У: Помимо отдельных слов русской лексики в современном языке есть ещё и лексика фольклорная (рисует схему на доске, а студенты в тетради: фольклорная лексика: пословицы, поговорки, фразеологизмы, афоризмы).Пословицы и поговорки живут в речи народа уже много веков. Родились они в глубокой древности и отражают все стороны жизни людей. Собирать и записывать пословицы и поговорки стали очень давно. (слайд 4) Самым знаменитым собирателем пословиц стал Владимир Иванович Даль (1801-1872). Свою жизнь он посвятил собиранию пословиц по всей России. Он записывал пословицы и поговорки от крестьян, ремесленников и солдат и систематизировал их по различным тематикам. Владимир Иванович Даль создал капитальный труд – четыре тома «Толкового словаря живого великорусского языка», где привел множество пословиц и поговорок. Пословица играла и продолжает играть важную роль в жизни людей. Пословица и поговорка – это отражение народного сознания. Через использование пословицы люди осваивают окружающий мир. Метко и к месту сказанная пословица может заменить одно целое или несколько предложений, использование в речи пословиц важно и обязательно. Давайте сравним два образных высказывания, а вы попробуйте определить, где пословица, а где поговорка: «Без труда –не вытащишь и рыбку из пруда»,«Судьба – злодейка, жизнь –копейка» - Давайте запишем определение в тетрадь с вами дадим определение пословице и поговорке» (слайд 5) Изучение нового материала. Работа с определениями и терминами ПОГОВОРКА - образное выражение, оборот речи, метко определяющий какое-либо явление жизни; в отличие от пословицы лишена обобщающего поучительного смысла. («Еле-еле душа в теле», «И стар, и мал», «Что крестьяне, то и обезьяне», «Хороша Маша – да не наша»). ПОСЛО́ВИЦА — краткое образное выражение с назидательным смыслом. Пословица часто имеет одновременно и буквальный и переносный (образный) план. Пословица может выполнять самые разные функции: подтверждать какой-либо жизненный факт (именно так бывает), давать оценку (это хорошо, а то плохо), рекомендовать, как поступать в том или ином случае (действуй так, а не иначе) и т. д. (Приведите пример пословиц) Что посеешь, то и пожнешь, цени по заслугам, а не по услугам, слово не воробей, вылетит – не поймаешь. Пословицы и поговорки – это не одно и тоже, пословица – учит, а поговорка констатирует факт. Закрепление изученного: (слайд 6) Для того, чтобы вы активизировали свою память и творческое мышление предлагаю вам осуществить фрагментарный лексический анализ, но в игровой форме «Перевертыши». Вопрос к учащимся: узнайте пословицы и поговорки в искаженном виде: (слайд 7, 8, 9, 10, 11) - Враги не знают друг друга в счастье (Друзья познаются в беде) - Чужие штаны подальше от себя (Своя рубашка ближе к телу) - Безделье неумеху не страшится (Дело мастера боится) - Чижа романами угощают. (Соловья баснями не кормят) - Умный умного не слышит близко. (Дурак дурака видит издалека) «Одним словом» Вопрос к учащимся: замените поговорки одним словом: - На попятный двор (отказаться). - Заткнуть за пояс. (победить) - При царе Горохе. (давно) - Хоть шаром покати. (пусто) - Легок на помине. (быстрый) - У черта на куличиках. (далеко) - Яблоку негде упасть. (тесно) - Как снег на голову. (неожиданно) - Ни к селу ни к городу. (невпопад) «Откуда пословица?». Вопрос к учащимся: из какого источника появилась пословица? - Битый не битого везет. - Кому вершки, а кому корешки. - А воз и ныне там. - А ларчик просто открывался. «Закончи пословицу и поговорку» (пословицы на слайде) Занимательная грамматика (записываем в тетрадь правильный ответ, потом обсуждаем) мини-тест У: Таким образом, в русском языке в одном из немногих, огромное количество Пословиц и поговорок, как вы думаете а в других языках? С какими сферами общественной жизни связаны эти малые формы фольклора? (слайды с темами пословиц), записывают темы пословиц в тетрадь (слайды с 12 по 16) | Подведение итогов занятия. Рефлексия. Активные методы закрепления учебного материала (поисково-проблемный метод) |