СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по биологии на тему "Строение клетки"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • Образовательная. Расширить и систематизировать знания учащихся по теме «Клетка», показать проблемность этого вопроса.

  • Развивающая. Развитие умения аргументированно высказывать свою точку зрения, выступать перед зрителями, обобщать, делать выводы, самостоятельно выполнять индивидуальные задания.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по биологии на тему "Строение клетки"»

Урок по теме: "Строение клетки"

Цели:

  • Образовательная. Расширить и систематизировать знания учащихся по теме «Клетка», показать проблемность этого вопроса.

  • Развивающая. Развитие умения аргументированно высказывать свою точку зрения, выступать перед зрителями, обобщать, делать выводы, самостоятельно выполнять индивидуальные задания.

  • Воспитательная. Показать материальность и познаваемость мира, формирование научно-материалистического мировоззрения, показать ведущую роль эксперимента в формировании научных знаний, формировать стремление добиваться высоких результатов в работе.


Тип урока: комбинированный


Оборудование: ПК, презентация, видеоролики, лабораторное оборудование, тесты.


Формы организации работы детей: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Ход урока


1. Организационный момент (цель и задачи, деление на 4 группы)

2. Актуализация знаний (ПРЕЗЕНТАЦИЯ)

Учитель:

Сегодня мы подводим итоги, обобщаем и систематизируем информацию о клетках, полученную в течение 2-х месяцев.

Начнем с интриги… СЛАЙДЫ 2-7

Тема урока «Строение клетки». Что в черном ящике? (яйцо)

Клетку можно увидеть не только в микроскоп, но и без него. Это крупные клетки: птичьи яйца, икра рыб и земноводных, клетки цитрусовых растений и арбузной мякоти…

Что мы знаем о клетках?

Вопросы, дети отвечаютСЛАЙД 8

  1. Наука о клетке – цитология

  2. Доклеточный уровень организации – молекулярный

  3. Надклеточный уровень организации – организменный

  4. Существуют два надцарства – прокариоты и эукариоты

  5. Основные части клетки – оболочка, цитоплазма, ядерное вещество

3. Фронтальный опрос

Вспомним историю изучения клетки. С чего все началось?

  1. С микроскопа СЛАЙДЫ 9-12



  • Микроскоп Гука 1665 года с увеличением до 30 раз,

  • Микроскоп Левенгука 1674 года с увеличением до 300-x раз,

  • Современный электронный микроскоп с увеличением до 1 млн. раз.



  1. Что мы знаем о микроскопах? СЛАЙД 13

(рассказ ученика о видах, устройстве и увеличении)



  1. Кто из ученых занимался цитологией?

(ученики определяют заслугу ученого по имени) СЛАЙДЫ 15-21



  • Роберт Гук – увидел ячейки и назвал их «клетки»,

  • Антони ван Левенгук – мастерил линзы, открыл одноклеточные организмы,

  • Карл Бэр – увидел яйцеклетку,

  • Роберт Броун – открыл ядро клетки,

  • Матиас Шлейден – обнаружил клеточное строение тканей растений,

  • Теодор Шванн – увидел, что растения и животные имеют сходное клеточное строение,

  • Рудольф Вирхов – открыл клеточное деление, «клетка от клетки».



  1. В результате этих открытий была сформулирована клеточная теория

Шлейдена-Шванна, 19 век СЛАЙД 23

(ученики называют положения клеточной теории).

Современная клеточная теория дополнена положениями:

  • Клетка - элементарная единица живого, вне клетки жизни нет.

  • Клетки всех организмов имеют сходный химический состав и общий план строения.

  • Новая клетка возникает в результате деления исходной клетки.

  • Многоклеточные организмы представляют собой сложно организованные системы, состоящие из взаимодействующих клеток.

  • Сходство клеточного строения свидетельствует о единстве их происхождения.

4. Практическая часть

Задание 1. Нарисуй клетку. СЛАЙД 25

(выходят пары, 1 ученик из каждой группы рисует клетку, которую он выбрал по жребию, на экране) Клетки по жребию – прокариоты, эукариоты, растения, животные. Необходимо показать основные части этой клетки (ядро, хромосома, хлоропласты, центриоли).

Задание 2. Определи структуры клетки и их функции. ФЛЭШ



Задание 3. Назови части клетки

(ученики выходят и называют все части данной клетки) СЛАЙДЫ 28-34





Задание 4. Определи царство

(На рисунках узнать представителя царства и доказать) СЛАЙДЫ 37-38







5. Динамическая пауза (игра «Руки-ноги») СЛАЙД 39

Задание 5. Игра в ассоциации СЛАЙДЫ 41-47

  • Клетка удивительная структура. Её можно сравнить с заводом, так как отдельные её части выполняют конкретные функции.

  • Давайте попробуем представить, как можно одним словом (имя органоида) назвать следующие составные части завода.

(ученики угадывают органоиды по функциям)



  1. Энергетическая станция – митохондрии. Это особая двумембранная структура, богатая ферментами, где образуется огромное количество энергии.

  2. Склад готовой продукции – аппарат Гольджи. В полостях и цистернах этой структуры накапливаются синтезируемые в клетке вещества.

  3. Цех переработки отходов – лизосомы. В клетке образуется множество ненужных веществ, которые должны быть утилизированы. Эту функцию выполняют лизосомы.

  4. Сборочный конвейер – рибосомы. Процесс биосинтеза белка трудный, но чёткий и быстрый. Главный органоид, осуществляющий биосинтез белка в клетке - это рибосома.

  5. Информационный центр – ядро. Работа любого завода контролируется и управляется информационным центром. В клетке это ядро.

  6. Фотохимическая лаборатория – хлоропласты. Некоторые заводы снабжены фотохимической лабораторией. Функцию такой лаборатории выполняют хлоропласты растительных клеток – производящие органические вещества на свету из неорганических.

Задание 6. Приготовь микропрепарат (4 стола с оборудованием)

Выходят по 2 человека от группы (8 учеников) для лабораторной работы «Клетки кожицы лука и Крахмальные зерна». Каждый выполняет одну из работ. В это же время группы выполняют задание 7.

Задание 7. Собери клетку

На ½ ватмане изобразить одну из предложенных клеток. Даны маркеры (рисуют оболочку) и части клетки в конверте. Надо выбрать нужные рисунки и приклеить их внутри нарисованной клетки.

6. Это интересно! СЛАЙДЫ 50-51

  • Ученые подсчитали, что около 95% всех клеток в организме являются бактериями.

  • Каждый человек первые полчаса своей жизни был одной-единственной клеткой.

  • Самая большая клетка человека — яйцеклетка, а самая маленькая — сперматозоид.

  • Каждую минуту в человеческом теле умирает 300 млн. клеток.

  • Каждый день организм взрослого человека вырабатывает около 300 млрд. новых клеток.

  • Если в организме присутствует хотя бы одна онкоклетка, то это практически гарантирует развитие рака. Подобного рода клетки имеют возможность передвигаться в произвольном порядке. На их пути происходит заражение тех клеток, с которыми они сталкиваются.

  • Современной медициной доказано, что в теле каждого человека ежедневно образуются сотни и даже тысячи атипичных (раковых) клеток. Однако почему-то раковая опухоль образуется далеко не у каждого. А почему?

РАКОВЫЕ КЛЕТКИ (ВИДЕО) СЛАЙД 52

7. Закрепление

  • Тест (если останется время) на каждого ученика.

  • Проверим работу с тестами (самооценка).



8. Итоги. Рефлексия СЛАЙД 55

Оцените свое настроения за урок (смайлики на доску).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!