СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по окружающему миру 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по окружающему миру 4 класс "Полезные ископаемые Ярославской области"

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по окружающему миру 4 класс»

Тема урока: "Полезные ископаемые. Закрепление. Полезные ископаемые Ярославской области"

Тип урока: комбинированный (с использованием регионального компонента).

Цель урока: продолжить формирование географических представлений у младших школьников в процессе ознакомления с природой родного края; расширить представление детей о полезных ископаемых, их использовании; познакомить школьников с полезными ископаемыми Ярославской области и их месторождениями.

Задачи урока:

Предметные:

  • обобщить знания учащихся о полезных ископаемых (ребята должны вспомнить: что мы называем полезными ископаемыми, на какие группы их можно разделить, по каким признакам);

  • сформировать у детей представление о полезных ископаемых родного края – Ярославской области; научить их работать с топографической картой Ярославской области, ориентируясь по знакам и условным обозначениям;

  • продолжить формирование у детей знаний о природе родного края.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • развивать у детей умение ставить перед собой конкретную цель и совместно с учителем находить эффективные способы её реализации, опираясь на имеющийся у младшего школьника опыт;

  • развивать у детей умение планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации (на основе усвоения алгоритма работы по описанию полезного ископаемого);

  • развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания и объективно анализировать и оценивать собственную работу и работу своих одноклассников.

Познавательные:

  • развивать у детей умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; осуществлять анализ и синтез;

  • развивать у детей аналитические способности, память, внимание, наблюдательность, последовательность рассуждений и их доказательность.

Коммуникативные:

  • развивать у младших школьников умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и следовать им; строить сотрудничество с одноклассниками и учителем; совершенствовать работу в группе.

Личностные:

  • воспитывать у младших школьников умение предельно внимательно слушать учителя и одноклассников.

Оборудование:

  • учебник (под редакцией Поглазовой О.Т.); "карточка-помощница" для каждой группы; раздаточный материал; электронная презентация, подготовленная в программе Microsoft PowerPoint; мультимедийный проектор, экран.

Ход урока

1. Организационный момент

(Звучит запись песни “Наш край”.)

– Почему сегодня наш урок начался так необычно? Как вы думаете, почему прозвучала это песня? (Потому что говорить сегодня мы будем о нашем крае.)

– Да, совершенно верно. 

2.Сообщение темы и цели урока

- А как называется наш родной край? (Ярославская область)

- В нашей области очень много рек и озер. Перечислите реки и озера нашей области. (Озеро Неро, Плещеево озеро, Рыбинское водохранилище, река Волга, река Которосль, река Сара, река Устье…)

- А как вы думаете, какие еще богатства есть в нашей области? (полезные ископаемые)

- Предположите, какая будет тема нашего урока. (Полезные ископаемые нашего края)

- Какие задачи мы поставим на сегодняшнем уроке? (Вспомнить, что такое полезные ископаемые, узнать какими полезными ископаемыми богат наш край)

- На прошлом уроке мы познакомились с полезными ископаемыми и узнали об их свойствах. Напомните, пожалуйста, что такое полезные ископаемые? (Полезные ископаемые – это все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с ее поверхности и используют в хозяйстве. Полезные ископаемые – это горные породы и минералы, которые образуются в недрах Земли и которые человек, добывая, может использовать для своих нужд.)

- А почему их называют полезными?

- Можно ли обойтись без полезных ископаемых? (дети высказывают свои предположения).

- Скажите, а кто занимается поиском, полезных ископаемых? (Геологи)

- Правильно. Для своих маршрутов они выбирают неисследованные, необжитые места. Среди снаряжения любого геолога можно обязательно найти три вещи: полевой дневник – главный документ экспедиции, который хранят как зеницу ока, геологический молоток и компас.

-Я приглашаю вас в геологическую экспедицию. Вашим неотъемлемым снаряжением будет ручка, листы для записей и карта.

В экспедицию отправятся три геологических  отряда.

Каждый отряд будет заниматься исследованием полезных ископаемых, составлением отчета о проделанной работе. Я прошу всех взять с собой наблюдательность, любознательность, находчивость, выручку и взаимопомощь, т. к. выручка и взаимопомощь – необходимые качества при работе командой в любой экспедиции.

- Давайте вспомним правила работы в группе. (доска)

3. Актуализация знаний учащихся

- Проверим готовность отрядов к экспедиции.

1 - На какой планете мы живём?

2 – Что находится на поверхности земли?

3 – Что находится в ее недрах?

-Я рада, что все отряды готовы. Отправляемся в экспедицию

4. Практическая работа.

- Давайте подготовим наши глаза к выполнению важной работы.

Физкультминутка. (гимнастика для глаз)

- Во время экспедиции каждый отряд нашел полезные ископаемые. (раздаю образцы пород). Исследуйте, что это за ископаемое и расскажите о нем по плану.

План.

1.Название полезного ископаемого______________________________

2. Основное свойство ________________________

3. Использование и значение _______________________________________

1 отр – гранит.

Свойства: твёрдый, зернистый, прочный.

Использование: фундамент зданий, набережные, памятники, метро.

2 отр – уголь.

Свойства: твёрдый, хрупкий, горит, тяжелее воды.

Использование: топливо, лекарство.

3отр – песок.

Свойства: рыхлый, сыпучий, не растворяется в воде.

Использование: строительство дорог, изготовление цемента, бетона, стекла.

(Отчёт групп по заданию, оценка)

- Молодцы. А сейчас давайте отдохнём.

Физкультминутка.

-А теперь мы совершим маленькое путешествие по родному краю и узнаем, какие полезные ископаемые есть в нем.

-Вам предстоит выполнить одно интересное задание: узнать по описанию полезное ископаемое Ярославской области.

1 отр.

-легкий, впитывает влагу, хорошо горит;

-служит для удобрения полей, для подстилок скоту, для отапливания помещений;

-образуется из остатков растений на болотах (торф)

2 отр.

-Плотный камень, тяжелее воды, вскипает под действием уксусной кислоты

- используется в строительстве, в качестве удобрения;

- мел используется в школе;

-во многих местах по обрывистым берегам рек можно найти беловато – серый камень (известняк)

3 отр.

- это ископаемое обладает пластичностью;

- используется для изготовления кирпича, посуды, цветочных горшков, ваз;

- образуется в природе при разрушении гранита. (глина)

5. Самостоятельная работа.

- Рассмотрите карту Ярославской области и назовите, какие ещё полезные ископаемые есть в нашем крае.

- Теперь каждому отряду необходимо подготовить отчет о проделанной работе: каждый из вас должен выбрать себе задание, с которым он может справиться.

1 – отгадать кроссворд

2 – заполнить таблицу

По горизонтали:



1




2







1. Гранит

3













3. Мел














4. Песок






4








5. Газ


5












6. Нефть














8. Руда







6



7


















По вертикали:










8

9



1. Глина














2. Известняк














7. Торф














9. Уголь














По горизонтали:

  1. Он очень прочен и упруг,
    Строителям – надёжный друг:
    Дома, ступени, постаменты
    Красивы станут и заметны.

  1. Этот мастер белый-белый
    В школе не лежит без дела
    Пробегает по доске,
    Оставляет белый след.

  2. Он очень нужен детворе,
    Он на дорожках во дворе,
    Он и на стройке и на пляже,
    И он в стекле расплавлен даже.

  3. На кухне у мамы помощник отличный.
    Он синем цветком расцветает от спички.

  4. Без неё не бежит ни такси, ни мотоцикл,
    Не поднимется ракета. Отгадайте, что же это?

  1. Она варилась долго в доменной печи.
    На славу получились ножницы, ключи…

По вертикали:

  1. Если встретишь на дороге,
    То увязнут сильно ноги.
    А сделать миску или вазу -
    Она понадобится сразу.

  2. Покрывают им дороги,
    Улицы в селении,
    А ещё он есть в цементе.
    Сам он – удобрение.

  1. Росли на болоте растения,
    Стали топливом и удобрением.

  1. Он чёрный, блестящий,
    Людям помощник настоящий.
    Он несёт в дома тепло,
    От него кругом светло,
    Помогает плавить стали,
    Делать краски и эмали.

2 – Заполни таблицу

Полезные ископаемые

твердые

жидкие

газообразные













- Проверьте себя. Если задание выполнено, верно, нарисуйте весёлый смайлик. Если были ошибки, грустный смайлик. Экспедиция наша завершилась. Сдайте свои отчеты.

- Ребята, подумайте, можно ли восстановить полезные ископаемые, которые образовывались в недрах нашей планеты в течение многих миллионов лет?

- Когда-нибудь они закончатся – истощатся. Поэтому богатства земных недр необходимо использовать очень экономично.

6. Работа с учебником

- Прочитайте в учебнике, как же человечество предполагает решать эти проблемы? (Стр.99-100)

7. Подведение итогов урока.

- Давайте с вами поговорим о ваших чувствах и впечатлениях. Легко ли вы справились со всеми заданиями? Где вы испытали затруднения?
- Какие задачи мы поставили в начале урока?

- Как вы думаете, справились ли мы на уроке с поставленной задачей?

-Так можно ли обойтись без полезных ископаемых?


Вывод: Полезные ископаемые – это такие богатства, которые нельзя восстановить. Можно очистить реку, затратив очень много сил, времени, энергии, можно посадить новый лес, на месте вырубленного. Можно получить потомство от редких животных в зоопарке или в заповеднике. Но использованные месторождения полезных ископаемых снова создать невозможно. Ведь они образовались в недрах земли за многие миллионы лет! Поэтому необходимо очень экономно использовать подземные богатства.

Вы все были дружными, активными, проявили смекалку, ум, творчество. И все вы заслуживаете благодарности. Спасибо вам за работу!

8. Домашнее задание

Подготовить сообщение (доклад, презентация) об одном из полезных ископаемых Ярославской области.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!