СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по географии "Зональные типы почв",

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по географии "Зональные типы почв",»


Урок географии в 8 классе

Учитель: Нефедова Е.Г.

Тема урока: «Зональные типы почв России»

Тип урока: комбинированный

Цель:

Сформировать представление о закономерностях распределения почв на территории России, характерных чертах основных типов почв.

Задачи:

1. Образовательные

- познакомить учащихся с главными типами почв России; закономерностями распространения почв по территории страны;

- формировать представление о почве как постоянно меняющемся компоненте под влиянием внешних и внутренних процессов, как о главном компоненте природы.

2. Развивающие

- развивать умения учащихся на основе карт устанавливать зависимость типа почв от разных природных компонентов (климата, почв, растительности и т.п) ;

- развивать мышление, речь, воображение, способности к самостоятельному решению задач.;

- формировать умение аргументировать, доказывать, отстаивать собственную точку зрения.

3. Воспитательные

- воспитывать любовь к Родине;

- познавательный интерес к предмету;

- воспитывать уважительное отношение к проведённой на уроке работе, к чужому и собственному мнению.

Планируемые результаты:

Предметные:

Учащиеся должны знать:

- особенности типов почв России;

- распространение различных типов почвы по территории страны;

- распространение различных типов почвы по территории Пензенской области Тамалинскогорайона

- основные понятия;

Учащиеся должны уметь:

- читать географические карты;

- выявлять взаимозависимость типа почвы от климатических условий, условий рельефа, типа растительности;

- показывать на карте распространение основных типов почв на территории России;

- наносить типы почв на контурную карту.

Личностные: обучающийся осознаёт необходимость проведённой на уроке работы, умеет воспринимать чужое мнение и соотносить со своим, умеет обосновывать свою точку зрения.

Метапредметные:

познавательные: обучающийся может выдвигать и обосновывать гипотезы, извлекать необходимую информацию из различных источников, осуществлять отбор материала для их доказательства


Оборудование: учебник 8 класс Географии России под ред. Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский; атлас 8 класс; атлас Пензенской области, настенная карта «Почвенный покров России»; компьютер, проектор, презентация.

Эпиграф: «Я знаю, что такое почва. Это не мертвая горная порода, это полное жизни, совершенно особое природное образование» (В.В.Докучаев) (слайд № 2)

План урока.

  1. Целевая установка – 3 мин.

  2. Актуализация знаний – 5 мин.

  3. Изучение нового материала:

  1. Вводное слово учителя, работа с интерактивной картой – 5 мин.

  2. Самостоятельный поиск информации, заполнение таблицы – 10 мин.

  3. Физминутка – 2 мин.

  4. Проверка таблицы – 5 мин.

  5. Почвы Пензенской области -3 мин

  6. Практическая часть – 9 мин

  1. Закрепление материала – 2 мин.

  2. Подведение итогов – 1 мин.

Ход урока:

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке у нас гости! И я хочу, чтобы урок был полезным, поучительным, познавательным для всех нас.

А почему я выбрала пожелания на буквы «П» (тема прошлого урока была «Почва».

На столах у вас листы с заданиями, куда вы будете заносить результаты и сами будете себя оценивать. Запишите в них свои фамилию и имя.


Целевая установка:

  1. Актуализация знаний.

Работа с эпиграфом. Фронтальный опрос домашнего задания.

Почему по мнению В.В.Докучаева, почва - это не мертвая горная порода, а полная жизни? (Почва - это сложная и динамичная система, состоящая из минеральных и органических частей, воды, воздуха и микроорганизмов. В нее входят плодородный горизонт, который содержит органические вещества, и несколько слоев, которые имеют разные физические, химические и биологические свойства.

Второй вопрос: может ли почва возникнуть сама по себе или нужны какие-то факторы, которые бы влияли на ее образование? Вспомните, какие существуют  почвообразующие факторы. А поможет нам стихотворение.

Задание: прочитайте его и подчеркните почвообразующие факторы.

Взаимодействуют все страны и народы, 
Трудом преображая шар земной! 
Вот так же в глубине земли породы.
Куют веками благодатный слой! 
Животный мир, растений мир богатый
В формированье почвы вносят вклад!
Рельеф и климат, словно две награды 
Процессы плодородия вершат!
У почв, как у людей, – свои задачи: 
Рождать, растить, беречь и умножать, 
Нести следы культур, цивилизаций.
Трудом, как люди, – землю украшать!

(Горные породы, климат, рельеф, растительность, животный мир, грунтовые воды, время, деятельность человека.)

-Какой почвообразующий фактор я не упомянула в своем стихотворении? (микроорганизмы)

-Какова роль микроорганизмов, содержащихся в почве? (Способствуют разложению остатков растений и животных до гумуса.)

Проверяем работу.(слайд 5)

2.Самоопределение к деятельности.

Предлагает уч-ся проблемную ситуацию: «Посмотрите на почвенную карту России в географическом атласе. Стр.26

Почему карта раскрашена в разные цвета? (один цвет соответствует одному типу почв)

Кажется, на первый взгляд карта пестрая и почвы расположены хаотично. Есть ли закономерности в размещении почв? (Главная закономерность распространения почв – это широтная зональность, то есть приуроченность определённых типов почв к конкретной географической широте местности. 

Сформулируйте тему нашего урока? «Зональные типы почв России»

Цель:

Сформировать представление о закономерностях распределения почв на территории России, характерных чертах основных типов почв.

3. Изучение нового материала.

Мы не однократно произнесли – тип почвы, а как вы понимаете: что же такое тип почвы?(слайды8, 9)

Тип почвы – это группа почв, образованных в одинаковых условиях и обладающих сходным строением и свойствами.

Давайте совершим небольшое путешествие (по почвенной карте) с севера на юг по территории Восточно-Европейской равнины.


Объясните, почему при движении с севера на юг нашей страны почвы изменяются? Смена почв вызвана 1)широтная зональность, 2)закономерным изменением климата и растительности в этом же направлении, 3)сменой форм рельефа и материнских пород.


Почему западная часть России отличается большим разнообразием почв, чем восточная?» (Так как Россия сильно вытянута не только с севера на юг, но и с с запада на восток и занимает большую площадь, а следовательно расположенный в разных климатических поясах и характеризующий различный период условий, то результат является разнообразие почв.

Всегда ли сохраняется закон широтной зональности? Подумайте, где этот закон нарушается? В горах - высотная поясность, каждому высотному поясу соответствует свой тип почв. Вертикальная зональность, от подножия к вершине.

Нарушают закон широтной зональности почвы аллювиальные в поймах рек, почвы болот, вулканические. Тип почв соответствуют типу растительности.

Поскольку в пространственном распределении этих факторов существует определенная закономерность, то такая же закономерность существует и в территориальном размещении почв.

Вывод: (самостоятельно) Процессы почвообразования во многом зависят от климатических условий местности. Климат закономерно сменяется по направлению с севера на юг. В этом направлении происходит и смена почв. Впервые это доказал русский ученый В.В.Докучаев более 100 лет назад. Им было установлено наличие зональных типов почв, которые закономерно сменяют друг друга с севера на юг. Они соответствую главным природным зонам нашей страны.


Итак, главными факторами зонального размещения почв по поверхности России является: 1)протяженность страны с севера на юг и большое 2)разнообразие климатических условий ( температура, количество осадков, испаряемость)

2) Самостоятельный поиск информации, работа с фрейм таблицей.

Задание: С помощью учебника п.29 и карт атласа с.26,28 заполните таблицу «Главные типы почвы России» (слайд ), Приложение 3. На работу вам дается 10 минут, приступаем.


2. Заполни таблицу

используя карты атласа, заполните таблицу

Тип почвы

Природная зона

Используй слова:

( тундра, арктическая пустыня, степи, тайга, полупустыня, широколиственные леса)

Условия формирования почвы

Используй слова:

(мало тепла, вечная мерзлота, сухой климат, много перегноя, много тепла, переувлажнение, недостаток кислорода)

Содержание гумуса

Свойства почв

Используй слова:

(не плодородная, малоплодородная, плодородная, самые плодородные, промывные кислые, засоленные)


Тундрово-глеевые

Зона тундры

Мало тепла, избыточное увлажнение, скудная растительность, малый опад

Менее 1%

Неплодородная

Подзолистые

Северная часть лесной зоны (зона тайги)

Избыточное увлажнение, малый опад

1—2%

Малоплодородная

Дерново-подзолистые

Южная часть лесной зоны (зона смешанных лесов)

Достаточное тепло и увлажнение, большой опад

2—4%

Относительно плодородная

Серые лесные

Лесостепная зона

Количество осадков и испарение практически равны

4—8%

Плодородная

Черноземы

Степная зона

Недостаточное увлажнение, слабый промыв, большой ежегодный опад

5—10%

Наиболее плодородная

Каштановые

Сухая степь

Скудное увлажнение, незначительный опад

До 1,5%

Малоплодородная

Бурая

Полупустыни

Очень скудное увлажнение, незначительный опад

Менее 1,5%

Неплодородная


4)Теперь давайте проверим, правильность выполнения вашей работы (слайд ). Поменяйтесь маршрутными листами

Не забывайте заполнять оценочный лист.



1.Какой тип почвы занимает наибольшую часть России?

Ответ: Наиболее распространенным типом почв являются подзолистые почвы. Они занимают площадь в 7 млн. км2, что составляет 40,9% от общей площади почв.

2.Какие почвы формируются под лесами? (подзолистые, серые лесные)

3.В какой зоне происходит наибольшее накопление гумуса? (в степях)

4.Какие почвы самые плодородные? (черноземы)

5.Почему уменьшается накопление гумуса в зоне лесов? (идет промыв почвы, так как k 1)

6.Почему самые плодородные почвы России - чернозем, «царь почв», по образному выражению В.В.Докучаева, находится под степной растительностью? Травы – самый хороший растительный опад, к тому же ежегодный. Нет промыва, т.к. увлажнения недостаточное, что способствует накоплению гумуса.

7. В какой зоне происходит накопление солей? (полупустынь)

8.Почему в Восточной Сибири почвы тайги не подзолистые, как в европейской части, а таежно-мерзлотные? (потому что они зависят не только от растительного покрова, но и от количества осадков, тепла и поступления в почву органического вещества, многолетней мерзлоты. В Восточной Сибири мерзлота препятствует промыву и охлаждает почву) При избыточном увлажнении идет промыв гумуса, образуется неплодородный горизонт вымывания – подзол.

Докажите на примере природных зон тайги и степей, что почвы являются «зеркалом ландшафтов»? В зоне тайги подзолистые почвы и растут хвойные деревья, а в степной зоне – почвы черноземы и преобладает травянистая растительность

Об этом Докучаев сказал: «На примере почвенно-климатической зональности мы видим теснейшее взаимодействие мира органического и неорганического».


-Какой же вывод мы можем сделать? Почвы России также разнообразны, как разнообразна природа нашей страны.

3.Физкультминутка. Прием «Черный ящик». Я задаю наводящие вопросы, вы отвечаете.

  1. В черном ящике лежит черный предмет.(Почва)

  2. Эту почву Докучаев называл «Царь почвы? (Чернозем)

  3. А почему в черном ящике находится именно чернозем?

Для сведения.

27 июня 2013 года в Панинском районе Воронежской области был воздвигнут памятник русскому чернозему. Монумент представляет собой куб, созданный из черного мрамора и металла.

На кубе высечена планета Земля с золочеными материками, а вокруг нее сомкнулись колосья пшеницы. Также на памятнике начертаны слова выдающегося русского ученого Василия Докучаева: «Нет тех цифр, которыми можно было бы оценить силу и мощь Царя почв, нашего русского чернозема. Он был, есть и будет кормильцем России». Работу над воплощением идеи выполнял скульптор Владимир Ващенко.



Место, где находится памятник «Куб Чернозема», выбрано не случайно. Именно из Панинского района был взят кусок чернозема в форме куба и заявлен на всемирной выставке в Париже, как эталон русского чернозема. К слову, на выставке французы тут же окрестили русский чернозем «черным бриллиантом».



4. Почвы Пензенской области

Откройте атласы   Пензенской области на с.14. Какие почвы распространены в Пензенской области (черноземы).

Какие факторы повлияли на их образование?

В какой части Пензенской области расположен Тамалинский район? (на юго – западе Пензенской области.

Определите тип почв (Черноземы выщелочные и типичные)




5.Практическая работа по теме «Определение кислотности почвы».


1 ученик определит научным способом с помощью цифровой лаборатории Архимед.

Опыт. Получение почвенного раствора и определение типа его среды.

Возьмите пробирку с почвой пришкольного участка и добавьте дистиллированной воды до половины пробирки, закройте пробкой, встряхните несколько раз пробирку и наблюдайте за отстаиванием 2-3 минуты.

Приготовьте бумажный фильтр, вставьте его в воронку, закрепленную в кольце штатива. Края фильтра смочите водой, чтобы он плотно прилегал к воронке. Подставьте под воронку чистый сухой стакан. Профильтруйте смесь почвы и воды. Перед фильтрованием смесь не встряхивать. Почва останется на фильтре, а собранный в стакане фильтрат представляет собой почвенную вытяжку (почвенный раствор). В него опускаем электрод, датчик, который определяет водородный показтель рН. На графике видим, что он равен 8. Сравнили с таблицей кислотности и определили, что почва на участке среденещелочная, а не кислая. От кислотности почвы зависит и ее плодородие, и способность растений противостоять болезням, и количество полученного урожая с этой почвы.

Вывод: почвы не кислые.


2,3 ученики народным способом.

Сода

Что нужно:

Образец грунта

Пищевая сода

Чистая вода

Тара

Немного грунта смешайте в таре с водой, чтобы получилась кашеобразная масса, и добавьте чуть-чуть столовой соды. Если на поверхности появились пузырьки, началось шипение, значит, почва кислая. В противном случае ничего не произойдет.

Чай

Что нужно:

  • Образец грунта

  • Черный чай

В стакан заваренного листового черного чая положите щепотку земли и хорошо размещайте. Если цвет не меняется, почва щелочная или нейтральная. Чай светлее? Значит, грунт кислый. Можно сравнить процесс с реакцией чая и лимона. Сок лимона имеет около 2 рН. Если добавить в чай дольку лимона, он становится более прозрачным. Так и здесь: почва с высокой кислотностью осветлит напиток. Только не переборщите – достаточно чайной ложки.

Еще раз напомним, что данные способы не являются эффективными. Какие-то из них могут работать, а какие-то – нет. К тому же, конкретных цифр вы не получите.

Вывод: почвы не кислые.

4 ученик. Задание: создать искусственную почву.

Я взяла 3 части опилок, 1 часть песка, добавила перлит, мох сфагнум и немного увлажнила и посадила лук. А как будет идти процесс, мы понаблюдаем в течение месяца.

5.Закрепление изученного материала

Как вы понимаете выражение «Почва дороже золота. Без золота люди прожить смогли бы, а без почвы нет».

Есть ещё один фактор, который влияет на плодородие почв. Это деятельность человека.

А ведь такое преступное отношение к земле было не всегда. Жизнь человека полностью зависела от собранного урожая, поэтому земля являлась для крестьянина матерью, кормилицей. Человек всячески пытался задобрить землю, поэтому некоторые народные традиции и обряды сохранились до сих пор.

Вернемся к эпиграфу Докучаев научно доказал, что «земля живая», а раз она живая, значит, её можно убить.

Он уже более ста лет назад увидел негативное влияние человека на почвы и выявил причины деградации земли:

1. Истощение земли возделыванием одних и тех же культур.

2. Снижение плодородия почвы из-за сева сельскохозяйственных культур без учёта свойств почвы.

3. Нарушение структуры почвы неправильной вспашкой и боронованием.

4. Сведением лесов.

5. Распашка берегов рек.

6. Нерациональное использование ядохимикатов в сельском хозяйстве приводит к загрязнению почвы, воды, пищевых продуктов.

По поводу тяжёлых последствий злоупотребления ядохимикатами образно писал Ж. Дорст: «Никому в голов не придёт принять дозу лекарств, в десять или сотни раз большую, чем та, что указана в рецепте, в расчёте на то, что лекарство подействует быстрее. Однако именно так поступают люди с ядохимикатами; они забыли, что природа – это своеобразный живой, подверженный частым заболеваниям и чрезвычайно хрупкий организм, воздействие на равновесие которого можно сравнить лишь с осторожностью врача-терапевта». От нас зависит, как мы распорядимся этим сказочным богатством, так как с каждым годом запасов становится все меньше и меньше.


Методы защиты почвы по Докучаеву.

1. Насаждение лесополос в степи

2. Укрепление оврагов, посадка лесов

3. Регулирование стока воды

4. Снегозадержание

5. Расчистка ключей и колодцев


6.Подведение итогов. Рефлексия


В каждом из секторов записываются параметры – вопросы рефлексии состоявшейся деятельности. Каждый участник педагогического взаимодействия (ручкой, карандашом) пять раз  (по одному в каждый сектор) "стреляет" в мишень, делая метку (точку, плюс и т.д.). Метка соответствует его оценке результатов состоявшегося взаимодействия. Если участник очень низко оценивает результаты, то метка ставится им в "молоко" или в поле "1" на мишени, если результаты оцениваются очень высоко, то метка ставится в "яблочко", в поле "5" мишени.

После того как каждый участник взаимодействия "выстрелил" (поставил метки) в рефлексивную мишень, она вывешивается на всеобщее обозрение и педагог организует ее краткий анализ

Мы сегодня рассмотрели закономерности распространения почв по территории России, вы выполняли задания разных типов, производили оценку своих знаний и заполнили Оценочные листы.

Вы получили несколько отметок за каждый этап работы на уроке и теперь посчитайте средний балл. Оцените свою работу. Листы дежурные соберите и передайте мне.


Домашнее задание:

§_28___ прочитать; выучить таблицу «Главные типы почвы России». Составьте кластер (схему), показывающий влияние природных почвообразующих факторов, влияющих на плодородие почвы и её использование человеком по образцу.



Спасибо за сотрудничество! До свидания!




Если осталось время можно предложить тест.

Тест: Приложение 4.

1. Установите соответствие тип почвы и содержание гумуса

А. Чернозем

1.5—10%

Б. Каштановая

2.2—4%

В. Подзолистая

3.1—2%

Г. Дерново-подзолистая

4.До 1,5%


А

Б

В

Г

1

4

2

3


11