МКОУ «Гоголевская основная общеобразовательная школа» Суджанского района Курской области.
Конспект урока по химии
9 класс
Кремний и его соединения.
Автор: Станкевич Н.Н.
2016-2017 учебный год
Цель: Создать условия для осмысления блока информации о представителе главной подгруппы IV группы Периодической системы Д.И.Менделеева кремнии и его соединениях.
Задачи:
Создать условия для систематизации и углубления представлений у обучающихся о значении кремния и его соединений в жизни человека.
Способствовать развитию у школьников умений характеризовать свойства кремния и его соединений.
Способствовать развитию у школьников умений работать с различными источниками информации: текстом учебника, схемой , картинками, компьютером.
Способствовать развитию умений , работая в группе, действовать по инструкции, сообща, презентовать результаты работы.
Способствовать развитию умений выдвигать гипотезы, отвечая на проблемные вопросы, работая в паре совместно приходить к общему решению.
Используемые педагогические технологии: технология развития критического мышления, личностно-ориентированная технология.
Учитель: На протяжении нескольких предыдущих уроков вы изучали представителей неметаллов: познакомились со строением и свойствами их атомов, физическими и химическими свойствами, применением. Последним неметаллом был углерод и сейчас мы проведем графический диктант по теме «Углерод и его соединения».
углерод образует аллотропные модификации: алмаз и графит.(+)
алмаз – самое твердое из всех природных веществ.(+)
массу алмазов измеряют в килограммах.(-)
самый крупный из найденных алмазов – алмаз «Шах».(-)
графит хорошо проводит теплоту и электрический ток.(+)
адсорбция – это способность выделять газы. (-)
с металлами углерод при температуре образует карбиды.(+)
оксид углерода (IV) называют угарным газом. (-)
твердая снегообразная масса СО2 называют «сухой лед». (+)
хлориды и сульфаты кальция и магния придают воде постоянную жесткость. (+)
Осуществляем взаимопроверку.__ __ / / __ / __ / __ __
Прежде чем мы продолжим изучение неметаллов, я предлагаю вам выполнить следующее задание: на листах у каждого из вас на парте, в буквенном квадрате спрятались названия соединений неметалла, который мы сегодня будем изучать, ваша задача их найти. На работу вам – 2 минуты.
Учитель: зачитайте, какие слова вам удалось найти.
(песок, хрусталь, кварц, слюда, аметист, агат, яшма, опал).
Спасибо. Скажите, вам что-нибудь известно об этих соединениях?
Учитель: молодцы, оказывается вам уже многое известно. Какой же неметалл мы сегодня будем изучать? (Кремний). Записываем тему урока «Кремний и его соединения». Как вы считаете, нужно ли людям знать о кремнии и его соединениях? Почему?
Итак, о кремнии и его соединениях нужно знать всем и сегодня на уроке я предлагаю в этом убедиться еще раз. В течение урока вам предстоит заполнить рабочий лист.
Учитель: на ваших столах есть листочки с интересными фактами. Поработайте с ними и заполните схему на ваших рабочих листах.
Информация на листах:
1.В природе кремний – второй по распространенности после кислорода химический элемент. Земная кора на четверть состоит из его соединений. Наиболее распространенным соединением кремния является оксид кремния (IV). В природе он образует минерал кварц и многие разновидности, такие, как горный хрусталь и его знаменитая лиловая форма – аметист, а также агат, опал, яшма, халцедон, сердолик, которые известны как полудрагоценные камни. Оксид кремния (IV) – это также обычный песок.
2. Второй тип природных соединений кремния – это силикаты. Среди них наиболее распространены алюмосиликаты. К алюмосиликатам относят гранит, различные виды глин, слюды. Силикатом, не содержащим алюминия , является асбест, из которого изготавливают, например, огнестойкие ткани.
Давайте сверим наши схемы и запишем в тетради.
Учитель: Сейчас вы посмотрите картинки (демонстрация слайдов : злаки, камыши , тростники, рыбы , бабочки, птицы, животные ). Ваша задача составить вопрос, связывающий изображения на картинках с важнейшим соединением кремния – оксидом кремния (IV). (Какое значение имеет оксид кремния(IV) для жизни растений и животных?) Кто может ответить на этот вопрос. В случае затруднения обратитесь к учебнику.
Учитель: далее я предлагаю вам объединиться в группы по 2 человека. На столе у каждой группы есть рабочий лист задание 2. на работу вам 5 минут.
Задание для работы в группах.
1. С помощью учебника на стр.180-182 постарайтесь определить, какие уравнения химических реакций отражают химические свойства кремния ( 1 группа), а какие – оксида кремния (IV) (2 группа).
2. Заполните таблицу «Химические свойства кремния и оксида кремния (IV) на рабочих листах.
Химические свойства кремния. | Химические свойства оксида кремния (IV). |
1. 2. 3. | 1. 2. 3. |
3. Подготовьте краткое сообщение для одноклассников о химических свойствах.
4. Слушая выступления одноклассников запишите уравнения в тетради. (демонстрация слайдов с заполненной таблицей).
Учитель: Ребята, вы молодцы, справились с этим заданием. Кремний и его соединения находят широкое применение. Производством стекла, цемента и керамики занимается силикатная промышленность. И сегодня вы готовили краткие сообщения в виде презентации о производстве стекла, цемента и керамики. (Выступление обучающихся сопровождается демонстрацией слайдов).
Учитель: Итак, нужны ли людям знания о кремнии и его соединениях? Закончите предложение: О кремнии и его соединениях нужно знать всем, так как….
Судя по тому, как вы выполняли задания, я уверена, что вам сегодня удалось многое узнать.
Сейчас прозвенит долгожданный звонок,
Увы, но к концу подошел наш урок.
А я благодарность вам всем объявляю,
Отметки все ваши в журнале
Надеюсь привычно,
Что будут они «хорошо» и «отлично»
Большое спасибо я вам говорю
Мы цели достигли. Благодарю.
Домашнее задание.п.31, составить синквейн.
Рабочий лист
Задание 1. Заполните схему.

Задание 2. Заполните таблицу «Химические свойства кремния и оксида кремния (IV)».
Кремний | Оксид кремния (IV) |
| |
| |
| |
Задание 3. Закончите предложение:
О кремнии и его соединениях нужно знать всем, так как_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________