СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по информатике «Условия и выбор»

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по информатике

в 9 классе

Тема урока «Условия и выбор»

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по информатике «Условия и выбор»»

5



Открытый урок по информатике

в 9 классе

Тема урока «Условия и выбор»

Учитель информатики

МКОУ «Стальская гимназия

Алхасов Камиль Хасбулатович

Тип урока: урок изучения новых знаний и их первичное закрепление.

Цели урока:

1. Образовательная:

  • сформировать представление о принципе работы условного материала;

  • сформировать навыки программирования в среде TP.

2. Развивающая:

  • формирование ИКТ- компетентности;

  • развитие алгоритмического мышления.

3. Воспитательная:

  • способствовать формированию партнерских отношений в классе.


Оборудование:

демонстрационный ПК, мультимедиа-проектор, презентация к уроку.


Структура урока:

  1. Организационный момент. (1-2 мин.)

  2. Актуализация опорных знаний и умений. (6-8 мин.)

  3. Мотивация. Сообщение темы цели и темы урока. (5 мин.)

  4. Объяснение нового материала. (15-20 мин.)

  5. Закрепление нового материала (10 мин.)

  6. Обобщение и подведение итогов. (3 мин.)

  7. Домашнее задание. (3 мин.)

  8. Компьютерный практикум. (10-15 мин.)



Основное содержание учебного материла

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный момент


Проверяю готовность к уроку.

Приветствую учеников


Проверяют готовность к уроку.

Приветствуют учителя

2. Актуализация знаний и умений учащихся

Презентация. Слайд 1.

Ученики дают подробные пояснения к ответам

Читаю задание:

1. Какие числа относятся к типу:

Integer
Real

2. Исправь ошибки в программе

Program primer;
Var b,s: real;
Begin

Writeln (Введите числа b и с)
Readln( b,c);
A=b+c;
Write ln ( ‘a=’,a);
End.


Ученики выполняют задания

1.

Integer – целые числа
Real - вещественные


2.

Program primer;
Var a, b, s: real;
Begin

Writeln (‘Введите числа b и с’);
Readln( b,c);
A:=b+c;
Writeln ( ‘a=’,a);
End.

Слайд 2

3.Запиши на языке программирования следующее математическое выражение:

х2+2ху-у2

4. Переведите запись с языка программирования Паскаль на математический язык:

Sqrt(x)*3 – (a+2)/b

3.

SQR(x) +2*x*y –SQR(y)


4. 3 -

3. Мотивация целеполагание. Сообщение темы урока

Показ презентации.  (Слайд 3), ученики дают подробные пояснения к ответам.


Задаю вопросы:

1. Для решения какой задачи составлена программа?


2. Найдите ошибки в этой программе.


3. Можем ли мы изменить программу, что бы она была верной для любых чисел.


Предлагаю определить тему урока и сформулировать цель.

Отвечают на вопросы.

1. Данная программа составлена для решения квадратного уравнения.

2. В программе на проверяется условие при котором D


3. Мы не знаем, как можно в Паскале реализовать условную функцию.


Предлагают свои варианты темы урока:

Условная функция. Ветвление.

Слайд 4

Тема урока:

Условная функция. Ветвление

Формулируют цель: узнать как выглядит условный оператор, научиться решать задачи с ветвлением.

Записывают тему урока и цель в тетрадь.

4. Объяснение нового материала

Слайд 5


При решении задач очень часто приходится выбирать, какое действие делать из двух или более возможных вариантов.

Но практически всегда такой выбор определяется наличием условий, проверяя которые, можно определиться с дальнейшими действиями.


Слайд 6


В алгоритмах для этого существует особый блок – «проверка условий»:

Структура полного ветвления:











В языке ТurboРascal такой блок описывается оператором IF.


Записывают в тетрадь

Слайд 7


IF условие THEN действие 1 ELSE действие 2;


Компьютер проверяет условие, записанное после служебного слова IF. На вопрос условия может быть дан только один ответ из двух возможных – «да» или «нет». Если условие выполняется – т.е. дан ответ «да», то работает оператор THEN и будет выполняться действие 1 (действие 2 не выполняется), если условие не выполняется, т.е. дан ответ «нет», то работает оператор ELSE и будет выполняться действие 2 (действие 1 не выполняется).


Записывают в тетрадь

Слайд 8


Структура неполного ветвления

IF условие THEN действие1;

В

нет

этом случае при проверке

условия и ответе «нет»

н

ДА

а вопрос условия

действие1 не выполняется,

а управление передается

на следующий после

IF оператор.


Записывают в тетрадь

Слайд 9,10


В том случае, если нужно выбрать одно действие из 3-х или большего количества, в действие вступает структура выбора.


ДА



нет


ДА


нет


ДА



нет








Записывают в тетрадь

Слайд 11


Оператор ТurboРascal:


IF условие THEN действие 1

ELSE IF условие 2 THEN действие 2

ELSE IF условие 3 THEN действие 3

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

ELSE IF условие N THEN действие N

ELSE действие N+1;



Записывают в тетрадь

Слайд 12

В том случае, если действие включает в себя несколько операторов, необходимо использовать операторные скобки begin…end.


Записывают в тетрадь


В начале урока мы рассматривали программу для решения квадратного уравнения. Можем ли теперь её решить теперь?


Ответ: можем


Под диктовку учеников я записываю блок-схему и программу для решения квадратного уравнения.



Слайд 13


Program Yravnenie;

Var a,b,c,d,x1,x2: real;

Begin

Writeln (‘Введите числа a, b и с’)

Readln( a,b,c);

d:=sqr(b)-4*a*c;

If d= 0 then

begin

x1:=(-b+sqrt(d))-2*a;

x2:=(-b-sqrt(d))-2*a;

Writeln ( ‘x1=’,x, ‘x2=’,y);

end;

Else write (‘Корней нет’);

End.


5. Закрепление нового материала

Слайд 14


Задание:

Составить блок-схему и программу для нахождения значения функции для заданных значений Х:







Сначала решают самостоятельно.

Затем один ученик записывает на доске блок-схему, другой – программу.


Остальные проверяют.










Слайд 15

Слайд 16



Решение:

program primer;

uses crt;

var x,y:real;

begin

clrscr;

write(‘Ввдите Х’);

readln(x);

if x

else if x2 then y:=sqr(x)+2

else y:=sqrt(2*x);

writeln(‘y=‘,y:5:3);

end.


Проверка:

Х |-1,5 | 1,7 | 2,5

Y |-8,5 | 1,84 | 8,25




6. Обобщение и подведение итогов






7. Домашнее задание

Слайд 17


Выполните задания:

1. Составить блок-схему и программу для нахождения значения переменной с, которое вычисляется по формуле: a+b, если а нечетное и a*b, если а четное

(условие четности числа: а mod 2 = 0).

2. Составить блок-схему и программу для вычисления значение функции:

3. Составить блок-схему и программу, которая выводит на экран наибольшее из трех чисел.


8. Компьютерный практикум



Составленную программу набирают на ПК и проверяют правильность работы



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!