СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по русскому языку по теме: «Имена существительные мужского, женского и среднего рода»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку по теме: «Имена существительные мужского, женского и среднего рода»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение» «Журавлинская средняя школа»





















Открытый урок по русскому языку по теме: «Имена существительные мужского, женского и среднего рода»















Подготовила и провела:

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Суюнова Л.А.



2024 г.

Тема урока ; Имена существительные мужского, женского и среднего рода. Цель: развитие умения определять род имён существительных мужского, женского и среднего рода.

Задачи:

Образовательные: систематизировать знания учащихся о признаках имени существительного как части речи, способствовать развитию орфографической зоркости, устной и письменной речи учащихся. 

Коррекционно-развивающие: способствовать развитию мыслительных процессов (анализ, сравнение, обобщение), психических процессов (память, внимание).

Воспитательные: прививать правила культуры поведения во время работы в паре, способствовать созданию доброжелательной атмосферы в классе.

Здоровьесберегающие: корректировать психофизическую деятельность (дозирование нагрузки, смена видов деятельности, проведение физкультурных пауз, доброжелательная атмосфера, создание ситуации успеха).

Проблема: как определить род имён существительных.

Тип урока: открытие новых знаний.

Предметные результаты: научиться определять род имен существительных.

Метапредметные результаты:

познавательные - самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, ориентироваться в разнообразии способов решения задач; выбирать наиболее эффективные способы решения задач;

регулятивные - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

коммуникативные - определять общую цель и пути ее достижения, строить понятные для партнёра высказывания, осуществлять взаимный контроль

Личностные результаты: самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения. Признавать важность учёбы и познания нового, понимать зачем выполнять те или иные учебные действия, проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения учебных задач. Оборудование: ИКТ- презентация, шкатулка, алгоритм определения рода имён существительных.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.

























































































































II. Формулирование проблемы, планирование деятельности.







































III. Открытие новых знаний.





















































































































ΙV. Развитие умений – применение знания.





































































































































































































































































V. Итог урока.





























































VI. Домашнее задание.





VII. Рефлексия.


- Здравствуйте, ребята. Я, королева из государства Морфология.

СЛАЙД 1

- Я принесла вам волшебную шкатулку. Давайте попробуем вместе его открыть (пытается ключом открыть шкатулку).

- Не получается. Он у нас с секретом. Нам с вами нужно сегодня на уроке разгадать его тайну и тогда он откроется.

- А для этого необходимо выполнить все задания.

Минутка чистописания.

Проблемная ситуация.

На доске: ап бр ве гд дм ее ёт

- Ребята, на доске записаны буквосочетания. Откроем тетради и запишем их в тетради. (вспомнить правила посадки во время письма).

- Посмотрите внимательно ещё раз на буквосочетания.

- Если из каждого буквосочетания взять по одной букве, то получится слово.

- Подумайте, какое это слово?





- К какой части речи относится слово предмет







- Значит, с какой частью речи будем работать на уроке?







- Докажем, что слово «предмет» имя существительное.

- А для этого вспомним, что мы уже знаем об имени существительном?

СЛАЙД 2





































На слайде появляется знак вопроса.

-Всё ли мы знаем об имени существительном?

- С какой целью мы повторили всё, что знаем об имени существительном?





- В русском языке, в том числе и у существительного много тайн и наша задача – раскрыть ещё одну тайну данной части речи.

- Ребята, если вы помните, я Королева из государства Морфология.

-В моей стране жили имена существительные. И были они настолько похожи друг на друга, что я их часто путала и объявила, что награжу того, кто придумает, как различать имена существительные. И вскоре придумали признак, по которому стали различать существительные. Что же это за признак и на какие группы разделились все существительные? Попробуем ответить на этот вопрос с вами?

- А помогут нам слова – гости сегодняшнего урока.

- Но пока они нам неизвестны. Ведь сегодня мы с вами открываем секреты имени существительного.

СЛАЙД 3

На слайде написаны слова: Дедушка, мама, сестра, папа, бабушка, сын, брат, внучка, дядя, тётя, прадедушка, прабабушка.

- На какие 2 группы мы разделим эти слова?

















(по ходу называния слова появляются на экране)













-Вот мы и получили две разные группы имён существительных.

- Какие это группы?

- По какому же признаку они разделены?



(карточка на слайде над словами)

СЛАЙД 4

- С какой целью мы разделили имена существительные на 2 группы?







- Правильно, молодцы ребята. В русском языке имена существительные бывают мужского и женского рода.

- Как вы думаете, род имён существительных мы можем поменять?

- Значит, род имён существительных какой признак?



- Ребята, а все эти слова как мы можем сказать одним словом?

- Как члены семьи относятся друг к другу?





- Как вы думаете, класс можно назвать семьёй?

- Значит как вы должны относиться друг к другу?

- Как вы скажите книга чья?

- Стол – чей?

СЛАЙД 5 - Чтобы определить род любого слова, существуют слова – подсказки: для женского рода ОНА, МОЯ; для мужского – ОН, МОЙ.

- Прочитаем четверостишие хором.

(щёлкнуть 2 раз)

- С какой целью мы должны запомнить слова – подсказки он мой, она моя?

Работа по учебнику.

- Ребята, откроем учебники на с. 22 упр. 231.

- Как вы думаете, с какой целью мы будем выполнять это упражнение?











- Правильно, молодцы.

- Прочитай слова.













- Это одушевлённые или неодушевлённые имена существительные?



(щёлкнуть 3 раз)

- Определи с помощью слов – подсказок он мой, она моя, какие из них мужского рода, а какие женского. Запиши слова в два столбика. Выделите окончания.



РАУНД ТЭЙБЛ (учащиеся по очереди выполняют письменную работу по кругу на одном на команду листе бумаги). – 1 мин.

- Начинает записывать партнёр №1.

- Ответы зачитывают партнёры №3.

- Выделите окончания.

(секундомер)



СЛАЙД 7

- Ребята, внимательно посмотрите на окончания, которые вы выделили. Что вы заметили?















- Правильно, молодцы ребята.

На доску вывесить алгоритм.

М.р.

Ж.р.

Он мой

-

Она моя

- а - я




- С какой целью мы выполнили это упражнение?



























- Молодцы.

Физкультурная минутка.

Слайд «Роботы»

- А сейчас мы с вами выполним упр. 232 на с.22

- С какой целью мы будем выполнять это упражнение?









СЛАЙД 8

Учитель читает задание в учебнике.

- Определи, верно, ли имена существительные мужского и женского рода распределены по столбикам. Спиши, обозначь в словах орфограммы.

- Выполним это упражнение самостоятельно.

(1 щелчок)

- Посмотрите внимательно на экран. Проверьте написанное.

- Если есть ошибки исправьте.

- Посмотрите внимательно на слайд.

-Прочитаем задание.

- Определим род имён существительных.

- Какие затруднения возникли?

(3 щелчок)

-Какие слова не относятся ни к мужскому , ни к женскому роду?

(4 щелчок)

- Какие слова подсказки можем поставить?

-Слова, которые не относятся ни к мужскому, ни к женскому роду называются словами среднего рода.

- Выделим окончания.

-Какой вывод можем сделать?

(3 алгоритм)

- Запишем эти слова в третий столбик.

- С какой целью мы выполнили это упражнение?



- Молодцы, правильно.

- Какой секрет русского языка мы открыли на уроке?

СЛАЙД 9

- Какие слова-подсказки для определения рода имён существительных мы узнали?











СЛАЙД 10

- Ещё раз хором прочитаем стихотворение.



- Удалось ли узнать новый секрет имени существительного?

- А сейчас мы снова попробуем открыть наш волшебный сундучок.

Учитель проворачивает ключ в замке, открывает сундук и достаёт оттуда карандаш, ручку и зеркало.

- Какого рода существительное карандаш?





- А слово ручка?





- А зеркало?





- Какой секрет был в сундуке?











- Ребята, у вас на партах лежат картинки. Нужно выйти к доске и расположить их правильно.

Выставление оценок.



СЛАЙД 11

Придумать по 10 слов мужского, женского и среднего рода.



- У вас на партах лежат смайлики. Оцените свою работу на уроке и дорисуйте своё настроение.















- Поднимите, пожалуйста, смайлики.



- Я благодарю всех вас за активную работу на уроке. Всем большое спасибо.





















































- Это слово предмет.

- Слово предмет относится к имени существительному.



- Мы будем работать с именем существительным.











-Имя существительное:

-самостоятельная часть речи;

-обозначает предмет;

-отвечает на вопросы кто? и что?;

-бывает одушевлённым и неодушевлённым;

-бывает собственным и нарицательным;

-изменяется по числам.





- Нет.



- чтобы узнать ещё что-то новое и неизвестное.

























































1 группа:

Дедушка

папа

сын

брат

дядя

прадедушка

2 группа:

мама

сестра

бабушка

внучка

тётя

прабабушка





мужчины и женщины.

Этот признак - род.





- Мы разделили имена существительные на 2 группы, чтобы определить род.







- Нет.





- Род имён существительных постоянный признак.

- Семья.



- Уважительно, любят друг друга.



- Да.





- Книга – она моя.

- Стол – он мой.

























- Мы будем выполнять это упражнение, чтобы определить род имён существительных.



- Один из учащихся читает. (колокольчик, польза, рассвет, алфавит, язык, суббота, коллекция, живопись).

- Это неодушевлённые имена существительные.













Колокольчик

рассвет

алфавит

язык



Польза

суббота

коллекция

живопись

- Имена существительные мужского рода имеют нулевое окончание; имена женского рода имеют окончание –а, - я.













- Мы выполнили это упражнение чтобы определить род имён существительных и узнали что имена существительные мужского рода имеют нулевое окончание, а женского рода – а, - я.













- чтобы правильно определить мужской и женский род имён существительных.















































































- Мужской род – он мой, женский род – она моя, средний род – оно моё.



- Да.



















- Слово карандаш мужского рода.

- Слово ручка женского рода.

- Слово зеркало среднего рода.

- Имена существительные могут быть мужского, женского и среднего рода.

































Дети дорисовывают улыбку.















Метапредметные:

познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний;

- находить ответы на вопросы, используя информацию

регулятивные:

- овладевать умением прогнозировать;

-высказывать своё предположение на основе имеющихся знаний

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Личностные:

- определять общие для всех правила поведения





























































































Предметные:

- определять род имён существительных

Метапредметные:

познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания)

регулятивные:

- высказывать своё предположение

коммуникативные:

- точно и полно выражать свои мысли;

- слушать и понимать речь других

познавательные:

- строить речевое высказывание в устной форме;

- делать обобщение, искать и выделять необходимую информацию

регулятивные:

- отличать верно выполненное задание от неверного









































































































































Метапредметные:

регулятивные:

работать по предложенному плану;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль

познавательные:

- ориентироваться в учебнике;

- уметь сравнивать

коммуникативные:

-слушать и понимать речь других









































































































































































































































































































Личностные:

-устанавливать связь между целью деятельности и её результатом.

Метапредметные:

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно ещё усвоить;

коммуникативные:

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!