Открытый урок по окружающему миру в 4 классе
Тема: «Для чего и как мы дышим»
Цели:
Образовательные: формировать у учащихся новые понятия о строении и функциях органов дыхания (газообмене, дыхательных движениях);
Развивающие: продолжить формирование информационной грамотности учащихся, подбирать материал по определенной теме, работать с дополнительными источниками информации, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, отделять новое от известного знания, научным языком выражать свои мысли, осознанно читать научно-популярный текс;
Воспитательные: создать условия для приобретения устойчивой мотивации ведения здорового образа жизни, развивать навыки правильного дыхания.
Формируемые УУД:
познавательные
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
личностные
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
регулятивные
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план.)
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
коммуникативные
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в группах.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Оборудование: ноутбук, интерактивная доска, CD диск «Окружающий мир 4 класс К&М» учебник, рабочая тетрадь, карточки с заданиями, таблица “Органы дыхания”.
ХОД УРОКА
I.Самоопределение деятельности.
- У нас сегодня гости. Поприветствуйте.
II. Проверка дом. задания
- Строение и работу, каких систем органов мы уже с вами изучили?
- Расскажите о строении органов выделения и их роли жизнедеятельности организма человека.
- Оцените выступление.
III. Постановка проблемы.
- Как вы думаете сколько человек может прожить без еды? Почему так долго?
- А без воды? Какие последствия?
- А как долго человек может прожить без воздуха?
- Я бы предложила вам эксперимент, задержать дыхание, но не могу, как вы думаете почему?
- А для чего мы дышим?
- Много ответов, как вы думаете, какой из них верный? Можете ответить однозначно?
- А как проходит процесс дыхания?
- На эти вопросы сегодня мы найдём ответ.
- Так какая же будет тема урока? ("Для чего и как мы дышим")
- Из темы урока давайте сформулируем цели, которые мы поставим перед собой.
Цели:
узнать для чего дышит человек
как происходит дыхание
из каких органов состоит дыхательная система
(Для чего мы изучаем строение организма человека и его жизнедеятельность?)
IV. Актуализация знаний
- Прежде, чем начать поиск ответа, давайте вспомним то, что знаем.
- Назовите основные отличия живых организмов от неживых тел. (питаются, дышат, растут, размножаются, реагируют на окружающую среду)
- А что необходимо живым организмам, чтобы они могли жить, расти, размножаться? (Энергия)
- Откуда берут живые организмы эту энергию? (Из питательных веществ)
- Но получить энергию из питательных веществ, организм может только при помощи кислорода.
V. Совместное открытие знаний. Поиск решения проблемы.
а) - А какая система органов обеспечивает наш организм кислородом? (Органы дыхания)
-Значит одна из функций органов дыхания это … (питание организма кислородом)
- Но это не единственная функция. Предположите, какая ещё?
- Проверьте свои ответы, учебник с.30.
- Так какая же вторая функция?
- А почему нам приходиться дышать постоянно?
- Мы ответили на вопрос: для чего мы дышим.
- Сделайте вывод. (получать кислород, и выводить углекислый газ.)
- Что бы ответить на второй вопрос «как происходит дыхание?»
Познакомимся с органами дыхания.
б) Работа с учебником (Чтение нового материала, беседа)
- Поработайте в группе с материалами учебника с.30-31
- Впишите индивидуально в тетрадь и в общую схему название органов в том порядке, в котором воздух проходит свой путь, попадая в организм. (спикер пишет на листе)
- Давайте проверим. Называйте орган. Проверяем с Космиком. 11 задание.
- Оцените свою работу. Какая группа выполнила свою работу без ошибок?
в)- А теперь давайте уточним, какую работу выполняет каждый орган. (Презентация)
- И так какую работу выполняет носовая полость?
Носовая полость (очищает, согревает, охлаждает, увлажняет)
Гортань (защита дыхательной системы от попадания пищи, образование звуков)
- Как вы понимаете пословицу «Когда я ем я глух и нем»?
Парные губчатые органы
Множество мелких пузырьков – альвеол, густо оплетенных кровеносными сосудами. Здесь происходит обмен газов между кровью и воздухом.
На рисунке изображен обмен газов между лёгочным пузырьком и кровеносным сосудом. Определите частицы каких газов обозначены на рисунке черным цветом, и белым?
- Воздух поступает в лёгкие доставляя кислород, но он так же совершает обратное путешествие. Значит на нашей схеме мы можем поставить и обратные стрелки.
г) - А как воздух попадает в лёгкие?
Космик задание 12
(Вдох – межрёберные мышцы поднимают ребра, диафрагма опускается, объём легких увеличивается- лёгкие расширяются и втягивают воздух
Выдох – мышцы расслабляются диафрагма поднимается, объём лёгких уменьшается и они сокращаясь выталкивают воздух)
- Сделайте вывод как же мы дышим?
д)Как вы думаете, почему после кросса на уроке физ-ры вы дышите чаще, чем сейчас? (больше энергии, больше кислорода)
- Скажите, кашель это хорошо или плохо?
- Найдите ответ в учебнике на с.33
VI. Самостоятельное применение знаний:
ответы на вопросы учебника;
выполнение заданий в рабочей тетради с.11№1,2
проверка
VII. Рефлексия и итог.
а)- Давайте вернёмся к целям нашего урока и проверим достигли мы их или нет?
-Для чего же дышит человек?
- Как происходит дыхание?
- Из каких органов состоит система дыхания?
- Какие правила дыхания вы можете предложить для правильной работы органов дыхания?
б)
Ребята, напишите своё имя, на одной из ступенек лестницы:
1 – испытывал затруднения при работе, чувствовал себя тревожно;
2 – выполнял задания, но мне требовалась помощь, чувствовал себя немного тревожно;
3 –самостоятельно справлялся с заданиями и помогал другим, чувствовал себя комфортно.
VII.Домашнее задание
1. Всем
с. 31 ответить на вопросы, стр.11-12 № 2, 5,6 –т.
2. На выбор
-составить антирекламу курения.
- написать сочинение на тему: «Путешествие Кислородика по моему организму».