Цель урока: создание условий для развития у учащихся умения самостоятельно устанавливать причинно- следственные связи как основа познавательной активности.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
-создание условий для проявления обучающимся интереса к учебному материалу и учебной деятельности.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
совместно с учителем обнаруживать, формулировать учебную проблему и составлять план решения проблемы.
-познавательные УУД:
добывать новые знания: извлекать информацию, предоставленную в разных формах;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знания.
-коммуникативные УУД:
доносить свою позицию до окружающих, высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы;
сотрудничать в совместном решении проблемы;
учиться уважительно относиться к позиции другого.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
-познакомиться с основными оболочками Земли,
-познакомиться с понятием « биосферы и распространением живых организмов в природе,
-научиться приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой.
Организационный момент
- Планета Земля, такая таинственная и неизведанная.( Слайд 1) Сколько тайн хранит она в своих недрах. Сколько загадок нужно раскрыть, чтобы ответить на все вопросы.
- Ребята, вы хотели бы стать сегодня учёными- исследователями ?
Конечно, все открытия делают в научных лабораториях. Там работают профессора, великие учёные, ну а мы сегодня будем юными исследователями.
А что именно мы будем исследовать, вы узнаете, дав общее название предметам на слайде. (Слайд 2)
Актуализация знаний
– Вспомним признаки живых организмов. (Живые организмы могут расти, дышать, питаться, размножаться, умирать.)
– Верно ли утверждение, что все живые организмы обитают на поверхности Земли?
– Так какая же у нас возникает проблема? (Где обитают живые организмы?)
- Что необходимо узнать, чтобы ответить на этот вопрос?
– Давайте составим план урока с помощью опорных слов. (Слайды 3-4)
-Но чтобы ответить на эти вопросы, нам надо провести исследование.
Открытие нового знания
-Из чего состоят тела? (из веществ)
-В каких состояниях находятся вещества в природе?
-Посмотрите на глобус, модель Земли. (Слайд 5)
- Если все вещества находятся в трёх состояниях, то какие оболочки они образуют?
- Какая оболочка существует вокруг Земли? (воздушная оболочка)
-Обозначим её на слайде окружностью голубого цвета. (Слайд 6)
-В каком состоянии находятся вещества в воздушной оболочке? (в газообразном)
– Кто знает, как по-научному называется воздушная оболочка Земли?
- Это слово произошло от слияния двух греческих слов «атмос»-пар и «сфера»-шар.
-Что получилось?
-Какая оболочка на глобусе обозначена синим цветом?(водная)
-Обозначим её на слайде окружностью синего цвета. (Слайд 7)
-Каково состояние водной оболочки? (жидкое)
- Кто знает, как по-научному называется водная оболочка Земли?
- Это слово произошло от слияния двух греческих слов «гидрос»-вода, «сфера»-шар.
-Какое слово получилось? (гидросфера)
-А какая третья оболочка – земля, горные породы, суша?
- Это твёрдое состояние веществ, обозначим его окружностью коричневого цвета. (Слайд 8)
– Может быть, кто-то знает, как по-научному называется твёрдая оболочка Земли?
– Это слово произошло от слияния двух греческих слов «литос»-камень, «сфера»-шар.
-Что получилось? (литосфера)
- Назовите все оболочки Земли.
Работа с учебником.
-Обратимся к материалу учебника. Откройте учебники на странице 22 -23.
-Прочитаем первый абзац.
-Как называется воздушная оболочка Земли?
-Найдите и прочитайте значение атмосферы.
-Именно благодаря наличию атмосферы на Земле создались благоприятные условия для возникновения жизни. Это своебразный кокон, окутывающий нашу землю. Толщина атмосферного слоя – более 500 км от поверхности Земли.
-Прочитаем второй абзац.
-О какой из сфер Земли идёт речь?
-Прочитайте, из чего состоит литосфера.
-Литосфера включает в себя земную кору и часть верхней мантии. Её толщина на суше в среднем колеблется от 35 до 40 км (на равнинных участках) до 70 км (в горных районах).
-Прочитаем третий абзац.
-Как называется водная оболочка Земли?
-Что образует гидросферу?
-97% воды Земли находятся в океанах. Оставшиеся 3% — пресная вода; три четверти пресной воды пребывает в твердом состоянии в форме льда.
-Итак, с какими новыми понятиями мы познакомились?
- А нам пора немного отдохнуть.
Физминутка
-Вот теперь мы сможем ответить на наш основополагающий вопрос: где же живут живые организмы?
-Давайте определим для каждого животного среду его обитания. ( Слайды 9-10)
-Разных животных мы только условно можем связать (с воздухом - птиц, с землёй - червей, кротов, с водой - рыб). Эта связь недостаточно чёткая: птицы гнездятся на земле, морские животные дышат атмосферным воздухом.
-Могут ли все живые организмы планеты обитать только в одной из сфер?
-Давайте подумаем, где живут другие животные?
-Где живёт бегемот?
-Где живёт комар?
-А где живут раки?
-Наши мнения разделились, как узнать, кто прав? Предлагаю прочитать дополнительные сведения об этих животных и определить их среду обитания. Выполняем задание №1 на рабочем листе.
Задание для 1 ряда:
Бегемот
Бегемоты предпочитают неглубокие водоёмы. Плавают и ныряют бегемоты превосходно. Они могут легко передвигаются по дну. Дышат бегемоты воздухом. Выходят на сушу поесть и погреться на солнце. Для жизни бегемоту необходимы и вода, и суша, и воздух.
Задание для 2 ряда:
Комар
Молодость свою он проводит в воде, а зрелость – в воздухе. Самка комара откладывает крохотные яички в воде, из которых образуется личинка. Личинка превращается в куколку. Куколка превращается в комара, который летает в воздухе (атмосфере), а питается кровью животных на земле.
Задание для 3 ряда:
Рак
Речной рак обитает в пресной чистой воде — реках, ручьях и озёрах.
Глубина водоёма должна составлять не менее трёх метров. Раки селятся на твёрдом дне водоема, где нет ила. Днём раки скрываются под камнями или в норах, вырытых на дне либо у берегов под корнями деревьев, закрыв вход клешнями. Ночью они выползают из своих укрытий в поисках пищи.
Проверка по рядам.
-1 ряд : Что интересного вы узнали о бегемоте?
-Какая среда обитания ему нужна?
-Посмотрите на схематическое изображение оболочек Земли на слайде. Как нам показать, что бегемоту нужны все три среды обитания?
– Что вам теперь напоминает эта диаграмма? (Пересечение множеств.)
-2 ряд : Что интересного вы узнали о комарах?
-Какая среда обитания им нужна?
-3 ряд : Что интересного вы узнали о раках?
-Какая среда обитания им нужна?
Итак, мы выяснили, что живые организмы могут обитать:
1) либо в гидросфере, либо в литосфере, либо в атмосфере;
2) на пересечении двух сред;
3) на пересечении трёх сред.
-Как же животные могут жить сразу в трех или двух оболочках?
-Животные в одной оболочке могут жить постоянно, а в других обитать временно.
-А чтобы узнать, где же обитает большинство живых организмов, поработайте над заданием №2 на рабочем листе. (В задании необходимо соединить картинку со средой обитания). Выполните это задание в паре. Определите среду обитания каждого живого организма.
Задание №2:
-Проверим по доске (двигаться будем от рака по часовой стрелке) (Слайд 11)
-Поднимите руку, кто справился с заданием без ошибок?
-Сделайте вывод, где же обитает большинство живых организмов?
Большинство живых организмов встречаются там, где атмосфера, гидросфера и литосфера взаимно проникают друг в друга. Эта область называется биосферой, то есть оболочкой планеты, охваченной жизнью. «Биос» в переводе с греческого языка означает жизнь.(табличка на доске) Она включает в себя около пяти миллионов видов обитателей нашей планеты.
-А теперь мы немного поиграем. Игра называется«Угадай животное по описанию».
-Эти животные обитают в разных частях живой оболочки – биосферы. Попробуйте по их рассказам догадаться, где они живут и кто они такие.
Выполним задание №3 в рабочей тетради на странице 10.
Подведём итог урока.
Проверим себя, выполнив задание №3 на рабочем листе.(задание тестового характера)
Задание №3:
1.Воздушная оболочка Земли - _______________________________
2. Водная оболочка Земли - _______________________________
3. Каменная оболочка Земли - ________________________________
4. В каких оболочках Земли встречается жизнь? ________________________
5. Оболочка Земли, где встречается максимум живых организмов - ________
Проверка.
-Оцените свою работу. Если вы не сделали ни одной ошибки, закрасьте круг красным цветом, если одну- зелёным, в другом случае используйте жёлтый карандаш.
-Поднимите вверх карандаш, которым пользовались.
-Какая из оболочек Земли страдает больше всего от хозяйственной деятельности человека? Докажите.
-Какой бы совет вы могли дать человечеству?
-Я с вами согласна, ребята. И на этот вопрос мы дружно ответим -нет!
Люди! Мир прекрасен. Он создан для нас. Наслаждайтесь тем, что имеете. Посмотрите вокруг. Живёт повсюду красота!
Домашнее задание будет на выбор (Слайд 12)
1. Прочитать материал в учебнике стр. 22-25
2. Выполнить задания в рабочей тетради №1,2 ( стр.9)
3.Составить свои задания - загадки на карточках о любом живом организме, используя знания об их среде обитания.
Рефлексия
Встаньте , на правую ладонь мысленно положите знания, с которыми пришли на урок.
На левую - те, которые получили на уроке. Соедините ладошки в «хлопке», скажите друг другу « спасибо» и улыбнитесь.
- Спасибо за урок, все молодцы!
Используемая литература: