Тема урока: «Конфликты в межличностных отношениях»
Цель: способствовать формированию представлений о возникновении межличностных конфликтов и путях их разрешения.
Задачи: 1. Способствовать формированию социальной и ценностно-смысловой компетентности школьников в ситуации конфликта через практическое усвоение информации о сущности и стадиях развития конфликта, о значимости конфликтов в отношениях между людьми, о формах цивилизованного поведения в межличностных конфликтах.
2. Содействовать развитию культуры отношений в группе.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся сохранять достоинство в конфликте. Получат возможность научиться допускать существования различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, приходить к общему решению, задавать вопросы; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное.
Метапредметные УУД:
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют тему урока и цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.
Коммуникативные: участвуют в коллективном решении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнёра.
Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно, оценивают способную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учётом.
Личностные УУД: проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой, выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности.
Методы и формы обучения:
Методы: технология проблемного диалога, репродуктивный, частично-поисковый, иллюстративный.
Формы: фронтальная, групповая.
Тип урока: усвоение новых знаний
Основные понятия: конфликт, конфликтная ситуация, инцидент, сотрудничество, компромисс, приспособление, избегание, подчинение, интеграция.
План:
Понятие «конфликт»
Основные стадии (этапы) конфликта
Виды конфликтов
Способы поведения в конфликтной ситуации.
Оборудование: компьютер, медиапроектор, экран, магнитная доска, раздаточный материал для групповой работы, учебники, рабочие тетради.
Ход урока.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Орг. момент | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя, готовятся к уроку |
Мотивация | Демонстрирует Фрагмент выпуска №4 киножурнала «Ералаш» ?Какая ситуация возникла между ребятами? ? Так какую тему мы сегодня изучим? - Правильно, Тема нашего урока – Конфликты в межличностных отношениях. Запишите ее в тетради
? Что будем изучать? Чего мы не знаем? -подводит учащихся к правильной формулировке пунктов плана | Просматривают видео
- драка, ссора, конфликт
- Конфликты Записывают тему урока в тетради
Формулируют план урока: - понятие, виды, основные этапы конфликта, правила поведения в конфликте |
Актуализация знаний | ? при каком виде деятельности могут возникать конфликты? ? что мы называем «общением»?
? какие средства общения вам известны? ? могут ли неправильно выбранные средства общения спровоцировать конфликт? | - при общении
- это взаимные деловые и дружеские отношения людей - речь, невербальное общение - конечно могут |
Изучение нового материала | -?Так что же мы можем назвать конфликтом? Назовите не менее 5 синонимов - сверьте свои ответы со словарем (с.108) и спишите определение понятия «конфликт» в тетради
Внимательно рассмотрите схему на с. 76 учебника. ?что изображено на схеме? Как можно более точно назвать эти ступени?
- нам предстоит более подробно изучить каждый этап, который проходит конфликт в своем развитии. Пожалуйста, разделитесь на группы по количеству этапов конфликта. Сколько групп нужно образовать? Каждая группа будет изучать характеристику одного из этапов конфликтной ситуации. Вам необходимо прочитать текст, который есть у вас на столах, назвать этап конфликта и дать краткую характеристику поведения людей на данном этапе. Результаты вашей работы мы оформим в таблицу: Этап конфликта | Варианты поведения и характеристика | (Проецирует таблицу на слайде на экран)
По мере выступления групп проецирует эталон ответа на экран
| - разногласия между людьми - Выписывают определение
Изучают схему - ступени конфликта; - этапы конфликта
-5 групп
Делятся на группы, готовятся к выполнению задания.
-чертят таблицу в тетрадях, выполняют задание.
- один представитель от группы зачитывает название и характеристику этапа, заполняют таблицу в тетрадях. |
Первичное осмысление и закрепление | Разобрать сюжет из «Ералаша» на стадии. ?какова причина конфликта?
?Каким было поведение участников? ?что послужило инцидентом? ?этот конфликт конструктивный или неконструктивный? Почему? ? каков исход конфликта?
Демонстрирует фрагмент м/ф «Возвращение блудного попугая» -внимательно посмотрите на экран, выделите стадии конфликта и стратегии поведения в соотв. С таблицей ? какова причина конфликта? ? каков характер поведения участников на стадии осознания конфликта? ? что послужило инцидентом? ? каков вид данного конфликта? ? охарактеризуйте поведение на стадии разрешения конфликта
Предлагаю конфликтные ситуации на примере сказок, определите, чем вызван конфликт. (ПРИЧИНА) Р.н.с. “Заюшкина избушка” … Вот лиса попросилась к зайчику переночевать, да его из избенки и выгнала…” (Различия, связанные с положением в обществе)
А.С.Пушкин “Сказка о золотой рыбке” … Воротился старик ко старухе, Рассказал ей великое чудо… Я сегодня поймал, было рыбку, Золотую рыбку, непростую… Не посмел я взять с неё выкуп, Так пустил ее в синее море. Старика старуха забранила: “Дурачина, ты, простофиля, Не сумел ты взять выкупа с рыбки…”(эмоциональное состояние)
Р.н.с. “По щучьему веленью” “Жил-был старик. У него было три сына: двое умных, третий – Емеля, прозвали его дурачком. Те братья работают, а Емеля лежит целый день на печке, знать ничего не хочет…”(различные представления о правилах или нормах поведения).
Определите стратегию поведения сказочных героев в ситуации острого конфликта. (ПОВЕДЕНИЕ) Р.н.с. “Заюшкина избушка” “… Идет дорогой зайчик, плачет. Ему на встречу – собака. – Что, зайчик, плачешь? – Как же мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы – ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня же и выгнала! – Не плачь, зайчик! Я твоему горю помогу! Подошли они к избенке, и собака залаяла. – Тяф-тяф-тяф! Поди, лиса, вон! А лиса им отвечает с печи. – Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам! Собака испугалась и убежала. (Уклонение от конфликта. Она выражается в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не разрешая ее).
А.С.Пушкин “Сказка о золотой рыбке” “…Вот пошел старик к синему морю… Стал он кликать золотую рыбку, Приплыла к нему рыбка, спросила: “Чего тебе надобно, старче?” “…Смилуйся, государыня рыбка, Разбранила меня старуха, Надобно ей новое корыто…”(поведение– приспособление).
В.Г.Сутеев “Яблоко” Крик, шум на весь лес. И уже драка начинается. Вот тут-то Медведь и появился. Спорщики обратились к нему.– Рассуди нас по справедливости. Кому это яблоко присудишь, так тому и быть. И рассказали Медведю все, как было.– Вот что, – рассудил Медведь, – все вы правы, и потому каждый из вас должен яблоко получить...– Но тут только одно яблоко! – сказали Еж, Заяц и Ворона.– Разделите это яблоко на равные части, и пусть каждый возьмет себе по кусочку. (Стратегия компромисса позволяет урегулировать разногласия через взаимные уступки.)
Басня Эзопа. Лев и вепрь боролись, пытаясь оттолкнуть друг друга от ручья, и вдруг увидели, как рядом с ними на дерево опустился гриф-падальщик. “Лучше пить вместе из ручья, – решили они, – чем кормить таких, как он”. (сотрудничество, выражается в совместном поиске решения, удовлетворяющего интересы обеих сторон.)
(РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТА) Перед вами пословицы и поговорки с одной стороны, и четыре варианта исхода конфликта с другой стороны. Найдите соответствие “Худой мир лучше доброй ссоры” (компромисс) “С глаз долой, из сердца вон” (прерывание конфликта) “Сядем рядком да поговорим ладком” (интеграция)
|
Эмоциональное состояние, смысловой барьер Приспособление
Неконструктивный, закончился дракой
Прерывание конфликтных действий
Противоположные желания и интересы Избегание Мальчик обрызгал водой Неконструктивный Прерывание конфликта
Различия, связанные с положением в обществе
эмоциональное состояние
различные представления о правилах или нормах поведения
Уклонение от конфликта. Она выражается в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не разрешая ее
поведение– приспособление
компромисс
сотрудничество |
Домашнее задание | П.9 прочитать, ответить на вопросы, прочитать сказку Чуковского «Федорино горе», разобрать по стадиям конфликта (№4 с 43-44 р.т) | Записывают д\з в дневники |
Рефлексия | На слайде Продолжи предложение: Я так и не понял… Мне стало понятно… Больше всего понравилось… Не понравилось… Оцените свою работу в группе смайликом: активно работал делал то, о чем просили внимательно наблюдал за работой других |
|
Таблица «Этапы конфликтной ситуации»
Этап конфликта | Варианты поведения и характеристика |
Возникновение конфликтной ситуации | Конфликта пока нет, есть только причина, способная его вызвать: Противоположные желания и интересы, смысловые барьеры, различия в положении в обществе, эмоциональный барьер, моральный барьер |
Осознание конфликта | противоречия осознаются людьми и становятся ясными противоположным сторонам. Поведение: Сотрудничество - направлено на поиск того решения, которое привело бы к примирению без ущерба для каждой стороны Компромисс - для урегулирования разногласий необходимы уступки обеих сторон. Приспособление - только одна из сторон стремится сгладить противоречия путем односторонних уступок, готова поступиться своими интересами Избегание - заключается в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая, но и не настаивая на своем немедленно. |
Проявление конфликтного поведения | необходим инцидент - «случай, происшествие, недоразумение»; конфликт из внутреннего состояния должен перейти во внешнее действие. В период инцидента конфликтующие стороны так или иначе проявляют свою позицию в конфликте. |
Углубление конфликта | Конфликты бывают конструктивными и неконструктивными. При конструктивном конфликте стороны не выходят за рамки деловых аргументов. Их отношения не переходят границ приличия. Конфликтующие не опускаются до оскорблений и грубости. При неконструктивном конфликте стороны не гнушаются недостойных средств ради достижения цели. |
Разрешение конфликта | может быть полным или частичным. Поведение: Подчинение - одна из сторон полностью или частично принимает правила, навязанные другой стороной. Компромисс - обоюдные уступки смягчают причины конфликта прерывание конфликтных действий - по желанию сторон или в результате исчерпания самой причины, из-за объективного разделения конфликтующих интеграция – наилучший исход; в процессе конфликта обе стороны сделали для себя важные выводы для изменения позиции и в результате сформировалось единое мнение. |
ДЛЯ ГРУПП
Межличностный конфликт – это всегда столкновение нескольких участников (от двух и более), каждый из которых отстаивает свою позицию, выступая против интересов, мнений остальных участников события. В своем развитии конфликт обычно проходит пять последовательных ступеней.
На самой первой ступени конфликта пока нет, есть только причина, способная вызвать его. Например, какое-то высказывание приятеля кажется тебе несправедливым. Ты постараешься высказать свое недовольство. Вряд ли приятель будет доволен. Вот уже зарождается повод для взаимного раздражения, разногласий, спора.
Часто в основе конфликта лежат противоположные желания или интересы. Например, ты хотел бы побыстрее сделать уроки в тишине, а твой старший брат слушает любимые мелодии на всю громкость. Тут недалеко до ссоры.
Еще чаще причины конфликтов связаны с так называемыми смысловыми барьерами в общении. Например, одно и тоже слово (фраза, событие) имеет разный смысл для разных людей (специальный жаргон, выражения, имеющие разное значение в разных группах). Несколько лет назад фраза «Кинь мне на мыло» могла вызвать шок. Сейчас многие знают, что это означает «Отправь на мой электронный адрес».
Другой барьер – эмоциональный - заключается в разнице чувств и вызванных ими состояний, которая ведет к непониманию. Вот типичный случай: подруги играли на улице в снежки, барахтались в сугробах. Случайно одна из них толкнула Свету так, что та упала лицом в сугроб. Все расхохотались, а Света обиделась и начала кричать на подруг. Настроение испортилось. Света убежала домой.
Нередко причинами конфликтов могут быть различия, связанные с положением в обществе. Так, например, русская пословица гласит: «Сытый голодного не разумеет».
Наиболее острые конфликты возникают из-за моральных барьеров. Это случается из-за различного представления о правилах или нормах поведения.
2. Если противоречия осознаются людьми и становятся ясными противоположным сторонам, наступает вторая стадия развития конфликта. Здесь уместно вспомнить китайскую пословицу: «Чтобы сделать хлопок, нужны две ладони». Конфликтовать в одиночку так же нелепо, как сражаться с ветряными мельницами.
В конфликтной ситуации у участников есть разные варианта поведения. Специалисты выделяют 4 основных варианта:
Сотрудничество,
Компромисс,
Приспособление и
Избегание.
Сотрудничество чаще всего направлено на поиск того решения, которое привело бы к примирению без ущерба для каждой стороны. В этом деле нужны усилия. Нужно постараться понять, чем вызван конфликт, что нужно делать, чтобы покончить с ним, к каким последствиям он может привести при своем развитии. Во всяком случае, такой вариант требует переговоров, контактов, желания понять другого.
Компромисс близок к первому варианту поведения. Разница в том, что для урегулирования разногласий необходимы уступки обеих сторон. Скорее всего, обе стороны не получат желаемого в полной мере, зато сохранят общение, возможно, укрепят взаимопонимание.
Если в конфликтной ситуации только одна из сторон стремится сгладить противоречия путем односторонних уступок, готова поступиться своими интересами – говорят о приспособлении.
Ну а избегание заключается в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая, но и не настаивая на своем немедленно. Чаще всего такое развитие ситуации отодвигает конфликт, но порождает более сложные противоречия, поскольку причина остается. Значит, рано или поздно конфликт может возникнуть вновь с новой силой.
3.Для того, чтобы возникла третья стадия развития конфликта, необходим инцидент. Слово это в переводе означает «случай, происшествие, недоразумение». Иными словами, конфликт из внутреннего состояния должен перейти во внешнее действие. В период инцидента конфликтующие стороны так или иначе проявляют свою позицию в конфликте.
В своем развитии конфликт может то затихать на время, то вспыхивать как костер от порыва ветра.
4.На стадии углубления конфликта возможны различные варианты его развития. Конфликты бывают конструктивными и неконструктивными. Основное различие между ними состоит в том, что при конструктивном конфликте стороны не выходят за рамки деловых аргументов. Их отношения не переходят границ приличия. Конфликтующие не опускаются до оскорблений и грубости. При неконструктивном конфликте стороны не гнушаются недостойных средств ради достижения цели. Последствия неконструктивного конфликта в межличностных отношениях могут быть самыми драматическими.
5.Даже самый затяжной конфликт рано или поздно заканчивается. И тогда наступает последняя стадия - разрешение конфликта. Оно может быть полным или частичным. Как и в конфликтной ситуации, предшествующей развитию инцидента, на заключительной стадии также есть четыре варианта исхода: подчинение, компромисс, прерывание конфликтных действий, интеграция.
В первом случае одна из сторон полностью или частично принимает правила, навязанные другой стороной. Нетрудно догадаться, что особой радости такое завершение конфликта у побежденного не взывает. Скорее всего, при иных обстоятельствах конфликт может возобновиться. Уступившая сторона будет стараться взять реванш.
Компромисс вполне соответствует пословице «Худой мир лучше доброй ссоры». В этом случае обоюдные уступки смягчают причины конфликта. Возможно, что такое положение устроит конфликтующие стороны больше, чем стычка и продолжение противостояния.
Прерывание конфликтных действий возможно по разным причинам: по желанию сторон или в результате исчерпания самой причины. Возможно прерывание конфликтных действий из-за объективного разделения конфликтующих (например, если один из участников уезжает в другой город или переходит в другую школу).
Наилучшим исходом конфликта можно считать интеграцию. Слово это обозначает «объединение каких-то элементов в единое целое». Такая интеграция возможна, если в процессе конфликта обе стороны сделали для себя важные выводы для изменения позиции, если в результате сформировалось единое мнение. Такой исход можно считать наилучшим.
Технологическая карта
Тема урока | Конфликты в межличностных отношениях |
Цель | способствовать формированию представлений о возникновении межличностных конфликтов и путях их разрешения. |
Задачи | 1. Способствовать формированию социальной и ценностно-смысловой компетентности школьников в ситуации конфликта через практическое усвоение информации о сущности и стадиях развития конфликта, о значимости конфликтов в отношениях между людьми, о формах цивилизованного поведения в межличностных конфликтах. 2. Содействовать развитию культуры отношений в группе. |
Планируемые результаты | Предметные: научатся сохранять достоинство в конфликте. Получат возможность научиться допускать существования различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, приходить к общему решению, задавать вопросы; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное. Метапредметные УУД: Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют тему урока и цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном решении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнёра. Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно, оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учётом. Личностные УУД: проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой, выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности. |
Методы и формы обучения | Методы: технология проблемного диалога, репродуктивный, частично-поисковый, иллюстративный. Формы: фронтальная, групповая. |
Тип урока | усвоение новых знаний |
Основные понятия: | конфликт, конфликтная ситуация, инцидент, сотрудничество, компромисс, приспособление, избегание, подчинение, интеграция. |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия |
Орг. момент | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя, готовятся к уроку | |
Мотивация | Создает условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися | Просматривают видеосюжет, формулируют и обсуждают тему и цели урока | Личностные: понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний. Регулятивные: самостоятельно формулируют тему и цели урока после предварительного обсуждения |
Актуализация знаний | Организует диалог с учащимися по предыдущей теме | Отвечают на вопросы | Познавательные: анализируют вопросы, формулируют ответы Регулятивные: соотносят ранее полученные знания , осознают их взаимосвязь с новым материалом. Коммуникативные: высказывают собственное мнение, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания. |
Изучение нового материала | Организует индивидуальную работу с текстом учебника, формирует группы и организует групповую работу | Формулируют ключевое понятие урока, сверяют с эталоном; делятся на группы, выполняют задания, выступают, заполняют таблицу и создают опорную таблицу на доске | Познавательные: ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы; распознают объекты и их понятия, выделяют существенные признаки, строят рассуждения и обобщают полученную информацию. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию сроят понятные для партнёра высказывания, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотносения того, что уже известно и того, что еще не усвоено, принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Личностные: осмысливают традиции и ценности современного общества, оценивают собственную учебную деятельность , свои достижения, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учётом. |
Первичное осмысление и закрепление | Организует обсуждение конфликтных ситуаций на примерах из мультфильмов и русских народных сказок, пословиц. | Выполняют практические задания |
Домашнее задание | Демонстрирует на слайде и озвучивает д/з | Записывают д/з в дневники | |
Рефлексия | Демонстрирует слайд с заданиями (продолжить фразу) | Дополняют предложения, определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его, развивают способность к самооценке. Регулятивные: прогнозируют уровни усвоения изучаемого материала |