СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по окружающему миру Тундра 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по окружающему миру Тундра 4 класс»

Урок окружающего мира в 4 классе по теме:"Тундра".

Цели: 

Цель:

продолжить развитие основных  естественно-научных представлений о    зависимости между географическим положением природной зоны  и её особенностями на примере темы «Природные зоны России. Тундра»

Задачи:

  • предметные:

-  формировать  представление о природной зоне;

- умение определять природную зону по основным признакам;

- установить зависимость растительного и животного мира тундры от её природных условий.

Метапредметные УУД:

  • познавательные:

- умение работать с географической картой;

- развивать познавательный интерес;

- развивать логическое мышление учащихся, умение сравнивать и делать выводы.

  • регулятивные:

- планирование деятельности.

  • коммуникативные:

- развивать речь;

- умение работать в группе.

  • личностные

 -  помочь детям задуматься о ранимости природы, необходимости её охраны;

 -  формировать представление детей о единстве природы и человека.

Основное понятие: зависимость особенностей природной зоны от географического местоположения, взаимосвязь между деятельностью человека и окружающей средой.

Оборудование:  карта природных зон, учебник, раздаточный материал, презентация  ИКТ, карточки-помогайки.

Методы:

Словесные, наглядные, практические:

-организация работы в группах (коллективный поиск, взаимообучение учащихся, развитие учебно-информационных УУД);

- беседа эвристическая (опора на житейский опыт, установление зависимости от полученных  заранее знаний);

- контроль (организация диагностической работы).









Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка знаний.


Нас сегодня ждет дорога,

И узнать нам надо много.

Так возьмемся, ребята, скорей за работу,

Чтобы времени зря не терять.

О том, как потрудились дома,

Поспешим друг другу рассказать.


Несколько учеников работают по индивидуальным карточкам:

Карточки
Задание: подчеркни нужное слово в скобках, подходящее к тексту:
Арктика занимает (острова, моря) Северного Ледовитого океана. Солнце направляет на зону арктических пустынь свои прямые (косые, прямые) лучи. Зимой в Арктике (полярный день, полярная ночь), а летом – (полярная ночь, полярный день). Полярной ночью в Арктике можно наблюдать на небе одно из красивейших природных явлений (полярное сияние, радугу). Солнце в Арктике поднимается (высоко, невысоко) над горизонтом.

  1. Фронтальный опрос.

-С какой природной зоной мы познакомились на прошлом уроке?

- Что включает в свои территории Арктика?

/Северный Ледовитый океан с островами и прилегающие окраины материков

- Каковы климатические особенности в данной природной зоне?

/Суровый холод. Солнце никогда не поднимается высоко над горизонтом. Его лучи скользят по поверхности земли, давая ей очень мало тепла. Вот почему здесь царство снега и льда. Океан и острова покрыты толстым льдом. Лишь кое – где на островах его нет, но и здесь суша промерзает на много метров в глубину. Почва почти не образуется. Зимой в ледяной зоне полярная ночь. Несколько месяцев подряд солнце совсем не показывается. Иногда возникают полярные сияния. Зима очень суровая – дуют сильные ветры, часто бушует пурга, температура опускается до минус 60 градусов.

- Что такое полярный день? Полярная ночь?

- Какие необычные явления можно наблюдать в зоне арктических пустынь?

- Какая растительность в Арктике?

/ К суровым условиям арктических пустынь приспособились немногие растения. Встречаются лишайники, кое-где растут мхи, полярный мак.

-Почему она такая скудная?(суровые условия)

- Какие животные обитают в Арктики? Как они приспособились к суровым условиям?

/Летом на скалистых берегах собираются чайки, кайры, гагарки. Рыбой кормятся тюлени, моржи. Самый замечательно приспособившийся к условиям Арктики – белый медведь



3. Графический диктант.

-Если высказывание верно, учащиеся ставят знак «+», если высказывание неверно, то знак «-».

1)- Природная зона арктических пустынь расположена на островах Тихого океана.

2)- Территория Арктики не имеет коренного населения.

3)+ В Арктике для растений и животных сложились суровые условия.

4)- В ледяной зоне растут кедры, пихты, ели.

5)+ В Арктике обитают тюлени, моржи, белые медведи.

6)+ Арктический заповедник расположен на острове Врангеля.

7)- Большое скопление птиц на скалах называют «птичьими рынками».

Слайд 2

Ответы: -; -; +; -; +; +; -.

-Поменяйтесь работами, проверьте, посчитайте количество ошибок, выставите отметки.

Микроитог

-Поднимите руки, кто написал без ошибок, с одной или двумя ошибками, у кого ошибок больше трёх.



  1. Сообщение темы и целей урока. 
    - Мы сегодня снова будем наблюдать, 
    Выводы делать и рассуждать. 
    В путешествиях многое можно узнать. 
    И друзьям об этом потом рассказать. 
    Новая природная зона приглашает нас- 
    И опять в экспедицию отправляется класс. 
    А чтобы тему урока узнать, 
    Кроссворд нам надо разгадать: 
    Вопросы к кроссворду: 
    1. Короткое название ледяной зоны.(Арктика) 2. Птица с необычным кранным клювом(Тупик). 3. Название острова, на котором расположен заповедник.(Врангеля) 4. Арктика – царство снега и (льда)… 5. Растения, живущие в толще воды. 6. Рыба, обитающая в северных морях.(сайка) 
    (1.арктика 2. тупик 3. Врангеля 4. льда 5. водоросли 6. сайка) 
    Ключевое слово – ТУНДРА. 
    - Молодцы! Мы узнали название природной зоны, по которой сегодня будем путешествовать. 
    - Молодцы! А сейчас отправляемся в путешествие по тундре. 

-На чём мы с вами будем совершать своё путешествие?

Звучит песня "Увезу тебя я в тундру” (ВИА "Самоцветы”).

-Итак, садимся на оленьи упряжки и отправляемся в путь. Догадайтесь, почему мы отправляемся в путь на оленях?

– Эта песня не только создала нам приподнятое настроение перед путешествием, но если вы вслушались в слова, то многое могли узнать. Слушайте внимательно.

-Что вы узнали из песни о тундре?

-Как поется в песне про тундру?….

/Увезу на край земли

…- А теперь, оценив расположение тундры, вспомнив песню, подумайте, как одеться в экспедицию.

-Подумайте, какая одежда подходит для нашего путешествия?

– А вот как одеваются коренные жители тундры.

(меховая куртка, валенки, рубаха, кожаные перчатки, рукавицы, майка, меховая шапка и другие);

III. Работа над новой темой 
- Найдите эту природную зону на ваших картах. (стр 72-73)Что вы можете о ней рассказать, глядя на карту? 
(Тундра протянулась с запада на восток почти по всему побережью северных морей. Эта зона находится южнее арктических пустынь. Тундра расположена на материке Евразия.) 
- Тундра в переводе с финского языка означает "бесплодная” или "враждебная”.
- Какой вы представляете себе эту природную зону? 
Тундра находится на побережье северных морей, за северным полярным кругом, в холодном поясе, значит, там холодно. Туда попадают косые лучи, а это значит, что зима должна быть суровой, там должно быть много снега. Это должна быть равнина, потому что часть зоны расположена на Восточно-Европейской равнине, а часть – на Западно-Сибирской. С моря дуют ветры, значит, большие растения расти не будут. 
-Молодцы! У нас получилось неплохое коллективное описание.

-Посмотрите небольшой фрагмент про климат Тундры(ВИДЕО))


-Как же выглядит Тундра на самом деле?

Что вы узнали о климате Тундры из видео -фрагмента?

-А как выглядит тундра на самом деле мы сегодня узнаем подробнее. 
Суров климат тундры: зима продолжается дольше(7-8 месяцев), чем учебный год в школе, а лето очень короткое и прохладное. Круглый год дуют сильные ветры, а зимой свирепствует пурга. Ветер разбивает снежинки на мелкие иголочки и так уплотняет снежный покров, что по нему можно ходить не проваливаясь. А под снегом – замёрзшая земля. Даже летом она оттаивает только на 10-50 см, а ниже сохраняется вечная мерзлота. Ещё говорят, что год тундры делится на две части: снежную и мокрую. 
- Что такое снежная часть года, это, я думаю, понятно всем. А почему же вторая часть года мокрая? Ваши предположения. 
Снег и лёд, оттаяв, превращаются в воду, а земля оттаивает совсем немного, дальше вечная мерзлота, и воде некуда уходить. Если лето прохладное, то вода не может испарятся, вот она и остаётся. 
- действительно, по этим двум причинам в тундре много болот и озёр. И почва влажная или просто мокрая. Мы с вами выяснили, какие здесь природные условия, какие растения растут, животные проживают.

Поработаем в группах 
Работа по группам 
- А сейчас в работу включаются наши ботаники, зоологи, экологи. Они в течение недели выясняли что растёт? Кто живёт? Как живут? 

Групповая работа

1 группа «Ботаники» (с.85-88) Изучить растительность тундры

2 группа «Зоологи» (с.86-87, 88-90) Изучить животный мир

3 группа «Экологи» (с.90-92) Изучить деятельность человека в тундре

Физминутка. Слайд (Встали)

Ты по тундре стал шагать (шагаем)
Далеко кругом видать (присели, повороты вправо, влево, взгляд из-под руки)
Перешагивай деревья (шаг с высоким подниманием бедра)
Их, смотри, не растопчи (прыжок)
Если летом оказался, гнус скорее отгони (машем руками)
А зимою – не дрожи (похлопывают себя)
Сядем в нарты, и опять
Дальше тундру изучать (сели на место)


Представление результатов исследований.

Предлагает учащимся представить результаты работы в группе. Учащиеся представляют результаты работы - рассказывают о растительном, животном мире и деятельности человека в тундре.


  1. Рассказ ботаников.
    В тундре растут: мох, ягель, морошка, голубика, брусника, карликовая берёза, карликовая ива. Все растения низкорослые. Мох ягель – пища для северных оленей. Растёт на поверхности почвы, похож на маленькие деревца или кустики. Клюква – стелющийся кустарник, имеет короткие корни, разветвлённые небольшие листочки, красные ягоды. Ягоды и листья остаются на зиму. Карликовая берёза имеет невысокий изогнутый ствол, листья небольших размеров, небольшие корни. Растения стараются прижаться к земле, там теплее, и зимой снег закроет их полностью и защитит от морозов. 
    - Какие в тундре растения? 
    Растения 
    низкорослые 
    стелющиеся 
    небольшие корни 
    маленькие листья 
    Дополнительный материал 
    Большинство тундровых растений — вечнозелёные многолетники. У ряда растений недозревшие плоды зимуют под снегом и вызревают на следующее лето. 
    Листья некоторых растений расположены розеткой – так полнее используются солнечное тепло и свет. 
    Тундровые растения имеют короткие (5-15 см) корни, расположенные близко к поверхности, они используют более теплую почвенную влагу. 
    Некоторые растения даже в цветущем состоянии переносят заморозки. Летом холодная почва тундры сильно затрудняет поглощение воды корнями растений. Уже на глубине 10 см температура её не более +10оС. Следовательно, хотя в тундровых почвах много воды, она малодоступна растениям, т.к. с трудом поглощается корнями из-за низкой температуры.

  2. Рассказ зоологов (используют иллюстрации) 
    Постоянно живут в тундре: белая куропатка, белая сова, лемминги, песцы, кречет, дикий северный олень, волки. Летом прилетают журавли, гуси, лебеди, кулики, много комаров, мошек. Белая куропатка – травоядная птица, меняет оперение в зависимости от времени года, зимой покрывается перьями до самых когтей, защищаясь от холода. Белая сова – хищная птица, оперение всегда белое, хорошо защищает от холода, потому что очень плотное. Питается леммингами, куропатками. Песец – хищник, имеет густой серый мех, его лапы короткие и широкие, питается леммингами и куропатками. Зимой у него появляется ещё подшерсток. Дикий северный олень – низкорослое животное, травоядное – питается мхом ягелем. Самое крупное животное тундры, имеет густой мех, зимний подшерсток и подкожный слой жира. Копыта раздвоенные, чтобы не проваливаться в снегу и раскапывать мох из-под снега. 
    - Как приспособились к жизни представители животного мира? 
    Животные 
    птицы: густое оперение и защитная белая окраска 
    звери: густой мех 
    Дополнительный материал: 
    У всех обитателей тундры к зиме накапливается значительный слой подкожного жира, образуется густой мех у зверей, теплый пух у птиц. Своеобразно утепляются конечности на зиму: у песцов появляются как бы теплые стельки, у птиц – подобие валенок. Широкие копыта служат северным оленям то лыжами, то лопатами – для добычи ягеля из-под снега. Полярные совы видят днём, иначе им не пережить многосуточный свет. 
    Олень даёт людям, живущим в тундре, всё: мясо, молоко, шкуры, из которых шьют теплую одежду и обувь, строят жилища, сухожилия используют как нитки. Из пыжика (шкуры оленят) делают очень тёплые шапкиОлень: транспорт, мясо, молоко, одежда, обувь, жилище 
    В заполярье широко распространено ездовое собаководство. Собачьи упряжки по всем статьям надёжней "Бурана”. Они не подведут в пургу, когда техника бессильна. Собаки перевозят грузы, пассажиров, почту. Упряжка в 10-12 собак ненецких лаек везёт нарты с грузом 400-500 кг со скоростью 7-10 км в час. За сутки собачья упряжка с грузом проходит 70-80 км, а налегке – 150-200 км. Из собачьих шкур делают очень тёплую одежду и обувь. 
    3.Рассказ экологов.
    Основное занятие населения тундры – оленеводство. Ещё ведётся добыча полезных ископаемых – нефти и газа. В тундре возникли экологические проблемы: 
    1. нарушается поверхность почвы от гусениц тракторов и вездеходов, гибнут растения; 
    2. местность загрязняется нефтью во время её добычи; 
    3. незаконная охота – браконьерство; 
    4. оленьи пастбища вытаптываются, потому что оленей не всегда вовремя перегоняют на другие места, на восстановление пастбища нужно 15 лет!” (показать знак "Ограничение выпаса оленей”). 
    Природные богатства тундры взяты под охрану, созданы заповедники. Под особую охрану взяты редкие животные: белый журавль, тундровый лебедь, краснозобая казарка, кречет. 
    - Что нужно сделать, чтобы не допустить нарушения экологических связей в тундре? 
    Экология 
    запретить браконьерство 
    оленьи пастбища под охрану 
    не использовать тяжёлую технику 
    бережно относится к природным богатствам 
    Дополнительный материал: 
    Плотность населения в тундре невелика: меньше 1 человека на 1кв.км. Здесь живут ханты, манси, эскимосы, эвенки, саами, ненцы, якуты, чукчи и др. Коренные жители занимаются оленеводством, рыболовством (навага, нельма и др.), охотой (песцы, морской зверь, песец, волк, куропатки, гуси, утки и др.). Зимой из замороженной рыбы готовят строганину – состругивают стружкой мясо, добавляя в него приправы, ягоды; в такой еде много витаминов. Крупнейшие города тундры – Мурманск и Норильск. В недрах тундры найдены огромные богатства – нефть, уголь, железная руда, каменная соль, золото и др. 

- Под особую охрану взяты редкие и исчезающие животные, например, птицы:

белый журавль или стерх;

малый или тундровый лебедь;

краснозобая казарка, кречет;

- Все они внесены в Красную книгу России.

- Как спасти животных Тундры, находящихся на грани исчезновения?

(Надо создавать заповедники)

-И такой заповедник в Тундре есть – это «Таймырский заповедник созданный 23 февраля 1979 года, где нашли свой дом многие животные, находящиеся на грани исчезновения. В 1995 году он получил статус биосферного заповедника.

Статья о "Таймырском заповеднике”. (СоколоваД)
VII. Закрепление материала. 
Молодцы! Было очень приятно работать в экспедиции с умными, заботливыми и наблюдательными исследователями. 

- Итак, мы познакомились с удивительным краем – тундрой.

-Какие цели мы ставили в начале урока?

-Достигли ли мы целей, которые перед собой ставили?

-Что особенно понравилось?

-Что удивило?

-О чем бы другу рассказали?  

- С каким настроением вы уходите с урока?
  - Какая группа справилась с заданием очень хорошо? (Ставлю оценки.)

Путешествие закончилось

Конечно же на оленях. Усаживайтесь поудобнее и в путь!


- А сейчас, в закрепление нашей экспедиции мне бы хотелось показать вам видеофильм "В тундре”. 
VIII. Подведение итогов. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОТМЕТОК.