СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по географии Вулканы 5 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

открытый урок по географии по теме Вулканы 5 класс

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по географии Вулканы 5 класс»

Занятие – путешествие по теме «Вулканы»


Цель урока: изучить особенности вулканов

Задачи:

Образовательные.

1. Дать представление о вулканах, причинах возникновения и их строении.

2. Сформировать у учащихся представления о типах вулканов, опасностях и пользе вулканических извержений.

3. Сформировать новые понятия: очаг магмы, жерло, кратер, лава.

Развивающие.

Применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач, максимально используя творческие способности детей, развивать географическое мышление школьников.

Воспитательные.

Воспитывать в детях умение работать в коллективе, самостоятельно и ответственно работать на уроке.

Оборудование: Физическая карта полушарий, компьютер, проектор, экран, презентация, раздаточный материал «Схема строения вулкана», «Найди пару», видеофильм «Извержение вулкана»,

Тип занятия: получение новых знаний.

Вид занятия: комбинированный.

Основные понятия и термины: вулкан кратер вулкана, жерло вулкана, лава, вулканология, потухшие вулканы, уснувшие вулканы, действующие вулканы, очаг вулкана,.

Структура занятия:

1.Организационный момент

2. Актуализация опорных знаний учащихся

3. Изучение нового материала:

а) загадка о вулкане.

б) Представления древних людей о вулканах.

в) Как образуются вулканы?

г) Строение вулкана.

д) Типы вулканов

е) Опасная профессия – вулканология

Физкультминутка

4. Практическая работа:

5. Подведение итогов занятия. Рефлексия.


Ход урока

1. Организационный момент:

– Здравствуйте, уважаемые гости и ребята! Сегодня у нас необычный урок, я хочу пригласить всех присутствующих отправиться в путешествие с целью изучения глубинных недр нашей планеты Земля. Давайте улыбнемся друг другу, настроимся, начнем урок.

2. Актуализация опорных знаний и умений учащихся:

Прежде чем приступить к новому уроку, мы повторим предыдущий материал. На столах раздаточный материал, подпишите листочки, выполните тест. Приложение №1. (СЛАЙД 1)

3. Изучение нового материала:

1. Дайте определение понятия «литосфера»? – каменная оболочка Земли

2. Что такое литосферные плиты? - отдельные, жесткие, устойчивые, малоподвижные блоки.

2. Давайте вспомним названия литосферных плит. Стр 70, (СЛАЙД 2)

3. Чем разъединены литосферные плиты между собой? – разломами

4. Подвижны ли литосферные плиты? Да, они находятся в постоянном движении, но очень медленном, всего лишь несколько см. в год. Сейчас мы с вами посмотрим видеоролик о движении литосферных плит, а вы подумайте какова будет тема нашего урока? За счет их движения меняется рельеф поверхности, формируются горы и впадины. видеоролик «Литосферные плиты»

А) Магма по жерлу рвется наружу

Выход из кратера очень ей нужен,

Если проход ей из кратера дан,

Значит, проснулся грозный … вулкан

1. Итак, догадались о каком природном явлении сегодня пойдет речь? (о вулканах).

Запишите тему нашего урока «Вулканы»

Ставим цели, задачи урока (СЛАЙД 3)

2. Какие ассоциации вызывает у вас слово «вулкан»?

3. Что же означает слово – вулкан?

Слово «вулкан» происходит от от латинского «вулканус», что означает «огонь», «пламя». Людей всегда интересовал вопрос – почему на земле происходят извержения вулканов.

Б) (показ по физической карте)

В Тирренском море есть небольшой остров Вулкано – маленький вулканический остров в Италии. На нем возвышалась неприметная гора, но она издавна, время от времени, напоминала о себе. Сначала был слышен сильный гул, от которого содрогался весь остров. Потом из ее вершины вырывался черный дым, ярко-красное пламя, вылетали раскаленные камни. Это очень пугало местных жителей. Наблюдая за страшным зрелищем, они считали, что там, глубоко в недрах земли, находятся владения бога огня и кузнечного дела Вулкана. (СЛАЙД 4). Поэтому огнедышащие горы древние римляне прозвали вулканами. Это было представление древних людей. Название это дошло и до наших дней, хотя ученые установили истинные причины извержений вулканов.

Вулканы - это горы конической формы, сложенные продуктами их извержения.

В) Как образуются вулканы? Видеоролик «Образование вулкана»

Г) Строение вулкана. Рассмотрим модель "Строение вулкана".  (СЛАЙД 5)

   Работа со схемой. Рассмотрите и заполните схему «Строение вулкана» Приложение 2

Под давлением  расплавленная магма поднимается к земной поверхности по каналу, который называется  жерло вулкана.

На вершине вулкана образуется чашеобразное углубление – кратер. Из него на земную поверхность изливается лава, выходят газы,  водяной пар, вылетают пепел и камни (вулканические бомбы). Кратеров может быть несколько. Их называют боковыми.

Излившаяся на поверхность магма, теряет часть газов и превращается в лаву.  Застывшая лава образует конусы вулкана.


Д) Типы вулканов.   По своей активности вулканы делятся на 3 группы: потухшие, уснувшие, действующие. Давайте рассмотрим их. (СЛАЙД 6)

На земном шаре насчитывается около 850 действующих вулканов, хотя эти цифры  в разных источниках информации отличаются. Действующие вулканы  есть на всех материках, кроме Австралии.   Почти половина действующих вулканов расположена в районах сейсмических поясов. Например, в районе Тихоокеанического огненного кольца.

Есть вулканы, об   извержении которых не сохранилось никаких сведений. Об их активной жизни в прошлом свидетельствуют конусообразная форма горы и кратер на вершине. Это потухшие вулканы. К ним относятся влк. Эльбрус в горной системе Кавказ, влк. Килиманджаро в Африке.

Есть еще и уснувшие вулканы. Это те, которые считались потухшими, но они вновь начали извергаться.

На картах вулканы отмечаются звездочкой *: красная - действующий, черная – потухший.

Физкультминутка

Мы вулканы изучали

И немножечко устали

И поэтому вот тут

Просто надо отдохнуть

Встали из-за парт все дружно

Нам вулкан представить нужно

Мы на кратер посмотрели

Всю подошву рассмотрели

Левый склон и правый склон

До чего вулкан силен

Покружили головой

Не пора ли нам домой

Потянулись вверх друзья

Пробежались, но слегка

Развернулись все кругом

И работать вновь начнем

Сейчас мы выполним с вами практическую работу на к/к, откройте учебник на стр . 79, сноска «Открой атлас». РАБОТА С УЧЕБНИКОМ

4. Практическая работа. (СЛАЙД 7)

Обозначьте на этой контурной карте расположение вулканов: Кракатау, Ключевская Сопка, Везувий, Гекла, Котопахи, Орисаба, Килиманджаро, Камерун, Этна. Подпишите их. Не забудьте дать разъяснение своих условных знаков в легенде карты

Проверка у доски прикрепить заготовку вулканов на «Физическую карту полушарий»

Е) Опасная профессия – вулканология (СЛАЙД 8)

Изучением вулканов занимаются люди, чья профессия является одной из опасных в мире – вулканологи.

Заключение Польза от вулканов (СЛАЙД 9-11)

Извержение вулкана – это катастрофа для людей. Разрушаются города, гибнут люди. Однако польза от вулканов для людей тоже есть. Благодаря им образуются горные породы, из которых состоит земная кора. Вулканы, как лифты, поднимают на поверхность много полезных веществ. Поэтому почва вокруг них очень плодородная. Из вулканической пыли делают лекарства и удобрения, из затвердевшей лава строят дома. А ещё вулканы доставляют нам из земных недр углерод, азот и другие газы, без которых жизнь на Земле не возможна.

Итак, познакомившись с материалами о вулканах, мы узнали много интересного. Мы знаем, что предсказать извержение вулкана очень трудно, так как всякий раз это происходит по-разному. В старину, например, определяли это по различным признакам, таким, как появление новых выпуклостей на склонах вулкана. В наши дни разработаны более точные методы прогнозирования. Ученые могут теперь с помощью спутников определять местоположение «горячих точек» глубоко в недрах. Мы сделали для себя вывод, что вулканы – это чудо природы.


5. Подведение итогов занятия. Рефлексия.

-  Путешествие от вулкана к вулкану на нашем уроке подходит к концу. «Найди пару»


Учащимся предлагается заполнить индивидуальную карточку, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям или вывести на (СЛАЙД 12)

Урок

Интересно.

Скучно.

Безразлично.

Я на уроке

Работал.

Помогал другим.

Отдыхал.

Итог

Понял материал.

Узнал больше, чем знал.

Не понял материал.




Домашнее задание. § 23, задание 6 стр.79 (СЛАЙД 13)



Творческое задание по выбору учащихся

 1.вылепить из пластилина макет вулкана;

 2. Нарисовать вулкан;














Викторина:

1. Канал, по которому поднимается магма - жерло 
2. Углубление в верхней части вулкана, через которое на поверхность вырываются газы и водяной пар, вылетает вулканическая пыль, огромные тучи пепла, камни, изливается лава - кратер .
3. Изливающаяся на поверхность магма - лава .
4. Вулканы, которые извергаются - действующие .
5.Самый высокий действующий вулкан в России - Ключевская Сопка
6. Месторасположение вулкана Ключевская Сопка.- п-в Камчатка
7.Вулканы, об извержении которых не сохранилось никаких сведений – потухшие

8. Потухший вулкан - Кавказских гор - Эльбрус
9. Ученые – специалисты, исследующие вулканические процессы - вулканологи
10. Вулкан, разрушивший знаменитые города Помпеи, Геркуланум - Везувий
11. Как называется самый высокий действующий вулкан мира – Антофалла.

12. Как называется самый высокий потухший вулкан мира (Аконкагуа)





































Фамилия, Имя _________________________________________

1.Оболочка Земли расположенная между ядром и земной корой?

А) атмосфера Б) литосфера В) гидросфера Г) биосфера


2. Самую высокую t° вещества имеет:
а) земная кора б) ядро в) мантия


3.Частью, какой внутренней оболочки является литосферная плита?

а) мантия б) ядро в) земная кора


4.В каком состоянии находится вещество мантии?

а) жидком б) твёрдом  г) газообразном


5. Обширные жёсткие блоки, слагающие литосферу Земли – это…

а) щиты б) литосферные плиты г) мантия




«Найди пару»

Жерло

Чашеобразное углубление на вершине вулкана


Кратер

Изливающаяся на поверхность лава

Вулкан

Горы конической формы, сложенные продуктами их извержения.

Лава

Канал, по которому магма движется к земной коре





схема «Строение вулкана»




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!