ТЕМА УРОКА: «Главные направления эволюции».
ЦЕЛЬ: . Ознакомление учащихся с главными направлениями эволюции:
ароморфоз;
идиоадаптация;
общая дегенерация.
Рассмотреть основные направления эволюционного процесса и выявить соотношения направлений эволюции по А.Н.Северцову.
Задачи направлены на достижение следующих планируемых результатов:
1. Познавательные УУД:
Приобретать элементарные навыки работы в сети Интернет, находить нужную информацию, выбирать главное, создавать презентации.
2. Личностные УУД:
3. Регулятивные УУД:
Уметь организованно выполнять заданий учителя.
Анализировать изученный материал, формулировать цели урока и делать выводы.
4. Коммуникативные УУД:
Презентация
Тип урока: комбинированный, проблемно - развивающий
Вид урока: урок формирования и систематизации знаний.
Методы: беседа, объяснение, конспектирование в ходе презентации, заполнение сводной таблицы, лабораторная работа с раздаточным материалом, работа с учебником.
Ход урока:
1.Организационный этап :
Развитие — не прямая линия, а восходящая спираль, напоминающую египетскую улитку, спираль, которая поднимается вверх, но медленно, шаг за шагом, виток за витком.
течение жизни — это не просто непрерывная восходящая линия эволюции, где сегодня лучше, чем вчера, а завтра лучше, чем сегодня
сообщение темы, цели и задач урока
2.Изучение нового материала:
Эти животные были когда-то на земле, а теперь мы можем видеть на черных страницах Красной книги? Почему они исчезли
( версии ребят)
Биологический регресс. А каковы причины биологического регресса?
Биологический регресс: абиотический фактор и антропогенный фактор.
Характеристики регресса: маленький ареал, преобладание смертности, низкая численность.
Но если одни организмы сокращаются в численности, то другие процветают на Земле как среди растений так и среди животных т. Е. наступает биологический прогресс. Каковы пути его достижения? ( версии ребят - расширение ареала, высокая численность преобладает рождаемость)
Сравнение в таблице
Биологический прогресс и биологический регресс
Признаки | Биологический прогресс | Биологический регресс |
Численность вида | Высокая | Низкая |
Количество популяций вида | Большое, образуются новые популяции | Небольшое, происходит сокращение числа популяций |
Соотношение рождаемости и смертности в популяциях | Преобладает рождаемость | Преобладает смертность |
Ареал вида | Расширяется | Сужается |
Состояние надвидовых таксонов | Таксон высшего ранга включает в себя большое число таксонов низшего ранга: род включает большое число видов, семейство – много родов и т. д. | Таксон высшего ранга включает в себя небольшое число таксонов низшего ранга: род включает мало видов, семейство – один, два рода и т. д. |
Выполнение задания 16 ЕГЭ
__________________________________________________________________
^3.Основные направления эволюции по А.Н.Северцову
Ответ на этот вопрос дает академик, крупнейший русский зоолог и теоретик-эволюционист, живший в XIX веке, Алексей Николаевич Северцов. Он назвал три пути. А какие, вы узнаете из доклада.
Задание: дать определение ароморфозу, идиоадаптации и общей дегенерации (работа по рядам)
Учащиеся находят эти понятия в учебнике и объясняют, как они поняли эти термины. После обсуждения записывают вместе определения терминов. ( стр 234)
Ароморфоз – это направление эволюции, ведущее к повышению уровня организации, к образованию новых классов, отделов, типов
Выполнение лабораторной работы ( приложение 1)
Назовите ароморфозы животных
Ну если ароморфоз у млекопитающих схож, то почему они такие разные?
( версии)
Работа с раздаточным материалом.
Идиоадаптация – это направление эволюции, ведущее к частным приспособлениям организмов к определенному образу жизни, к появлению видов, родов, семейств (определение в учебнике)
Всегда ли организмы способны повышать уровень организации
Общая дегенерация – это направление эволюции, ведущее к упрощению организации и биологическому прогрессу
К чему приводят: ароморфоз, идиоадаптация и дегенерация?
приводит к биологическому прогрессу
приспособленности
выживаемости организмов
Д/з: § 63
Выставление оценок
Приложение 1
Лабораторная работа
Тема: Выявление ароморфозов у растений.
Задачи: сформировать умение использовать знания о направлении эволюции для анализа черт строения растений; умение выявлять ароморфозы у организмов.
Оборудование: таблицы, иллюстрирующие главные направления прогрессивной эволюции, «Ароморфозы растений»;
Ход работы:
Рассмотрите гербарные образцы растений: водоросль, мох, , веточку сосны (ели), цветкового растения; выявите изменения во внешнем (появление новых органов) и внутреннем строении (появление новых тканей).
Внесите данные в таблицу
признаки | водоросли | мхи | голосеменные | покрытосеменные |
корень | | | | |
стебель | | | | |
листья | | | | |
Способ размножения | | | | |
3. Сделать вывод о роли ароморфных изменений в эволюции растений.
Правила эволюции
Неограниченность эволюции (пока существует жизнь на земле)
Необратимость эволюции (невозможность возврата к состоянию своих предков)
Направленность эволюции – естественный отбор направляет развитие вида в сторону большей приспособленности к конкурентным условиям среды.
Происхождение от неспециализированных предков
Прогрессирующая специализация (совершенствование приспособлений к определённым условиям жизни)
Адаптивная радиация – филогенетическое развитие группы идёт дивергентно в разных направлениях, в результате чего один ствол распадается на несколько дочерних, осваивающих разные экологические условия.
Чередование главных направлений эволюции – для всех групп животных и растений свойственно чередование ароморфозов, сопровождающихся выходом группы в новую среду, и идиоадаптацией (освоение новых условий среды)