СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок геометрии "Решение задач по теме "Призма"

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы к открытому уроку геометрии в 10 классе по теме "Решение задач по теме "Призма". Урок содержит различные способы и методы оценивания предметных и метапредметных результатов обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Урок геометрии "Решение задач по теме "Призма"»

Конструктор урока_геометрия_10 класс

ФИО (полностью) Балуева Ольга Андреевна.

Место работы МБОУ СОШ № 1 Невьянского ГО.

Должность учитель математики.

Предмет геометрия.

Тема и номер урока Решение задач по теме «Призма»

Класс 10.

Цель урока: актуализировать знания учащихся по теме «Призма» и основных теорем стереометрии, закрепить умение находить площадь боковой поверхности призмы, совершенствовать навыки решения геометрических задач.

Задачи урока:  

-образовательные: способствовать повторению, углублению знаний учащихся о геометрических тел, применению этих знаний для решения различных задач;

- развивающие: развить умения анализировать, обобщать, делать выводы, применять знания в нестандартных ситуациях;

- воспитательные: повышение интереса к математике как науке, формирование коммуникативных и деловых качеств при работе в парах


Планируемые результаты:

Предметные УУД:

повторяет ранее изученный материал, отрабатывает умение решать задачи

Познавательные УУД

оценивает познавательную задачу, слушает и извлекает нужную информацию, выдвигает гипотезу, интерпретирует информацию.

Регулятивные УУД

принимает учебную задачу; прогнозирует свою деятельность и её результаты, планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклас­сниками или самостоятельно) необходимые действия, действует по плану, проводит анализ содержания задачи,  посредством работы над решенной задачей, анализирует и оценивает результат своей деятельности, делает выводы.

Коммуникативные и личностные УУД

строит небольшие монологические высказывания, учувствует в коллективном и групповом обсуждении, выражает свою точку зрения, осуществляет совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познаватель­ных задач

Личностные УУД: признание общепринятых морально-этических норм.

Функциональная (математическая) грамотность: научное объяснение явлений, включая: применение математических знаний, преобразование одной формы представления данных в другую форму знаний для объяснения явлений.

Ценностные ориентиры: бережное отношение к природе.

Технологии и методы обучения: технология проблемного обучения, дифференцированное обучение, ИКТ.

Тип урока: закрепление изученного материала.

Формы работы учащихся: Фронтальная, парная, индивидуальная.

Организация деятельности учащихся на уроке:

-самостоятельно определяют тему, задачи урока;

-повторяют ранее изученный материал;

-отвечают на вопросы;

-выдвигают гипотезу (предположения),

-решают задачи в парах;

-анализируют, оценивают себя и друг друга;

-рефлектируют.


Оборудование: интерактивная доска, компьютер, колонки, раздаточный материал (карточки для повторения, лист самооценки).

Этап урока

Содержание этапа

t

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Формируемые УУД, навыки, компетенции

Подготовительный

Проверка готовности к уроку, приветствие учеников и гостей

1 мин

Формирует благоприятный психологический настрой, включение учащихся в деятельность

Ученики слушают учителя и настраиваются на работу, знакомятся с раздаточным материалом.


Мотивация, целеполагание

  • Давайте рассмотрим изображения на экране (на слайдах изображения архитектурных зданий)

  • Как называются эти здания? (1 слайд – «Ворота в Европу» в Мадриде, 2 слайд – Стеклянная пирамида Лувра в Париже, 3 слайд – современные офисные здания, 4 слайд – Шагающий дом в Копенгагене)

  • Какое из зданий лишнее? (предположения учащихся, Пирамида Лувра)

  • Почему? (Все здания построены в виде призмы, кроме Лувра, Лувр – в виде пирамиды)

  • Да! Что сегодня мы изучаем на уроке? (Призму, решаем задачи по теме «Призма»)

  • Запишите тему урока «Решение задач по теме «Призма».

  • Какую цель урока вы поставите перед собой? (научиться решать задачи по данной теме, закрепить умение решать задачи, другие ответы учеников)

4 мин

Задает вопросы, подводит к формулированию темы и цели урока

Учащийся представляет планируемый результат

- выдвигать возможные решения задачи

Актуализация знаний.

  • Для того, чтобы решать задачи по теме «Призма», вспомним само понятие призмы и ее элементов.

  • Для этого я предлагаю вам выполнить задание «Заполни пропуски». (На партах учащихся лежат карточки с заданием, а также эта карточка выведена на слайде. Учащиеся заполняют пропуски, затем выполняют взаимопроверку с помощью ответов, выведенных на экране)

ФИ ________________________________

Заполни пропуски

  1. Призма – многогранник, составленный из двух равных ______________, расположенных в параллельных плоскостях, и _____ параллелограммов.

  2. ___________ призмы – равные многоугольники, расположенные в параллельных плоскостях.

  3. Боковые грани – это ______________________.

  4. Перпендикуляр, проведенный из какой-нибудь точки одного основания к плоскости другого основания, называется ____________ призмы.

  5. __________ призма – призма, боковые ребра которой перпендикулярны _____________.

  6. Правильная призма – __________ призма, в основании которой лежит _________________ многоугольник.

  7. Наклонная призма – призма, боковые ребра которой ______________________ к основаниям.

Количество баллов__________


Ответы:

  1. Многоугольников, n

  2. Основания

  3. Параллелограммы

  4. Высотой

  5. Прямая, основаниям

  6. Прямая, правильный

  7. Не перпендикулярны


10 мин

Настраивает на работу, помогает с оцениванием работы

Учащиеся работают самостоятельно. Вспоминают понятие призмы и ее элементов. Заполняют пропуски в карточке. Оценивают работу соседа по парте с помощью критериев.

- оценивают работу под руководством учителя; самостоятельно организовывать учебное взаимодействие, в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контр- аргументы;


Постановка проблемной ситуации.

  • Что еще необходимо знать для решения геометрической задачи? (Предположения учеников, различные ответы, теоремы)

  • Давайте проверим насколько хорошо вы знаете теоремы стереометрии. Поиграем в игру «Сформулируй теорему». (У ребят на партах лежат заранее заготовленные карточки для работы)


Сформулируй теорему

ФИ ____________________________________


1

2

3

4

5









  • На слайде будет изображен чертеж к одной из теорем стереометрии, ваша задача назвать какая это теорема, а затем сформулировать ее. Таких слайдов будет 5. Если у вас получилось назвать теорему и сформулировать ее, то под номером теоремы ставим себе 2 плюса, если с формулировкой возникли проблемы – 1 плюс, если не смогли вспомнить о какой теореме речь ставим знак «минус».

Если прямая перпендикулярна двум пересекающимся прямым, лежащим в плоскости, то она перпендикулярна и самой плоскости.

Если прямая, не лежащая в данной плоскости, параллельна какой-нибудь прямой, лежащей в этой плоскости, то она параллельна этой плоскости.

Если две пересекающиеся прямые одной плоскости соответственно параллельны двум прямым другой плоскости, то эти плоскости параллельны.

Если одна из двух прямых лежит в плоскости, а другая прямая пересекает эту плоскость в точке, не лежащей на первой прямой, то эти прямые скрещивающиеся.

Прямая, проходящая через основание наклонной, перпендикулярно ее проекции, перпендикулярна и самой наклонной.

  • Молодцы! Вспомнили теоремы нужные и важные для решения многих задач стереометрии.

6 мин


Учитель описывает проблемную ситуацию. Помогает правильно выполнить самооценку.

Учащиеся высказывают свои предположения, строят гипотезы, прогнозируют. Выполняют самооценку, озвучивают полученные результаты


- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

- слушать других, оформлять свои мысли в устной речи

Решение задачи

  • Давайте вернемся к современной архитектуре, чем интересны современные здания? (архитектурой, необычным видом и др.)

  • Знаете ли вы какое самое высокое здание в мире? (Бурдж-Халифа – сверхвысотный небоскрёб высотой 828 метров в Дубае)

  • А самое высокое здание в Екатеринбурге? (башня «Исеть», если считать по зубьям короны, то высота составляет 212,8 метра, а если по крыше, то 206,5 метра)

  • Что необходимо, чтобы построить такие здания? (Возможные ответы учеников: знать геометрию, уметь считать, делать чертеж, проектировать)

  • Да! Обратите внимание на современные материалы, которые используют при строительстве зданий. (многие сделаны из стеклянных панелей)

  • Решим задачу (задача решается фронтально):

Фасадные стеклянные панели для домов и сооружений имеют размеры 2400 х 1200 мм. Сколько панелей необходимо для облицовки здания в виде правильной треугольной призмы со стороной основания 36 м и высотой 120 м.

  • Решение: что нужно знать? (Формулу боковой поверхности призмы)

  1. Найдем площадь одной панели (в кв. м)

  2. Найдем площадь боковой поверхности призмы

  3. Найдем количество панелей .

  • Ответ. 4500 панелей.

  • Молодцы!

  • Есть ли в нашем городе какое-нибудь высокое здание, похожее на призму? (Да. Невьянская наклонная башня)

  • А возможно ли высчитать, под каким углом баня наклонена к поверхности земли? Высота башни — 57,5 метров, основание в плане представляет собой квадрат со стороной около 9 метров. Отклонение башни от вертикали — около 1,85 м в верхней точке. (Да. Если рассмотреть прямоугольный треугольник, то в нем можно найти тангенс угла наклона)

Верно! Вычислите тангенс угла. Как найти угол? (Воспользоваться таблицами Брадиса)

  • Ученики вместе с учителем рассуждают, как правильно пользоваться таблицами Брадиса.

  • Хорошо

12 мин

Направляет действия по решению задачи. Помогает выполнить решение отстающим ученикам

Работают над задачей, выполняют расчёты по формуле.

Самостоятельно выполняют решение второй задачи


- осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления;

- выполнения расчетов по формулам,

- уважительное отношение к позиции другого

Анализ результатов, самоанализ, самооценка.

  • Предлагаю оценить нашу работу, у вас на столах лежат листы самооценки.

  • По каждому из критериев выставьте балл от 1 до 10 и соедините точки. (выдается лист самооценки «Звезда»)


4 мин

Анализирует получившиеся «звезды»

Анализируют полученные результаты, проводят самооценку.

- делать выводы на основе обобщения и умозаключения,

- определять степень успешности работы.

Рефлексия

  • Чему научились? Что нового узнали?

  • Что понравилось на уроке?

  • Была ли выполнена цель нашего урока?

3 мин