Урок географии в 8 классе
Учитель: Нефедова Е.Г.
Тема урока: «Зональные типы почв России»
Тип урока: комбинированный
Цель:
Сформировать представление о закономерностях распределения почв на территории России, характерных чертах основных типов почв.
Задачи:
1. Образовательные
- познакомить учащихся с главными типами почв России; закономерностями распространения почв по территории страны;
- формировать представление о почве как постоянно меняющемся компоненте под влиянием внешних и внутренних процессов, как о главном компоненте природы.
2. Развивающие
- развивать умения учащихся на основе карт устанавливать зависимость типа почв от разных природных компонентов (климата, почв, растительности и т.п) ;
- развивать мышление, речь, воображение, способности к самостоятельному решению задач.;
- формировать умение аргументировать, доказывать, отстаивать собственную точку зрения.
3. Воспитательные
- воспитывать любовь к Родине;
- познавательный интерес к предмету;
- воспитывать уважительное отношение к проведённой на уроке работе, к чужому и собственному мнению.
Планируемые результаты:
Предметные:
Учащиеся должны знать:
- особенности типов почв России;
- распространение различных типов почвы по территории страны;
- распространение различных типов почвы по территории Пензенской области Тамалинскогорайона
- основные понятия;
Учащиеся должны уметь:
- читать географические карты;
- выявлять взаимозависимость типа почвы от климатических условий, условий рельефа, типа растительности;
- показывать на карте распространение основных типов почв на территории России;
- наносить типы почв на контурную карту.
Личностные: обучающийся осознаёт необходимость проведённой на уроке работы, умеет воспринимать чужое мнение и соотносить со своим, умеет обосновывать свою точку зрения.
Метапредметные:
познавательные: обучающийся может выдвигать и обосновывать гипотезы, извлекать необходимую информацию из различных источников, осуществлять отбор материала для их доказательства
Оборудование: учебник 8 класс Географии России под ред. Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский; атлас 8 класс; атлас Пензенской области, настенная карта «Почвенный покров России»; компьютер, проектор, презентация.
Эпиграф: «Я знаю, что такое почва. Это не мертвая горная порода, это полное жизни, совершенно особое природное образование» (В.В.Докучаев) (слайд № 2)
План урока.
Целевая установка – 3 мин.
Актуализация знаний – 5 мин.
Изучение нового материала:
Вводное слово учителя, работа с интерактивной картой – 5 мин.
Самостоятельный поиск информации, заполнение таблицы – 10 мин.
Физминутка – 2 мин.
Проверка таблицы – 5 мин.
Почвы Пензенской области -3 мин
Практическая часть – 9 мин
Закрепление материала – 2 мин.
Подведение итогов – 1 мин.
Ход урока:
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке у нас гости! И я хочу, чтобы урок был полезным, поучительным, познавательным для всех нас.
А почему я выбрала пожелания на буквы «П» (тема прошлого урока была «Почва».
На столах у вас листы с заданиями, куда вы будете заносить результаты и сами будете себя оценивать. Запишите в них свои фамилию и имя.
Целевая установка:
Актуализация знаний.
Работа с эпиграфом. Фронтальный опрос домашнего задания.
Почему по мнению В.В.Докучаева, почва - это не мертвая горная порода, а полная жизни? (Почва - это сложная и динамичная система, состоящая из минеральных и органических частей, воды, воздуха и микроорганизмов. В нее входят плодородный горизонт, который содержит органические вещества, и несколько слоев, которые имеют разные физические, химические и биологические свойства.
Второй вопрос: – может ли почва возникнуть сама по себе или нужны какие-то факторы, которые бы влияли на ее образование? Вспомните, какие существуют почвообразующие факторы. А поможет нам стихотворение.
Задание: прочитайте его и подчеркните почвообразующие факторы.
Взаимодействуют все страны и народы,
Трудом преображая шар земной!
Вот так же в глубине земли породы.
Куют веками благодатный слой!
Животный мир, растений мир богатый
В формированье почвы вносят вклад!
Рельеф и климат, словно две награды
Процессы плодородия вершат!
У почв, как у людей, – свои задачи:
Рождать, растить, беречь и умножать,
Нести следы культур, цивилизаций.
Трудом, как люди, – землю украшать!
(Горные породы, климат, рельеф, растительность, животный мир, грунтовые воды, время, деятельность человека.)
-Какой почвообразующий фактор я не упомянула в своем стихотворении? (микроорганизмы)
-Какова роль микроорганизмов, содержащихся в почве? (Способствуют разложению остатков растений и животных до гумуса.)
Проверяем работу.(слайд 5)
2.Самоопределение к деятельности.
Предлагает уч-ся проблемную ситуацию: «Посмотрите на почвенную карту России в географическом атласе. Стр.26
Почему карта раскрашена в разные цвета? (один цвет соответствует одному типу почв)
Кажется, на первый взгляд карта пестрая и почвы расположены хаотично. Есть ли закономерности в размещении почв? (Главная закономерность распространения почв – это широтная зональность, то есть приуроченность определённых типов почв к конкретной географической широте местности.
Сформулируйте тему нашего урока? «Зональные типы почв России»
Цель:
Сформировать представление о закономерностях распределения почв на территории России, характерных чертах основных типов почв.
3. Изучение нового материала.
Мы не однократно произнесли – тип почвы, а как вы понимаете: что же такое тип почвы?(слайды8, 9)
Тип почвы – это группа почв, образованных в одинаковых условиях и обладающих сходным строением и свойствами.
Давайте совершим небольшое путешествие (по почвенной карте) с севера на юг по территории Восточно-Европейской равнины.
Объясните, почему при движении с севера на юг нашей страны почвы изменяются? Смена почв вызвана 1)широтная зональность, 2)закономерным изменением климата и растительности в этом же направлении, 3)сменой форм рельефа и материнских пород.
Почему западная часть России отличается большим разнообразием почв, чем восточная?» (Так как Россия сильно вытянута не только с севера на юг, но и с с запада на восток и занимает большую площадь, а следовательно расположенный в разных климатических поясах и характеризующий различный период условий, то результат является разнообразие почв.
Всегда ли сохраняется закон широтной зональности? Подумайте, где этот закон нарушается? В горах - высотная поясность, каждому высотному поясу соответствует свой тип почв. Вертикальная зональность, от подножия к вершине.
Нарушают закон широтной зональности почвы аллювиальные в поймах рек, почвы болот, вулканические. Тип почв соответствуют типу растительности.
Поскольку в пространственном распределении этих факторов существует определенная закономерность, то такая же закономерность существует и в территориальном размещении почв.
Вывод: (самостоятельно) Процессы почвообразования во многом зависят от климатических условий местности. Климат закономерно сменяется по направлению с севера на юг. В этом направлении происходит и смена почв. Впервые это доказал русский ученый В.В.Докучаев более 100 лет назад. Им было установлено наличие зональных типов почв, которые закономерно сменяют друг друга с севера на юг. Они соответствую главным природным зонам нашей страны.
Итак, главными факторами зонального размещения почв по поверхности России является: 1)протяженность страны с севера на юг и большое 2)разнообразие климатических условий ( температура, количество осадков, испаряемость)
2) Самостоятельный поиск информации, работа с фрейм таблицей.
Задание: С помощью учебника п.29 и карт атласа с.26,28 заполните таблицу «Главные типы почвы России» (слайд ), Приложение 3. На работу вам дается 10 минут, приступаем.
№2. Заполни таблицу
используя карты атласа, заполните таблицу
Тип почвы | Природная зона Используй слова: ( тундра, арктическая пустыня, степи, тайга, полупустыня, широколиственные леса) | Условия формирования почвы Используй слова: (мало тепла, вечная мерзлота, сухой климат, много перегноя, много тепла, переувлажнение, недостаток кислорода) | Содержание гумуса | Свойства почв Используй слова: (не плодородная, малоплодородная, плодородная, самые плодородные, промывные кислые, засоленные) |
Тундрово-глеевые | Зона тундры | Мало тепла, избыточное увлажнение, скудная растительность, малый опад | Менее 1% | Неплодородная |
Подзолистые | Северная часть лесной зоны (зона тайги) | Избыточное увлажнение, малый опад | 1—2% | Малоплодородная |
Дерново-подзолистые | Южная часть лесной зоны (зона смешанных лесов) | Достаточное тепло и увлажнение, большой опад | 2—4% | Относительно плодородная |
Серые лесные | Лесостепная зона | Количество осадков и испарение практически равны | 4—8% | Плодородная |
Черноземы | Степная зона | Недостаточное увлажнение, слабый промыв, большой ежегодный опад | 5—10% | Наиболее плодородная |
Каштановые | Сухая степь | Скудное увлажнение, незначительный опад | До 1,5% | Малоплодородная |
Бурая | Полупустыни | Очень скудное увлажнение, незначительный опад | Менее 1,5% | Неплодородная |
4)Теперь давайте проверим, правильность выполнения вашей работы (слайд ). Поменяйтесь маршрутными листами
Не забывайте заполнять оценочный лист.
1.Какой тип почвы занимает наибольшую часть России?
Ответ: Наиболее распространенным типом почв являются подзолистые почвы. Они занимают площадь в 7 млн. км2, что составляет 40,9% от общей площади почв.
2.Какие почвы формируются под лесами? (подзолистые, серые лесные)
3.В какой зоне происходит наибольшее накопление гумуса? (в степях)
4.Какие почвы самые плодородные? (черноземы)
5.Почему уменьшается накопление гумуса в зоне лесов? (идет промыв почвы, так как k 1)
6.Почему самые плодородные почвы России - чернозем, «царь почв», по образному выражению В.В.Докучаева, находится под степной растительностью? Травы – самый хороший растительный опад, к тому же ежегодный. Нет промыва, т.к. увлажнения недостаточное, что способствует накоплению гумуса.
7. В какой зоне происходит накопление солей? (полупустынь)
8.Почему в Восточной Сибири почвы тайги не подзолистые, как в европейской части, а таежно-мерзлотные? (потому что они зависят не только от растительного покрова, но и от количества осадков, тепла и поступления в почву органического вещества, многолетней мерзлоты. В Восточной Сибири мерзлота препятствует промыву и охлаждает почву) При избыточном увлажнении идет промыв гумуса, образуется неплодородный горизонт вымывания – подзол.
Докажите на примере природных зон тайги и степей, что почвы являются «зеркалом ландшафтов»? В зоне тайги подзолистые почвы и растут хвойные деревья, а в степной зоне – почвы черноземы и преобладает травянистая растительность
Об этом Докучаев сказал: «На примере почвенно-климатической зональности мы видим теснейшее взаимодействие мира органического и неорганического».
-Какой же вывод мы можем сделать? Почвы России также разнообразны, как разнообразна природа нашей страны.
3.Физкультминутка. Прием «Черный ящик». Я задаю наводящие вопросы, вы отвечаете.
В черном ящике лежит черный предмет.(Почва)
Эту почву Докучаев называл «Царь почвы? (Чернозем)
А почему в черном ящике находится именно чернозем?
Для сведения.
27 июня 2013 года в Панинском районе Воронежской области был воздвигнут памятник русскому чернозему. Монумент представляет собой куб, созданный из черного мрамора и металла.
На кубе высечена планета Земля с золочеными материками, а вокруг нее сомкнулись колосья пшеницы. Также на памятнике начертаны слова выдающегося русского ученого Василия Докучаева: «Нет тех цифр, которыми можно было бы оценить силу и мощь Царя почв, нашего русского чернозема. Он был, есть и будет кормильцем России». Работу над воплощением идеи выполнял скульптор Владимир Ващенко.
Место, где находится памятник «Куб Чернозема», выбрано не случайно. Именно из Панинского района был взят кусок чернозема в форме куба и заявлен на всемирной выставке в Париже, как эталон русского чернозема. К слову, на выставке французы тут же окрестили русский чернозем «черным бриллиантом».
4. Почвы Пензенской области.
Откройте атласы Пензенской области на с.14. Какие почвы распространены в Пензенской области (черноземы).
Какие факторы повлияли на их образование?
В какой части Пензенской области расположен Тамалинский район? (на юго – западе Пензенской области.
Определите тип почв (Черноземы выщелочные и типичные)
5.Практическая работа по теме «Определение кислотности почвы».
1 ученик определит научным способом с помощью цифровой лаборатории Архимед.
Опыт. Получение почвенного раствора и определение типа его среды.
Возьмите пробирку с почвой пришкольного участка и добавьте дистиллированной воды до половины пробирки, закройте пробкой, встряхните несколько раз пробирку и наблюдайте за отстаиванием 2-3 минуты.
Приготовьте бумажный фильтр, вставьте его в воронку, закрепленную в кольце штатива. Края фильтра смочите водой, чтобы он плотно прилегал к воронке. Подставьте под воронку чистый сухой стакан. Профильтруйте смесь почвы и воды. Перед фильтрованием смесь не встряхивать. Почва останется на фильтре, а собранный в стакане фильтрат представляет собой почвенную вытяжку (почвенный раствор). В него опускаем электрод, датчик, который определяет водородный показтель рН. На графике видим, что он равен 8. Сравнили с таблицей кислотности и определили, что почва на участке среденещелочная, а не кислая. От кислотности почвы зависит и ее плодородие, и способность растений противостоять болезням, и количество полученного урожая с этой почвы.
Вывод: почвы не кислые.
2,3 ученики народным способом.
Сода
Что нужно:
Образец грунта
Пищевая сода
Чистая вода
Тара
Немного грунта смешайте в таре с водой, чтобы получилась кашеобразная масса, и добавьте чуть-чуть столовой соды. Если на поверхности появились пузырьки, началось шипение, значит, почва кислая. В противном случае ничего не произойдет.
Чай
Что нужно:
Образец грунта
Черный чай
В стакан заваренного листового черного чая положите щепотку земли и хорошо размещайте. Если цвет не меняется, почва щелочная или нейтральная. Чай светлее? Значит, грунт кислый. Можно сравнить процесс с реакцией чая и лимона. Сок лимона имеет около 2 рН. Если добавить в чай дольку лимона, он становится более прозрачным. Так и здесь: почва с высокой кислотностью осветлит напиток. Только не переборщите – достаточно чайной ложки.
Еще раз напомним, что данные способы не являются эффективными. Какие-то из них могут работать, а какие-то – нет. К тому же, конкретных цифр вы не получите.
Вывод: почвы не кислые.
4 ученик. Задание: создать искусственную почву.
Я взяла 3 части опилок, 1 часть песка, добавила перлит, мох сфагнум и немного увлажнила и посадила лук. А как будет идти процесс, мы понаблюдаем в течение месяца.
5.Закрепление изученного материала
Как вы понимаете выражение «Почва дороже золота. Без золота люди прожить смогли бы, а без почвы нет».
Есть ещё один фактор, который влияет на плодородие почв. Это деятельность человека.
А ведь такое преступное отношение к земле было не всегда. Жизнь человека полностью зависела от собранного урожая, поэтому земля являлась для крестьянина матерью, кормилицей. Человек всячески пытался задобрить землю, поэтому некоторые народные традиции и обряды сохранились до сих пор.
Вернемся к эпиграфу Докучаев научно доказал, что «земля живая», а раз она живая, значит, её можно убить.
Он уже более ста лет назад увидел негативное влияние человека на почвы и выявил причины деградации земли:
1. Истощение земли возделыванием одних и тех же культур.
2. Снижение плодородия почвы из-за сева сельскохозяйственных культур без учёта свойств почвы.
3. Нарушение структуры почвы неправильной вспашкой и боронованием.
4. Сведением лесов.
5. Распашка берегов рек.
6. Нерациональное использование ядохимикатов в сельском хозяйстве приводит к загрязнению почвы, воды, пищевых продуктов.
По поводу тяжёлых последствий злоупотребления ядохимикатами образно писал Ж. Дорст: «Никому в голов не придёт принять дозу лекарств, в десять или сотни раз большую, чем та, что указана в рецепте, в расчёте на то, что лекарство подействует быстрее. Однако именно так поступают люди с ядохимикатами; они забыли, что природа – это своеобразный живой, подверженный частым заболеваниям и чрезвычайно хрупкий организм, воздействие на равновесие которого можно сравнить лишь с осторожностью врача-терапевта». От нас зависит, как мы распорядимся этим сказочным богатством, так как с каждым годом запасов становится все меньше и меньше.
Методы защиты почвы по Докучаеву.
1. Насаждение лесополос в степи
2. Укрепление оврагов, посадка лесов
3. Регулирование стока воды
4. Снегозадержание
5. Расчистка ключей и колодцев
6.Подведение итогов. Рефлексия
В каждом из секторов записываются параметры – вопросы рефлексии состоявшейся деятельности. Каждый участник педагогического взаимодействия (ручкой, карандашом) пять раз (по одному в каждый сектор) "стреляет" в мишень, делая метку (точку, плюс и т.д.). Метка соответствует его оценке результатов состоявшегося взаимодействия. Если участник очень низко оценивает результаты, то метка ставится им в "молоко" или в поле "1" на мишени, если результаты оцениваются очень высоко, то метка ставится в "яблочко", в поле "5" мишени.
После того как каждый участник взаимодействия "выстрелил" (поставил метки) в рефлексивную мишень, она вывешивается на всеобщее обозрение и педагог организует ее краткий анализ
Мы сегодня рассмотрели закономерности распространения почв по территории России, вы выполняли задания разных типов, производили оценку своих знаний и заполнили Оценочные листы.
Вы получили несколько отметок за каждый этап работы на уроке и теперь посчитайте средний балл. Оцените свою работу. Листы дежурные соберите и передайте мне.
Домашнее задание:
§_28___ прочитать; выучить таблицу «Главные типы почвы России». Составьте кластер (схему), показывающий влияние природных почвообразующих факторов, влияющих на плодородие почвы и её использование человеком по образцу.
Спасибо за сотрудничество! До свидания!
Если осталось время можно предложить тест.
Тест: Приложение 4.
1. Установите соответствие тип почвы и содержание гумуса
А. Чернозем | 1.5—10% |
Б. Каштановая | 2.2—4% |
В. Подзолистая | 3.1—2% |
Г. Дерново-подзолистая | 4.До 1,5% |
11