секвойя, древовидные папоротники; среди животных — кистеперые и двоякодышащие рыбы.

Критерии биологического регресса Снижение численности Преобладает смертность Сужение ареала Вымирание данной группы организмов Причина регресса – отставание в темпах эволюции данной группы организмов от скорости изменения внешней среды.

Критерии биологического регресса

Снижение численности

Преобладает смертность

Сужение ареала

Вымирание данной группы организмов

Причина регресса – отставание в темпах эволюции данной группы организмов от скорости изменения внешней среды.

Биологический прогресс (лат. «движение вперед») Достижение данной группой организмов успеха в борьбе за существование. ( с упрощением или усложнением организации )

Биологический прогресс

(лат. «движение вперед»)

Достижение данной группой организмов успеха в борьбе за существование.

( с упрощением или усложнением организации )

Критерии биологического прогресса Преобладает рождаемость Увеличение численности особей данной систематической группы Расширение ареала Активное образование новых видов

Критерии биологического прогресса

Преобладает рождаемость

Увеличение численности особей данной систематической группы

Расширение ареала

Активное образование новых видов

Биологический прогресс — эволюционное повышение уровня организации живых систем, выражающееся в повышении их приспособленности, разнообразия. Другим примером являются нематоды (круглые черви) которые заселяют в настоящее время всю почву Земли, моря и пресные водоемы. Многие нематоды — паразиты растений, животных и человека. Примером биологического прогресса является распространение зайца-русака. За сто последних лет ареал его значительно расширился и заяц-русак подвергся большой дифференцировке (в настоящее время известно 20 его подвидов).

Биологический прогресс — эволюционное повышение уровня организации живых систем, выражающееся в повышении их приспособленности, разнообразия.

Другим примером являются нематоды (круглые черви) которые заселяют в настоящее время всю почву Земли, моря и пресные водоемы. Многие нематоды — паразиты растений, животных и человека.

Примером биологического прогресса является распространение зайца-русака. За сто последних лет ареал его значительно расширился и заяц-русак подвергся большой дифференцировке (в настоящее время известно 20 его подвидов).

Характеристика биологического прогресса и  биологического регресса

Характеристика биологического прогресса и

биологического регресса

Характеристика биологического прогресса и  биологического регресса

Характеристика биологического прогресса и

биологического регресса

Установите соответствие между видом организма и направлением эволюции по которому в настоящее время происходит его развитие вид Направление эволюции А. снежный барс Б. домашняя муха В. сайгак Г. уссурийский тигр Д. пшеница твердая Е. рыжий таракан

Установите соответствие между видом организма и направлением эволюции по которому в настоящее время происходит его развитие

вид

Направление эволюции

А. снежный барс

Б. домашняя муха

В. сайгак

Г. уссурийский тигр

Д. пшеница твердая

Е. рыжий таракан

  • Биологический прогресс Биологический регресс
  • Биологический прогресс Биологический регресс
  • Биологический прогресс Биологический регресс
  • Биологический прогресс Биологический регресс
  • Биологический прогресс
  • Биологический регресс
Алексе́й Никола́евич Се́верцов   В 1925 г. российский зоолог Алексей Николаевич Северцов (1866-1936) разработал учение о главных направлениях эволюции; .

Алексе́й Никола́евич Се́верцов  

В 1925 г. российский зоолог Алексей Николаевич Северцов (1866-1936) разработал учение о главных направлениях эволюции;

.

Ароморфоз – это эволюционные изменения, приводящие к качественно новому уровню организации, но не к узкому приспособлению к внешней среде. Ароморфоз даёт возможность к переходу в новую среду обитания, способствует расширению популяции и её местообитания. Благодаря ароморфозу возникают новые крупные таксономические единицы: типы (отделы), классы .

Ароморфоз – это эволюционные изменения, приводящие к качественно новому уровню организации, но не к узкому приспособлению к внешней среде. Ароморфоз даёт возможность к переходу в новую среду обитания, способствует расширению популяции и её местообитания. Благодаря ароморфозу возникают новые крупные таксономические единицы: типы (отделы), классы .

Лабораторная работа

Лабораторная работа

В чем особенность этих млекопитающих?

В чем особенность этих млекопитающих?

Идиоадаптация  представляет собой небольшие эволюционные изменения, выражающиеся в приспособлении к окружающим условиям обитания. Повышения уровня организации при этом не происходит. Благодаря идиоадаптации образуются мелкие таксономические группы: виды, роды, семейства

Идиоадаптация представляет собой небольшие эволюционные изменения, выражающиеся в приспособлении к окружающим условиям обитания. Повышения уровня организации при этом не происходит. Благодаря идиоадаптации образуются мелкие таксономические группы: виды, роды, семейства

Дегенерация ведёт к упрощению организации, нередко сопровождающейся потерей ряда органов. Очень часто дегенерация связана с переходом к паразитическому образу жизни (или сидячий).

Дегенерация ведёт к упрощению организации, нередко сопровождающейся потерей ряда органов. Очень часто дегенерация связана с переходом к паразитическому образу жизни (или сидячий).

К чему приводят: ароморфоз, идиоадаптация и дегенерация?

К чему приводят: ароморфоз, идиоадаптация и дегенерация?

  • приводит к биологическому прогрессу
  • приспособленности
  • выживаемости организмов
Основные правила эволюции

Основные правила эволюции

  • 1. Неограниченность эволюции
  • 2.Необратимость эволюции
  • 3.Направленность
  • 4. Прогрессирующая специализация
  • 5.Адаптивная радиация
  • 6. Чередование главных направлений эволюции


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!