СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира в 3 классе по теме: "Где обитают живые организмы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: создание условий для развития у учащихся умения самостоятельно устанавливать причинно- следственные связи как основа познавательной активности.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

-создание условий для проявления обучающимся интереса к учебному материалу и учебной деятельности.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

совместно с учителем обнаруживать, формулировать учебную проблему и составлять план решения проблемы.

-познавательные УУД:

добывать новые знания: извлекать информацию, предоставленную в разных формах;

перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знания.

-коммуникативные УУД:

доносить свою позицию до окружающих, высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы;

сотрудничать в совместном решении проблемы;

учиться уважительно относиться к позиции другого.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

-познакомиться с основными оболочками Земли,

-познакомиться с понятием « биосферы и распространением живых организмов в природе,

-научиться приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой.

Организационный момент

- Планета Земля, такая таинственная и неизведанная.( Слайд 1) Сколько тайн хранит она в своих недрах. Сколько загадок нужно раскрыть, чтобы ответить на все вопросы.

- Ребята, вы хотели бы стать сегодня учёными- исследователями ?

Конечно, все открытия делают в научных лабораториях. Там работают профессора, великие учёные, ну а мы сегодня будем юными исследователями.

А что именно мы будем исследовать, вы узнаете, дав общее название предметам на слайде. (Слайд 2)

Актуализация знаний

– Вспомним признаки живых организмов. (Живые организмы могут расти, дышать, питаться, размножаться, умирать.)

– Верно ли утверждение, что все живые организмы обитают на поверхности Земли?

– Так какая же у нас возникает проблема? (Где обитают живые организмы?)

- Что необходимо узнать, чтобы ответить на этот вопрос?

– Давайте составим план урока с помощью опорных слов. (Слайды 3-4)

-Но чтобы ответить на эти вопросы, нам надо провести исследование.

Открытие нового знания

-Из чего состоят тела? (из веществ) -В каких состояниях находятся вещества в природе?

-Посмотрите на глобус, модель Земли. (Слайд 5)

- Если все вещества находятся в трёх состояниях, то какие оболочки они образуют?

- Какая оболочка существует вокруг Земли? (воздушная оболочка)

-Обозначим её на слайде окружностью голубого цвета. (Слайд 6)

-В каком состоянии находятся вещества в воздушной оболочке? (в газообразном)

– Кто знает, как по-научному называется воздушная оболочка Земли?

- Это слово произошло от слияния двух греческих слов «атмос»-пар и «сфера»-шар.

-Что получилось?

 

-Какая оболочка на глобусе обозначена синим цветом?(водная)

-Обозначим её на слайде окружностью синего цвета. (Слайд 7)

 -Каково состояние водной оболочки? (жидкое)

- Кто знает, как по-научному называется водная оболочка Земли?

- Это слово произошло от слияния двух греческих слов «гидрос»-вода, «сфера»-шар.

-Какое слово получилось? (гидросфера)

 

-А какая третья оболочка – земля, горные породы, суша?

- Это твёрдое состояние веществ, обозначим его окружностью коричневого цвета. (Слайд 8)

– Может быть, кто-то знает, как по-научному называется твёрдая оболочка Земли?

– Это слово произошло от слияния двух греческих слов «литос»-камень, «сфера»-шар.

-Что получилось? (литосфера)

- Назовите все оболочки Земли.  Работа с учебником.

-Обратимся к материалу учебника. Откройте учебники на странице 22 -23.

-Прочитаем первый абзац.

-Как называется воздушная оболочка Земли?

-Найдите и прочитайте значение атмосферы.

-Именно благодаря наличию атмосферы на Земле создались благоприятные условия для возникновения жизни. Это своебразный кокон, окутывающий нашу землю. Толщина атмосферного слоя – более 500 км от поверхности Земли.

-Прочитаем второй абзац.

-О какой из сфер Земли идёт речь?

-Прочитайте, из чего состоит литосфера.

-Литосфера включает в себя земную кору и часть верхней мантии. Её толщина на суше в среднем колеблется от 35 до 40 км (на равнинных  участках) до 70 км (в горных районах).

-Прочитаем третий абзац.

-Как называется водная оболочка Земли?

-Что образует гидросферу?

-97% воды Земли находятся в океанах. Оставшиеся 3% — пресная вода; три четверти пресной воды пребывает в твердом состоянии в форме льда.

-Итак, с какими новыми понятиями мы познакомились?

- А нам пора немного отдохнуть.

Физминутка

-Вот теперь мы сможем ответить на наш основополагающий вопрос: где же живут живые организмы?

-Давайте определим для каждого животного среду его обитания. ( Слайды 9-10)

-Разных животных мы только условно можем связать (с воздухом - птиц, с землёй - червей, кротов, с водой - рыб). Эта связь недостаточно чёткая: птицы гнездятся на земле, морские животные дышат атмосферным воздухом. -Могут ли все живые организмы планеты обитать только в одной из сфер?

-Давайте подумаем, где живут другие животные?

-Где живёт бегемот?

-Где живёт комар?

-А где живут раки?

-Наши мнения разделились, как узнать, кто прав? Предлагаю прочитать дополнительные сведения об этих животных и определить их среду обитания. Выполняем задание №1 на рабочем листе.

Задание для 1 ряда:

Бегемот

Бегемоты предпочитают неглубокие водоёмы. Плавают и ныряют бегемоты превосходно. Они могут легко передвигаются по дну. Дышат бегемоты воздухом. Выходят на сушу поесть и погреться на солнце. Для жизни бегемоту необходимы и вода, и суша, и воздух.

Задание для 2 ряда:

Комар

Молодость свою он проводит в воде, а зрелость – в воздухе. Самка комара откладывает крохотные яички в воде, из которых образуется личинка. Личинка превращается в куколку. Куколка превращается в комара, который летает в воздухе (атмосфере), а питается кровью животных на земле.

Задание для 3 ряда:

Рак

Речной рак обитает в пресной чистой воде — реках, ручьях и озёрах. Глубина водоёма должна составлять не менее трёх метров. Раки селятся на твёрдом дне водоема, где нет ила. Днём раки скрываются под камнями или в норах, вырытых на дне либо у берегов под корнями деревьев, закрыв вход клешнями. Ночью они выползают из своих укрытий в поисках пищи.

Проверка по рядам.

-1 ряд : Что интересного вы узнали о бегемоте?

-Какая среда обитания ему нужна?

-Посмотрите на схематическое изображение оболочек Земли на слайде. Как нам показать, что бегемоту нужны все три среды обитания?

– Что вам теперь напоминает эта диаграмма? (Пересечение множеств.)

-2 ряд : Что интересного вы узнали о комарах?

-Какая среда обитания им нужна?

-3 ряд : Что интересного вы узнали о раках?

-Какая среда обитания им нужна?

Итак, мы выяснили, что живые организмы могут обитать:

1) либо в гидросфере, либо в литосфере, либо в атмосфере;

2) на пересечении двух сред;

3) на пересечении трёх сред.

-Как же животные могут жить сразу в трех или двух оболочках? -Животные в одной оболочке могут жить постоянно, а в других обитать временно.

-А чтобы узнать, где же обитает большинство живых организмов, поработайте над заданием №2 на рабочем листе. (В задании необходимо соединить картинку со средой обитания). Выполните это задание в паре. Определите среду обитания каждого живого организма.

Задание №2:

-Проверим по доске (двигаться будем от рака по часовой стрелке) (Слайд 11)

-Поднимите руку, кто справился с заданием без ошибок?

-Сделайте вывод, где же обитает большинство живых организмов?

Большинство живых организмов встречаются там, где атмосфера, гидросфера и литосфера взаимно проникают друг в друга. Эта область называется биосферой, то есть оболочкой планеты, охваченной жизнью. «Биос» в переводе с греческого языка означает жизнь.(табличка на доске) Она включает в себя около пяти миллионов видов обитателей нашей планеты.

-А теперь мы немного поиграем. Игра называется«Угадай животное по описанию». -Эти животные обитают в разных частях живой оболочки – биосферы. Попробуйте по их рассказам догадаться, где они живут и кто они такие. Выполним задание №3 в рабочей тетради на странице 10.

Подведём итог урока.

Проверим себя, выполнив задание №3 на рабочем листе.(задание тестового характера)

Задание №3:

1.Воздушная оболочка Земли - _______________________________

2. Водная оболочка Земли - _______________________________

3. Каменная оболочка Земли - ________________________________

4. В каких оболочках Земли встречается жизнь? ________________________

5. Оболочка Земли, где встречается максимум живых организмов - ________

Проверка.

-Оцените свою работу. Если вы не сделали ни одной ошибки, закрасьте круг красным цветом, если одну- зелёным, в другом случае используйте жёлтый карандаш.

-Поднимите вверх карандаш, которым пользовались.

-Какая из оболочек Земли страдает больше всего от хозяйственной деятельности человека? Докажите.

-Какой бы совет вы могли дать человечеству?

-Я с вами согласна, ребята. И на этот вопрос мы дружно ответим -нет!

Люди! Мир прекрасен. Он создан для нас. Наслаждайтесь тем, что имеете. Посмотрите вокруг. Живёт повсюду красота!

Домашнее задание будет на выбор (Слайд 12)

1. Прочитать материал в учебнике стр. 22-25

2. Выполнить задания в рабочей тетради №1,2 ( стр.9)

3.Составить свои задания - загадки на карточках о любом живом организме, используя знания об их среде обитания.

Рефлексия

Встаньте , на правую ладонь мысленно положите знания, с которыми пришли на урок.

На левую - те, которые получили на уроке. Соедините ладошки в «хлопке», скажите друг другу « спасибо» и улыбнитесь.

- Спасибо за урок, все молодцы!

 

Используемая литература:


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!