Открытый урок по истории

открытый урок по истории по теме "Отмена крепостного права"

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по истории»

Дисциплина : история

Тема учебного занятия: Отмена крепостного права

Методическая цель учебного занятия – познакомить обучающихся с подготовкой крестьянской реформы, проанализировать основные положения реформы.

Планируемые результаты:

Знать – основные положения крестьянской реформы

Уметь - уметь делать выводы, высказывать свои суждения, их аргументировать, развивать исследовательские умения, умение публичного выступления.

Тип учебного занятия: изучение нового материала.

Вид учебного занятия: занятие смешанного типа

Оборудование: учебник, учебное пособие, раздаточный материал, рабочая тетрадь, презентация, видеоролик

Этапы учебного занятия

Содержание деятельности

время

Орг. момент

Проверка посещаемости, проверка готовности к учебному занятию, проверка внешнего вида обучающихся.

1-2

Мотива-ционный момент

Сообщение темы учеб. занятия - Отмена крепостного права

Цель - познакомить обучающихся с подготовкой крестьянской реформы, проанализировать основные положения реформы.

1

Проверка исходного уровня знания

Фронтальный опрос:

- когда произошло восстание под предводительством Емельяна Пугачева (1773-1775г.г.)

- назовите основных участников восстания(крепостные крестьяне, казаки, рабочие)

-почему одной из основных сил восстания были крепостные крестьяне ( крепостные крестьяне не имели никаких прав и привилегий; подвергались издевательствам и мучениям со стороны помещиков; крестьян, членов его семьи продавали, обменивали на вещи, проигрывали в карты и дарили)

- что хотели восставших (свергнуть Екатерину II, освобождения крепостных крестьян)

-итог восстания под предводительством Е.Пугачева (восстание потерпело поражение, жизнь крепостных крестьян не стала лучше, наоборот, гнет еще больше усилился)

- что произошло 14 декабря 1825 года (восстание декабристов)

-требования декабристов (свержение самодержавия, принятие революционной конституции и отмена крепостного права)

- итог восстания декабристов (восстание потерпело поражение, началась борьба с крепостным правом и самодержавием)


5-7

Изложение нового материала

Подводя итог можно сделать вывод, что в России остро стояла проблема решения крестьянского вопроса. Крепостное право стало невыносимым.

А сейчас ребята сами попробуйте на основе вышесказанного сформулировать тему нашего сегодняшнего занятия.

Тема учеб. занятия «Отмена крепостного права» (запись в тетрадь).

Сегодня на занятии мы с вами познакомимся с подготовкой крестьянской реформы, проанализируем основные положения реформы. В конце занятия вы должны будете ответить на вопрос: «Был ли решен крестьянский вопрос реформой 1861 года.» (запись в тетрадь)

Предлагается просмотр видеоматериала (во время просмотра видеоролика обучающиеся должны выделить основные положения реформы ( делаются записи в тетрадь))

Обобщение просмотренного материала.

Выделим причины отмены крепостного права

1. Экономическая и военно-техническая отсталость России

2. Выступление крестьян

НО!!! Главной целью, причиной было стремление Александра II удержать свою власть… «…гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу»

Итак , 19 февраля 1861 года в результате долгой подготовки реформы крепостное право было отменено.

Положение крестьян (запись в тетрадь)

До реформы

После реформы

1. личная зависимость

1. личная свобода, гражданские права

2. земля в руках помещиков

2. наделение крестьян землей – выкупные платежи: 20% - крестьяне,80% - государство (в течении 49 лет необходимо выплатить долг государству)

3. барщина, оброк

3. временнообязанные: отработки, испольщина























Земля предоставлялась крестьянам за выкуп. Они должны были единовременно заплатить помещику 20% стоимости надела, а остальную часть 80% выплачивало государство, но с возвратом ему данной суммы в течении 49 лет с процентами. Все крестьяне до заключения выкупной сделки, а также те, кто не смог заплатить 20% стоимости надела, считались временнообязаными и должны были в полном объеме выполнять прежние повинности – испольщину(оброк) и отработки (барщину), хотя были лично свободными

Вопрос обучающимся:

Как вы думаете, почему были определены именно эти условия?

Реальная стоимость всей земли составляла 500 млн. рублей, а помещики получили за нее 1,5 млрд. рублей. Таким образом, помещики получили большие деньги.

Вопрос обучающимся:

На что делался расчет? Куда должны были вкладывать помещики свой капитал?

Помещики должны были строить мануфактуры, заводы, покупать новую технику, развивать сельское хозяйство по капиталистическому пути. Но, помещики не знали, что делать с огромными деньгами, которые получили от продажи земли. Поэтому большинство дворян прокутили эти деньги.

Вопрос, поставленный в начале занятия:

«Был ли решен крестьянский вопрос реформой 1861 года.»

(ответы обучающихся)

Выводы – оценивая крестьянскую реформу важно подчеркнуть следующее:

1. Крестьянская реформа стала результатом компромисса между помещиками, крестьянами и правительством. Причем интересы помещиков были максимально учтены.

2. Условия освобождения крестьян изначально заключало в себе будущие противоречие и источник постоянных конфликтов между ними и помещиками.

3. Реформа предотвратила массовые выступления крестьян, хотя локальные имели место.

4. Были сделаны условия для развития капиталистического уклада в экономике страны.


25-30

Закреп-ление нового мате-риала

Блиц-опрос:

1. Какой срок был установлен для внесения крестьянами выкупных платежей за землю

а) 10 лет

б) 25 лет

в) 49 лет

г) 70 лет

2. Крестьянская реформа 1861г.

а) укрепила самодержавную власть

б) ухудшила положение крестьян

в) создала условия для утверждения капиталистического уклада в экономике

г) решила аграрный вопрос в России

3. Отметьте положения, являющиеся причинами отмены крепостного права

1) кризис феодально-крепостнической системы хозяйствования

2) стремление превратить Россию из аграрной в индустриальную страну

3) военно-техническая отсталость России

4) рост крестьянских восстаний, возможность новой «пугачевщины» в России

5) давление со стороны консервативных сил

6) решить проблему малоземелья крестьян

4. Кому принадлежат слова: «Лучше освободить крестьян «сверху», нежели ждать, когда они

освободятся «снизу»?

а) А.И. Герцену;

б) Александру II;

в) К.П.Победоносцеву.


3. 5. На каких условиях реформа 1861 г. предоставляла крестьянам землю?

а) полностью за счет государственной казны;

б) бесплатно;

в) за выкуп при содействии правительства.


6. Для осуществления выкупа земли по закону 19 февраля 1861 г.

крестьянин должен был внести 20% всей выкупной суммы. Кто выплачивал помещикам остальную часть?

а) государство;

б) земства;

в) владельцы крупных предприятий.

  1. 7. Временнообязанные крестьяне должны были:

а) платить оброк или отрабатывать барщину в пользу своего бывшего в владельца;

б) бесплатно трудиться на государство два раза в неделю;

в) принимать участие в общественных работах в своем уезде.

П

5-7

Рефлексия

«Самоанализ работы».

На доске записаны фразы:

Урок полезен, все понятно.

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Еще придется потрудиться.

Да, трудно все-таки учиться!

И то, как вы усвоили сегодняшний урок, запишите в тетрадь соответствующую строку.


1-2

Внеауди-торная самос-тоятельная работа

Распалась цепь великая,

Распалась и ударила

Одним концом по барину,

Другим по мужику.

( Некрасов Н.А. Отрывок из поэмы

«Кому на Руси жить хорошо»)

Вопрос: Почему «цепь» ударила по барину и по мужику объяснить это.





2






































Скачать

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас