План – конспект урока по географии 6 класс
Цели:
Создать условия для формирования у обучающихся знаний о почве, как особом природном теле, для усвоения обучающимися начальных знаний о составе и строении почв, основных факторах почвообразования, значении почв в природе и жизни человека.
Содействовать формированию у обучающихся понимания ценности почв и необходимости их сохранения и рационального использования
Продолжить работу по формированию у обучающихся умений слушать и понимать друг друга, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, вести дискуссию.
Задачи:
1. Дать определение понятиям: почва; выяснить состав почвы, условия образования почвы.
2.Развивать умение сравнивать, анализировать, ставить проблему, выдвигать гипотезу и находить ее научное обоснование в практической деятельности.
3. Воспитывать умение работать в группе, бережное отношение к богатству страны - почве.
Оборудование: тетради, пробирка, образцы почвы, спиртовка, вода, лупы, карточки.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Ход урока
Организационный момент.
Ребята, сегодня мы начнём урок с упражнения: «Золотая рыбка»
На столах стоят «аквариуму» (коробочки), в них находятся картонные рыбки разного цвета (но они все будут золотистого). Из ватмана вырезан контур одной большой рыбы (прорисованы только глаза и рот).
Педагог: «Нам всем хочется поймать «золотую рыбку», которая исполнит все наши желания. Я попрошу каждого загадать желание и в аквариумах и поймать свою «золотую рыбку» (дети берут по одной рыбке). Ну что? Да у вас у всех они золотые. Теперь попытаемся сделать из маленьких рыбок одну огромную «Золотую рыбку», которая исполнит все загаданные желания (учащиеся приклеивают маленьких рыбок на большую, которые выполняют роль чешуи).
И пусть все желания, которые вы загадали, сбудутся. А с помощью этой «золотой рыбки» нам на уроке будут сопутствовать удача и успех!
Постановка темы, цели и задач урока.
ОПРЕДЕЛЯЕМ ТЕМУ.
– Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее мешок зерна – а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже двадцать. Ведро картошки превращается в 20 ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров, моркови. Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы догадались, как она называется?
– Конечно, – это почва.
- Итак, тема урока?
- Конечно, ПОЧВА.
Открываем тетради, пишем число и тему урока.
Чтобы нам определить цели и задачи урока, поиграем в игру «Да-нет»:
-Знаете ли вы, что такое почва?
- Знаете ли вы, как образуется почва?
- Знаете ли вы из чего состоит почва?
- Знаете ли вы, что такое плодородие?
- Итак, цель урока? (определяют) – Хорошо.
3. Изучение нового материала.
Чтобы нам дать определение, что такое почва, вспомним темы прошлых уроков.
Какие оболочки земли вам известны? (атмосфера, биосфера, гидросфера, литосфера).
Коротко о каждой.
Какая из них относится в большей степени к теме нашего урока сегодня? Раз говорим о почве? – Конечно, это ЛИТОСФЕРА.
Попробуем дать определение: ПОЧВА – это верхний слой земной коры на суше, на котором растут растения. В ТЕТРАДЬ
- Чтобы достичь следующих целей, нам необходимо с вами провести опыты, во время которых вы должны быть очень внимательными, по итогу каждого опыта, будем делать выводы и записывать их в карточки, которые у вас на партах. Найдите эти карточки (№1)
Перед проведением опытов, хотелось бы напомнить вам о технике безопасности.
У вас в лотках вода, почва, лупа. На вкус и запах ничего не пробуем, с предметами обращаемся внимательно, аккуратно. Опыты проводим только по моей команде.
Опыт № 1.
1. Возьми стакан с водой.
2. Брось туда комочек почвы.
3. Что ты наблюдаешь?
Ключевые слова: пузырьки воздуха, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов.
Ответ. Мы взяли стакан с водой и бросили в него комочек почвы. Мы заметили, что из почвы выходят пузырьки.
Вывод: в почве есть воздух.
Опыт № 2.
Возьми стакан с водой.
Брось в него комочек почвы.
Размешай
Что мы видим в осадке на дне стакана?
Вывод: в осадке песок и глина, на них образовалась почва.
Опыт № 3.
Возьмите посуду с почвой.
Рассмотрите почву через лупу.
Что вы увидели?
Вывод: рассмотрев почву через лупу, мы увидели, что в почве есть корешки, мусор, песок, глину, части насекомых.
Опыт № 4 (выполняет учитель)
В пробирке почву нагреваем на спиртовке. Показывает обучающимся капельки паров и указывает обратить внимание на запах и дым.
Что мы видим и чувствуем?
Что горит в пробирке? (органические вещества – корни растений, остатки животных)
Вывод: в почве содержатся органические вещества – корни растений, остатки животных (вода, если появятся пары).
- Кто из вас знает, как называется одним словом гниющие остатки растений и организмов в почве? (перегной).
- Еще одно его название – гумус.
- Какая польза гумуса (перегноя) в почве? (чем больше в почве гумуса, тем лучше на ней растут любые растения).
А вот теперь, давайте сделаем общий вывод о составе почвы. Дополним схему. Карточка № 2.
Состав почвы
У вас осталась ещё одна пустая стрелка, под которой не подписан еще один компонент, опыт с которым мы не проводили. В состав почвы входит еще минеральная соль. Допишите.
- В лотках, обратите внимание, помимо почвы есть еще и глина, песок.
- Как вы думаете, будет ли богатым урожай в таких почвах?
- Верно, нет. Почему? (нет перегноя).
- Делаем вывод, какое отличительное свойство у почвы? Какая она, когда в ней есть много перегноя и наш урожай богатый? (плодородная).
Плодородие почвы во многом зависит от наличия в ней перегноя.
- Как улучшить плодородие почвы?
- Плодородие можно улучшить, внося в почву удобрения. Самое лучшее удобрение – навоз. Навоз безвреден для растений и людей. Именно на такой почве 8хорошо растут овощи, фрукты и ягоды, которые являются одним из компонентов здорового питания. Люди используют и искусственные удобрения, но их нужно использовать очень осторожно, чтоб не навредить здоровью и почве.
4. Физкультминутка
Ориентирование. Попросить обучающихся встать и повернуться в ту или иную сторону горизонта. На скорость.
Как образуются почвы?
Возьмите карточку № 3 «Почвообразующие факторы». Рассмотрите.
А сейчас предлагаю послушать сказку, про то, как образовалась почва. Слушаем внимательно и сопоставляем со схемой.
«Сказка о мечте старого камня»
Учитель: В некотором царстве, в тридесятом государстве жил-был камень. Старый такой, невзрачный, серенький, угловатый какой-то. Никто на него внимания не обращал. Разве что зверюга древняя споткнется, или мальчишка какой первобытный пнет ногой от нечего делать.
А уж как хотелось этому камню знаменитым стать. Но шло время, и он становился все старше и старше. Да и солнышко, вода, ветер не щадили его старости. То раскалится камешек под жаркими лучами солнышка, то замерзнет под холодными струями дождика. Не вынес он своей старости, да и развалился.
Он крошился на все более мелкие и мелкие кусочки, и скоро совсем в песок, гравий, да глину превратился. Какая уж тут знаменитость?
И вот, однажды поселилась среди песчинок жизнь. Крошечная такая, совсем невидимая. Малюсенький организм устроился жить среди песчинок. Стал работать, семью создал, расширять свой домик стал.
И вот уже не один, а миллионы микроорганизмов нашли свое убежище в песчинках. Как-то раз опустился на камешек маленький парашютик, на котором сидел плодик одуванчика. И как только весеннее солнышко пригрело песочек, семя проклюнулось, корешки к подземной речке потянулись и скоро появилось среди песчинок желтенькое чудо. Старая пчела прилетела умирать под его листиками, червячок поселился среди корешков, паучок спрятался на зиму, да там и остался до конца своей жизни. И теперь стало понятно, что не зря наш камень отдал свою жизнь. Ведь с этого началось образование ПОЧВЫ. Вот так и сбылась мечта булыжника – стал он большой знаменитостью.
Анализируем.
5.Закрепление
- Ребята, как вы думаете, нужно ли беречь почву?
Один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300 лет, двадцать сантиметров – за 5-6 тысяч лет. Вот почему нельзя допускать разрушения, уничтожения почвы. Почва по вине людей может очень быстро разрушаться. Там, где люди уничтожили растения, почву размывает вода. Выдувает сильный ветер. Почва многого «боится». Например, ядохимикатов. Если их берут больше нормы, они накапливаются в почве, загрязняют ее. В результате гибнут черви, личинки насекомых, микробы, без которых почва теряет плодородие. Если в почву вносят слишком много удобрений, или ее слишком обильно поливают, в ней накапливается избыток солей. А это вредно для растений и для всего живого в почве. Чтобы защитить почву на полях, необходимо сажать лесные полосы, правильно распахивать на склонах, а зимой проводить снегозадержание. Почву надо оберегать от вымывания и выветривания, ведь она основа плодородия.
6. Рефлексия
Карточка 4
Фамилия ученика /класс | |
1. На уроке я работал | активно / пассивно |
2. Своей работой на уроке я | доволен / не доволен |
3. Урок для меня показался | коротким / длинным |
4. За урок я | не устал / устал |
5. Мое настроение | стало лучше / стало хуже |
6. Материал урока мне был | понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен |
| |
- Чем полезен для вас данный урок?
- Помогут ли вам в жизни знания, полученные на сегодняшнем уроке?
- Все ли вам было понятно?
7. Подведение итогов: оценки.
8. Д/З: параграф 49 читать, карточки вклеить в тетрадь, знать материал.
ЕСЛИ ОСТАНЕТСЯ ВРЕМЯ
«Надо ли сжигать сухую листву и траву».
1) Из-за ежегодного сгребания и сжигания листвы и сухой травы почва лишается перегноя, становится истощенной и бесплодной. Ведь подстилка из опавших листьев и побегов – отличное органическое удобрение, которое обеспечивает растущие деревья, кустарники и травы питательными веществами. Опавшие листья – это не мусор, а единственное удобрение для дикорастущих растений. При сжигании оно буквально вылетает в воздух. Кроме того, оголенная, выжженная земля намного быстрее теряет накопленную за зиму влагу, что мешает полноценному развитию и жизнедеятельности растений.
2) Сжигание травы – большая беда для обитателей «травяных джунглей»: растений и животных. В огне гибнут насекомые, лягушки, кладки птиц, гнездящихся на земле. Сгорают корни и корневища растений, их семена, так и не попав в землю. Не случайно так беден видовой состав растений и животных в местах частых пожаров.
3) Не каждый думает о том, сколько копоти и вредных газов попадает в это время в атмосферу, загрязняя ее. Терпкий запах горящей листвы и старой травы к тому же небезопасен. Ведь даже дым от обычного костра из хвороста содержит десятки веществ, вредных для здоровья человека. При весенних и осенних кострах и палах, сжигающих «мусор», концентрация этих веществ во много раз превышает гигиенические нормы, предъявляемые к воздуху, которым мы дышим. Такие кострища буквально пышут ядом. У людей ухудшается самочувствие, обостряются аллергические заболевания, заболевания органов дыхания. Массовое сжигание листвы и травы приводит к такому загрязнению атмосферы, которое сравнимо с мощными промышленными выбросами.
– Значит не зря в народе говорят: от пала все пропало. И это справедливо. Теперь вы знаете, почему нельзя сжигать мусор, а полезнее закапывать его в землю, пусть превращается в удобрение. Значит, будет больше плодородных земель, богаче будет наша страна.
8