Тема | Природная зона тундры |
Цели | Образовательные: сформировать представление о природной зоне тундре; ознакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром, деятельностью человека. Формировать УУД: - ЛичностныеУУД: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация. - Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция. - Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. - Познавательные УУД: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы. |
Планируемый результат | Предметные: показывать тундру на карте «Природные зоны России», рассказывать о растительном и животном мире тундры, сформулировать экологические проблемы этой природной зоны. Метапредметные: познавательные – самостоятельно находить информацию в материалах учебника, выполнять учебно-познавательные действия, делать обобщения, выводы; коммуникативные – осуществлять совместную деятельность в группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач; регулятивные – действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения. |
Основные понятия | Зона тундры |
Межпредметные связи | Литературное чтение |
Ресурсы: - основные - дополнительные | Учебник окружающего мира. 4 класс. 1 часть. Контурные карты Интерактивная доска, компьютер; карта «Природные зоны России» |
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа |
Технология проведения | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин) Цели: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу | Фронтальная беседа Самопроверка, взаимопроверка | Проверяет готовность обучающихся к уроку. Уточняет тематические рамки. | Подготовка рабочего места | | Личностные: мотивация к учебной деятельности, желание учиться, проявление интереса к изучаемому предмету. |
II. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин) Цели: подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы. | Вспоминают, чем занимались на последних уроках окружающего мира, разгадывают кроссворд, называют тему урока, формулируют цели | Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Выдвигает проблему. | Задает вопросы: -Над какой темой работали последние уроки? - Чтобы назвать природную зону, с которой будем знакомиться сегодня, вам надо разгадать кроссворд. - Сформулируйте цели урока. | | (Познавательные УУД). самостоятельное выделение и формулирование цели (Коммуникативные УУД). планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (Регулятивные УУД). целеполагание |
III. Изучение нового (10 мин) Цели: выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу способа действия с информацией | Находят и показывают тундру на карте, описывают её географическое положение, предполагают о климатических условиях Смотрят видеофильм. Работают в группах, отбирая нужную информацию, составляют рассказы о растительном и животном мире тундры. Оформляют стенгазеты. Готовятся к выступлению. Выступают с рассказами о растительном и животном мире тундры, обобщают. Выполняют задание в тетрадях. Делают выводы. Групповая работа | Обсуждает способы решения, осуществляет поисковую работу обучающихся (постановка цели и план действий). Слушает выступление учащихся. Что общего у растений тундры? Как приспособились к жизни представители животных мира тундры? | Работа с картой природных зон. - Найдите эту природную зону на карте. - Что вы можете о ней рассказать, глядя на карту? - Тундра в переводе с финского языка означает «бесплодная» или «враждебная». Расскажите, какой вы представляете эту природную зону. Первичное усвоение новых знаний. Просмотр видеофильма о тундре, отбор материала и составление рассказов о растительном и животном мире тундры Физкультминутка Рассказы учащихся о растительном и животном мире тундры Выделение из текста экологических проблем тундры | Уметь показывать природную зону на карте, выдвигать предположение о её климатических условиях. Растительный и животный мир тундры. Приспособления животных к жизни в тундре. Экологические проблемы | (Коммуникативные УУД): учатся слушать и слышать, отвечать на поставленные вопросы. (Познавательные УУД) осуществляют поиск необходимой информации. (РегулятивныеУУД) принимают и сохраняют учебную задачу, осознают недостаточность своих знаний |
IV. Закрепление нового (15 мин) Цель: освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности | Групповая работа, затем общеклассное обсуждение | Контролирует выполнение работы. | Работа со схемой.  2. Назовите номер положения солнышка, которое лучше других прогревает поверхность земли, потому что его лучи падают почти отвесно. (Под номером 5.) Загадка Что за чудо-чудеса: Загорелись небеса! Ой, горит-пылает пламя Над сверкающими льдами! Кто зажег огонь чудесный, Золотой костёр небесный? Никого за тучей нет. Это с неба льётся свет. (Северное сияние.) 3. Работа с карточками | | (Познавательные УУД). Применение полученных знаний из материала урока и рассказа учителя; выделяют необходимую информацию, извлекая ее из услышанного, в результате анализа делают вывод. (Коммуникативные УУД). Работают в паре; слушают собеседника и учатся вести диалог; эффективно сотрудничают с учителем и сверстниками. |
V. Контролирующее задание (12 мин) Цель: - . | Индивидуальная работа. | Организует форму проверки полученных результатов | Тестирование. | Знать: 1.Местоположение природной зоны 2.Климат 3.Почвы 4.Растительный и животный мир 5.Цепи питания 6.Занятия коренного населения 7.Экологические проблемы 8. Заповедники | (Регулятивные УУД). Контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. (Познавательные УУД) применяют полученные знания в практической деятельности, анализируют, сравнивают, делают выводы. (Личностные УУД). Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе. |
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин) Цели: -организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Учащиеся анализируют свою работу, выясняют, соответствовал ли урок поставленной цели, достигли ли они положительный результат. Отвечают на вопросы учителя. Делают самооценку | Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. | Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам | | (Коммуникативные УУД). Полно и грамотно выражают свои мысли, взаимно контролируют действия друг друга. (Регулятивные УУД). Оценивают свои знания, выделяют то, что уже известно, и то, что предстоит узнать и усвоить, осознают важность приобретения новых знаний. (Личностные УУД). Осознают важность полученных знаний |