СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по истории

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по истории 5 класс Поэма Гомера "Одисея"

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по истории»

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА В 5 КЛАССЕ ПОЭМА ГОМЕРА «ОДИССЕЯ».

Тип урока: Интегрированный (история и литература)

Цель урока: продолжить знакомство учащихся с произведениями Гомера как историческими источниками. Учащиеся должны иметь общее представление о содержании поэмы Гомера «Одиссея». I. Обучающая

1.Совершенствовать навыки работы с историческим источником: анализировать его содержание и делать собственные выводы.

2. Способствовать развитию речевых коммуникаций

2.Основная часть урока.

1.Текущий контроль знаний и умений. Осуществляется в форме краткой беседы по содержанию поэмы Гомера «Илиада». Подробное знакомство с произведением состоялось на предыдущем уроке.

Вопрос: Каков сюжет «Илиады»? Сюжет «Илиады» и «Одиссеи» взят из Троянского цикла сказаний о походе на Трою, о десятилетней осаде города, победе над троянцами и возвращении греков на родину.

Вопрос: Какова действительная причина Троянской войны? Борьба за побережье полуострова Малая Азия греческих городов под предводительством царя Микен с Троянским царством. Вопрос: Когда написана «Илиада»? «Илиада», по-видимому, была написана в IX-VIII вв. до н. э. в Ионии и посвящена событиям последнего года Троянской войны.

Вопрос: Кто главный герой «Илиады»? В ней воспеваются военные события и подвиги ахейских героев – Ахиллеса, Агамемнона, Менелая, Гектора, Диомеда и др. Главный герой “Илиады” - Ахиллес – сын морской богини Фетиды и Пелея, царя города Фтии в Фессалии – совершил под Троей множество подвигов, но на десятый год войны был убит стрелой Париса.

Вопрос: Какой прием применялся при написании «Илиады»?

Поэма написана гекзаметром и содержит около 15700 стихов. Гекзаметр (греч. hexametros, "шестимерник") - древнейшая форма стиха в античной европейской поэзии. В античной поэзии дактилический гекзаметр был наиболее распространенным размером, встречаясь главным образом в героическом эпосе, почему получил название «героический» или «эпический стих». Этот вид стихосложения основывался на ритмическом чередовании долгих и кратких слогов. Гекзаметр имел обязательную цезуру, то есть паузу, в середине третьей или четвертой стопы. 2.Изучение нового материала. 1. Вступительное слово учителя о Г. Шлимане (Приложение №1) В.А.Жуковском. (Приложение №2) Гомере (Приложение №3) Сопровождается презентацией. Примечание: По ходу рассказа учителя дети записывали в тетради их имена и годы жизни. Переходя к изучению поэмы «Одиссея» учитель вместе с детьми определяет цели: - познакомиться с приключениями Одиссея на пути на Итаку; - определить значение поэмы как исторического источника; - определить литературные особенности поэмы. Краткое слово учителя о содержании «Одиссеи». “Одиссея” повествует о последних приключениях одного из героев Троянской войны, царя острова Итака, Одиссея, возвращающегося от стен разрушенного Илиона в родную Итаку. В основе поэмы лежит известный фольклорный сюжет о возвращении Одиссея неузнаваемым к своей верной жене Пенелопе. В отличие от “Илиады”, В “Одиссее” изображены преимущественно бытовые картины: хозяйственные заботы, домашние занятия, семейные обычаи, обряды гостеприимства и прочее. Создана она несколько позже “Илиады” и содержит около 12100 стихов. 2. Работа с текстом произведения сопровождается презентацией и работой с интерактивной доской. Пояснение. Ученики имеют текст этого произведения на партах. Весной, перед уходом на каникулы, учитель познакомился с учениками 4 класса (будущими пятиклассниками) и их родителями. На последнем в учебном году родительском собрании были даны рекомендации по внеклассному чтению с целью развития интереса к предмету «история». В списке рекомендованной литературы были произведения Гомера в изданиях, доступных для понимания детей. Родителям рекомендовано совместное комментированное чтение с детьми. Ученики работают с текстом произведения; отвечают на вопросы учителя, подтверждая ответы отрывками из текста поэмы.

1.С чего начинается повествование о возвращении Одиссея домой, на Итаку? Ответ: с описания прихода в дом Одиссея Афины Паллады в образе путника Ментеса на помощь Телемаху.

2. Какие качества Телемаха отмечает Гомер?

Ответ: характеризуя сына Одиссея уместно процитировать: «Богиню Афину Прежде других Телемах богоравный увидел…. Тотчас он встал и ко входу поспешно пошел, негодуя В сердце, что странник был ждать принужден за порогом; приближаясь, Взял он за правую руку пришельца, копье его принял, Голос потом свой возвысил и бросил крылатое слово: «Радуйся, странник; войди к нам; радушно тебя угостим мы; Нужду ж свою нам объявишь, насытившись нашею пищей».

3. Какой совет дала Афина Телемаху?

Ответ: Изгнать из дома непрошеных гостей – женихов, сватавшихся к Пенелопе, отправиться на поиски отца.

4. Каким образом Одиссею удалось покинуть остров нимфы Калипсо?

Ответ: Калипсо по распоряжению Зевса дала Одиссею орудия труда и 20 деревьев из рощи. Одиссей, срубив их, сделал плот. Нимфа три меха на плот принесла; был один драгоценным Полон напитком, другой ключевою водой, а третий Хлебом, дорожным запасом и разною лакомой пищей. …она призвала благоговеющий ветер попутный. Радостно парус напряг Одиссей и, попутному ветру Вверившись, поплыл.

5. Что случилось с Одиссеем на восемнадцатый день путешествия?

Ответ: Посейдон наслал бурю. Одиссей едва не погиб. Боги помогли ему спастись. Он оказался во владениях феакийского царя Алкиноя. Во дворец привела его Навсикая – дочь царя. Примечание: необходимо обратить внимание детей на описание дворца и сада Алкиноя. По сравнению с Итакой это благоухающий край. «Долго, дивясь, стоял перед ним (домом Алкиноя) Одиссей богоравный… …поглядевши на все с изумленьем великим…»

6. О чем рассказал Одиссей Алкиною?

Ответ: О своих приключениях после отплытия от берегов Трои.

3. Динамическая пауза.

Под речевку ученики выполняют несколько упражнений, позволяющих снять мышечное напряжение.

4. Индивидуальные сообщения учеников с опорой на содержание произведения.

Иллюстрируются презентацией. На острове циклопов. На острове Цирцеи В царстве мертвых. Тайное возвращение на Итаку. Победа над женихами. Установление мира. Примечание: по ходу сообщений дети записывают имена героев, новые слова и «крылатые выражения» в тетрадь. 5.Рефлексия:

- Какие трудности встретились Одиссею на пути домой? - Что помогло Одиссею их преодолеть? - Какие из описанных событий исторически достоверные? - Какие человеческие качества воспел в своей поэме Гомер? Подвести детей к выводу: 1. Гомер высоко чтит человека, человеческий разум, человеческую деятельность. Он как бы утверждает: боги бессмертны, но человек обладает бессмертным разумом; сила мысли и искусных рук человека способна противостоять всемогуществу олимпийских богов. 2. Поэма Гомера «Одиссея» может рассматриваться и как литературный памятник, и как исторический источник по истории Древнего мира.

6. Выставление и комментирование оценок за урок.

Ученикам, активно работавшим на уроке, выставляются в дневники оценки. Выставление оценок сопровождается комментариями.

7. Задание на дом:

Параграф №27. Подготовить выразительное чтение отрывка из поэмы Гомера (по выбору). По желанию: Рисунок к одному из мифов о возвращении Одиссея в Итаку.


Скачать

© 2018, 274 3

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!