МОУ «Роговская основная общеобразовательная школа»
Мантуровский район Курская область
Учитель математики Семыкина Л.А.
Цели урока:
-
Обучающие: познакомить с понятием доля, половина, треть, четверть, обыкновенная дробь, числитель и знаменатель дроби, исторической справкой;
-
Развивающие: развивать умение читать и записывать обыкновенную дробь по числителю и знаменателю посредством использования презентации, фильма, наглядных пособий, формировать умение самостоятельно проверять правильность выполнения задания; развивать умения работать в группах.
-
Воспитательные: воспитывать у учащихся умения сравнивать, выделять закономерности, обобщать (делать выводы); воспитывать взаимоуважения друг к другу; воспитывать у учащихся любовь к предмету
Тип урока: урок изучения нового материала.
Контроль: самооценка.
Оборудование урока: презентация, раздаточный материал (цветные кружки, прямоугольники).
Формы, применяемые на уроке: индивидуальная, фронтальная с использованием ИКТ.
Методы, используемые на уроке:
-
Беседа
-
ИКТ
-
Игра
Структура урока:
1. Организационный момент
2. Устный счет, актуализация знаний
3. Сообщение темы и цели урока
4. Этап усвоения новых знаний
5. Физминутка
6. Этап закрепления новых знаний
7. Этап информирования о домашнем задании. Инструктаж
8. Подведение итогов урока. Выставление оценок
9. Рефлексия
Ход урока
-
Организационный момент.
Приветствие учащихся.
Добрый день, дорогие ребята и гости! Сегодня на уроке мы расширим знания о числах.
Для того чтобы вы скорее включились в работу выполним несколько устных упражнений.
-
Устный счет, актуализация знаний
( Слайд 2.) Решите примеры.
Слайд 3.
Вычислите:
Высота слона – 350 см = 3 метра 50 сантиметров
Длина слона – 450 см = 4 метра 50 сантиметров
Масса слона – 6000 кг = 6 тонн
Слайд 4.
3. Сообщение темы и цели урока.
Для изучения новой темы выполним одно задание. Разделить 1 яблоко на 2 человека.
Вопросы: Какое действие мы выполняли? (делили).
Сколько получил каждый? (половину яблока)
Так вот первое слово нашей новой темы «Доли».
Мы с вами работали с натуральными числами, сможем ли мы с помощью натуральных чисел записать, сколько каждому досталось? Нет. Значит, нам с вами нужны новые знания. Вторая часть нашей новой темы - «Обыкновенные дроби».
Откройте тетради и запишите дату и тему урока.
4. Этап усвоения новых знаний
Слайд 5.
Историческая справка
С древних времен людям приходилось измерять длину, время, площадь, вести расчеты за купленные или проданные товары.
Не всегда результат измерения или стоимость товара удавалось выразить натуральным числом, приходилось учитывать и части, доли меры. Так появились дроби.
В русском языке слово «дробь» (от глагола «дробить») появилось в VIII веке, оно происходит— разбивать, ломать на части.
Современное обозначение дробей берет свое начало в Древней Индии. Первым европейским ученым, который стал использовать современную запись дробей, был итальянский купец и путешественник Леонардо Пизанский (Фибоначчи). В 1202 году он ввел слово «дробь» и понятие «Дробная черта».
Слайд 6. Для записи дроби используется горизонтальная черточка, ее называют дробной чертой.
Слайд 7. На доске пишется дробь
. На столах у учащихся лежат карточки.
- это обыкновенная дробь.
5 - это числитель дроби (пишется над чертой)
8 – это знаменатель дроби (пишется под чертой)
Знаменатель показывает, на сколько равных частей разделили.
Числитель – показывает - сколько таких частей взяли
Слайд 8. При чтении дробей надо помнить:
числитель
знаменатель
Каких?
Сколько?
Прочитайте дроби. Слайд 9.
Слайд 10. Самая известная из долей – это, конечно, половина. Слова с приставкой “пол” можно услышать часто: полчаса, полкилометра. Разделить целое на две равные части – половина. Долю
называют “половина”.
Слайд 11. Название доли зависит от того, на сколько равных частей разделили единицу. Разделили на три части - “треть”. Долю
называют “треть”.
Слайд 12. Если целое разделить на 4 равные части, то получится
, или по-другому говорят “четверть”. Например, учебная четверть или четверть часа.
5. Физминутка.
Слайд 13.
Ребята, закрашенная часть каждой фигуры обозначена дробью.
Я буду показывать на каждую фигуру (может, и не один раз), а вы внимательно смотрите, думайте и выполняйте упражнения:
-
если дробь записана верно, то все прыгайте на месте;
-
если дробь записана неверно, то все приседайте.
Слайд 14. Прочитайте дробь и назовите числитель и знаменатель каждой дроби.
(числитель 7, знаменатель 12),
(три пятых, числитель 3, знаменатель 5),
(четыре седьмых, числитель 4, знаменатель 7),
(одна восьмая, числитель 1, знаменатель 8),
(две девятых, числитель 2, знаменатель 9).
6. Этап закрепления новых знаний.
1) Практическая работа учащихся с учебником.
№885, №886
2) Математический диктант
А сейчас я буду называть дроби, а вы запишите их в тетради.
Самопроверка. Слайд 15. Проверьте, правильно вы записали дроби?
3). Слайд 16. (Самостоятельная работа).
Игра «Поле чудес».
Учитель: А сейчас, ребята, решая задачи, мы поиграем в «Поле чудес». Верному ответу соответствует нужная буква, в результате получится слово.
Торт разрезан на 9 кусков. Оля съела 2 из них. Какую часть торта съела Оля? (2/9).
В вазе лежат 13 фруктов, из них 5 бананов и 4 апельсина. Какую часть составляют бананы от всех фруктов? (5/13).
Золушке высыпали 100 зерен пшена и 99 горошин. Какую часть от всех зерен составляют горошины? (99/199).
У бабушки было 3 собаки и 5 попугаев. Ей принесли еще 2 котят. Какую часть составляют попугаи от всех домашних любимцев бабушки ? (5/10).
-
Решение задачи №889 (стр.140).
Прочитайте задачу.
Что известно в задаче?
Что необходимо найти?
Решение.
Всего ткани: 2 м 50 см
Ушло на платье? см 1/5 всего куска
2 м 50 см = 250 см
250: 5 * 1 = 50 (см) – ушло на платье для куклы
Ответ: 50 см
7. Этап информирования о домашнем задании. Инструктаж
Слайд 17. Запись домашнего задания.
8. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Ролевая игра: выходит Обыкновенная Дробь.
– Здравствуйте, я Обыкновенная Дробь. Назовите мой знаменатель, что он показывает? Назовите числитель, что он показывает? (На груди приклеен плакат с дробью.)
9. Рефлексия. Слайд 18
Учитель:
Ребята, у каждого из вас на столе лежат кружки (красный, синий). Поднимите, пожалуйста, один из них.
Красный кружок – я удовлетворён уроком, он был полезным, я много и с пользой работал, много нового узнал.
Синий кружок – пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чём идёт речь. Мне это не нужно, к ответам на уроке я не был готов.
Большое спасибо, за урок!!!
Урок окончен. (СЛАЙД 19)
- это обыкновенная дробь.
5 - это числитель дроби (пишется над чертой)
8 – это знаменатель дроби (пишется под чертой)
Знаменатель показывает, на сколько равных частей разделили.
Числитель – показывает - сколько таких частей взяли
- это обыкновенная дробь.
5 - это числитель дроби (пишется над чертой)
8 – это знаменатель дроби (пишется под чертой)
Знаменатель показывает, на сколько равных частей разделили.
Числитель – показывает - сколько таких частей взяли