демонстрационный ПК, мультимедиа-проектор, презентация к уроку.
Основное содержание учебного материла | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. Организационный момент |
| Проверяю готовность к уроку. Приветствую учеников | Проверяют готовность к уроку. Приветствуют учителя |
2. Актуализация знаний и умений учащихся |
Презентация. Слайд 1. Ученики дают подробные пояснения к ответам | Читаю задание: 1. Какие числа относятся к типу: Integer Real 2. Исправь ошибки в программе Program primer; Var b,s: real; Begin Writeln (Введите числа b и с) Readln( b,c); A=b+c; Write ln ( ‘a=’,a); End. | Ученики выполняют задания 1. Integer – целые числа Real - вещественные 2. Program primer; Var a, b, s: real; Begin Writeln (‘Введите числа b и с’); Readln( b,c); A:=b+c; Writeln ( ‘a=’,a); End. |
Слайд 2 | 3.Запиши на языке программирования следующее математическое выражение: х2+2ху-у2 4. Переведите запись с языка программирования Паскаль на математический язык: Sqrt(x)*3 – (a+2)/b | 3. SQR(x) +2*x*y –SQR(y) 4. 3 - |
3. Мотивация целеполагание. Сообщение темы урока |
Показ презентации. (Слайд 3), ученики дают подробные пояснения к ответам. | Задаю вопросы: 1. Для решения какой задачи составлена программа? 2. Найдите ошибки в этой программе. 3. Можем ли мы изменить программу, что бы она была верной для любых чисел. Предлагаю определить тему урока и сформулировать цель. | Отвечают на вопросы. 1. Данная программа составлена для решения квадратного уравнения. 2. В программе на проверяется условие при котором D 3. Мы не знаем, как можно в Паскале реализовать условную функцию. Предлагают свои варианты темы урока: Условная функция. Ветвление. |
Слайд 4 | Тема урока: Условная функция. Ветвление | Формулируют цель: узнать как выглядит условный оператор, научиться решать задачи с ветвлением. Записывают тему урока и цель в тетрадь. |
4. Объяснение нового материала |
Слайд 5 | При решении задач очень часто приходится выбирать, какое действие делать из двух или более возможных вариантов. Но практически всегда такой выбор определяется наличием условий, проверяя которые, можно определиться с дальнейшими действиями. | |
Слайд 6 | В алгоритмах для этого существует особый блок – «проверка условий»: Структура полного ветвления: В языке ТurboРascal такой блок описывается оператором IF. | Записывают в тетрадь |
Слайд 7 | IF условие THEN действие 1 ELSE действие 2; Компьютер проверяет условие, записанное после служебного слова IF. На вопрос условия может быть дан только один ответ из двух возможных – «да» или «нет». Если условие выполняется – т.е. дан ответ «да», то работает оператор THEN и будет выполняться действие 1 (действие 2 не выполняется), если условие не выполняется, т.е. дан ответ «нет», то работает оператор ELSE и будет выполняться действие 2 (действие 1 не выполняется). | Записывают в тетрадь |
Слайд 8 | Структура неполного ветвления IF условие THEN действие1; В нет этом случае при проверке условия и ответе «нет» н ДА а вопрос условия действие1 не выполняется, а управление передается на следующий после IF оператор. | Записывают в тетрадь |
Слайд 9,10 | В том случае, если нужно выбрать одно действие из 3-х или большего количества, в действие вступает структура выбора. ДА нет ДА нет ДА нет | Записывают в тетрадь |
Слайд 11 | Оператор ТurboРascal: IF условие THEN действие 1 ELSE IF условие 2 THEN действие 2 ELSE IF условие 3 THEN действие 3 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - ELSE IF условие N THEN действие N ELSE действие N+1; | Записывают в тетрадь |
Слайд 12 | В том случае, если действие включает в себя несколько операторов, необходимо использовать операторные скобки begin…end. | Записывают в тетрадь |
| В начале урока мы рассматривали программу для решения квадратного уравнения. Можем ли теперь её решить теперь? | Ответ: можем |
| Под диктовку учеников я записываю блок-схему и программу для решения квадратного уравнения. | |
Слайд 13 | Program Yravnenie; Var a,b,c,d,x1,x2: real; Begin Writeln (‘Введите числа a, b и с’) Readln( a,b,c); d:=sqr(b)-4*a*c; If d= 0 then begin x1:=(-b+sqrt(d))-2*a; x2:=(-b-sqrt(d))-2*a; Writeln ( ‘x1=’,x, ‘x2=’,y); end; Else write (‘Корней нет’); End. | |
5. Закрепление нового материала |
Слайд 14 | Задание: Составить блок-схему и программу для нахождения значения функции для заданных значений Х: | Сначала решают самостоятельно. Затем один ученик записывает на доске блок-схему, другой – программу. Остальные проверяют. |
Слайд 15 Слайд 16 | Решение: program primer; uses crt; var x,y:real; begin clrscr; write(‘Ввдите Х’); readln(x); if x else if x2 then y:=sqr(x)+2 else y:=sqrt(2*x); writeln(‘y=‘,y:5:3); end. Проверка: Х |-1,5 | 1,7 | 2,5 Y |-8,5 | 1,84 | 8,25 |
6. Обобщение и подведение итогов |
| | |
7. Домашнее задание |
Слайд 17 | Выполните задания: 1. Составить блок-схему и программу для нахождения значения переменной с, которое вычисляется по формуле: a+b, если а нечетное и a*b, если а четное (условие четности числа: а mod 2 = 0). 2. Составить блок-схему и программу для вычисления значение функции: 3. Составить блок-схему и программу, которая выводит на экран наибольшее из трех чисел. |
8. Компьютерный практикум |
| | Составленную программу набирают на ПК и проверяют правильность работы |