Ι. Актуализация знаний. II. Формулирование проблемы, планирование деятельности. III. Открытие новых знаний. ΙV. Развитие умений – применение знания. V. Итог урока. VI. Домашнее задание. VII. Рефлексия. | - Здравствуйте, ребята. Я, королева из государства Морфология. СЛАЙД 1 - Я принесла вам волшебную шкатулку. Давайте попробуем вместе его открыть (пытается ключом открыть шкатулку). - Не получается. Он у нас с секретом. Нам с вами нужно сегодня на уроке разгадать его тайну и тогда он откроется. - А для этого необходимо выполнить все задания. Минутка чистописания. Проблемная ситуация. На доске: ап бр ве гд дм ее ёт - Ребята, на доске записаны буквосочетания. Откроем тетради и запишем их в тетради. (вспомнить правила посадки во время письма). - Посмотрите внимательно ещё раз на буквосочетания. - Если из каждого буквосочетания взять по одной букве, то получится слово. - Подумайте, какое это слово? - К какой части речи относится слово предмет - Значит, с какой частью речи будем работать на уроке? - Докажем, что слово «предмет» имя существительное. - А для этого вспомним, что мы уже знаем об имени существительном? СЛАЙД 2 На слайде появляется знак вопроса. -Всё ли мы знаем об имени существительном? - С какой целью мы повторили всё, что знаем об имени существительном? - В русском языке, в том числе и у существительного много тайн и наша задача – раскрыть ещё одну тайну данной части речи. - Ребята, если вы помните, я Королева из государства Морфология. -В моей стране жили имена существительные. И были они настолько похожи друг на друга, что я их часто путала и объявила, что награжу того, кто придумает, как различать имена существительные. И вскоре придумали признак, по которому стали различать существительные. Что же это за признак и на какие группы разделились все существительные? Попробуем ответить на этот вопрос с вами? - А помогут нам слова – гости сегодняшнего урока. - Но пока они нам неизвестны. Ведь сегодня мы с вами открываем секреты имени существительного. СЛАЙД 3 На слайде написаны слова: Дедушка, мама, сестра, папа, бабушка, сын, брат, внучка, дядя, тётя, прадедушка, прабабушка. - На какие 2 группы мы разделим эти слова? (по ходу называния слова появляются на экране) -Вот мы и получили две разные группы имён существительных. - Какие это группы? - По какому же признаку они разделены? (карточка на слайде над словами) СЛАЙД 4 - С какой целью мы разделили имена существительные на 2 группы? - Правильно, молодцы ребята. В русском языке имена существительные бывают мужского и женского рода. - Как вы думаете, род имён существительных мы можем поменять? - Значит, род имён существительных какой признак? - Ребята, а все эти слова как мы можем сказать одним словом? - Как члены семьи относятся друг к другу? - Как вы думаете, класс можно назвать семьёй? - Значит как вы должны относиться друг к другу? - Как вы скажите книга чья? - Стол – чей? СЛАЙД 5 - Чтобы определить род любого слова, существуют слова – подсказки: для женского рода ОНА, МОЯ; для мужского – ОН, МОЙ. - Прочитаем четверостишие хором. (щёлкнуть 2 раз) - С какой целью мы должны запомнить слова – подсказки он мой, она моя? Работа по учебнику. - Ребята, откроем учебники на с. 22 упр. 231. - Как вы думаете, с какой целью мы будем выполнять это упражнение? - Правильно, молодцы. - Прочитай слова. - Это одушевлённые или неодушевлённые имена существительные? (щёлкнуть 3 раз) - Определи с помощью слов – подсказок он мой, она моя, какие из них мужского рода, а какие женского. Запиши слова в два столбика. Выделите окончания. РАУНД ТЭЙБЛ (учащиеся по очереди выполняют письменную работу по кругу на одном на команду листе бумаги). – 1 мин. - Начинает записывать партнёр №1. - Ответы зачитывают партнёры №3. - Выделите окончания. (секундомер) СЛАЙД 7 - Ребята, внимательно посмотрите на окончания, которые вы выделили. Что вы заметили? - Правильно, молодцы ребята. На доску вывесить алгоритм. М.р. | Ж.р. | Он мой - | Она моя - а - я | - С какой целью мы выполнили это упражнение? - Молодцы. Физкультурная минутка. Слайд «Роботы» - А сейчас мы с вами выполним упр. 232 на с.22 - С какой целью мы будем выполнять это упражнение? СЛАЙД 8 Учитель читает задание в учебнике. - Определи, верно, ли имена существительные мужского и женского рода распределены по столбикам. Спиши, обозначь в словах орфограммы. - Выполним это упражнение самостоятельно. (1 щелчок) - Посмотрите внимательно на экран. Проверьте написанное. - Если есть ошибки исправьте. - Посмотрите внимательно на слайд. -Прочитаем задание. - Определим род имён существительных. - Какие затруднения возникли? (3 щелчок) -Какие слова не относятся ни к мужскому , ни к женскому роду? (4 щелчок) - Какие слова подсказки можем поставить? -Слова, которые не относятся ни к мужскому, ни к женскому роду называются словами среднего рода. - Выделим окончания. -Какой вывод можем сделать? (3 алгоритм) - Запишем эти слова в третий столбик. - С какой целью мы выполнили это упражнение? - Молодцы, правильно. - Какой секрет русского языка мы открыли на уроке? СЛАЙД 9 - Какие слова-подсказки для определения рода имён существительных мы узнали? СЛАЙД 10 - Ещё раз хором прочитаем стихотворение. - Удалось ли узнать новый секрет имени существительного? - А сейчас мы снова попробуем открыть наш волшебный сундучок. Учитель проворачивает ключ в замке, открывает сундук и достаёт оттуда карандаш, ручку и зеркало. - Какого рода существительное карандаш? - А слово ручка? - А зеркало? - Какой секрет был в сундуке? - Ребята, у вас на партах лежат картинки. Нужно выйти к доске и расположить их правильно. Выставление оценок. СЛАЙД 11 Придумать по 10 слов мужского, женского и среднего рода. - У вас на партах лежат смайлики. Оцените свою работу на уроке и дорисуйте своё настроение. - Поднимите, пожалуйста, смайлики. - Я благодарю всех вас за активную работу на уроке. Всем большое спасибо. | - Это слово предмет. - Слово предмет относится к имени существительному. - Мы будем работать с именем существительным. -Имя существительное: -самостоятельная часть речи; -обозначает предмет; -отвечает на вопросы кто? и что?; -бывает одушевлённым и неодушевлённым; -бывает собственным и нарицательным; -изменяется по числам. - Нет. - чтобы узнать ещё что-то новое и неизвестное. 1 группа: Дедушка папа сын брат дядя прадедушка 2 группа: мама сестра бабушка внучка тётя прабабушка мужчины и женщины. Этот признак - род. - Мы разделили имена существительные на 2 группы, чтобы определить род. - Нет. - Род имён существительных постоянный признак. - Семья. - Уважительно, любят друг друга. - Да. - Книга – она моя. - Стол – он мой. - Мы будем выполнять это упражнение, чтобы определить род имён существительных. - Один из учащихся читает. (колокольчик, польза, рассвет, алфавит, язык, суббота, коллекция, живопись). - Это неодушевлённые имена существительные. Колокольчик рассвет алфавит язык Польза суббота коллекция живопись - Имена существительные мужского рода имеют нулевое окончание; имена женского рода имеют окончание –а, - я. - Мы выполнили это упражнение чтобы определить род имён существительных и узнали что имена существительные мужского рода имеют нулевое окончание, а женского рода – а, - я. - чтобы правильно определить мужской и женский род имён существительных. - Мужской род – он мой, женский род – она моя, средний род – оно моё. - Да. - Слово карандаш мужского рода. - Слово ручка женского рода. - Слово зеркало среднего рода. - Имена существительные могут быть мужского, женского и среднего рода. Дети дорисовывают улыбку. | Метапредметные: познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний; - находить ответы на вопросы, используя информацию регулятивные: - овладевать умением прогнозировать; -высказывать своё предположение на основе имеющихся знаний коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Личностные: - определять общие для всех правила поведения Предметные: - определять род имён существительных Метапредметные: познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания) регулятивные: - высказывать своё предположение коммуникативные: - точно и полно выражать свои мысли; - слушать и понимать речь других познавательные: - строить речевое высказывание в устной форме; - делать обобщение, искать и выделять необходимую информацию регулятивные: - отличать верно выполненное задание от неверного Метапредметные: регулятивные: работать по предложенному плану; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль познавательные: - ориентироваться в учебнике; - уметь сравнивать коммуникативные: -слушать и понимать речь других Личностные: -устанавливать связь между целью деятельности и её результатом. Метапредметные: регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно ещё усвоить; коммуникативные: - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |