Тема: «Как помочь птицам зимой»
Вид урока: урок-путешествие
Оборудование: аудиозапись Мелодия зимы, презентация «Как помочь птицам зимой», рабочая тетрадь по окружающему миру, карточки для самооценки (птицы снегирь и ворона), кормушки, корм для птиц (для практической работы в группах).
Тип урока по целеполаганию:
открытия новых знаний на основе жизненного опыта.
Цель урока:
- содействовать обобщению жизненного опыта учащихся по наблюдению за зимующими птицами;
-рассмотреть виды корма для зимующих птиц;
-развивать внимание, память, мышление;
-воспитывать ответственное отношение к природе на примере посильной помощи людей зимующим птицам.
Задачи урока, направленные на формирование универсальных учебных действий:
Личностные универсальные учебные действия :
- формирование интереса к изучению родной природы;
- понимание важности заботы о зимующих птицах;
-повышение уровня мотивации учебной деятельности.
Предметные результаты:
1) Различать по внешним признакам птиц, зимующих в наших краях.
2) Правильно подбирать корм для птиц.
3) Представлять , как изготовить простейшую кормушку.
4) Знать правила подкормки птиц.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
— перерабатывать полученную информацию из учебных пособий, жизненного опыта и новых знаний на уроке;
— наблюдать и делать выводы;
— знать и распознавать на наглядных образцах названия птиц;
Коммуникативные УУД:
— участвовать в диалоге по теме (учитель – ученик; ученик – ученик); — приводить свои примеры из жизненных ситуаций;
— составлять свой небольшой рассказ о помощи птицам зимой.
Регулятивные УУД:
— определять и формулировать цель своей деятельности на каждом этапе урока;
— проговаривать в логической последовательности свои действия;
— учиться делать самооценку своей деятельности на уроке.
Ход урока
1. Организационный момент
Цель: подготовка учащихся к предстоящей работе.
Учитель:
-Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок окружающего мира. Сейчас , не покидая нашего класса мы отправимся в зимний лес, на лесную поляну. А по дороге я расскажу вам сказку.
МЕЛОДИЯ (зимняя)
СКАЗКА:
Сошлись как-то вместе четыре волшебника-живописца: Зима, Весна, Лето и Осень. Сошлись, да и заспорили, кто из них лучше рисует. А в судьи себе выбрали Красное Солнышко. Первой взялась за свою волшебную кисть Зима.
Слайд- 1 «Зимняя поляна»
Ходит она по горам, по долинам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. Белым ровным слоем покрыл снег землю. Поля и лесные поляны теперь, как гладкие чистые страницы какой-то большой книги. Днём идёт снег. Кончится – страницы чистые. Утром придёшь – белые страницы покрыты множеством таинственных значков, чёрточек, точек, запятых. Значит, ночью были тут разные лесные жители.
2. Актуализация знаний
Слайд -2 "Следы птиц"
- Посмотрите ,чьи следы вы видите на снегу на нашей поляне? (Следы птиц)
- Вспомните, кого называют птицами? (животные тело которых покрыто перьями)
- Ребята, о ком мы сегодня будем говорить на уроке? (о птицах)
- А какое сейчас время года? (зима)
- Предположите, о чем пойдет сегодня речь на уроке? (как помочь птицам )
- Дети, а как вы думаете, легко ли приходится птицам зимой? (нет)
- А можем ли мы им помочь и как?
- Какую цель мы поставим перед собой на уроке? (знать, чем можно подкармливать птиц , различать их, делать простую птичью столовую)
Улетели птичьи стаи,
Лес в сугробах до ветвей.
Вот тогда мы и дождались
Наших северных гостей.
Зимний лес не спит, а дремлет,
Серебром окутан весь.
Не покинув эту землю,
Много птиц осталось здесь.
- Вспомните по своим наблюдениям, какие птицы постоянно живут рядом с нами (воробей, ворона, сорока, синица, , галка, поползень, голубь, сорока, дятел.) (не улетают)
- А каких новых птиц вы заметили с наступлением зимы? (снегирь, свиристель, клест)
- Как называют таких птиц ?( зимующими).
-Чем же они питаются зимой? (ягодами, семенами- шишки,
-Рассмотрите птиц.
Слайд 3 "Зимующие и перелетные птицы" (прочитать названия )
А теперь, ребята, мы поиграем с вами в игру. Она называется «Перелетные и зимующие птицы». Если я назову перелетную птицу, вы должны поднять руки вверх. Если я назову зимующую птицу, вы должны похлопать в ладоши.
руки вверх (перел) похлопать (зимующ)
Ласточка ворона
цапля синица
утка , лебедь голубь
воробей, сорока
Молодцы, различить зимующих и перелетных птиц вы сможете я думаю без труда.
3. Постановка учебной задачи
2 ученик
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо!
Слайд 4 "Кормушка (рассматривают)
- Посмотрите внимательно, что вы видите на картинке? (кормушку)
-Сформулируйте тему урока.
Дети: Тема урока — Как помочь птицам зимой.
Слайд 5 "Как помочь птицам зимой"
4. Открытие новых знаний
- Послушайте, ребята, на нашей поляне, кто-то ведёт очень интересную беседу.
Сценка «Клёст и синица» (Ковальчук М, Пулатова И).
— С: Ты, клёст, чего визжишь? Обидели тебя, что ли?
—К: Да нет, синица, это я радуюсь.
— С: Нашёл время радоваться.
—К: Как раз самое время, как раз! У меня в гнезде птенчики вывелись, до чего милы, до чего хороши!
— С: В такой-то мороз? Да они живыми не останутся!
— К: Ещё как будут жить – поживать!Я им еловых семечек таскаю, а мать-клестиха греет их вроде печечки. И тепло, и сытно.
Беседа:
-Почему же радовался клёст? (появились птенчики)
— Чем питаются зимой клесты? (еловыми семенами)
Синица (Ковальчук М):
А я - синица. Меня можно увидеть не только в лесу, но и в парках. Я маленькая, как воробышек. У меня чёрная шапочка, жёлтая грудка, зелёная спинка и острый чёрный клюв. Зимой я охотно поедаю, семена ели, сосны и других растений. Часто прилетаю к вашим балконам и расклёвываю завёрнутые в бумагу продукты. Люблю несолёное сало.
Учитель.
- Ребята, прислушайтесь. Чьи это разговоры слышны?
Диалог Сороки и Снегиря (Снегирь- Сергеева П, Сорока -Епишина Н ). На голове маски
Снегирь: Здорово, Сорока. Где бывала, куда летала?
Сорока: Летом в тёмном лесу жила, осенью — на светлой опушке.
Снегирь: А теперь куда?
Сорока: В деревню, милок, в деревню.
Снегирь: Чем же плохо тебе в лесу?
Сорока: Да как же, милок, да как же. Птичьи гнёзда давно пусты, яичка не стащишь, птенца не схватишь. Всякая живность в лесу спряталась. Пусто нынче там, ограбить и того некого.
Снегирь: Чем же в деревне-то хорошо?
Сорока: Да как же, милок, да как же. У дворовой собачки косточку стяну, на свалке объедочек накопаю. Я — птица не гордая.
Вот какая сорока!
- А что вы знаете о снегире?
Работа в тетради…
- Откройте рабочие тетради на странице 52-53
Работа в парах (можете помочь соседу)
Вы должны отгадать загадку и найти рисунок этой птицы в тетради и закрасить соответствующий кружок зеленым цветом…
1.Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика.
(Синица) слайд.6
2.По дереву — вниз головой! —
Бежит в одежде голубой…
(Поползень) слайд.7
3.Чернокрылый, красногрудый,
Не боится он простуды —
С первым снегом
Тут как тут!
(Снегирь) слайд 8
4.Мне едою служат крошки.
Я хитер и шаловлив,
Суетлив,
Чив-чив!
(Воробей) слайд 9
Молодцы, хорошо запомнили зимующих птиц.
Физминутка .
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится.
Прыг-скок, прыг-скок.
Завертелась как волчок.
Вот присела на минутку
Почесала клювом грудку
И с дорожки - на плетень
Тири - тири, тень-тень-тень!!!
-Отгадайте загадку!
-Что за стол среди берез
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом. (Кормушки)
Слайд -10
— Чем питаются птицы и что они любят?
слайд-11
-Почему рябину, боярышник, калину называют "природной столовой"?
5. Закрепление. Применение полученных знаний
Обед для птиц
- Практическая работа по группам.
Каждой группе надо составить обед для особой птицы.
Вкусы-то у них все разные!
Посмотрите на птиц, которые у вас на парте, составьте для них меню и угостите.
( Дети делятся на 2 группы по рядам. К 1 ряду прилетел снегирь. Ко второму ряду прилетела синичка.
У каждой группы раздаточный материал (в коробочке): семена тыквы, сухари, конфетки (мелкие), ягоды рябины, кусочки сала, пшено.
1 ряд — снегирь (семечки, тыквы)
2 ряд — синица (несоленое сало, белые сухарики)
— Почему именно эти лакомства вы выбрали? (они им подходят)
— Молодцы, вы все справились с заданием.
-Давайте посмотрим, какие кормушки бывают.
Слайд 12, 13, 14, 15. показать кормушки реальные
Памятка "Как подкармливать птиц"
-Какие правила надо соблюдать при кормлении птиц в кормушке?
1. Развешивайте кормушки в спокойных для птиц местах.
2. Следите, чтобы корм в кормушке был постоянно.
3. Кормушки нужно держать в чистоте.
4. Следите, чтобы в кормушке не было снега.
5. Помните, что основные зимние корма: семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жаренные, не солёные), сушёные ягоды боярышника, шиповника, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир. Нельзя давать чёрный хлеб.
Теперь мы знаем какие бывают кормушки, из чего их можно изготовить своими руками, а самое главное узнали как следить правильно за "птичьей столовой".
7. Рефлексия
Слайд 16
- Нам не унять метели, не растопить снега,
но чтобы птицы пели – это в наших руках.
Подведение итогов.
- Вспомните, какую цель мы ставили перед собой в начале урока?- Справились мы с этой задачей?
- Теперь вы сможете сделать кормушки птицам и правильно подобрать им корм.
- Скорей на помощь дети!!
Вот в этот самый трудный час.
Спасенья птицы ждут от нас!
Кормите их, согрейте!!!
Повести домик на суку.
Рассыпьте крошки на снегу.
И оживут бедняжки.
По небу весело скользя
Взлетят пернатые друзья,
И пропоют чирикая,
СПАСИБО, ВАМ, ВЕЛИКОЕ!!!
На этом наш урок окончен.
Всем спасибо за внимание!!!