Открытый урок по окружающему миру
Тема урока: Полезные ископаемые
Цель урока: познакомить с разнообразием полезных ископаемых.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать важнейшие полезные ископаемые, объяснять их значение в экономике, осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам, анализировать, делать выводы.
Оборудование: образцы полезных ископаемых.
Ход урока
I. Организационный момент
- Посмотрите друг на друга, пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам желаю интересного урока.
II. Мотивация к учебной деятельности.
Заранее подготовленный ученик читает наизусть стихотворение:
3 клада у природы есть-
Вода, земля и воздух-
3 её основы.
Какая бы ни грянула беда-
Целы они-
Всё возродится снова.
- О каких же 3 кладах говорится в этом стихотворении? ( воде, земле и воздухе)
Актуализация знаний.
Расскажите, как человек использует воздух в экономике?
Если вдруг исчезнет вода, что произойдёт?
А что было бы невозможно без земли?
Что является основой экономики? (природные богатства и труд людей)
IV. Самоопределение к деятельности
- Из чего изготавливают автомобили, самолеты, поезда? ( Из стали, металла.)
- Вот построили автомобили, самолеты, поезда, только они сами не поедут и не полетят. Что еще надо для них? (Бензин, горючее.)
- Из чего делают горючее? (Из нефти.) ( Учитель записывает на доске: сталь, нефть.)
Это полезные ископаемые. Сегодня на уроке будем говорить о полезных ископаемых.
V. Первичное закрепление нового материала.
Беседа
Полезные ископаемые
- От какого слова произошло слово «ископаемые»? ( От слова «копать».)
- Почему они полезные? (Приносят пользу человеку.)
- Прочитайте в учебнике первый абзац текста на с. 46
- Что такое полезные ископаемые? ( Богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве.)
- Назовите жидкое полезное ископаемое.
- Назовите газообразное полезное ископаемое.
2. Практическая работа
( Работа проводится в парах. Учитель раздает детям образцы, предлагает определить полезное ископаемое по атласу-определителю и дополнительному материалу)
У вас на столах в лежат полезные ископаемые. Вы должны будете по атласу определителю и дополнительному материалу узнать название этих пород (гранит, известняк, каменный уголь, торф, железная руда, песок, глина, нефть)
Давайте проверим, как вы с этим справились.(Учитель показывает полезное ископаемое, а представители от каждой группы называют его).
- Установите и заполните в таблицу свойства полезного ископаемого: твердое или жидкое, цвет, прозрачное или непрозрачное, плотное или рыхлое. Я вам подскажу, горючее ископаемое или нет.
Название полезного ископаемого | Свойства |
| |
| |
1 пара – Гранит
1.Твёрдый,
2.Серого или красного цвета,
3. Непрозрачный,
4.Зернистый,
5. Очень прочный
2 пара – Известняк
1.Твёрдый,
2.Белого, серого или жёлтого цвета,
3.Непрозрачный.
4.Плотный
3 пара – Каменный уголь
1.Твёрдый,но хрупкий,
2.Черного цвета, блестит,
3.Горючий
4 пара – Торф
1.Коричневый,
2.Легкий, впитывает влагу ,
3.Непрозрачный,
4.Рыхлый, непрочный, хорошо горит
5 пара – Железная руда
1.Чёрного или бурого цвета,
2.Твёрдое,
3.Непрозрачное,
4.Плотное
6 пара – Песок
1.Твёрдый, сыпучий,
2.Коричневого или желтого цвета,
3.Не горит,
4.В воде не растворяется
7 пара – Глина
1.Твёрдая,
2.Бурого, желтого цвета,
3.Пластичная
8 пара – Нефть
1.Жидкий,
2.Черного цвета,
3.Хорошо горит
Газ – Бесцветный, Прозрачный. Хорошо горит
Показ презентации. Сейчас мы посмотрим презентацию, как добывают эти полезные ископаемые и где их используют. Будьте очень внимательны. А вы потом ответите, какие породы залегают у нас в нашем поселении.
-Назовите, какие полезные ископаемые встречаются у нас ? Как нужно обращаться с дарами природы?
VI. Физминутка
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.
VII. Закрепление.
Самостоятельная работа. (Взаимопроверка парами). Затем проверка.
Название ископаемого | Применяют в строительстве | Делают металл | Используют как топливо |
гранит | | | |
известняк | | | |
нефть | | | |
природный газ | | | |
глина | | | |
песок | | | |
торф | | | |
железная руда | | | |
каменный уголь | | | |
Как добывают полезные ископаемые
- Как называются места, где залегают полезные ископаемые?
- Назовите профессию людей, которые отыскивают месторождения полезных ископаемых.
- Какое полезное ископаемое добывают в шахте? ( Каменный уголь.)
- Какие полезные ископаемые добывают в карьере? ( Глину, песок, железную руду, известняк, гранит.)
- Какие полезные ископаемые добывают из скважин? ( Нефть, газ.)
- Почему добывать полезные ископаемые становятся все труднее и труднее?
VII. Рефлексия
- Выполните задание. Догадайтесь, о каком полезном ископаемом идет речь? Впишите название полезного ископаемого в клеточки
Тест
Какое полезное ископаемое горючее?
1)торф 4)глина
2)железо 5)нефть
3)гранит 6)медь
(Ответ: 1,5.)
Какое полезное ископаемое самое прочное?
1)глина 3)известняк
2)торф 4)гранит
(Ответ: 4.)
Что образуется при разрушении гранита?
1)известняк 3)каменный уголь
2)торф 4)песок
(Ответ: 4.)
Какой драгоценный камень является известняком?
1)рубин 3)жемчуг
2)алмаз 4)малахит
(Ответ: 3.)
Камнем плодородия называют:
1)железную руду 3)торф
2)известняк 4)нефть
(Ответ: 3.)
Установите соответствие между полезными ископаемым и способом его добычи.
Каменный уголь Карьер
Нефть Шахта
Глина Скважина
VIII. Подведение итогов урока
- О каком богатстве нашего государства мы сегодня говорили на нашем уроке? (о полезных ископаемых)
- Как нужно относится к подземным богатствам? (бережно, они могут исчерпать себя)
- Какое из подземных богатств мы не можем увидеть? (Газ). Почему? (Он бесцветный и газообразный.)
- Какие полезные ископаемые обладают горючестью? Торф, газ, нефть, каменный уголь)
- Используют в строительстве? (известняк, гранит, глина, песок).
- Поднимите руки, кто для себя открыл что-то новое?
- Кому урок показался интересным?
- Что особенно понравилось?
- Спасибо за активную работу.
Домашнее задание
Учебник с.46-49 прочитать текст и подготовить пересказ.
На карточке