Поршнева С.Ю., г. Оренбург
Урок - практикум
по теме «Простейшие задачи в координатах»
Класс: 9
Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор
Цель: развитие у учащихся представлений о месте геометрии в системе наук и роли математического моделирования в научном познании и практике.
Результаты освоения:
личностные:
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
инициатива и активность при решении задач;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками
предметные:
овладение базовым понятийным аппаратом;
овладение геометрическим языком , умение использовать его для описания предметов окружающего мира;
умение применять изученные формулы и понятия для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использование при необходимости калькулятора, компьютера
метапредметные:
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение осуществлять контроль по результату и вносить необходимые коррективы;
умение организовывать совместную деятельность, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах;
умение понимать и использовать математические средства наглядности для иллюстрации, аргументауции.
Методы. Из методов организации учебно – познавательной деятельности – словесные, наглядные, проблемно – поисковые, из методов контроля – машинный контроль.
Ход урока:
Начало есть половина всего
Условие заданий – на слайдах (слайды 2 – 9). 1 ученик аргументировано дает ответы на вопросы на интерактивной доске, остальные – записывают в тетрадях. После смены слайда высвечивается правильный ответ. Ученик оценивается по количеству правильных ответов.
Не делай никогда того, чего не знаешь.
Но научись всему, что следует знать...
Текст задачи - на слайде №10.
-Какая фигура называется параллелограммом?
-Какие векторы можно изобразить на рисунке?
-Как найти координаты этих векторов?
-Какие векторы называются равными?
-Какое условие должно выполняться для координат этих векторов?
После обсуждения и краткой записи разных способов решения задачи, 1 ученик записывает решение понравившимся способом на доске.
Текст и рисунок к задаче – на слайде №11.
Составьте перечень способов решения этой задачи.
Рассмотреть решение этой физической задачи с помощью нахождения координат точек А и С и расстояния между ними.
Индивидуальная работа. 1 ученик записывает решение на доске.
- А (240; 160), С (40; 40) АС2 = (240-40)2+(160-40)2 = 40000 + 14400 = 54400 АС= == 40 (км)
III. Цените дружеские узы выше всех,
Не допускайте вспышек гнева, громкий смех.
Работа в парах. Учащиеся оформляют решение на раздаточном материале. Фамилии:________________________________________________________________
ВАРИАНТ 1
По заданной траектории движения тела постройте вектор его перемещения.
Дорожка имеет форму прямоугольника, меньшая сторона которого равна 21 м, большая – 28 м. Человек обходит дорожку за 1 мин. Определите модуль перемещения и пройденный путь за 1 мин.
Ответ: модуль перемещения____________________________________________
пройденный путь_______________________________________________
3. Даны точки А(5;-2), В(3;0), С(-4;5) и D(-6;7). Определите, равны ли векторы и ?
Решение:
{______________________________________________________________
{_______________________________________________________________
Ответ: _____________________________________________________________
4. В треугольнике ОАВ к стороне АВ проведена медиана ОС.
Найдите длину медианы ОС, если О(-5; 7), С(-2, 3).
Решение: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответ: ОС=_________.
5. Отметьте точки А(2; 0), В(-3; 4), С(-3; 7),
D(2; 3).
Определите вид четырехугольника ABCD.
Ответ:
А) параллелограммом
Б) ромбом
В) квадратом
Г) прямоугольником
(нужное подчеркнуть)
Фамилия______________________________________________________________
ВАРИАНТ 2
По заданной траектории движения тела постройте вектор его перемещения.
Самолет пролетел по прямой 400 км, затем повернул под углом 900 и пролетел еще 300 км. Определите пройденный путь и модуль перемещения.
Ответ:
модуль перемещения_____________________________________________
пройденный путь_______________________________________________
3. Точка А является началом вектора ,
а точка В(1, -3) – его концом. Найдите координаты точки А.
Решение: ; .
Ответ: .
4. В треугольнике ОАВ к стороне АВ проведена медиана ОС. Найдите координаты С, если А(-5; 0), В(0, -3).
Ответ:__________________________________________________________________
5. Отметьте точки А(3; 0), В(-2; 3), С(3; 6), D(8; 3).
Определите вид четырехугольника
ABCD.
Ответ:
А) трапецией
Б) ромбом
В) квадратом
Г) прямоугольником
(нужное подчеркнуть)
После этого записывают ответы и поверяют их с решением на интерактивной доске. (Слайды12,13,14)
IV А что по мудрости второе на века?
Давать вещам и всем явленьям Имена.
Использование понятия «вектор» в биологии, информатике, физике, алгебре и других науках представлено на слайдах. (слайды 15 – 20) (домашний проект двух учеников)
Рефлексия Сегодня на уроке мы повторили формулы для нахождения координат и длины вектора, расстояния между двумя точками и координат середины отрезка для решения геометрических и физических задач. А главное, убедились в том, что математика – это не только стройная система законов, теорем и задач, а уникальное средство, в котом виден глубокий жизненный смысл.
Литература:
Гельфгат И.М., Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А. 1001 задача по физике с ответами, указаниями, решениями. – 5 – е изд. – М.: Илекса, 2007. – 352 с.
Геометрия. 7 – 9 классы: тесты для текущего и обобщающего контроля/авт.-сост. Г.И. Ковалева, Н.И. Мазурова. – Водгоград: Учитель, 2008. – 175 с.
Изучение геометрии в 7 – 9 классах: Метод. рекомендации к учеб.: Кн. Для учителя/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и лр.. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 1999. – 255 с.: ил. – ISBN 5-09-008872-1
Рабинович Е.М. Задачи и упражнения на готовых чертежах. 7 – 9 классы. Геометрия. – М.:Илекса, Харьков: Гимназия, 2004. – 56 с.
Рымкевич А.П. Сборник задач по физике для 9 – 11 классов средней школы. – М.: Просвещение, 1996. – 191 с.