Технологическая карта урока |
Автор | Беппиева Мадина Владимировна |
Дата проведения | 16.04.2021г. |
Предмет | Биология |
Класс | 8 |
Тема урока | «Основы анатомии и здорового образа жизни» |
Тип урока | урок систематизации и обобщения |
Цель урока | обобщение, систематизация, совершенствование и закрепление ранее полученных знаний учащихся по теме и применение их на практике. |
Образовательные результаты |
Личностные | Метапредметные | Предметные |
-становление устойчивого познавательного интереса; -оценивание жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья; - осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости; -осознание готовности к самообразованию и самовоспитанию; -формирование адекватной позитивной самооценки. | Познавательные УУД: - ученик должен ориентироваться в содержании текста. Понимать целостный смысл текста; - подбирать слова, соподчинённые ключевому слову, определяющие его признаки и свойства; - объединять явления в группы по определённым признакам; - сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; - самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; Регулятивные УУД : - планирование учебной деятельности в соответствии с учебным заданием; - осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения знаний; - использование речи для регуляции своей деятельности; - самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха; - организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Коммуникативные УУД: - выделять общую точку зрения в дискуссии; - организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д); - умение слушать собеседника, адекватно и осознанно использовать устную речь, владеть монологической речью; | -знать системы органов в целом и отдельных ее органов; -знать принципы регуляции процессов организма; -уметь проводить наблюдение за собственным организмом, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты; -уметь выявлять взаимосвязи между особенностями строения системы органов и их функциями. |
Организация деятельности по достижению образовательных результатов |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
познавательные | регулятивные | коммуникативные | личностные |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Подготовительный этап к уроку |
Учитель готовит карточки с заданиями, составляет тестовые задания, подбирает материал, делит класс на три группы. |
I. Вводная часть: организационный момент, актуализация и мотивация учебной деятельности, целеполагание (10 минут) |
1. Организационный момент. Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность класса к работе. | Готовятся к уроку. | - ученик должен ориентироваться в содержании текста. Понимать целостный смысл текста; - подбирать слова, соподчинённые ключевому слову, определяющие его признаки и свойства; - объединять явления в группы по определённым признакам; - сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; - самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; | - планирование учебной деятельности в соответствии с учебным заданием; - осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения знаний; - использование речи для регуляции своей деятельности; - самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха; - организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; | - выделять общую точку зрения в дискуссии; - организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д); - умение слушать собеседника, адекватно и осознанно использовать устную речь, владеть монологической речью; | -становление устойчивого познавательного интереса; -оценивание жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья; - осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости; -осознание готовности к самообразованию и самовоспитанию; -формирование адекватной позитивной самооценки. |
2. Актуализация и мотивация учебной деятельности. Учитель начинает урок со следующих слов: Здравствуйте Ребята! Сегодня я проведу с вами увлекательный урок, который будет состоять из интересных конкурсов и заданий, мы с вами поговорим о здоровье и немного поиграем. Ребята! На протяжении всего учебного года на уроках биологии вы изучали организм человека. Вы познакомились с особенностями строения органов и систем органов, изучили физиологию и гигиену своего организма. И на сегодняшнем уроке мы постараемся вспомнить, обобщить и закрепить все те знания, которые вы получили из курса – «Биология». | Слушают учителя. |
3. Целеполагание. При помощи учеников формулируются цели данного урока. Слайд№2 Здоровье – это ценность и богатство, Здоровьем людям надо дорожить! Есть правильно и спортом заниматься, И закалятся, и с зарядкою дружить. Чтобы любая хворь не подступила, Чтоб билось ровно сердце, как мотор, Не нужно ни курить, ни пить, ни злиться, Улыбкой победить любой укор. Здоровый образ жизни – это сила! Ведь без здоровья в жизни никуда. Давайте вместе будем сильны и красивы Тогда года нам будут не беда! | Ученик рассказывает стих. |
II. Основная часть: систематизация материала, обобщение, выводы (30 минут) |
- Я хочу вам рассказать интересные факты: «7 апреля 1948 года была основана Всемирная организация здравоохранения. Ежегодно этот день отмечается как Всемирный день здоровья. До 1940 года здоровьем подразумевалось отсутствие заболевания. Здоровым считали человека, у которого нет признаков болезни. Здоровье - это непросто отсутствие болезни, это состояние физического, психологического и социального благополучия. Здоровый образ жизни – это индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление своего здоровья». Давайте запишем определение здорового образа жизни в тетради. Слайд№3 | Отвечают на вопросы учителя | - ученик должен ориентироваться в содержании текста. Понимать целостный смысл текста; - подбирать слова, соподчинённые ключевому слову, определяющие его признаки и свойства; - объединять явления в группы по определённым признакам; - сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; - самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; | - планирование учебной деятельности в соответствии с учебным заданием; - осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения знаний; - использование речи для регуляции своей деятельности; - самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха; - организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; | - выделять общую точку зрения в дискуссии; - организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д); - умение слушать собеседника, адекватно и осознанно использовать устную речь, владеть монологической речью; | -становление устойчивого познавательного интереса; -оценивание жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья; - осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости; -осознание готовности к самообразованию и самовоспитанию; -формирование адекватной позитивной самооценки. |
1.2. -Я предлагаю вам просмотреть презентацию, которая посвящена здоровому образу жизни, и выполнить тест, который поможет вам понять, здоровы ли вы. | Ребята делают тест. Просматривают презентацию. |
: - Я думаю, вы поняли, что является составляющими вашего здоровья, а теперь давайте вспомним вопросы анатомии, которые мы с вами разбирали на уроках. В пути вас ждет большое количество различных станций, на которых нужно будет выполнять задания. | Отвечают на вопросы |
1.Станция «Сообразительная» Каждый правильный ответ оценивается в один балл. Слайд№21 (Приложение 1) Просмотр презентации | Отвечают устно на вопросы |
2.Станция «Знаем ли мы свой организм». Слайд№23 В зависимости от того, какой орган достался ученику, орган описывает по следующему плану: 1.Какой системе относится. 2.Место расположения в организме человека. 3.Особенности строения. 4.Функции. (Приложение 2) Просмотр презентации 3.Станция «Анатомическая» Слайд№27 Учитель зачитывает описание органов, а ученик должен назвать этот орган, если орган назван с первого описания, то ставиться 15б, если со второго 10б, если с третьего то 5б. (Приложение 3) Просмотр презентации 4.Станция «Умники и умницы» Слайд№35 «Биологический диктант» (Приложение 4) Просмотр презентации - Это был наш последний конкурс - Ребята! Давайте еще раз вспомним основные слагающие здорового образа жизни: - отказ от вредных пристрастий (курение, алкоголь, наркотики); - рациональное питание; - оптимальный двигательный режим; - закаливание организма; - личная гигиена; - положительные эмоции. | Ученики индивидуально выполняют задание Ученик описывает орган по плану Отвечают на вопросы. | | |
III. Заключительная часть: подведение итогов, рефлексия, домашнее задание (5 минут) |
1. Подведение итогов Выставление оценок за урок. Поставьте себе оценку, определите как вы потрудились на уроке, а потом я ознакомлюсь с ними. | | - ученик должен ориентироваться в содержании текста. Понимать целостный смысл текста; - подбирать слова, соподчинённые ключевому слову, определяющие его признаки и свойства; - объединять явления в группы по определённым признакам; - сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; - самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; | - планирование учебной деятельности в соответствии с учебным заданием; - осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения знаний; - использование речи для регуляции своей деятельности; - самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха; - организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; | - выделять общую точку зрения в дискуссии; - организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д); - умение слушать собеседника, адекватно и осознанно использовать устную речь, владеть монологической речью; | -становление устойчивого познавательного интереса; -оценивание жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья; - осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости; -осознание готовности к самообразованию и самовоспитанию; -формирование адекватной позитивной самооценки. |
2. Рефлексия А сейчас, я хочу, чтобы вы подвели итог урока, продолжили предложения: На уроке я: - Самым интересным для меня сегодня было | |
3. Домашнее задание. Подготовить сообщения по теме «Вредные привычки – это опасно!» | |
(Приложение 1)
1.Станция «Сообразительная»
Каждый правильный ответ оценивается в один балл.
Органы- место расположения ЦНС (череп, позвоночник).
Красный косный мозг- место образования…(эритроцитов)
Позвоночник имеет……изгибов (4).
Рефлекторная дуга состоит из…частей (5).
Ответная реакция организма на раздражение (рефлекс)
Переносчик кислорода в крови. (эритроцит)
Основной орган дыхания (легкие).
Следующий отдел трахеи (бронхи)
Легкое, состоящее из 2 долей (левое).
Головка трубчатой кости (эпифиз).
Аппендикс- отросток (слепой кишки)
Самый молодой зуб у человека (мудрости).
Название витамина С (аскорбиновая кислота).
Верхний слой кожи (эпидермис).
Гормон, регулирующий содержание сахара в крови (инсулин).
Центр координации движения (мозжечок).
Основная функция альвеол (газообмен).
Гиповитаминоз витамина В ведет к болезни (бери-бери).
Функция тромбоцитов (свертываемость крови).
Место гибели эритроцитов (печень, селезенка)
(Приложение 3)
3.Станция «Анатомическая»
Учитель зачитывает описание органов, а ученик должен назвать этот орган, если орган назван с первого описания, то ставиться 15б, если со второго 10б, если с третьего то 5б.
1.А) Этот орган является связующим звеном между органами, в которых в одном слабощелочная среда, а в другом щелочная среда. Внутренняя поверхность этого органа составляет 500-800 см2. Туда открываются железы внутренней секреции. (15 б).
Б) Объем этого органа составляет 1 литр. Он имеет малую и большую кривизну, а также кардинальную и пилорическую части и дно. (10б)
В) Стенки этого органа содержат клетки, выделяющие пищеварительные ферменты и вырабатывающие соляную кислоту, составляющую 0,5% (5б)
(Желудок)
2.А) Этот орган состоит из 16-20 хрящевых полуколец. (15б)
Б) Задняя стенка этого органа мягкая из соединительной ткани, содержащиеся гладкие мышцы, служат для наилучшего прохождения пищи. (10б)
В) Этот орган на уровне 5 грудного позвонка делиться на два бронха, которые уходят в легкие. (5б).
(Трахея)
3. А) Это часть органа, состоящего из 5 отделов. Снаружи он покрыт белым веществом, а внутри серым и выполняет рефлекторную и проводниковую функции. (15б)
Б) Его называют «большой дорогой» или «коммутатором телефонных связей». (10б)
В) Он является центром дыхания, сердечной деятельности, безусловных пищевых, а также защитных рефлексов (5б) (Спинной мозг)
(Приложение 4)
4.Станция «Умники и умницы»
«Биологический диктант»
1 «Анатомия»
1.Орган, способный воспринимать сладкое, горькое, кислое, соленое или комбинацию этих видов вкусовых раздражителей. (Язык)
2.Полый мышечный орган, разделенный внутри на четыре камеры. (Сердце)
3.Центр приема и анализа информации. (Головной мозг)
4.Самый легкий орган человека. (Легкие)
5.Часть тела, количество которой не знает ни один владелец. (Волосы)
6.Что является зеркалом души? (Глаза)
2. «Физиология»
1.Какой орган организма человека является «химической лабораторией»? (Печень)
2.Самый совершенный фильтр, созданный природой в организме человека. (Почки)
3.Отдел нервной системы, координирующий движение. (Мозжечок)
4.Место «работы» бактерии кишечной палочки. (Аппендикс)
5.Что задерживает пыль, обеззараживает, согревает, увлажняет воздух? (Носовая полость)
6. «Бронежилет» для сердца и легких. (Грудина)
4. «Болезни»
1.Гиперфункция гипофиза в детском возрасте. (Гигантизм)
2.Уплощение свода стопы. (Плоскостопие)
3.Уменьшение числа эритроцитов в крови или понижение в них гемоглобина. (Малокровие - анемия)
4.Тяжелая инфекционная болезнь слизистой оболочки горла, гортани с тяжелым отравлением организма. (Дифтерия)
5.Капельно-пылевая инфекция, поражающая чаще всего легкие организма. (Туберкулез)
6.Разрушение печени под воздействием алкоголя и канцерогенных веществ. (Цирроз)