МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЧУМАНКАСИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Моргаушского района Чувашской Республики
Открытый урок для аттестации
на тему «Зона степей»
Окружающий мир 4 класс
Учитель первой категории:
Федорова Валентина Энгельсовна
Одаркино 2020
Зона степей
Цели:
сформировать у учащихся представление о природной зоне степей;
ознакомить с географическим положением зоны степей, её особенностями, животным и растительным миром;
развивать умения работать с картой, дополнительной литературой, гербарием;
учить детей наблюдать, рассуждать, делать выводы.
Оборудование: карта «Природные зоны», физическая карта, карточки с названиями изученных зон, схема влияния (Солнце – климат – почва - растения - животные ), фотографии изученных зон, презентация, карточки – опоры.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Добрый день,уважаемые гости! Мы очень рады видеть вас в нашей школе. Добрый день,ребята!Я прошу улыбнуться тех, кто пришел на урок с хорошим настроением.
2.Актуализация знаний.
- Сегодня мы продолжаем путешествие по родному краю. У нас определён четкий маршрут, мы с вами путешествуем, изучая природные зоны России. В ходе наших исследований мы с вами познакомились с тремя зонами России.
- Назовите зоны в порядке, их изучения.
(карточки названия зон расположить на доске по горизонтали)
- Как вы думаете, почему изучение природных зон начинается с самой северной зоны- зоны Арктики? (возможность проследить взаимосвязь живой природы от положения солнца, сравнивая с более южными зонами)
- Мы с вами составили схему влияния (вспомнить)
Солнце – климат – почва - растения - животные
- Все эти взаимосвязи мы рассмотрели. А сможете ли вы, по описанию узнать изученные зоны? И найти соответствующее фото?
(закрепить фото под карточку названия зон)
Зима в этой природной зоне – это долгая ледяная ночь. Лето короткое. Ветер пахнет цветами. Над цветами басом гудят шмели, а над головою воют тучи комаров. Можно увидеть и лес – высотой по колено? Деревья в нем толщиной с карандаш стелятся по земле Оленеводство, охота, рыболовство, добыча полезных ископаемых - занятия населения.
Необъятные ледяные просторы, часто бушуют метели, свирепствуют морозы, очень суровая зима, холодное лето, полярная ночь, ураганные ветры, северное сияние, все живое улетело на юг, либо улеглось в спячку. Ведутся научные исследования.
Большие могучие деревья, обильная растительность, многообразие животного мира. Безморозный период, с температурой выше +10оС, непродолжительный, крестьянин должен быстро посеять, убрать сено, урожай пока хорошая погода. Отсюда поговорка «Летний день год кормит».
Занятия населения: охота, лесозаготовка, животноводство, изготовление товаров
на фабриках и заводах.
Летом – полярный день. Лето очень короткое. Вся природа преображается, прилетают тысячи птиц. Селятся они на скалах, свободных ото льда. Гомон стоит невообразимый. Кроме птиц на лето приплывают огромное количество ластоногих: сивучи, морские львы, моржи, котики. Человек в таких условиях очень ограничен в хозяйственной деятельности – рыбная ловля, охота на морского зверя.
3. Сообщение темы и цели.
- Послушайте ещё одно описание.
Какое раздолье! Какая ширь! Ни холмов, ни леса! Куда ни глянь – до самого края неба простирается гладкая равнина. И, кажется, нет ей конца, нет ей предела. Открытая местность, почвы богаты
перегноем. Люди занимаются: растениеводством, скотоводством, добычей
полезных ископаемых.(?)
- Как вы думаете, можно ли отнести это описание к одной из изученных зон?
- А есть ли общее? В чём разница? (Арктика, занятия человека)
- Следует вывод, что с этой зоной мы не знакомы, и нам сегодня предстоит познакомиться. Приложение 2 , слайд 1
Как вы думаете? А что нам сегодня предстоит выяснить?
(ответы детей)
4.Работа над новым материалом.
а) Положение на карте.
- В первую очередь нам необходимо определить, где же находится зона степей.
-Следуя своему опыту изучения природных зон, предположите, где находится степная зона. (южнее зоны леса)
- Давайте проверим наши предположения, поработаем с главным помощником географов – картой. Нам потребуется карта природных зон и физическая карта.
С.77 и С.64 (учебник)
- Дать чёткий ответ поможет
Карточка опора №1
К-1 1.Где расположена зона степей? 2.Какую территорию она занимает по отношению к другим зонам? 3.Как выглядит земная поверхность зоны? Степная зона расположена ……………........зоны………, на карте она обозначена ……….. По отношению к другим зонам она имеет…………….размер Зона степей тянется вдоль…………………границы России. Большая часть зоны расположена на……………………………………………..и небольшая часть на………………………………. |
- Ваша задача, работая в паре выяснить:
-Где расположена зона степей?
-Какую территорию она занимает по отношению к другим зонам?
-Как выглядит поверхность зоны?
- Мы выяснили географическое положение зоны. И если кто-то летом отправится в гости в Саратов, Самарскую область. Посмотрев на карту, будет знать, что перед ним предстанет совершенно иная природная зона. А с каким климатом, растениями и животными там можно встретиться, мы выяснять будем дальше.
б) Климат
(Обращаясь к схеме влияния)
Теперь наверно всем, интересно узнать какой же климат в степи, что и как его формирует?
Можно конечно открыть учебник и прочитать об этом.
А давайте мы с вами проведём маленькое исследование, и определим, от чего зависит климат степей.
К-2 1.Рассмотрите схемы и определите, как влияет положение солнца в зоне степи на климат в этой зоне? 2.Как влияет положение степной зоны относительно Арктики и экватора, на климат в этой зоне. *3.Как влияет на климат положение степи относительно предыдущей и следующей зоны. *4.Как вы думаете? Почему лесная зона на востоке не доходит до тихого океана? По сравнению с другими зонами, солнце в степи находится…………… Значит…………….. Степная зона находится к экватору…………….и……………от Арктики. |
Работа в группе. Одна голова хорошо, а 4 лучше. (физическая карта, карта природных зон, схемы положение солнца в изученных зонах)
Я буду рада, если вы попытаетесь ответить на сложные вопросы №3 №4
1Д. Итак, к какому выводу вы пришли? Что влияет на формирование климата в степной зоне? (сильный ученик)
2Д. Так давайте проверим, верно, ли наше утверждение?
(книга-учебник, стр. 114 второй абзац)
3Д Мы сделали правильный вывод.
-Теперь я думаю, что всем понятно, что климат степей более жаркий, чем в предыдущих зонах.
-открываю схему зоны степей (читает слабый ученик)
В) Растительный мир
- Жаркое лето, более мягкая зима, плодородные почвы.
Как здорово! Благоприятные ли условия для растений?
- Давайте вспомним, что необходимо растениям?
Всё есть необходимое.
- Можно предположить, что растительность очень богатая?
- Наверно уже хочется посмотреть, как выглядит степь? Слайд 2, 3
- Как вы думаете, в какое время года сделано фото?
- Пробуждение природы яркость красок, всё так радует глаз, но посмотрите внимательно, вам не кажется, что чего-то не хватает?
(возможно стихотворение)
(нет высокорослых растений)
1д. Возникает вопрос. Почему при наличии всех необходимых компонентов нет высокорослых растений?
- Мы с вами знаем, что растения умеют приспосабливать к природным условиям
- Иллюстрации растений степи, гербарий внимательному наблюдателю подскажут, как они приспособились к зоне степи, и помогут нам разобраться, почему нет деревьев. Также нам предстоит обратиться к материалам энциклопедий и справочников.
Работа в группе. Каждой группе предложен материал для изучения одного растения.
приложение 1.doc
После чего сильный ученик делает вывод.
Рассказ ученика сопровождается показом слайдов для всех учащихся
Слады 4.5.6.7.
К-3 Растение называется……………………………….. Листья у растения…………………………….., это говорит о том……………………………………………….. Корень………………………………………………………………………значит……………………………………….. Растение приспособилось к………………………………….. климату……………………………………………….. Растение относится к ( деревья ,травянистое, кустарники)……………………………………………………… |
2Д Так каковы особенности растений степи?
Сильный ученик делает вывод
- Растения степи по разному приспособились у природным условиям, есть растения, которые появляются сразу после таяния снега, пока в почве много влаги, это такие как тюльпан, ирис, их корни в виде луковицы и утолщёний помогают им накапливать влагу и питания. Другие растения имеют тонкие длинные листья, сильно разветвлённую корневую систему, чтобы корни, проникая в глубь, могли получать влагу. Вывод растения приспособились к засушливому климату. Для растения высокорослых растений нет условий. Слайд 8
3Д. Какие основные растения степей? На схеме слабый ученик закрепляет. В основном растения травянистые.
(можно сравнить с тундрой, в какой зоне тоже нет высокорослых растений, сопоставить причины, ветер суховей)
Деревья встречаются только в низинах, так как там скапливается влага.
Г) Животные
Если большое кол-во травянистых растений, следовательно - много насекомых, птиц.
А знаете ли вы?
Что в степях живёт больше 50 видов млекопитающих и более 250 видов птиц. И совсем не много крупных растениеядных животных.
1Д. Так почему при таком огромном количестве трав и растений очень мало крупных растениеядных животных?
- А в этом нам помогут разобраться ребята, которые, заглянув вперед, подготовили сообщения о животных степей.
Кузнечик Слайд 9,
Дрофа Слайд 10,
Красавка Слайд 11,
Гадюка Слайд 12
- Каких животных вы запомнили? Где живут?
2Д Что объединяет всех этих животных? (окраска под цвет степей серо-бурого цвета, растениеядные, имеют норы, птицы вьют гнёзда на земле, хорошие бегуны - поиск пищи и воды, спасение от преследования)
Так почему нет крупных растениеядных животных? (медведь, лось - нет жилищ)
3Д Кто обитает в степной зоне?
(вопрос звучит третий раз, на него отвечает слабый ученик)
5 Итог урока
- Ну что ж, теперь мы можем точно сказать, что описание, которое звучало в начале урока (напомнить)
- Какое раздолье! Какая ширь! Ни холмов, ни леса! Куда ни глянь – до самого края неба простирается гладкая равнина. И, кажется, нет ей конца, нет ей предела. Короткая зима. Жаркое продолжительное лето, открытая местность, почвы богаты
перегноем.
- Это описание степной зоны
Кто может подвести итог урока и сделать вывод?
Зона степей находится южнее лесной зоны, на карте окрашена в жёлтый цвет, климат жаркий, мало влаги, частые ветра, растительность травянистая, животные в основном небольшие это грызуны которые живут в норах, птицы вьют гнёзда на земле.
6. Домашнее задание
Закрепить стр.114-118, раб. тетрадь в. 1-6
*Дополнительное задание.
Проведите исследование.
Для любознательных ребят, которые любят сами исследовать, я хочу предложить следующее задание, выясните. А есть ли у нас на планете, территории, с такими же природными условиями как наша степная зона, возможно, они имеют ещё какие-то названия. Выяснить какие там обитают животные, растут растения, есть ли отличия.
Ссылки на использованные картинки:
http://popnano.ru/images/analit/arktika.jpg
http://t3.gstatic.com/images?q=tbn:a1LHImUYGSjRQM
http://exdiablo.ru/town?razdel=1&object=2