СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по русскому языку на тему : "Все падежи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку на тему : "Все падежи"»

Конспект урока.

Предмет: русский язык

Класс: 3

Дата проведения: 16.02.2024 год.

Тема: «Все падежи имён существительных».

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений.

Цель урока: развивать умения определять падеж имён существительных по вопросу и предлогу, закреплять знания о системе падежей русского языка.

Планируемые результаты:

Предметные: научатся распознавать падеж имен существительных по вопросам, предлогам и вспомогательному слову, научатся употреблять имена существительные в заданной падежной форме, работать с алгоритмом; закрепят знания о правописание слов с безударными гласными в корне, проверяемых ударением, слов с парными глухими и звонкими согласными, слов с непроизносимыми согласными.

Метапредметные:

  • Регулятивные УУД: формулируют познавательную цель, контролируют себя и своих товарищей, проводят коррекцию знаний.

  • Коммуникативные УУД: сотрудничают с учителем и одноклассниками, работают в группах, в парах, опираясь на помощь товарищей, умеют аргументировать свое предложение, убеждать и уступать, правильно выражают свою мысль.

  • Познавательные УУД: находят и выделяют необходимую информацию, развивают речь и орфографическую зоркость, навыки грамотного письма , делают выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Личностные: выполняют учебные действия, оценивают свои достижения на основе критерии успешности, адекватное понимают причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.

Методы обучения:

Словесные (беседа, фронтальный опрос).

Наглядные (демонстрационный материал, карточки для индивидуальной работы).

Практические (упражнения).

Поисковые (частично-поисковые).

Самостоятельная работа учеников.

Форма работы: Групповая, парная, индивидуальная.

Средства обучения (оборудование): учебник (В.П.Канакина, В.Г.Горецкий «Русский язык» 3 класс, в 2-х частях, 2 часть, М.: Просвещение, 2015г.), карточки для парной, групповой и самостоятельной работ, сигнальные карточки (для рефлексии), компьютер, мультимедийный проектор, презентация по теме урока.







Ход урока


  1. Организационный момент . СЛАЙД 1

— Ребята, сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Поздоровайтесь!

  • Спасибо, будем надеяться, что настроение наших гостей улучшилось и

они с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются нашим успехам.






  • Встаньте прямо, расправьте плечи, подарите мне свою улыбку. Я желаю вам хорошей плодотворной работы.

Дети: Все сумели мы собраться, СЛАЙД 2

За работу дружно взяться.

Будем думать, рассуждать,

Можем мы урок начать.

  • Садитесь!

  • Чтобы наш урок прошел интересно и мы многому научились, для этого вы должны быть активными, старательными, внимательными, наблюдательными.

  • Как вы понимаете, что такое старание? ( Прилагать усилия).

  • Что такое внимание? (Быть сосредоточенным).

  • Правильно, это возможное слагаемое нашего успеха.

Учитесь очень старательно,

И не забывайте во всем быть внимательными.


  1. Актуализация знаний. Постановка цели и задач урока.

  1. Минутка чистописания

  • Чтобы буквы сегодня ложились на строку правильно и красиво, мы сделаем пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика. (Упражнение «Замок», разогреем наши пальчики, покатав ручку между ладонями) . СЛАЙД 3




  • Вспомним девиз письма: «Красиво пишет тот, кто правильно сидит». Проверьте свою посадку. Теперь откройте свои тетради и запишите число и вид работы. СЛАЙД 4

Ручка, ручка, не спеши,

Аккуратненько пиши.

СЛАЙД 5 Буквосочетание – ело, его. (Cамооценка) Подчеркните простым карандашом буквосочетание, которое на ваш взгляд, получилось лучше других.


  1. Орфографическая минутка

  • Вставьте пропущенную букву, назовите орфограмму и проверочное слово (устно). Запишите слова. СЛАЙД 6 – 12

Л…сица, пе…он, пого...ка, тра…ка, грус…ный, ша...ка.

исица, перрон, погодка, травка, грустный, шапка.). СЛАЙД 13

  • С одним из записанных слов составьте предложение и выделите грамматическую основу. (Фронтальная проверка)

  • Обведите карандашом вставленные буквы. (И, Р, Д, В, Т, П) СЛАЙД 14

  • Что это за буквы? (Первые буквы в названии падежей.).

  • Как вы думаете почему они пришли к нам на урок? Кто - нибудь догадался  какая у нас будет тема урока? («Падежи имён существительных»). СЛАЙД 15

  • Какую цель мы можем поставить? (Повторить все падежи). СЛАЙД 16

  • И как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (Упражняться в определении падежей имён существительных).

  • Каждому ученику очень важно научиться изменять существительные по вопросам и определять падежи.





  1. Работа по теме урока. Обобщение и систематизация знаний.

  • Сегодня мы продолжаем с вами путешествие по стране, которая изучает части речи – морфологии. СЛАЙД 17

  • Наш поезд следует по городу «Имя существительное». СЛАЙД 18

  • Что вы можете рассказать об именах существительных?

Закончи фразу:

Имя существительное – это ………

Имена существительные бывают ……(Одушевленные – неодушевлённые, собственные – нарицательные)

Имя существительное имеет – ……. (Род (ж.р, м.р, ср.р))

Имя существительное изменяются …….(По числам и падежам).


  • Следующая остановка «Склонение». СЛАЙД 19

  • Что такое склонение? (Изменение существительных по падежам)

  • Мы вышли из поезда и оказались в волшебном лесу. Как здесь красиво! СЛАЙД 20 (на экране картинка)

  • А вот и первый сказочный герой. СЛАЙД 21

  • Это – старичок - моховичок.

  • А почему его так зовут можно узнать, восстановив стихотворение. Вставьте слово МОХ в стихотворение, изменяя форму слова по смыслу.


  1. Работа со стихотворением (Вставить слово, изменяя форму слова по смыслу.)

Жил на свете старичок-моховичок, СЛАЙД 22

Из мха он сделал пиджачок,

Он валенки из мха скатал

И сплел он гамачок.

Он мхом зеленым укрывался,

Он сочным, нежным мхом питался,

Во мхах он жил, и не тужил, СЛАЙД 23

Он мхам спасибо говорил,

Но был он очень одинок

Тот старичок-моховичок.

И вот однажды в лесу приключилась беда

И больше не жить спокойно моховичку никогда… СЛАЙД 24

Старуха-Зеленуха все падежи из дома выселила, в лесу все перепутались: названия, вопросы, слова-помощники. А обратно поселить Моховичок падежи не может.

  • Поможем ему, ребята!

  1. Составление таблицы: « Признаки падежей». (Работа в группах).

Игра «Дом падежей». СЛАЙД 25

(На столах лежит модель «Домика падежей», в конвертах карточки: названия падежей, вспомогательные слова, вопросы, предлоги с которыми употребляются падежи).

(Класс делится на группы, вклеивают карточки по модели)

Падеж

Вспомогательное слово

Вопросы

Предлоги





(Ответственные групп презентуют работу группы).




  1. Знакомство с правилом. (стр. 58)

  • Нужно узнавать что – то новое каждый день, поэтому даже на сегодняшнем уроке закрепления изученного мы узнаем новую информацию о падежах.

  • Откройте учебник на (стр. 58) и прочитайте правило.

(Именительный падеж единственного числа – это начальная форма имени существительного. Все падежи, кроме именительного, называются косвенными падежами).

  • Кто может рассказать, что нового мы только что узнали?



  1. Работа со словом из словаря.

  • Сегодня мы выучим ещё одно словарное слово, а что это за слово, вы узнаете, разгадав ребус СЛАЙД 26

  • Найдите слово вокруг в орфографическом словаре.

  • Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.

  • Запомните написание этого слова.

  • Молодцы, ребята! Пришло время отдохнуть.



  1. Физкультминутка

Звучит музыка «Повторяй движение». СЛАЙД 27







Физкультминутка



  1. Закрепление изученного.

  • Мы оказались на прекрасной поляне. Здесь вас ждут новые интересные задания. СЛАЙД 28


  1. Работа с пословицами. Игра: «Займёмся делом».

  1. Лексическая работа СЛАЙД 29

  • Прочитайте пословицы. Как вы понимаете их значение?

Делу время, потехе час.

Языком не спеши, а делом не ленись.

  • Определите падеж в слове ДЕЛО.

  • Но для начала вспомним алгоритм определения падежей имен существ.



НАДО СЛАЙД 30

  1. Найти слово, к которому относится имя существительное;

  2. Поставить от него нужный вопрос;

  3. По вопросу и предлогу определить падеж;

Если затрудняетесь в определении падежа – поставьте слова-подсказки.

СЛАЙД 31 Делу время, потехе час. (Время (Чему?) делу. (Д.п.) )

Языком не спеши, а делом не ленись. (Не ленись (Чем?) делом. (Т.п)).


  1. Письмо по памяти. Запишите любую пословицу в тетрадь по памяти, укажите падеж имени существительного ДЕЛО.


Взаимопроверка – поменялись тетрадями, проверили работу товарища. Поставьте оценку простым карандашом.

Без ошибок – 5.

1 –2 ошибки – 4.

3 – 4 ошибки – 3.

5 и более ошибок – 2.


  • Поднимите руки те, чей сосед получил - 5, 4, 3.


  1. Работа в парах.





Стихи про падежи.





1. Предлогов с детства не люблю,

С собою рядом не терплю

Мои вопросы кто? и что?

Ни с чем не спутает никто. (Именительный падеж).

(Есть), (Кто? Что?). (Не употребляется с предлогами)


2. Кого же нет? Я очень беспокоюсь, чего же нет?

Отправлюсь я на поиск

Прошу друзья, скорее помогите!

И как зовут меня, скажите! (Родительный падеж)

(Нет), (Кого? Чего?), (Без, у , от, до, из, для, с, возле)


3. Я работаю старательно

Кому отдать? К чему призвать?

Лишь только я могу сказать с предлогом «К» и «По» порой дружу

Но и один гулять хожу. (Дательный падеж)

(Даю), (Кому? Чему?), (К, по)


4. Кого винить мне видно сразу!

Пусть каждый здесь

Запомнит эту фразу

Ведь я важней министра! Все это знают тут!

А ну скорей скажите, Как меня зовут? (Винительный падеж)

(Вижу), (Кого? Что?), (Через, по, в, во, на, за, под)


5. Творите чем? Творите с кем?

Я подскажу вам - нет проблем!

Предлогам «перед», «под» и «над»

В любой момент я очень рад. (Творительный)

(Любуюсь) (Кем? Чем?), (Над, за, под, перед, с, со, между)


6. Мне без предлогов свет не мил

Пусть будет «в», и «о», и «при» -

Ты их случайно не сотри!

Тогда смогу я рассказать

О чем мечтаешь и в чем гулять. (Предложный падеж)

(Думаю), (О ком? О чем?), (При, о, об, на, в, во).


  1. Итог урока.

  • Подошло к концу время остановки на станции «Склонение». Чтобы войти в поезд и отправиться дальше, надо обобщить наши знания.

  • Скажите, в чём упражнялись мы на уроке русского языка? ( Мы упражнялись в определении падежей имён существительных).

  • Как называются все  падежи кроме  Именительного? (Косвенные).

  • Что значит изменить существительное по падежам? (Изменить по вопросам)

  • Почему каждый падеж имеет по два вопроса? (Вопросы одушевленных и неодушевленные имен существительных)

  • Ребята, наше знакомство с падежами на этом не заканчивается, они будут нас сопровождать на протяжении всего школьного пути. И уже совсем скоро мы будем учиться определять падеж имени прилагательного.




Выставление отметок с комментированием.

  • Закончился наш урок русского языка, все старались, кто как мог, и сейчас я хочу выставить оценки за работу на уроке.


  1. Рефлексия

Услышим скоро мы звонок.

Пора заканчивать урок.

  • А сейчас давайте попробуем оценить, насколько мы справились с изучением темы «Падеж имени существительного».

  • У каждого из вас на столах лежат сигнальные карточки трёх цветов.

  • Проанализируйте свою работу на уроке и поднимите, пожалуйста, одну из них.

СЛАЙД 32

  1. Зелёного цвета те, кто уверен в том, что понял данную тему.

  2. Желтого цвета – те, кто знают падежи, но имеют затруднения с их определением.

  3. Красного цвета – тот кто до сих пор не смог разобраться с падежами.


Домашнее задание:

  • Откройте дневники и запишите домашнее задание. Упр. 104 стр. 58

  • Какие вопросы по д/з?

  • Что нужно выполнить в этом упражнении?

Учитель: Закончился наш урок русского языка, все старались, кто как мог, и сейчас я хочу, чтобы вы сами оценили свою работу на уроке.

Красный круг – недоволен своей работой.

Жёлтый круг – есть над чем работать.

Зелёный круг – доволен своей работой.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!