СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по химии

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного урока создать условия для осмысленния блока информации о представители главной подгруппы IV группы Периодической системы Д.И.Менделеева кремнии и его соединениях. Урок проведен с использованием технологии развития критического мышления

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по химии»

МКОУ «Гоголевская основная общеобразовательная школа» Суджанского района Курской области.














Конспект урока по химии

9 класс





Кремний и его соединения.



Автор: Станкевич Н.Н.













2016-2017 учебный год




Цель: Создать условия для осмысления блока информации о представителе главной подгруппы IV группы Периодической системы Д.И.Менделеева кремнии и его соединениях.


Задачи:

  1. Создать условия для систематизации и углубления представлений у обучающихся о значении кремния и его соединений в жизни человека.

  2. Способствовать развитию у школьников умений характеризовать свойства кремния и его соединений.

  3. Способствовать развитию у школьников умений работать с различными источниками информации: текстом учебника, схемой , картинками, компьютером.

  4. Способствовать развитию умений , работая в группе, действовать по инструкции, сообща, презентовать результаты работы.

  5. Способствовать развитию умений выдвигать гипотезы, отвечая на проблемные вопросы, работая в паре совместно приходить к общему решению.


Используемые педагогические технологии: технология развития критического мышления, личностно-ориентированная технология.























Учитель: На протяжении нескольких предыдущих уроков вы изучали представителей неметаллов: познакомились со строением и свойствами их атомов, физическими и химическими свойствами, применением. Последним неметаллом был углерод и сейчас мы проведем графический диктант по теме «Углерод и его соединения».

  1. углерод образует аллотропные модификации: алмаз и графит.(+)

  2. алмаз – самое твердое из всех природных веществ.(+)

  3. массу алмазов измеряют в килограммах.(-)

  4. самый крупный из найденных алмазов – алмаз «Шах».(-)

  5. графит хорошо проводит теплоту и электрический ток.(+)

  6. адсорбция – это способность выделять газы. (-)

  7. с металлами углерод при температуре образует карбиды.(+)

  8. оксид углерода (IV) называют угарным газом. (-)

  9. твердая снегообразная масса СО2 называют «сухой лед». (+)

  10. хлориды и сульфаты кальция и магния придают воде постоянную жесткость. (+)


Осуществляем взаимопроверку.__ __ / / __ / __ / __ __

Прежде чем мы продолжим изучение неметаллов, я предлагаю вам выполнить следующее задание: на листах у каждого из вас на парте, в буквенном квадрате спрятались названия соединений неметалла, который мы сегодня будем изучать, ваша задача их найти. На работу вам – 2 минуты.

Учитель: зачитайте, какие слова вам удалось найти.

(песок, хрусталь, кварц, слюда, аметист, агат, яшма, опал).

Спасибо. Скажите, вам что-нибудь известно об этих соединениях?

Учитель: молодцы, оказывается вам уже многое известно. Какой же неметалл мы сегодня будем изучать? (Кремний). Записываем тему урока «Кремний и его соединения». Как вы считаете, нужно ли людям знать о кремнии и его соединениях? Почему?

Итак, о кремнии и его соединениях нужно знать всем и сегодня на уроке я предлагаю в этом убедиться еще раз. В течение урока вам предстоит заполнить рабочий лист.

Учитель: на ваших столах есть листочки с интересными фактами. Поработайте с ними и заполните схему на ваших рабочих листах.


Информация на листах:


1.В природе кремний – второй по распространенности после кислорода химический элемент. Земная кора на четверть состоит из его соединений. Наиболее распространенным соединением кремния является оксид кремния (IV). В природе он образует минерал кварц и многие разновидности, такие, как горный хрусталь и его знаменитая лиловая форма – аметист, а также агат, опал, яшма, халцедон, сердолик, которые известны как полудрагоценные камни. Оксид кремния (IV) – это также обычный песок.

2. Второй тип природных соединений кремния – это силикаты. Среди них наиболее распространены алюмосиликаты. К алюмосиликатам относят гранит, различные виды глин, слюды. Силикатом, не содержащим алюминия , является асбест, из которого изготавливают, например, огнестойкие ткани.


Давайте сверим наши схемы и запишем в тетради.


Учитель: Сейчас вы посмотрите картинки (демонстрация слайдов : злаки, камыши , тростники, рыбы , бабочки, птицы, животные ). Ваша задача составить вопрос, связывающий изображения на картинках с важнейшим соединением кремния – оксидом кремния (IV). (Какое значение имеет оксид кремния(IV) для жизни растений и животных?) Кто может ответить на этот вопрос. В случае затруднения обратитесь к учебнику.


Учитель: далее я предлагаю вам объединиться в группы по 2 человека. На столе у каждой группы есть рабочий лист задание 2. на работу вам 5 минут.

Задание для работы в группах.

1. С помощью учебника на стр.180-182 постарайтесь определить, какие уравнения химических реакций отражают химические свойства кремния ( 1 группа), а какие – оксида кремния (IV) (2 группа).

2. Заполните таблицу «Химические свойства кремния и оксида кремния (IV) на рабочих листах.

Химические свойства кремния.

Химические свойства оксида кремния (IV).

1.

2.

3.

1.

2.

3.


3. Подготовьте краткое сообщение для одноклассников о химических свойствах.

4. Слушая выступления одноклассников запишите уравнения в тетради. (демонстрация слайдов с заполненной таблицей).


Учитель: Ребята, вы молодцы, справились с этим заданием. Кремний и его соединения находят широкое применение. Производством стекла, цемента и керамики занимается силикатная промышленность. И сегодня вы готовили краткие сообщения в виде презентации о производстве стекла, цемента и керамики. (Выступление обучающихся сопровождается демонстрацией слайдов).


Учитель: Итак, нужны ли людям знания о кремнии и его соединениях? Закончите предложение: О кремнии и его соединениях нужно знать всем, так как….

Судя по тому, как вы выполняли задания, я уверена, что вам сегодня удалось многое узнать.

Сейчас прозвенит долгожданный звонок,

Увы, но к концу подошел наш урок.

А я благодарность вам всем объявляю,

Отметки все ваши в журнале

Надеюсь привычно,

Что будут они «хорошо» и «отлично»

Большое спасибо я вам говорю

Мы цели достигли. Благодарю.


Домашнее задание.п.31, составить синквейн.































Рабочий лист


Задание 1. Заполните схему.


Задание 2. Заполните таблицу «Химические свойства кремния и оксида кремния (IV)».


Кремний

Оксид кремния (IV)










Задание 3. Закончите предложение:

О кремнии и его соединениях нужно знать всем, так как_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________