СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по окружающему миру в 3 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по окружающему миру в 3 классе

 

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по окружающему миру в 3 классе»

Открытый урок по окружающему миру

Тема урокаПолезные ископаемые

Цель урока: познакомить с разнообразием полезных ископаемых.

Планируемые результаты: учащиеся научатся различать важнейшие полезные ископаемые, объяснять их значение в экономике, осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам, анализировать, делать выводы.

Оборудование: образцы полезных ископаемых.

Ход урока

I. Организационный момент

- Посмотрите друг на друга, пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам желаю интересного урока.

II. Мотивация к учебной деятельности.

Заранее подготовленный ученик читает наизусть стихотворение:

3 клада у природы есть-
Вода, земля и воздух-
3 её основы.
Какая бы ни грянула беда-
Целы они-
Всё возродится снова.

- О каких же 3 кладах говорится в этом стихотворении? ( воде, земле и воздухе)

  1. Актуализация знаний.

  • Расскажите, как человек использует воздух в экономике?

  • Если вдруг исчезнет вода, что произойдёт?

  • А что было бы невозможно без земли?

  • Что является основой экономики? (природные богатства и труд людей)

IV. Самоопределение к деятельности

- Из чего изготавливают автомобили, самолеты, поезда? ( Из стали, металла.)

- Вот построили автомобили, самолеты, поезда, только они сами не поедут и не полетят. Что еще надо для них? (Бензин, горючее.)

- Из чего делают горючее? (Из нефти.) ( Учитель записывает на доске: сталь, нефть.)

Это полезные ископаемые. Сегодня на уроке будем говорить о полезных ископаемых.

V. Первичное закрепление нового материала.

  1. Беседа

Полезные ископаемые

- От какого слова произошло слово «ископаемые»? ( От слова «копать».)

- Почему они полезные? (Приносят пользу человеку.)

- Прочитайте в учебнике первый абзац текста на с. 46

- Что такое полезные ископаемые? ( Богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве.)

- Назовите жидкое полезное ископаемое.

- Назовите газообразное полезное ископаемое.

2. Практическая работа

( Работа проводится в парах. Учитель раздает детям образцы, предлагает определить полезное ископаемое по атласу-определителю и дополнительному материалу)

У вас на столах в лежат полезные ископаемые. Вы должны будете по атласу определителю и дополнительному материалу узнать название этих пород (гранит, известняк, каменный уголь, торф, железная руда, песок, глина, нефть)

Давайте проверим, как вы с этим справились.(Учитель показывает полезное ископаемое, а представители от каждой группы называют его).

- Установите и заполните в таблицу свойства полезного ископаемого: твердое или жидкое, цвет, прозрачное или непрозрачное, плотное или рыхлое. Я вам подскажу, горючее ископаемое или нет.


Название полезного ископаемого

Свойства





1 пара – Гранит

1.Твёрдый,

2.Серого или красного цвета,

3. Непрозрачный,

4.Зернистый,

5. Очень прочный


2 пара – Известняк

1.Твёрдый,

2.Белого, серого или жёлтого цвета,

3.Непрозрачный.

4.Плотный


3 пара – Каменный уголь

1.Твёрдый,но хрупкий,

2.Черного цвета, блестит,

3.Горючий


4 пара – Торф

1.Коричневый,

2.Легкий, впитывает влагу ,

3.Непрозрачный,

4.Рыхлый, непрочный, хорошо горит


5 пара – Железная руда

1.Чёрного или бурого цвета,

2.Твёрдое,

3.Непрозрачное,

4.Плотное


6 пара – Песок

1.Твёрдый, сыпучий,

2.Коричневого или желтого цвета,

3.Не горит,

4.В воде не растворяется


7 пара – Глина

1.Твёрдая,

2.Бурого, желтого цвета,

3.Пластичная


8 пара – Нефть

1.Жидкий,

2.Черного цвета,

3.Хорошо горит

Газ – Бесцветный, Прозрачный. Хорошо горит

Показ презентации. Сейчас мы посмотрим презентацию, как добывают эти полезные ископаемые и где их используют. Будьте очень внимательны. А вы потом ответите, какие породы залегают у нас в нашем поселении.

-Назовите, какие полезные ископаемые встречаются у нас ? Как нужно обращаться с дарами природы?


VI. Физминутка

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел,

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется.


VII. Закрепление.

Самостоятельная работа. (Взаимопроверка парами). Затем проверка. 



Название ископаемого

Применяют в строительстве

Делают металл

Используют как топливо

гранит

 

 

 

известняк

 

 

 

нефть

 

 

 

природный газ

 

 

 

глина

 

 

 

песок

 

 

 

торф

 

 

 

железная руда

 

 

 

каменный уголь

 

 

 



Как добывают полезные ископаемые

- Как называются места, где залегают полезные ископаемые?

- Назовите профессию людей, которые отыскивают месторождения полезных ископаемых.

- Какое полезное ископаемое добывают в шахте? ( Каменный уголь.)

- Какие полезные ископаемые добывают в карьере? ( Глину, песок, железную руду, известняк, гранит.)

- Какие полезные ископаемые добывают из скважин? ( Нефть, газ.)

- Почему добывать полезные ископаемые становятся все труднее и труднее?


VII. Рефлексия

- Выполните задание. Догадайтесь, о каком полезном ископаемом идет речь? Впишите название полезного ископаемого в клеточки


Тест

  1. Какое полезное ископаемое горючее?

1)торф 4)глина

2)железо 5)нефть

3)гранит 6)медь

(Ответ: 1,5.)

  1. Какое полезное ископаемое самое прочное?

1)глина 3)известняк

2)торф 4)гранит

(Ответ: 4.)

  1. Что образуется при разрушении гранита?

1)известняк 3)каменный уголь

2)торф 4)песок

(Ответ: 4.)

  1. Какой драгоценный камень является известняком?

1)рубин 3)жемчуг

2)алмаз 4)малахит

(Ответ: 3.)

  1. Камнем плодородия называют:

1)железную руду 3)торф

2)известняк 4)нефть

(Ответ: 3.)

  1. Установите соответствие между полезными ископаемым и способом его добычи.

Каменный уголь Карьер

Нефть Шахта

Глина Скважина


VIII. Подведение итогов урока

- О каком богатстве нашего государства мы сегодня говорили на нашем уроке? (о полезных ископаемых)

- Как нужно относится к подземным богатствам? (бережно, они могут исчерпать себя)

- Какое из подземных богатств мы не можем увидеть? (Газ). Почему? (Он бесцветный и газообразный.)

- Какие полезные ископаемые обладают горючестью? Торф, газ, нефть, каменный уголь)

- Используют в строительстве? (известняк, гранит, глина, песок).

- Поднимите руки, кто для себя открыл что-то новое?

- Кому урок показался интересным?

- Что особенно понравилось?

- Спасибо за активную работу.


Домашнее задание

  1. Учебник с.46-49 прочитать текст и подготовить пересказ.

  2. На карточке