МКОУ « Канцильская средняя общеобразовательная школа»
Открытый урок по биологии
в 5 классе на тему:
«Экологические факторы»
Провел: Алдерханов Магомедимин Самурханович,
учитель биологии и химии
2023 г.
Тип: урок изучения нового материала.
Цель: сформировать понятие о влиянии окружающей среды на живые организмы.
Задачи:
Обучающие:
сформировать понятие об экологических факторах среды;
классифицировать экологические факторы;
подчеркнуть роль антропогенного фактора в настоящее время;
Развивающие: продолжить развитие у обучающихся умения сравнивать, анализировать, классифицировать объекты и явления, делать выводы на основе наблюдений.
Воспитательные: продолжить формирование у школьников бережного отношения к окружающему миру и сознания того, что человек играет огромную роль в сохранении живой природы и среды обитания живых организмов.
Основные понятия: экология, экологические факторы, факторы неживой природы (абиотические), факторы живой природы (биотические), антропогенные факторы.
Методы: беседа, анализ видеофрагментов, интерактивные задания, индивидуальная работа, работа в группах, в парах.
Оборудование: АРМ учителя, планшеты учащихся (1 планшет – 1 ученик), ЭФУ «Биология. 5 класс» И.Н.Пономарева, И.В.Николаев, О.А.Корнилова, оценочные листы (приложение 1), карточки с названиями сред обитания (приложение 2), интерактивное тестирование (приложение 3), карточки, характеризующие среды обитания различных организмов (приложение 4), компьютерная презентация к уроку (приложение 5).
Ход урока
Организационный момент. Приветствие. Разъяснение как работать с оценочными листами (приложение 1).
Актуализация знаний. Чтобы вы вспомнили, о чем мы говорили на предыдущем уроке, я попрошу вас прочесть стихотворение …
Полюбуйтесь, вот лиса –
Это хитрость и краса.
Дом – нора. В нём всем на диво
И уютно, и красиво.
Дом – река и как всегда
Есть в ней свет, вода, еда.
Рыбка жить здесь не боится,
Домиком своим гордится.
Если же не знает кто-то,
У лягушки дом – болото,
Дом длиннющий у крота.
И стоит в нём темнота.
Но зато всегда покой,
А зовётся дом – норой.
У каждого живого организма, как и у каждого человека, есть свой дом – место, где он живет, где его окружают привычные комфортные условия.
О чем шла речь в стихотворении? Как называют все то, что окружает живые организмы? – Среда обитания.
Сколько сред обитания вы знаете, и какие? (Карточки прикрепляем на доске на магнитах), (приложение 2).
III. Проверка знаний.
1. Перед вами список живых организмов. Представьте, что они заблудились. Помогите животным и растениям найти свою среду обитания. (Тестирование на планшетах, либо интерактивное задание в электронном учебнике, параграф 17, стр. 78.
Баллы, которые вы получили за выполненное задание, внесите в оценочные листы. Напишите фамилию, класс, дату проведения урока, тему заполните позже. Баллы за задание №1 выставьте в соответствующей графе.
2. Просмотр видеороликов «Дельфины», «Рыбки», «Крот». При просмотре обратите внимание на внешний вид «главных героев». После просмотра организация беседы.
- Похожи ли между собой дельфины и рыбки? Почему?– Похожи, т.к. обитают в сходной среде – водной.
- Похожи ли между собой дельфин и крот? – Нет. Т.к. обитают в разных средах: крот в почвенной, дельфин - в водной.
- Какие признаки сформировались у дельфинов и рыбок и почему? – Обтекаемая форма тела, плавники.
- Какие признаки сформировались у крота? – Лапки, приспособленные для копания почвы, маленькие глаза, плохо видит.
- Какой вывод можно сделать из наших наблюдений? – На организмы влияют условия среды, под их влиянием формируются признаки.
3. Каковы условия в почвенной, водной, наземно-воздушной, организменной средах? Организация работы в группах: класс делится на 4 группы, каждая группа получает карточки-задания с перечислением признаков (приложение 4). Нужно выбрать условия, характерные для конкретной, одной среды обитания с последующей проверкой. Выбранные условия записываются на доске под названием соответствующей среды обитания.
VI . Физкультминутка. Мы славно потрудились, пора немного отдохнуть! Встаньте и повторяйте за мной, глазами следим за кончиками пальцев.
У оленя дом большой
Он глядит в своё окно
Заяц по лесу бежит
В дверь к нему стучит:
«Стук-стук, дверь открой
Там в лесу охотник злой!»
«Заяц, заяц, забегай!
Лапу мне давай»
V. Изучение нового материала.
1
. Формулировка темы урока. Мы рассматривали влияние факторов среды на животных, а какие факторы влияют на растения в их среде обитания, например, от чего зависит жизнь цветка? Заполняем схему у доски и в тетради:
Свет
Влага
Насекомые-опылители Экологические
Гусеницы факторы
Человек
Тепло
Тема урока – Экологические факторы.
2. Классификация. Классифицируем факторы, т.е. разделим вышеперечисленные понятия на группы. (Работа в парах с последующим составлением схемы на доске).
По каким принципам вы разделили понятия?
Могут ли другие факторы влиять на живые организмы?
VI. Закрепление.
Работа с электронным учебником. Выполнение интерактивного задания на стр.81. с последующей проверкой.
VII. Выставление оценок. Подсчет баллов в оценочных листах и самооценка.
VIII. Домашнее задание: §18, написать эссе, стихотворение об охране природы, нарисовать рисунки.
Заканчивая наш урок, я хочу спросить, какой из экологических факторов оказывает наибольшее, на ваш взгляд, влияние на живые организмы на Земле в настоящее время. Рассмотрите схемы и выберите наиболее подходящую.
Поясните, почему вы выбрали ту или иную схему.
Антропогенный фактор приобретает все большее влияние. От человека, от каждого из нас будет зависеть, как все живое и мы будем жить на Земле.
Приложение 1. Оценочные листы
Ф.И. ученика ____________________________ Класс ________
Дата ___________________
Тема урока _________________________________________________
| Баллы |
Задание № 1. Тестирование «Среды жизни» | |
Задание № 2. Условия обитания в различных средах | |
Задание № 3. Классификация экологических факторов | |
Устные ответы | |
Сумма | |
Приложение 3. Карточки «Среды жизни»
Водная | Наземно-воздушная | Почвенная | Организменная |
Приложение 4. Карточки, характеризующие условия обитания организмов в различных средах.
Выберите условия, характерные для почвенной среды обитания: 1. Малые колебания температуры 2. Много света и кислорода 3. Высокая плотность 4. Большие колебания температуры 5. Мало света и высокое давление на глубине 6. Постоянная температура 7. Нет света 8. Низкая плотность 9. Много доступной пищи 10. Защита | Выберите условия, характерные для водной среды обитания: 1. Малые колебания температуры 2. Много света и кислорода 3. Высокая плотность 4. Большие колебания температуры 5. Мало света и высокое давление на глубине 6. Постоянная температура 7. Нет света 8. Низкая плотность 9. Много доступной пищи 10. Защита |
Выберите условия, характерные для наземно-воздушной среды обитания: 1. Малые колебания температуры 2. Много света и кислорода 3. Высокая плотность 4. Большие колебания температуры 5. Мало света и высокое давление на глубине 6. Постоянная температура 7. Нет света 8. Низкая плотность 9. Много доступной пищи 10. Защита | Выберите условия, характерные для организменной среды обитания: 1. Малые колебания температуры 2. Много света и кислорода 3. Высокая плотность 4. Большие колебания температуры 5. Мало света и высокое давление на глубине 6. Постоянная температура 7. Нет света |