СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по окружающему миру на тему "Зона степей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по окружающему миру на тему "Зона степей"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЧУМАНКАСИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Моргаушского района Чувашской Республики






Открытый урок для аттестации

на тему «Зона степей»



Окружающий мир 4 класс










Учитель первой категории:


Федорова Валентина Энгельсовна















Одаркино 2020

Зона степей


Цели:

сформировать у учащихся представление о природной зоне степей;

ознакомить с географическим положением зоны степей, её особенностями, животным и растительным миром;

развивать умения работать с картой, дополнительной литературой, гербарием;

учить детей наблюдать, рассуждать, делать выводы.


Оборудование: карта «Природные зоны», физическая карта, карточки с названиями изученных зон, схема влияния (Солнце – климат – почва - растения - животные ), фотографии изученных зон, презентация, карточки – опоры.




Ход урока:

1.Организационный момент.

Добрый день,уважаемые гости! Мы очень рады видеть вас в нашей школе. Добрый день,ребята!Я прошу улыбнуться тех, кто пришел на урок с хорошим настроением.


2.Актуализация знаний.

- Сегодня мы продолжаем путешествие по родному краю. У нас определён четкий маршрут, мы с вами путешествуем, изучая природные зоны России. В ходе наших исследований мы с вами познакомились с тремя зонами России.

- Назовите зоны в порядке, их изучения.

(карточки названия зон расположить на доске по горизонтали)

- Как вы думаете, почему изучение природных зон начинается с самой северной зоны- зоны Арктики? (возможность проследить взаимосвязь живой природы от положения солнца, сравнивая с более южными зонами)

- Мы с вами составили схему влияния (вспомнить)


Солнце – климат – почва - растения - животные


- Все эти взаимосвязи мы рассмотрели. А сможете ли вы, по описанию узнать изученные зоны? И найти соответствующее фото?

(закрепить фото под карточку названия зон)



  1. Зима в этой природной зоне – это долгая ледяная ночь. Лето короткое. Ветер пахнет цветами. Над цветами басом гудят шмели, а над головою воют тучи комаров. Можно увидеть и лес – высотой по колено? Деревья в нем толщиной с карандаш стелятся по земле Оленеводство, охота, рыболовство, добыча полезных ископаемых - занятия населения.

  1. Необъятные ледяные просторы, часто бушуют метели, свирепствуют морозы, очень суровая зима, холодное лето, полярная ночь, ураганные ветры, северное сияние, все живое улетело на юг, либо улеглось в спячку. Ведутся научные исследования.


  1. Большие могучие деревья, обильная растительность, многообразие животного мира. Безморозный период, с температурой выше +10оС, непродолжительный, крестьянин должен быстро посеять, убрать сено, урожай пока хорошая погода. Отсюда поговорка «Летний день год кормит».

Занятия населения: охота, лесозаготовка, животноводство, изготовление товаров

на фабриках и заводах.


  1. Летом – полярный день. Лето очень короткое. Вся природа преображается, прилетают тысячи птиц. Селятся они на скалах, свободных ото льда. Гомон стоит невообразимый. Кроме птиц на лето приплывают огромное количество ластоногих: сивучи, морские львы, моржи, котики. Человек в таких условиях очень ограничен в хозяйственной деятельности – рыбная ловля, охота на морского зверя.


3. Сообщение темы и цели.

- Послушайте ещё одно описание.

Какое раздолье! Какая ширь! Ни холмов, ни леса! Куда ни глянь – до самого края неба простирается гладкая равнина. И, кажется, нет ей конца, нет ей предела. Открытая местность, почвы богаты

перегноем. Люди занимаются: растениеводством, скотоводством, добычей

полезных ископаемых.(?)

- Как вы думаете, можно ли отнести это описание к одной из изученных зон?

- А есть ли общее? В чём разница? (Арктика, занятия человека)

- Следует вывод, что с этой зоной мы не знакомы, и нам сегодня предстоит познакомиться. Приложение 2 , слайд 1

Как вы думаете? А что нам сегодня предстоит выяснить?

(ответы детей)

4.Работа над новым материалом.

а) Положение на карте.

- В первую очередь нам необходимо определить, где же находится зона степей.

-Следуя своему опыту изучения природных зон, предположите, где находится степная зона. (южнее зоны леса)

- Давайте проверим наши предположения, поработаем с главным помощником географов – картой. Нам потребуется карта природных зон и физическая карта.

С.77 и С.64 (учебник)

- Дать чёткий ответ поможет

Карточка опора №1

К-1

1.Где расположена зона степей?

2.Какую территорию она занимает по отношению к другим зонам?

3.Как выглядит земная поверхность зоны?


Степная зона расположена ……………........зоны………, на карте она обозначена ………..

По отношению к другим зонам она имеет…………….размер

Зона степей тянется вдоль…………………границы России. Большая часть зоны расположена на……………………………………………..и небольшая часть на……………………………….

- Ваша задача, работая в паре выяснить:

-Где расположена зона степей?

-Какую территорию она занимает по отношению к другим зонам?

-Как выглядит поверхность зоны?

- Мы выяснили географическое положение зоны. И если кто-то летом отправится в гости в Саратов, Самарскую область. Посмотрев на карту, будет знать, что перед ним предстанет совершенно иная природная зона. А с каким климатом, растениями и животными там можно встретиться, мы выяснять будем дальше.

б) Климат

(Обращаясь к схеме влияния)

Теперь наверно всем, интересно узнать какой же климат в степи, что и как его формирует?

Можно конечно открыть учебник и прочитать об этом.

А давайте мы с вами проведём маленькое исследование, и определим, от чего зависит климат степей.

  • Карточка №2 взять карточку

К-2

1.Рассмотрите схемы и определите, как влияет положение солнца в зоне степи на климат в этой зоне?

2.Как влияет положение степной зоны относительно Арктики и экватора, на климат в этой зоне.

*3.Как влияет на климат положение степи относительно предыдущей и следующей зоны.

*4.Как вы думаете? Почему лесная зона на востоке не доходит до тихого океана?


По сравнению с другими зонами, солнце в степи находится……………

Значит……………..

Степная зона находится к экватору…………….и……………от Арктики.


Работа в группе. Одна голова хорошо, а 4 лучше. (физическая карта, карта природных зон, схемы положение солнца в изученных зонах)

Я буду рада, если вы попытаетесь ответить на сложные вопросы №3 №4


1Д. Итак, к какому выводу вы пришли? Что влияет на формирование климата в степной зоне? (сильный ученик)

2Д. Так давайте проверим, верно, ли наше утверждение?

(книга-учебник, стр. 114 второй абзац)


Мы сделали правильный вывод.

-Теперь я думаю, что всем понятно, что климат степей более жаркий, чем в предыдущих зонах.

-открываю схему зоны степей (читает слабый ученик)



В) Растительный мир


- Жаркое лето, более мягкая зима, плодородные почвы.

Как здорово! Благоприятные ли условия для растений?

- Давайте вспомним, что необходимо растениям?


Всё есть необходимое.

- Можно предположить, что растительность очень богатая?

- Наверно уже хочется посмотреть, как выглядит степь? Слайд 2, 3

- Как вы думаете, в какое время года сделано фото?

- Пробуждение природы яркость красок, всё так радует глаз, но посмотрите внимательно, вам не кажется, что чего-то не хватает?

(возможно стихотворение)


(нет высокорослых растений)

1д. Возникает вопрос. Почему при наличии всех необходимых компонентов нет высокорослых растений?


- Мы с вами знаем, что растения умеют приспосабливать к природным условиям

- Иллюстрации растений степи, гербарий внимательному наблюдателю подскажут, как они приспособились к зоне степи, и помогут нам разобраться, почему нет деревьев. Также нам предстоит обратиться к материалам энциклопедий и справочников.

Работа в группе. Каждой группе предложен материал для изучения одного растения.

приложение 1.doc

После чего сильный ученик делает вывод.

Рассказ ученика сопровождается показом слайдов для всех учащихся

Слады 4.5.6.7.


К-3

Растение называется………………………………..

Листья у растения…………………………….., это говорит о том………………………………………………..

Корень………………………………………………………………………значит………………………………………..

Растение приспособилось к………………………………….. климату………………………………………………..

Растение относится к ( деревья ,травянистое, кустарники)………………………………………………………




2Д Так каковы особенности растений степи?

Сильный ученик делает вывод

- Растения степи по разному приспособились у природным условиям, есть растения, которые появляются сразу после таяния снега, пока в почве много влаги, это такие как тюльпан, ирис, их корни в виде луковицы и утолщёний помогают им накапливать влагу и питания. Другие растения имеют тонкие длинные листья, сильно разветвлённую корневую систему, чтобы корни, проникая в глубь, могли получать влагу. Вывод растения приспособились к засушливому климату. Для растения высокорослых растений нет условий. Слайд 8

3Д. Какие основные растения степей? На схеме слабый ученик закрепляет. В основном растения травянистые.

(можно сравнить с тундрой, в какой зоне тоже нет высокорослых растений, сопоставить причины, ветер суховей)

Деревья встречаются только в низинах, так как там скапливается влага.

Г) Животные

Если большое кол-во травянистых растений, следовательно - много насекомых, птиц.

А знаете ли вы?

Что в степях живёт больше 50 видов млекопитающих и более 250 видов птиц. И совсем не много крупных растениеядных животных.

1Д. Так почему при таком огромном количестве трав и растений очень мало крупных растениеядных животных?

- А в этом нам помогут разобраться ребята, которые, заглянув вперед, подготовили сообщения о животных степей.

Кузнечик Слайд 9,

Дрофа Слайд 10,

Красавка Слайд 11,

Гадюка Слайд 12

- Каких животных вы запомнили? Где живут?

2Д Что объединяет всех этих животных? (окраска под цвет степей серо-бурого цвета, растениеядные, имеют норы, птицы вьют гнёзда на земле, хорошие бегуны - поиск пищи и воды, спасение от преследования)

Так почему нет крупных растениеядных животных? (медведь, лось - нет жилищ)

3Д Кто обитает в степной зоне?

(вопрос звучит третий раз, на него отвечает слабый ученик)


5 Итог урока

- Ну что ж, теперь мы можем точно сказать, что описание, которое звучало в начале урока (напомнить)

- Какое раздолье! Какая ширь! Ни холмов, ни леса! Куда ни глянь – до самого края неба простирается гладкая равнина. И, кажется, нет ей конца, нет ей предела. Короткая зима. Жаркое продолжительное лето, открытая местность, почвы богаты

перегноем.

- Это описание степной зоны

Кто может подвести итог урока и сделать вывод?

Зона степей находится южнее лесной зоны, на карте окрашена в жёлтый цвет, климат жаркий, мало влаги, частые ветра, растительность травянистая, животные в основном небольшие это грызуны которые живут в норах, птицы вьют гнёзда на земле.


6. Домашнее задание

Закрепить стр.114-118, раб. тетрадь в. 1-6


*Дополнительное задание.

Проведите исследование.

Для любознательных ребят, которые любят сами исследовать, я хочу предложить следующее задание, выясните. А есть ли у нас на планете, территории, с такими же природными условиями как наша степная зона, возможно, они имеют ещё какие-то названия. Выяснить какие там обитают животные, растут растения, есть ли отличия.





Ссылки на использованные картинки:

http://popnano.ru/images/analit/arktika.jpg

http://t3.gstatic.com/images?q=tbn:a1LHImUYGSjRQM

http://exdiablo.ru/town?razdel=1&object=2






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!