СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по биологии в 5 классе на тему: «Экологические факторы»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по биологии в 5 классе на тему: «Экологические факторы»»

МКОУ « Канцильская средняя общеобразовательная школа»










Открытый урок по биологии

в 5 классе на тему:


«Экологические факторы»












Провел: Алдерханов Магомедимин Самурханович,

учитель биологии и химии















2023 г.



Тип: урок изучения нового материала.

Цель: сформировать понятие о влиянии окружающей среды на живые организмы.

Задачи:

Обучающие: 

  • сформировать понятие об экологических факторах среды;

  • классифицировать экологические факторы;

  • подчеркнуть роль антропогенного фактора в настоящее время;

 Развивающие: продолжить развитие у обучающихся умения сравнивать, анализировать, классифицировать объекты и явления, делать выводы на основе наблюдений.

Воспитательные: продолжить формирование у школьников бережного отношения к окружающему миру и сознания того, что человек играет огромную роль в сохранении живой природы и среды обитания живых организмов.

Основные понятия: экология, экологические факторы, факторы неживой природы (абиотические), факторы живой природы (биотические), антропогенные факторы.

Методы: беседа, анализ видеофрагментов, интерактивные задания, индивидуальная работа, работа в группах, в парах.

Оборудование: АРМ учителя, планшеты учащихся (1 планшет – 1 ученик), ЭФУ «Биология. 5 класс» И.Н.Пономарева, И.В.Николаев, О.А.Корнилова, оценочные листы (приложение 1), карточки с названиями сред обитания (приложение 2), интерактивное тестирование (приложение 3), карточки, характеризующие среды обитания различных организмов (приложение 4), компьютерная презентация к уроку (приложение 5).

Ход урока

  1. Организационный момент. Приветствие. Разъяснение как работать с оценочными листами (приложение 1).

  2. Актуализация знаний. Чтобы вы вспомнили, о чем мы говорили на предыдущем уроке, я попрошу вас прочесть стихотворение …

Полюбуйтесь, вот лиса –

Это хитрость и краса.

Дом – нора. В нём всем на диво

И уютно, и красиво.

Дом – река и как всегда

Есть в ней свет, вода, еда.

Рыбка жить здесь не боится,

Домиком своим гордится.




Если же не знает кто-то,

У лягушки дом – болото,



Дом длиннющий у крота.

И стоит в нём темнота.

Но зато всегда покой,

А зовётся дом – норой.

У каждого живого организма, как и у каждого человека, есть свой дом – место, где он живет, где его окружают привычные комфортные условия.

О чем шла речь в стихотворении? Как называют все то, что окружает живые организмы? – Среда обитания.

Сколько сред обитания вы знаете, и какие? (Карточки прикрепляем на доске на магнитах), (приложение 2).

III. Проверка знаний.

1. Перед вами список живых организмов. Представьте, что они заблудились. Помогите животным и растениям найти свою среду обитания. (Тестирование на планшетах, либо интерактивное задание в электронном учебнике, параграф 17, стр. 78.

Баллы, которые вы получили за выполненное задание, внесите в оценочные листы. Напишите фамилию, класс, дату проведения урока, тему заполните позже. Баллы за задание №1 выставьте в соответствующей графе.

2. Просмотр видеороликов «Дельфины», «Рыбки», «Крот». При просмотре обратите внимание на внешний вид «главных героев». После просмотра организация беседы.

- Похожи ли между собой дельфины и рыбки? Почему?– Похожи, т.к. обитают в сходной среде – водной.

- Похожи ли между собой дельфин и крот? – Нет. Т.к. обитают в разных средах: крот в почвенной, дельфин - в водной.

- Какие признаки сформировались у дельфинов и рыбок и почему? – Обтекаемая форма тела, плавники.

- Какие признаки сформировались у крота? – Лапки, приспособленные для копания почвы, маленькие глаза, плохо видит.

- Какой вывод можно сделать из наших наблюдений? – На организмы влияют условия среды, под их влиянием формируются признаки.

3. Каковы условия в почвенной, водной, наземно-воздушной, организменной средах? Организация работы в группах: класс делится на 4 группы, каждая группа получает карточки-задания с перечислением признаков (приложение 4). Нужно выбрать условия, характерные для конкретной, одной среды обитания с последующей проверкой. Выбранные условия записываются на доске под названием соответствующей среды обитания.

VI . Физкультминутка. Мы славно потрудились, пора немного отдохнуть! Встаньте и повторяйте за мной, глазами следим за кончиками пальцев.

У оленя дом большой
Он глядит в своё окно
Заяц по лесу бежит
В дверь к нему стучит:

«Стук-стук, дверь открой
Там в лесу охотник злой!»
«Заяц, заяц, забегай!
Лапу мне давай»

V. Изучение нового материала.

1Формулировка темы урока. Мы рассматривали влияние факторов среды на животных, а какие факторы влияют на растения в их среде обитания, например, от чего зависит жизнь цветка? Заполняем схему у доски и в тетради:

Свет

Влага

Насекомые-опылители Экологические

Гусеницы факторы

Человек

Тепло

Тема урока – Экологические факторы.

2. Классификация. Классифицируем факторы, т.е. разделим вышеперечисленные понятия на группы. (Работа в парах с последующим составлением схемы на доске).

  • По каким принципам вы разделили понятия?

  • Могут ли другие факторы влиять на живые организмы?

VI. Закрепление.

Работа с электронным учебником. Выполнение интерактивного задания на стр.81. с последующей проверкой.

VII. Выставление оценок. Подсчет баллов в оценочных листах и самооценка.

VIII. Домашнее задание: §18, написать эссе, стихотворение об охране природы, нарисовать рисунки.

Заканчивая наш урок, я хочу спросить, какой из экологических факторов оказывает наибольшее, на ваш взгляд, влияние на живые организмы на Земле в настоящее время. Рассмотрите схемы и выберите наиболее подходящую.






















  • Поясните, почему вы выбрали ту или иную схему.

Антропогенный фактор приобретает все большее влияние. От человека, от каждого из нас будет зависеть, как все живое и мы будем жить на Земле.

Приложение 1. Оценочные листы

Ф.И. ученика ____________________________ Класс ________

Дата ___________________

Тема урока _________________________________________________




Баллы

Задание № 1. Тестирование «Среды жизни»


Задание № 2. Условия обитания в различных средах


Задание № 3. Классификация экологических факторов


Устные ответы


Сумма




Приложение 3. Карточки «Среды жизни»



Водная


Наземно-воздушная

Почвенная

Организменная



Приложение 4. Карточки, характеризующие условия обитания организмов в различных средах.

Выберите условия, характерные для почвенной среды обитания:

1. Малые колебания температуры

2. Много света и кислорода

3. Высокая плотность

4. Большие колебания температуры

5. Мало света и высокое давление на глубине

6. Постоянная температура

7. Нет света

8. Низкая плотность

9. Много доступной пищи

10. Защита


Выберите условия, характерные для водной среды обитания:

1. Малые колебания температуры

2. Много света и кислорода

3. Высокая плотность

4. Большие колебания температуры

5. Мало света и высокое давление на глубине

6. Постоянная температура

7. Нет света

8. Низкая плотность

9. Много доступной пищи

10. Защита


Выберите условия, характерные для наземно-воздушной среды обитания:

1. Малые колебания температуры

2. Много света и кислорода

3. Высокая плотность

4. Большие колебания температуры

5. Мало света и высокое давление на глубине

6. Постоянная температура

7. Нет света

8. Низкая плотность

9. Много доступной пищи

10. Защита


Выберите условия, характерные для организменной среды обитания:

1. Малые колебания температуры

2. Много света и кислорода

3. Высокая плотность

4. Большие колебания температуры

5. Мало света и высокое давление на глубине

6. Постоянная температура

7. Нет света