Тема урока: "Полезные ископаемые. Закрепление. Полезные ископаемые Ярославской области"
Тип урока: комбинированный (с использованием регионального компонента).
Цель урока: продолжить формирование географических представлений у младших школьников в процессе ознакомления с природой родного края; расширить представление детей о полезных ископаемых, их использовании; познакомить школьников с полезными ископаемыми Ярославской области и их месторождениями.
Задачи урока:
Предметные:
обобщить знания учащихся о полезных ископаемых (ребята должны вспомнить: что мы называем полезными ископаемыми, на какие группы их можно разделить, по каким признакам);
сформировать у детей представление о полезных ископаемых родного края – Ярославской области; научить их работать с топографической картой Ярославской области, ориентируясь по знакам и условным обозначениям;
продолжить формирование у детей знаний о природе родного края.
Метапредметные:
Регулятивные:
развивать у детей умение ставить перед собой конкретную цель и совместно с учителем находить эффективные способы её реализации, опираясь на имеющийся у младшего школьника опыт;
развивать у детей умение планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации (на основе усвоения алгоритма работы по описанию полезного ископаемого);
развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания и объективно анализировать и оценивать собственную работу и работу своих одноклассников.
Познавательные:
развивать у детей умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; осуществлять анализ и синтез;
развивать у детей аналитические способности, память, внимание, наблюдательность, последовательность рассуждений и их доказательность.
Коммуникативные:
Личностные:
Оборудование:
учебник (под редакцией Поглазовой О.Т.); "карточка-помощница" для каждой группы; раздаточный материал; электронная презентация, подготовленная в программе Microsoft PowerPoint; мультимедийный проектор, экран.
Ход урока
1. Организационный момент
(Звучит запись песни “Наш край”.)
– Почему сегодня наш урок начался так необычно? Как вы думаете, почему прозвучала это песня? (Потому что говорить сегодня мы будем о нашем крае.)
– Да, совершенно верно.
2.Сообщение темы и цели урока
- А как называется наш родной край? (Ярославская область)
- В нашей области очень много рек и озер. Перечислите реки и озера нашей области. (Озеро Неро, Плещеево озеро, Рыбинское водохранилище, река Волга, река Которосль, река Сара, река Устье…)
- А как вы думаете, какие еще богатства есть в нашей области? (полезные ископаемые)
- Предположите, какая будет тема нашего урока. (Полезные ископаемые нашего края)
- Какие задачи мы поставим на сегодняшнем уроке? (Вспомнить, что такое полезные ископаемые, узнать какими полезными ископаемыми богат наш край)
- На прошлом уроке мы познакомились с полезными ископаемыми и узнали об их свойствах. Напомните, пожалуйста, что такое полезные ископаемые? (Полезные ископаемые – это все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с ее поверхности и используют в хозяйстве. Полезные ископаемые – это горные породы и минералы, которые образуются в недрах Земли и которые человек, добывая, может использовать для своих нужд.)
- А почему их называют полезными?
- Можно ли обойтись без полезных ископаемых? (дети высказывают свои предположения).
- Скажите, а кто занимается поиском, полезных ископаемых? (Геологи)
- Правильно. Для своих маршрутов они выбирают неисследованные, необжитые места. Среди снаряжения любого геолога можно обязательно найти три вещи: полевой дневник – главный документ экспедиции, который хранят как зеницу ока, геологический молоток и компас.
-Я приглашаю вас в геологическую экспедицию. Вашим неотъемлемым снаряжением будет ручка, листы для записей и карта.
В экспедицию отправятся три геологических отряда.
Каждый отряд будет заниматься исследованием полезных ископаемых, составлением отчета о проделанной работе. Я прошу всех взять с собой наблюдательность, любознательность, находчивость, выручку и взаимопомощь, т. к. выручка и взаимопомощь – необходимые качества при работе командой в любой экспедиции.
- Давайте вспомним правила работы в группе. (доска)
3. Актуализация знаний учащихся
- Проверим готовность отрядов к экспедиции.
1 - На какой планете мы живём?
2 – Что находится на поверхности земли?
3 – Что находится в ее недрах?
-Я рада, что все отряды готовы. Отправляемся в экспедицию
4. Практическая работа.
- Давайте подготовим наши глаза к выполнению важной работы.
Физкультминутка. (гимнастика для глаз)
- Во время экспедиции каждый отряд нашел полезные ископаемые. (раздаю образцы пород). Исследуйте, что это за ископаемое и расскажите о нем по плану.
План. 1.Название полезного ископаемого______________________________ 2. Основное свойство ________________________ 3. Использование и значение _______________________________________ |
1 отр – гранит.
Свойства: твёрдый, зернистый, прочный.
Использование: фундамент зданий, набережные, памятники, метро.
2 отр – уголь.
Свойства: твёрдый, хрупкий, горит, тяжелее воды.
Использование: топливо, лекарство.
3отр – песок.
Свойства: рыхлый, сыпучий, не растворяется в воде.
Использование: строительство дорог, изготовление цемента, бетона, стекла.
(Отчёт групп по заданию, оценка)
- Молодцы. А сейчас давайте отдохнём.
Физкультминутка.
-А теперь мы совершим маленькое путешествие по родному краю и узнаем, какие полезные ископаемые есть в нем.
-Вам предстоит выполнить одно интересное задание: узнать по описанию полезное ископаемое Ярославской области.
1 отр. -легкий, впитывает влагу, хорошо горит; -служит для удобрения полей, для подстилок скоту, для отапливания помещений; -образуется из остатков растений на болотах (торф) |
2 отр. -Плотный камень, тяжелее воды, вскипает под действием уксусной кислоты - используется в строительстве, в качестве удобрения; - мел используется в школе; -во многих местах по обрывистым берегам рек можно найти беловато – серый камень (известняк) |
3 отр. - это ископаемое обладает пластичностью; - используется для изготовления кирпича, посуды, цветочных горшков, ваз; - образуется в природе при разрушении гранита. (глина) |
5. Самостоятельная работа.
- Рассмотрите карту Ярославской области и назовите, какие ещё полезные ископаемые есть в нашем крае.
- Теперь каждому отряду необходимо подготовить отчет о проделанной работе: каждый из вас должен выбрать себе задание, с которым он может справиться.
1 – отгадать кроссворд
2 – заполнить таблицу
По горизонтали: | | | 1 | | | | 2 | | | | | | |
1. Гранит | 3 | | | | | | | | | | | | |
3. Мел | | | | | | | | | | | | | |
4. Песок | | | | | | 4 | | | | | | | |
5. Газ | | 5 | | | | | | | | | | | |
6. Нефть | | | | | | | | | | | | | |
8. Руда | | | | | | | 6 | | | 7 | | | |
| | | | | | | | | | | | | |
По вертикали: | | | | | | | | | | 8 | 9 | | |
1. Глина | | | | | | | | | | | | | |
2. Известняк | | | | | | | | | | | | | |
7. Торф | | | | | | | | | | | | | |
9. Уголь | | | | | | | | | | | | | |
По горизонтали: Он очень прочен и упруг, Строителям – надёжный друг: Дома, ступени, постаменты Красивы станут и заметны. Этот мастер белый-белый В школе не лежит без дела Пробегает по доске, Оставляет белый след. Он очень нужен детворе, Он на дорожках во дворе, Он и на стройке и на пляже, И он в стекле расплавлен даже. На кухне у мамы помощник отличный. Он синем цветком расцветает от спички. Без неё не бежит ни такси, ни мотоцикл, Не поднимется ракета. Отгадайте, что же это? Она варилась долго в доменной печи. На славу получились ножницы, ключи… | По вертикали: Если встретишь на дороге, То увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу - Она понадобится сразу. Покрывают им дороги, Улицы в селении, А ещё он есть в цементе. Сам он – удобрение. Росли на болоте растения, Стали топливом и удобрением. Он чёрный, блестящий, Людям помощник настоящий. Он несёт в дома тепло, От него кругом светло, Помогает плавить стали, Делать краски и эмали. |
2 – Заполни таблицу
Полезные ископаемые |
твердые | жидкие | газообразные |
| | |
| | |
| | |
| | |
- Проверьте себя. Если задание выполнено, верно, нарисуйте весёлый смайлик. Если были ошибки, грустный смайлик. Экспедиция наша завершилась. Сдайте свои отчеты.
- Ребята, подумайте, можно ли восстановить полезные ископаемые, которые образовывались в недрах нашей планеты в течение многих миллионов лет?
- Когда-нибудь они закончатся – истощатся. Поэтому богатства земных недр необходимо использовать очень экономично.
6. Работа с учебником
- Прочитайте в учебнике, как же человечество предполагает решать эти проблемы? (Стр.99-100)
7. Подведение итогов урока.
- Давайте с вами поговорим о ваших чувствах и впечатлениях. Легко ли вы справились со всеми заданиями? Где вы испытали затруднения?
- Какие задачи мы поставили в начале урока?
- Как вы думаете, справились ли мы на уроке с поставленной задачей?
-Так можно ли обойтись без полезных ископаемых?
Вывод: Полезные ископаемые – это такие богатства, которые нельзя восстановить. Можно очистить реку, затратив очень много сил, времени, энергии, можно посадить новый лес, на месте вырубленного. Можно получить потомство от редких животных в зоопарке или в заповеднике. Но использованные месторождения полезных ископаемых снова создать невозможно. Ведь они образовались в недрах земли за многие миллионы лет! Поэтому необходимо очень экономно использовать подземные богатства.
Вы все были дружными, активными, проявили смекалку, ум, творчество. И все вы заслуживаете благодарности. Спасибо вам за работу!
8. Домашнее задание
Подготовить сообщение (доклад, презентация) об одном из полезных ископаемых Ярославской области.